Поддержка внедрения СПМРХВ и СГС стратегий в Кыргызстане Ольга Сперанская olga@ipen.org ЮНИТАР Июнь, 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обзор Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении особо опасных веществ и пестицидов в международной торговле.
Advertisements

«Гражданское общество и рациональное регулирование опасными отходами в Республике Казахстан» при финансовой поддержке Европейского Союза ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Поддержка СПМРХВ и реализация СГС в Республике Таджикистан Бурханова М. А., к.э.н., ОО «Фонд поддержки гражданских инициатив» (ФПГИ, Дастгири-Центр), Таджикистан.
Реализация положений Роттердамской конвенции в Кыргызской Республике.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
29 января 1992 года Совет Безопасности ООН на своем заседании принял резолюцию о рекомендации принять Республику Таджикистан в члены Организации Объединенных.
«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО) в КР» О. Печенюк Независимая экологическая экспертиза.
1 ФОРУМ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Астана, Казахстан 19 Сентября, 2011 Проект: «Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации.
Международная конвенция о биологическом разнообразии Крылова Мария Э-Б
Региональное сотрудничество по управлению химическими веществами Печенюк О ОО «Независимая экологическая экспертиза» Кыргызская Республика.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
Александр Быков, Сервье III Международный форум «Фармсодружество - бизнес в СНГ» «Здравоохранение: Государство, общество и бизнес» 27 – 28 марта 2008 г.,
1 Всемирный день охраны труда 28 апреля 2011, Москва Системный подход к управлению охраной труда Сейдзи Мачида Программа МОТ «За безопасный труд», Женева.
Форум НПО Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации СПМРХВ на национальном и региональном уровне в регионе ВЕКЦА Региональная.
Тематические и межтематические стратегии: Химические вещества Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 г. Ташкент, Узбекистан Л.
Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле Министерство экономического развития Российской Федерации Департамент торговых переговоров.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Система информационного эколого- токсикологического мониторинга оборота химических веществ.
Проект ТАСИС Поддержка вступления Казахстана в ВТО: Гармонизация технических регламентов и стандартов Принципы Соглашения ВТО О технических барьерах в.
Управление качеством. Основные характеристики технического регламента
Международная организация труда и трудовая миграция Обзор Хофманн Наталия Б юро МОТ в Москве.
Транксрипт:

Поддержка внедрения СПМРХВ и СГС стратегий в Кыргызстане Ольга Сперанская ЮНИТАР Июнь, 2015

2 Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР) оказывал финансовую и техническую поддержку Данному проекту Проект финансировался Трастовым фондом Программы быстрого старта Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ. 2

3 Основная цель проекта – наращивание потенциала Кыргызстана в развитии системы рационального управления химическими веществами. Кыргызстан является Стороной Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Роттердамской конвенции о предварительно обоснованном согласии в отношении обращения особо опасными веществами и пестицидами в международной торговле, и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их размещением, но не ратифицировал Минаматскую конвенцию по ртути. Как и другим странам Центральной Азии Кыргызстану ведет большую работу по совершенствованию национальной системы регулирования химических веществ и отходов для обеспечения безопасности здоровья людей и состояния окружающей среды, основываясь на требованиях международного законодательства. 3

4 Основные возможные эффекты ратификации международных химических соглашений включают: значительное сокращение трансграничного загрязнения территории страны прогресс науки и техники за счёт разработки, внедрения и привлечения новых технологий; повышение эффективности и работоспособности национального законодательства, регулирующего обращение с химическими веществами и отходами и; привлечение экономических ресурсов и увеличение инвестиционной привлекательности экономики. 4

5 Механизмы, которые способствуют развитию системы регулирования химических веществ на национальном уровне: международные юридически обязательные соглашения развитые национальные законодательства, например, таких стран, как США, Канада, Китай, Южная Корея, Турция, Тайвань, Япония, Бразилия. Огромную роль в международном обращении с химическими веществами играет химическое законодательство Европейского Союза (REACH - регистрация, оценка и выдача разрешений на производство и использование химических веществ), которое остается ведущей движущей силой развития и совершенствования системы регулирования химических веществ. 5

