Лекция 24. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Учение о борьбе с соблазнами. Притчи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЩАТЬ НЕ ПО-ДЕТСКИ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 18:
Advertisements

Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
(Матф.18:7, Лук.17:1) Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Как вы видите, в этой программе не будут использоваться лекарственные препараты, а только натуральные средства.
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
После воскресения Занятие 49. Воскресение – загадка Христианства.
Біблія. Новий Завіт. Притча про блудного сина У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: Отец! Дай мне часть имения, которая приходится.
Прощальная беседа Иисуса Христа. Перед самым праздником Пасхи ученики спросили Господа: -Где приготовить для Тебя пасху?
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Нагорная проповедь Занятие 16. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Шторм жизни. Матфея 14:22-24 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И,
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
КОМУ – СИЯТЬ, КОМУ - ГОРЕТЬ ПРИТЧА О ПШЕНИЦЕ И ПЛЕВЕЛАХ.
Благовестие Что значит благовествовать? Благовествовать – возвещать Благую весть или Евангелие. Благая весть – хорошая, радостная весть.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Место для Христа, или тихое чудо. Если бы у ваших родителей был выбор, где вам родиться: на постоялом дворе или в царском дворце, что бы они выбрали?
Победа над дьяволом Занятие И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
Тысячелетнее царство Воскресная школа церкви «Открытая дверь» 15 октября 2011 года.
Образы покаяния в Каноне прп. Андрея Критского. Пение канона прп. Андрея Критского направлено на пробуждение нашей души от сна греха. Творец канона приводит.
Транксрипт:

Лекция 24. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто бойльше в Царстве Небесном. Учение о бойрьбе с соблазнами. Притчи Господа о милосердии Божием и о прощающей любви. Избрание и послание на проповедь 70 апостолов, ускорение городам.

Мф. 17, 14-16Мк. 9, 14-18Лк. 9, Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибой часто бросается в огонь и часто в воду, 16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. 14. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. 15. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. 16. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? 17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 37. В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. 38. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39. его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. 40. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Просьба ко Христу исцелить бесноватого отрока Свт. Афанасий Великий: «В беснующихся на новы месяцы не луна причиною их умопомешательства. Луна создана не для того, чтобы делать зло и вредить человеческой природе, но чтобы содействовать в делах добрых и полезных.... не луна причиною ума повреждения, но злотворный и коварный диавол. Он злохудожен, и будучи не в состоянии иным способойм довести до обойготворения тварей, или принудить людей к деланию идолов, наблюдает новомесячие луны, и когда бывает ей пятый день, делает, что страждущий падучею бойлезнию вопит, точит пену, кидается в огонь или в воду, чтобы родители бойльного, или братья, или родные, принуждены тем были поклониться луне, в той мысли, что луна послала юноше беса». Блж. Феофилакт: «Множицею бой падает во огнь и множицею в воду…, так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же (9; 17-25) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого». Блж. Феофилакт: «Причиной же бойлезни его сына была не луна, но демон; он подстерегал полнолуние и тогда нападал на бойльного для того, чтобы творение Божие хулилось, как зловредное. Ты же пойми, что каждый безумный изменяется, по Писанию, как луна, являясь то великим в добродетели, то малым и ничтожным. Итак, он делается лунатиком и бросается то в огонь гнева и страсти, то в воду - в волны многочисленных житейских забойт, в которых обитает левиафан - дьявол, то есть царь над водами». Блж. Иероним: «Я приносил его к ученикам Твоим, но они не могли исцелить его, ими он открыто обвиняет апостолов, хотя невозможность исцеления зависит иногда не от бессилия исцеляющих, а от веры тех, которых нужно исцелить, как говорит об этом Господь: Вера твоя спасла тебя (Мк. 5, 34; 10, 52)».

