Тренинг Техники управления эмоциями. Эмоции – ( от фр. emotion - чувство ) психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Advertisements

ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Выполнила: студентка 2 курса З гр. Донгак О.А.
Чувства и эмоции
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Роль эмоций в жизни человека. Эмоции (от лат. «emotion» волнение) это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Выполнил: Чернышов М.М.. Цель: Дать представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Возникновение эмоций и возможность контроля эмоциональных состояний человека Автор: Есипова Зося 9 «а» Руководитель: Шалимова Елена Георгиевна.
Эмоциональный мир личности План урока: 1) Понятие эмоции 2) Функции эмоций 3) Виды и назначения эмоциональных процессов в жизни человека 4) Значение.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Как научиться говорить «НЕТ»? Родительское собрание Социально-психологическая служба ОУ 845.
Переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познаёт или делает (в широком значении). Отражают.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Транксрипт:

тренинг Техники управления эмоциями

Эмоции – ( от фр. emotion - чувство ) психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, своеобразно-выраженное и своеобразно-переживаемое отношение человека к окружающему миру.

Эмоции возникли в процессе эволюции - как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Ч. Дарвин Самая старая по происхождению и простейшая форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Общая характеристика эмоциональных состояний носят ситуативный характер и выражают субъективную оценку человека к определенной ситуации ; способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях ; эмоции тесно связаны с мотивацией, при высокой мотивации реакция человека становится неадекватной ( закон Йорка - Додсона ); выделяются четыре базисные ( исходные ) эмоции : радость ( удовольствие ), страх, гнев и удивление ; Изард выделяет 10 чистых эмоций : вина, страх, страдание ( горе ), удовольствие ( радость ), интерес, удивление, стыд, триада агрессии - отвращение, презрение, гнев ; большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.

Эмоции различаются в зависимости от их качества : 1. по знаку : положительные – связанные с удовлетворение жизненно - важных потребностей ( радость, восторг, восхищение ); отрицательные – неудовлетворенность жизненно - важных потребностей ( досада, гнев, злость, печаль, обида, страх ); 2. по уровню глубины ( глубокие, неглубокие ) и интенсивности : нейтральные – отсутствует выраженная эмоция, человек реагирует на предметы дифференцированно, в зависимости от значимости ; умеренные – эмоции начинают влиять на познавательные процессы ( ошибки восприятия, искажения в словах, внешне выразительные движения ); высокий – эмоция направляет действие человека ( ведет за собой ) – гнев, ревность, нежность, радость ; максимальный – отключение всех не эмоциональных механизмов регулирующих деятельность ( аффекты – паника, ярость, отчаяние, экстаз );

Эмоции различаются по их влиянию на деятельность человека : астенические – состояния которые стимулируют деятельность ( любовь, радость, гнев, восторг ); аастенические – состояния, которые тормозят деятельность ( печаль, горе, страх, разочарование, и т. п.)

Общие закономерности чувств и эмоций 1. Обобщенность и возможность переноса - чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. 2. Притупляемость чувств - под влиянием длительно действующих раздражителей 3. Взаимодействие и контрастность - чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. 4. Суммация - чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. 5. Замещаемость и компенсаторная переключаемость эмоций - неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты. 6. Экспрессия эмоций и чувств - внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица ( мимика ), мышц тела ( пантомимика, жесты, поза, осанка ), изменениями тона голоса, темпа речи.

Экспрессия – способность внешне выражать эмоциональное состояние Эмоции субъективны, переживаются внутренне, их трудно объяснить словами и описать : о переживаемом состоянии можно узнать по внешне выразительным движениям ( мимика, визуальный контакт, жесты, поза, походка, пространственное расположение и т. д.); более информативно лицо ( мимика - глаза, брови, рот ); эмоционально - выразительные движения – выполняют функцию общения между людьми, т. е. сообщают о состоянии говорящего и его отношении к тому что происходит ; базисные эмоции ( радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление ) универсальны и имеют одинаковый набор экспрессивных знаков в разных культурах ;