6 Развитию системы регулирования химических веществ содействует включение в национальные Законодательства положений Гармонизированной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (СГС). 6

7 Реализация СГС способствует улучшению защиты здоровья людей и окружающей среды в результате разработки единой, охватывающей все аспекты, международной системы информирования об опасности химических веществ. Эта система важна для всех стран, но особенно она актуальна для тех государств, где отсутствует собственная система оценки опасности и которые могут пользоваться признанной на международном уровне системой классификации опасности химических веществ. В результате внедрения СГС страны смогут снизить свои затраты на проведение испытаний и оценку химической продукции, упростится международная торговля химической продукцией, будет оценена ее опасность с учетом международных норм и правил. 7

8 Система СГС достаточно сложная. За ее развитие отвечает Подкомитет экспертов ООН по СГС, который заседает каждые два года и вносит дополнения в существующие положения. Участниками Подкомитета являются представители стран, ЮНЕП, ЮНИТАР, ОЭСР, ЕС, IMO, ILO, WHO, неправительственные организации. 8

9 Центр по борьбе с незаконным перемещением и использованием химических, биологических и радиоактивных материалов в Центральной Азии Решение принято в марте 2015 года в Душанбе на заседании Диалога высокого уровня ЕС-Центральная Азия Поддержка ЕС - $1.1 миллиард на период , Участие всех стран Центральной Азии Действенная система СГС поможет работе Центра 9

Внедрение СГС в национальные законодательства стран Центральной Азии В феврале 2015 года в Кыргызстане было подписано Постановление Правительства «Об утверждении Положения о системе классификации опасностей химических веществ/смесей и требованиях к элементам информирования об опасности: маркировке и Паспорту безопасности». В апреле 2015 года подписано Постановление Об утверждении Программы Правительства Кыргызской Республики по внедрению международной системы классификации опасности и маркировки химических веществ в Кыргызской Республике и Плана мероприятий по ее реализации на годы. То есть в Кыргызстане этот проект получил признание на уровне правительства, о чем свидетельствуют подписанные Постановления. Аналогичный проект по СГС начнется в Узбекистане осенью 2015 года

Чем же объяснить столь серьезную роль СГС в развитии национальной системы рационального регулирования обращения с химическими веществами и отходами? СГС предназначена для решения широкого круга вопросов обеспечения безопасности: рабочих мест (при производстве/хранении/применении ХП) потребителей (промышленных и бытовых) аварийно-спасательных служб, занимающихся ликвидацией ЧС работников транспортных служб (при перевозке ХП)

Вся находящаяся в обращении химическая продукция подпадает под действие СГС! Включая все стадии жизненного цикла: производство, хранение, применение, погрузочно-разгрузочные операции при перевозках/перемещении и другие операции с участием человека (ликвидация аварий, утилизация в виде отходов и т.д.)

СГС – это комплексная система, позволяющая идентифицировать химическую продукцию, классифицировать ее опасность, использовать соответствующую маркировку и паспорта безопасности. Эта система, без которой обращение с химическими веществами и отходами становится крайне проблематичной в современном мире особенно для тех стран, которые импортируют значительную часть продукции и должны обеспечить безопасность ввозимого и используемого товара.

СГС постоянно развивается 2011 год - введены новые пиктограммы СГС и соответствующий текст по информированию об опасности асбеста с целью предотвращения воздействия. new-asbestos-warning-labels/

ФАО, ВОЗ продвигают использование СГС при маркировке продукции, например, пестицидов ( goods/legal-instruments-and- recommendations/ghs/transdangerpublighsimplementatio n-e/legal-inst-list.html#c25883). goods/legal-instruments-and- recommendations/ghs/transdangerpublighsimplementatio n-e/legal-inst-list.html#c25883 ФАО - внедрение принципов классификации опасности и маркировки в Руководство по оценке содержания пестицидов, регистрации и маркировке. ФАО проводит тренинги по положениям СГС для государственных структур, занимающихся вопросами контроля использования пестицидов, для производителей, продавцов и пользователей пестицидов.