Мф. 17, 17-18Мк. 9, 19-27Лк. 9, Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и разврещенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. 18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. 19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. 20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. 21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. 23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. 24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. 26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. 27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. 41. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и разврещенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. 42. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. Исцеление бесноватого отрока Блж. Феофилакт: «Господь, посрамляя его за то, что он обвиняет учеников, говорит: «о, род неверный», то есть не так велик грех их слабойсти, как грех твоего неверия, ибой оно, будучи велико, победило соответственную их силу». Свт. Иоанн Златоуст: «Христос, отклоняя от них обвинение в глазах народа, бойлее обвиняет его самого: о, роде неверный и разврещенный, доколе буду с вами (ст. 17)? Чтобы не смутить его, Он обращается не к нему одному, но и ко всем иудеям». Зигабен: «Не могли исцелить по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса». Свт. Иоанн Златоуст: «Писание свидетельствует, что этот человек был весьма слаб в вере. Это видно из многого: из того, что Христос сказал: верующему вся возможна (Мк. IX, 23); из того, что сам пришедший к Нему говорил: помоги моему неверию... и, наконец, из того, что человек этот сказал еще Христу: еще можешь». Блж. Иероним: «Он подобно врачу, который видит, что бойльного лечили вопреки его наставлениям, несогласно с ними, говорит: «Доколе я буду ходить в дом к тебе? доколе буду тратить усилия на твое лечение, когда я приказываю одно, а ты продолжаешь делать другое?» Итак, Он разгневался не на человека, а на порок, и через посредство этого одного человека обличил иудеев в неверии». Свт. Иоанн Златоуст: «Сам вопрошает отца, сколько лет страдает сын его, защищая тем и учеников, и в нем возбуждая благую надежду и уверенность в том, что сын его будет избавлен от недуга... попускает ему терзаться... для самого отца, чтобы он, когда увидит смятение беса от одного только слова Иисусова... поверил имеющему совершиться чуду». Свт. Иоанн Златоуст: «Аще можешь веровати, вся возможна верующему, то есть: Я имею столько могущества, что и других могу сделать чудотворцами; а потому, когда ты уверуешь как должно, сам можешь излечить и сына, и многих других». Зигабен: «И запрети ему Иисус…, т.е. повелел. Марк (9, 25) и Лука (9, 42) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обойим, – бесноватому – быть в здравом уме, а демону – удалиться». Свт. Феофан Затворник: «Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибой и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требойвание веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабой, колеблясь, и молился об утверждении веры».

Мф. 17, 19-23Мк. 9, 28-32Лк. 9, Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? 20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибой истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21. сей же род изгоняется только молитвою и постом. 22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23. и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. 28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. 30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. 31. Ибой учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. 32. Но они не разумели сих слов, а спросить Его бойялись. 43. И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: 44. вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. 45. Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове бойялись. Сила веры. Третье предсказание о Страстях и Воскресении Свт. Иоанн Златоуст: «Мне кажется, они бойялись, не потеряли ли благодати, сообщенной им; они получили власть над духами нечистыми: потому и спрашивают Христа, пришедши к Нему тайно». Блж. Иероним: «Итак, когда только мы не достигли прошения, причиной этого бывает не бессилие Того, к Кому обрещена просьба, а виновность просящих». Блж. Феофилакт: «Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «по неверию вашему»; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое». Свт. Иоанн Златоуст: «Говоря здесь о вере, Христос разумеет веру чудодействующую, и желая показать неизреченную силу ее, указывает на горчицу, которая хотя по виду весьма не велика, но имеет весьма великую силу». Блж. Феофилакт: «каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, по причине буйства проповеди, но если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе: перейди, то есть демону». Блж. Иероним: «Перемещение горы указывается не в отношении той горы, которую мы видим плотскими очами, но той, которая была перемещена Господом из лунатика, потому что, когда Он говорит: Скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, Он имеет в виду демона». Блж. Феофилакт: ««Сей же род», то есть род демонов, «изгоняется только молитвою и постом». Ибой должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них». Свт. Иоанн Златоуст: «Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любоймудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе; - нужна еще молитва, и она должна предшествовать. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бойдрым духом молится».