Шесть шагов управления эмоциями : Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь Выбирать. Одни эмоции лучше подходят для одних ситуаций, другие для других Управлять интенсивностью эмоции - слабая, средняя, сильная Трансформировать эмоцию - переключение модальности Проявлять или выражать эмоцию – найти подходящее место и время Реагировать

Приемы самозащиты в стрессе Остро негативная форма стресса - дистресс ( от англ. distress - горе, истощение ) - опасен для жизни, но при австрессе (" хорошем " стрессе ) отрабатываются адаптационные механизмы индивида. Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Таковыми являются : рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта вне ­ запности ; снижение психотравматического воздействия стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения ; прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. переключение каналов ( аудиальный, визуальный, кинестетический ) дыхательная медитация прогрессивная мышечная релаксация медитация сканирования тела практика концентрации внимательности метод визуализации Йога и тайцзицюань

ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЬ : Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Позволить событиям проходить мимо Ходить вокруг да около - не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду Ни к месту извиняться мягким, неустойчивым голосом Быть нечетким, избегать прямого взгляда Избегать телесных контактов - отступить от других, сутулить плечи Моргать или смеяться при выражении гнева Прикрывать рот рукой Использовать фразы : « Если это не будет слишком затруднительно для Вас » и « Но все равно делайте, что хотите...»

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Защищает свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это нарушает права другого человека ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Вторжение в пространство других людей Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд Родительские жесты Угрозы : « Лучше поосторожней », « Если ты не...», « А ну - ка...» и др. Прерывания : « Да что ты говоришь », « Не будь дураком » и др. Оценивающие комментарии

Ассертивное поведение Уважать себя и других людей и отвечать за свои действия и свой выбор ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Активное слушание Твердый, спокойный голос Прямой контакт глаз Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела Громкость голоса, подходящая к ситуации Использование : « Я », « Я люблю, хочу...», « Я не хочу...» Фразы сотрудничества : « А что Вы думаете по этому поводу ?» Подчеркнутые утверждения заинтересованности : « Мне бы очень хотелось...»

БАЗОВЫЕ ПРАВА АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей. У меня есть право выражать свои чувства У меня есть право выражать свои мнения и убеждения У меня есть право говорить « да » или « нет » У меня есть право менять свое мнение У меня есть право сказать « Я не понимаю » У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей У меня есть право просить о чем - то других У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их У меня есть право быть нелогичным, принимая решения У меня есть право сказать « Мне все равно » У меня есть право быть несчастным или счастливым

Техники снижающие напряжение Подчеркивание общность Подчеркивание значимости Вербализация чувства это избавление от него Закон Джемса - Ланге : Мы печалимся, потому что плачем, Сердимся, потому что наносим удар, Пугаемся потому, что дрожим, А НЕ НАОБОРОТ Метафорическая вербализация чувств « Косвенная » вербализация чувств партнера Я - высказывание

Рецепт «Я - высказывания « Я - высказывания » – это способ донести до собеседника ваши актуальные чувства без угрозы в его адрес и оценки его поведения. 1. Событие. 2. Ваша реакция. 3. Предпочитаемый вами исход. Когда … - описываем факты ( ситуация или проблема ) Я чувствую … - объясните свое эмоциональное состояние Я думаю … - что Вы думаете ( мысли ) по поводу ситуации Мне хотелось бы … - Ваши желания Потому что … - иногда вашу просьба может быть дополнена информацией о значении проблемы Я собираюсь сделать … - ваши предположения, ваши намерения.

Формулы вербализации чувств

Техники отказа Отказ - опасение : Боюсь, что это невозможно. Есть большая опасность, что я не смогу принять это предложение. Меня пугает необходимость отказать вам. Отказ - сожаление : Мне очень жаль, но я не смогу этого сделать. Сожалею, но не смогу согласиться с этим. Мне очень не хочется вас огорчать, но мой ответ будет отрицательным. Отказ - вынужденность : Я вынуждена отказаться от этого предложения. Увы ! Другие мои обязательства требуют, чтобы я отказалась. Придется мне все же ответить отказом …

Спасибо за внимание! Осецкая Ирина Алексеевна г.Владивосток, о.Русский, п. Аякс, кампус ДВФУ, корпус А, 810 Мобл ,