ВОЗ обновила Рекомендации по классификации пестицидов по опасности, приняв во внимание критерии СГС. Последнее издание данных Рекомендаций учитывает категории СГС для острой токсичности при проглатывании и токсичности при проникновении через кожу.

Ведется работа над анализом Международных карт химической безопасности (ICSC) с целью их соответствия СГС. Сейчас существует более МКХБ: На сегодняшний день положения СГС включены в 350 Международных карт

Глобальный портал по химическим веществам ОЭСР Организации экономического сотрудничества и развития добавила в глобальный портал по химическим веществам опцию поиска информации по веществу, основываясь на классификации СГС. Классификация СГС по конкретным веществам прошла оценку экспертов Европейского химического агентства и правительства Японии. Так что теперь можно искать информацию по веществам, используя эту базу данных и узнавать классификацию СГС по конкретному веществу. equest_locale=en

Внедрение СГС может играть важную роль при заключении соглашений по регулированию химических веществ (например, Стокгольмская и Роттердамская Конвенции). Улучшенная возможность для химической классификации и маркировки (на основе СГС) может способствовать успешному соблюдению обязательств стран в соответствии с этими конвенциями.

Кыргызстан является Стороной Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. На Конференциях Сторон данной конвенции регулярно принимаются решения о включении новых веществ в список конвенции. Эти вещества высоко токсичны и представляют собой угрозу здоровью людей окружающей среде. Использование требований классификации опасности и маркировки СГС позволит снизить вероятность проникновения этих веществ в Кыргызстан и повысит безопасность окружающей среды и людей.

В 2011 г. Стокгольмской конвенцией химический препарат Эндосульфан включён в список пестицидов, обладающих свойствами СОЗ. Два препарата под коммерческим названием Тиодан 35%, к.э. и Тиодан 50%, с.п. действующее вещество которых эндосульфан, находятся в Перечне химических веществ и биологических препаратов (2004), разрешённых для применения в Республике Таджикистан.

Проект, выполненный в Кыргызстане, показал готовность страны к внедрению системы СГС в национальное законодательство для развития и совершенствования национальной системы рационального обращения с химическими веществами и отходами. Была проведена большая работа по сравнению существующего национального законодательства в области управления химическими веществами с требованиями СГС. Проанализированы соответствующие законы в области сельского хозяйства, транспорта, промышленности, здравоохранения, охраны окружающей среды, повышения информированности, работы таможенных служб, охраны труда, техническом нормировании.

Данный проект – начальный этап сложной работы по практическому внедрению положений СГС в национальное законодательство Кыргызстана. Использование требований СГС нужно, в первую очередь, Кыргызстану, чтобы оградить себя от нежелательных или опасных товаров, чтобы максимально снизить риск воздействия токсичной продукции на здоровье людей и окружающую среду.

Не внедряя систему СГС в национальное законодательство, Кыргызстан подвергает себя серьезной опасности негативного влияния химической продукции на здоровье людей. Только сильное национальное законодательство, учитывающее требования международных соглашений, сможет поставить заслон нежелательной и опасной продукции, поступающей в страну, сможет снизить объемы опасных отходов, обеспечит безопасность на рабочем месте и безопасность потребителей. Только политическая воля страны, желание руководящих органов, промышленности может на практике обеспечить реальное выполнение того законодательства, которое развивается в настоящее время в Кыргызстане в области регулирования химических веществ.

25 Контактная информация Программа управления химическими веществами и отходами UNITAR Дворец Наций CH-1211 Женева 10 Швейцария Website:

Спасибо за внимание!