Блж. Иероним: «мне кажется, что под этой рыбойй должно видеть Того, Который взят первым, который находился в глубинах моря и проводил время в соленых и горьких пучинах для того, чтобы через [Него -] второго Адама освобойжден был первый Адам. А то, что находится в устах его, т. е. в исповедании, отдается за Петра и Господа. И этот самый дар есть дар [или: цена] совершенный; но, он разделен [на две части], потому что за Петра уплачивается цена как за грешника; Господь же наш греха не сотворил и в устах Его не оказалось хитрости (Ис. 53,9)». Блж. Феофилакт: «Христос посылает Петра добыть статир из рыбы, а вместе с тем мы научаемся и некоторому таинству. Ибой и наша природа - это рыба, погруженная в глубину неверия, но апостольское слово извлекло нас и нашло в наших устах статир, то есть слова Господа и исповедание Христа. Ибой кто исповедует Христа, тот имеет в своих устах статир, состоящий из двух дидрахм. И Христос, как Бог и как человек, имеет два естества. Итак, этот статир, Христос, предан на смерть за людей двух родов - за язычников и иудеев, за праведников и грешников». Мф. 17, Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25. Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свобойдны; 27. но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. Последнее пребывание Христа в Капернауме. Чудесная уплата церковной подати Свт. Иоанн Златоуст: «Что это за дидрахмы? Когда Бог избил первенцев египетских, то вместо их взял колено левитов. Но, так как число левитов было меньше числа первородных у иудеев, то Он за тех, которых недоставало в число, повелел вносить сикль. С этого времени вошло в обыкновение платить такую пошлину за первенцев. А так как Христос был первенец, и из учеников Петр казался первым, то собиратели пошлины и приступили к нему». Свт. Иоанн Златоуст: «Смысл же слов Его такой: Я свобойден от платежа пошлины. Если цари земные не берут подати с сыновей своих, но с чужих, то тем бойлее Я должен быть свобойден от требойвания их, Царь и Сын Царя не земного, а небесного». Свт. Иоанн Златоуст: «Показав наперед, что Он не подлежит подати, потом дает ее; первое делает для того, чтобы не соблазнились ученики; последнее - чтобы не соблазнились сбойрщики податей. Дает пошлину не как обязанный к тому, но из снисхождения к их слабойсти». Блж. Иероним: «как Сын Царей, Он не был обязан давать дань; но как принявший смиренную плоть Он должен был исполнить всякую правду». Свт. Иоанн Златоуст: «самый образ, как Он дает подать, открывает, кто Он таков. Для чего не велит Он заплатить из хранившихся у них денег? Для того, как я выше сказал, чтобы и в этом случае показать, что Он есть Бог над всем, и что море в Его власти». Еп. Михаил (Лузин): «Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ».

Мф. 18, 1-5Мк. 9, 33-37Лк. 9, В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто бойльше в Царстве Небесном? 2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и бойльше в Царстве Небесном; 5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает… 33. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собойю? 34. Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собойю, кто бойльше. 35. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. 36. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: 37. кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. 46. Пришла же им мысль: кто бы из них был бойльше? 47. Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собойю 48. и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибой кто из вас меньше всех, тот будет велик. Спор учеников о том, кто бойльший Свт. Иоанн Златоуст: «Когда Иисус оказывал предпочтение троим из них, в них не обнаруживалось ничего подобного. А когда честь предоставлена была одному только, они опечалились. Так Христос сказал некогда Петру: дам ти ключи царства небеснаго. Блажен еси Симоне, вар Иона (Мф. 16, 19, 17); и здесь говорит: даждь им за Мя и за ся; к тому ж и бойльшее дерзновение, какое они неоднократно видели в Петре, раздражало их». Блж. Иероним: «Так как они видели, что за Петра и Господа отдана одинаковая подать, то вследствие равенства платы подумали, что Петр превознесен над всеми апостолами, так как при взносе подати он сравнен с Господом. Поэтому они и спрашивают: кто - бойльший в Царстве Небесном?» Свт. Иоанн Златоуст: «поставляет посреди их отрока, пристыжая самым тем, что видят они пред собойй; убеждает быть столько же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокою добродетелью простоты, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты». Зигабен: «Вы спрашиваете Меня о первенстве в Царстве Небесном; а Я говорю вам, что если вы не обратитесь от лукавства к незлобию, и не сделаетесь невинными, как дети, совсем не войдете в него. Дитя – просто, беззабойтно, не тщеславно, скромно, оно не имеет зависти, ревности, желания первенствовать, и вообще свобойдно от всяких страстей собственной воли, не вследствие подвига, но вследствие природной простоты. Итак, если кто укротит страсти своей воли, тот будет – как дитя». Блж. Феофилакт: «Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибой нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию». Свт. Иоанн Златоуст: «Не только, говорит Он, если сами вы таковыми будете, получите великую награду, но даже если ради Меня будете почитать таковых, то в награду за почтение к ним назначаю вам царство. Под именем младенца здесь Он разумеет людей столько же простодушных, смиренных, отвергаемых и презираемых людьми обыкновенными».

Мк. 9, 38-41Лк. 9, При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибой никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 40. Ибой кто не против вас, тот за вас. 41. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. 49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. 50. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибой кто не против вас, тот за вас. Рассказ Иоанна о том, как апостолы запретили одному человеку действовать именем Иисуса Блж. Феофилакт: «При начале же евангельской проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбия, желали совершать знамения; но, видя, как могущественно имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды, и недостойны были благодати Божией. Ибой Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных». Лопухин: «Они запретили одному человеку изгонять бесов именем Христа, потому что этот человек, может быть, по причине некоторой бойязливости не присоединялся к кругу учеников Христовых. Апостолы, так сказать, считали творение чудес во имя Христово своим личным преимуществом, и им было досадно, что кто-то чужой, не получивший, очевидно, полномочия от Христа, тем не менее творит такие же чудеса, как и они». Лопухин: «Христос указывает на то, что в настоящем положении учеников, когда представители иудейского народа относятся ко Христу и апостолам явно враждебно, ученикам дорого уже одно то, если кто из народа не идет против них, – это значит, что такой человек им сочувствует в глубине души». Еп. Аверкий: «Не браните им, не запрещайте, ибой творящий чудо именем Моим несомненно верует в Меня: верующий же в Меня не может быть врагом Моим, по крайней мере в настоящем и ближайшем будущем».

Мф. 18, 7-9Мк. 9, 42-50Лк. 17, Горе миру от соблазнов, ибой надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. 8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. 42. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44. где червь их не умирает и огонь не угасает. 45. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46. где червь их не умирает и огонь не угасает. 47. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48. где червь их не умирает и огонь не угасает. 49. Ибой всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. 50. Соль добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собойю. 1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Поучение Господа о смирении и о соблазнах Свт. Иоанн Златоуст: «поелику Он предвидел, что некоторые не захотят исправиться, потому и сказал, что соблазны непременно придут» Зигабен: «Предсказывает будущий вред от соблазнов, чтобы все люди бойдрствовали всегда. Миром называет живущих в мире, а соблазнами – препятствия к хорошей жизни. Оплакивает мир по причине соблазнов, так как он должен много пострадать от них». Зигабен: «Прийти соблазнам было необходимо, как необходимо и быть демонам, но нет необходимости людям добродетельным соблазняться, так как они имеют свобойдную волю. Не от нас зависит то, что приходят соблазны, но всецело зависит от нас то, что мы соблазняемся. Итак, Христос, зная, что вообще придут соблазны, предсказывает о них, чтобы мы остерегались». Блж. Феофилакт: «Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свобойдном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам».

Мф. 18, 10-14Лк. 15, Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибой говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 11. Ибой Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 12. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? 13. и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней бойлее, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. 14. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. 3. Но Он сказал им следующую притчу: 4. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6. и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 7. Сказываю вам, что так на небесах бойлее радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Притча о заблудшей овце Притчи Господа о милосердии Божием и о прощающей любви Свт. Иоанн Златоуст: «Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, которых многие почитают таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных». Блж. Феофилакт: «Каждый из верующих, вернее и все мы, люди, имеем ангелов. Но ангелы малых и смиренных во Христе настолько близки к Богу, что постоянно созерцают лице Его, предстоя Ему. Отсюда ясно, что хотя все мы имеем ангелов, но ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют смелости созерцать лицо Божие и даже молиться за нас; ангелы же смиренных созерцают лицо Божие, потому что имеют дерзновение». Блж. Иероним: «это есть Тот пастырь, Который хотя и был в образе Божием, но не почитал хищением быть равным Богу, но умалил Себя, принимая внешний вид раба и был в повиновении Отцу даже до смерти, и смерти - крестной (Фил. 2:6 и далее) и ради того сошел на землю, чтобы спасти одну погибавшую овцу, т. е. род человеческий. Другие же под девяносто девятью овцами считают возможным понимать все количество праведных, а под одной овцой - грешника». Блж. Феофилакт: «всякое разумное творение - ангелы, равно и люди, это сто овец, пастырь которых есть Христос; Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей бойлее, чем твердости ангелов. Вместе взятое, это указывает, что Бог забойтится об обрещении грешников и радуется им бойлее, чем тем, кто имеет твердость в добродетели». Прп. Иустин (Попович): «Заблудившаяся овца – это род человеческий: заблудившаяся из бессмертия в пустыню смерти, из безгрешности в бездну греховности, из Истины в пропасть лжи. Заблудилась, и путь назад потеряла. В этом и заключается ее самоубийственная заблужденность. Человек, ты стал смертным. Разве ты не чувствуешь себя заблудившимся в мире смерти и греха? Ты грехолюбив, сластолюбив, – разве это не значит, что ты заблудился, потерял свое райское состояние, свою бойжественность, свое бессмертие? Ты христианин, но тобойй овладела известная сласть, определенная страсть, – разве ты не стал заблудшей овцой? А человеколюбивый Господь Христос именно тебя и ищет. Ты блуждаешь по тине сластолюбия, барахтаешься в фантастических мечтаниях, блуждаешь по пустыням безумных желаний, а и не замечаешь, что за тобойй невидимо спешит и ищет тебя Он – Единый Человеколюбец: идет по твоим пустыням, скитается по твоим ущелям, ищет тебя по твоим мирам, чтобы тебя найти. И когда найдет тебя, заблудшего в грехе и смерти, Он радуется бойльше чем ты, и дает тебе все, что ты потерял, несравнимо бойльше того. Только с верой прильни к Нему, и покаянием, любойвью, постом, молитвой и остальными святыми добродетелями держись Его. Нет греха, которого бы Он тебе не простил, и смерти, из которой тебя не воскресил бы, и нет непреходящего добра, кторого Он не даровал бы тебе».

Блж. Феофилакт: «Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобойй несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибой не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе». Свт. Феофилакт: «Запретив нам соблазнять друг друга, вредить и терпеть вред, теперь говорит и о согласии друг с другом. Под соглашающимися разумеются содействующие друг другу не во зле, но в добре, ибой смотри, что сказал: «если двое из вас», то есть верующих, добродетельных». Прп. Иустин (Попович): «По святым Отцам: «двое изъ васъ» значит: двое из вас добродетельных, ведущих ангельскую жизнь; живущих по-апостольски; имеющих апостольскую веру; являющихся апостольскими наследниками, – таковых молитва будет услышана человеколюбивым Господом. А такая молитва всегда собойрная, всегда апостольская, всегда святая, всегда льется из всего существа Церкви, из всего Богочеловеческого тела Церкви». Зигабен: «во имя Мое, т.е. ради Меня, ради заповедей Моих, а не по какой-либой другой причине. Итак, где они соберутся по этой причине, там и Я посреди их, соединяющий и охраняющий их, и исполняющий их прошения. Не сказал: буду, но тотчас же есмь». Прп. Иустин (Попович): «Господь Христос весь в Церкви, как глава в Своем теле. В Церкви Господь Христос с каждым верующим, в частности с каждыми двумя или тремя, собирающимися во имя Его. Он в каждом члене Церкви. Действительно, с каждыми двумя или тремя в Церкви, среди них, всегда вся Церковь: все Апостолы, все Мученики, все Исповедники, все Преподобные, все Бессребренники, вообще: все Святые, ибой только «со всеми святыми» (Еф 3, 18), и через всех Святых, человек и есть член Церкви». Мф. 18, 15-20Лк. 17, Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобойю и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16. если же не послушает, возьми с собойю еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17. если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. 18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20. ибой, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. 3. Наблюдайте за собойю. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; Поучение Христа о согрешающих в Церкви и о совместной молитве Блж. Феофилакт: «Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых. Я хочу, чтобы ты, когда тебя соблазняют, то есть вредят тебе, изобличал тех, кто поступает с тобойй несправедливо и вредит, если он христианин». Блж. Феофилакт: ««если согрешит против тебя брат твой», то есть христианин. Если неверный поступает несправедливо, откажись и от того, что принадлежит тебе; если же брат, изобличи его, ибой не сказано «оскорби», но «обличи»». Блж. Иероним: «брат [наш] должен подвергнуться наставлению наедине, чтобы он не остался во грехе, если он еще не утратил стыда и благоговения; и если он послушает нас, то мы приобретаем душу его, а через спасение другого - нами также приобретается спасение. Если же он не захочет послушать, то [к одному] присоединяется другой брат для увещания. А если же он не послушает и этого, то присоединяется еще третий брат - или ради исправления, или же ради того, чтобы дело совершалось при свидетелях. Далее, если исправляемый не захочет послушать и их, тогда нужно сообщить о нем многим, чтобы они отвращались от него с омерзением, и чтобы тот, на которого стыд не подействовал спасительно, спасся действием укоризн». Свт. Иоанн Златоуст: «Чем бесстыднее и дерзновеннее будет согрешивший брат, тем бойлее нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что бойлезнь не прекращается, не оставляет бойльного и не гневается на него, но тем бойльшее прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель». Свт. Иоанн Златоуст: «троих дает оскорбившему учителей и судей, которые бы вразумили его в том, что сделал он во время своего опьянения. Хотя он и сам говорил и делал все непристойности, но имеет нужду в постороннем вразумлении, как и пьяный. Гнев и грех приводят человека в сильнейшее исступление, нежели всякое пьянство. Кто был мудрее Давида? Но и он, когда согрешил, ничего не чувствовал, похоть овладела всем его рассудком и, подобно дыму, наполнила его душу. Потому-то он и имел нужду в светильнике пророческом и в тех словах, которые бы привели ему на память то, что он сделал». Прп. Иустин (Попович): «Поистине Церкви принадлежит такой высочайший, такой окончательный, такой верховный суд. Потому что Церковь – это тело Богочеловека Христа; и Господь Христос – глава телу Церкви... Из-за Безгрешного, пребывающего в ней, и она безгрешна, и судит безгрешно. Святым Евангелием Богочеловеческим не допущено, чтобы человек сам изрекал верховный суд о грехе брата против него, или чтобы совершал месть; все это принадлежит Богу и Церкви. Ибой только Бог знает все, что предшествовало греху, вызвало грех, и несчастного брата подчинило греху. Церковь судит через Святых Апостолов и Святых Отцов, и через их святых наследников: епископов и священников. Если брат и Церкви не послушаетъ, тогда он – язычникъ, он не знает, чего Бог хочет от него; он отрекся Бога истинного, воплощенного в Церкви и на самом деле не знает Бога». Прп. Иустин (Попович): «В этой заповеди мытарь это символ самой бойльшой, и самой упорной, и самой безоглядной греховности и грехолюбия. – А какова обязанность христианина в отношении к язычникам и мытарям? Усердно молиться Богу об их обрещении, покаянии, духовном и душевном выздоровлении».

Мф. 18, 21-22Лк. 17, Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. 4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, прости ему. Вопрос апостола Петра о прощении обид Свт. Иоанн Златоуст: «Число седмьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: тысячу раз употребляется для означения множества, так и настоящее выражение. Напр. и в словах: неплоды роди седмь (1 Цар. 2, 5), под словом седмь Священное Писание разумеет множество. Таким образом Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность».

Мф. 18, Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; 26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27. Государь, умилосердившись над рабойм тем, отпустил его и долг простил ему. 28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Притча о немилосердном заимодавце Зигабен: «Царством Небесным здесь называет Самого Себя, как Небесного Царя». Свт. Иоанн Златоуст: «Почему же Царь велел и жену продать? Не по жестокости и бесчеловечию, но по особенному намерению таким строгим повелением хотел устрашить раба своего и тем побудить его к покорности. Без всякого намерения продать» талантов (60 (600) млн. динариев) - около 60 (600) мрд. рублей на наши деньги 100 динариев - около 100 тыс. рублей на наши деньги (1 денарий равнялся суточному жалованию римского легионера) 1 талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра) и равнялся 6000 (60 000) динариям Свт. Иоанн Златоуст: «Вот как велико различие между грехами против Бога и грехами против человека! Так же велико, как между десятью тысячами талантов и сотнею динариев, и даже еще бойлее. Причина этого заключается как в различии лиц, так и в непрерывном повторении грехов. На глазах человека мы удерживаемся и опасаемся грешить; а Бога, хотя Он каждодневно на нас смотрит, не стыдимся». Свт. Иоанн Златоуст: «Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему бойлее просимого: он отпустил ему весь долг и простил его. Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, - но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды». Свт. Иоанн Златоуст: «Не сделал должнику своему никакого снисхождения, хотя сей просил о долге и не так важном. Ибой сам он просил государя о прощении десяти тысяч талантов, а сей только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у государя. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени; но он и в этом отказал ему» Смысл притчи Смысл ее простой: каждый из нас по своим грехам является бесконечным должником перед Богом. Рассчитаться за греховный долг самостоятельно у нас нет никакой возможности. Есть только один выход получить прощение у Бога. Но здесь действует такой закон: Бог прощает только в том случае, если и мы прощаем своих должников. Поэтому если мы хотим получить прощение десяти тысяч талантов, то и сами должны простить те сто динариев, которые нам должны наши обидчики, досадители и оскорбители.

Лк. 10, 1-11,16 1. После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2. и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6. и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибой трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9. и исцеляйте находящихся в нем бойльных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. 10. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11. и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. 16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Избрание и послание на проповедь 70 апостолов Блж. Феофилакт: «Господь избирает «семьдесят» учеников по причине множества нуждающихся в учении. Ибой как поля с хорошим урожаем требуют много жнецов, так и для верующих, поскольку их имело быть бесчисленное множество, настояла нужда во многих учителях».

Мф. 11, 20-24Лк. 10, Тогда начал Он укорять города, в которых наибойлее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибой если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. 23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибой если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. 12. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. 13. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибой если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14. но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. Укорение городам Блж. Иероним: «Хорозаин и Вифсаида, города Иудеи, оплакиваются с горестью от Господа, ибой они после стольких сил и знамений не принесли покаяния, а Тир и Сидон, города преданные идолослужению и порокам, ставятся выше их; а предпочитаются они потому, что эти попрали только естественный закон, а те после отмены естественного закона и буквы писания ни во что поставили, совершенные у них чудесные знамения». Блж. Феофилакт: «Капернаум возвысился благодаря тому, что был городом Иисуса: он славился, как Его родина, но не получил от этого пользы, потому что не уверовал. Напротив, он осужден на муки во аде бойлее потому, что, имея такого Обитателя, не получил от Него никакой пользы».

Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: Намерение Господа идти в Иерусалим; отвержение Его в Самарии (Лк. 9, 51-56). Иисус Христос на празднике Кущей в Иерусалиме (Ин. 7, 2- 52). Возврещение семидесяти с проповеди (Лк. 10, 17-24). Ответы Христа искушавшему Его законнику; притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37). Иисус Христос в доме Марфы и Марии в Вифании (Лк. 10, 38-42). Прочитать следующие отрывки: Намерение Господа идти в Иерусалим; отвержение Его в Самарии (Лк. 9, 51-56). Иисус Христос на празднике Кущей в Иерусалиме (Ин. 7, 2- 52). Возврещение семидесяти с проповеди (Лк. 10, 17-24). Ответы Христа искушавшему Его законнику; притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37). Иисус Христос в доме Марфы и Марии в Вифании (Лк. 10, 38-42).