СЕМИНАР 01.04. 2015 г. ОБОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Савельева Т.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Advertisements

Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может быть в прошлом, а для настоящего являться передовым.Передовой опыт нельзя упрощённо.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 12 Методические рекомендации для педагогов ДОУ по обобщению.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
«Передовой педагогический опыт как результат практики и творческих поисков педагога» Маркарян Лариса Васильевна, старший воспитатель.
ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГ О ОПЫТА Татаринова Л. П., заместитель директора по НМР Методические рекомендации учителям.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Транксрипт:

СЕМИНАР г. ОБОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Савельева Т.Г

Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Передовой опыт нельзя упрощённо отождествлять с современностью. Опыт может ббыть в прошлом, а для настоящего являться передовым. Опыт может ббыть в прошлом, а для настоящего являться передовым. образовательная Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты. Передовой педагогический опыт – это такая образовательная практика, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности.

Что может ббыть опытом? - алгоритмы учебных действий по предмету; - технология урока или элементы технологии; - авторская программа (учебного курса, воспитательная); - система методических приемов (например, набор упражнений и др.); - эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); - реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); - эффективная система оценки знаний и др.

Передовой педагогический опыт нужно рассматривать в двух смыслах: В широком смысле - это мастерство преподавателя, которое обеспечивает высокое качество знаний учеников, уровень их воспитанности и развития. В узком смысле -это такая практика преподавателя, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, новизны (т.е. новаторства).

Передовой педагогический опыт должен ббыть источником решения педагогической проблемы. Возможные насущные проблемы: - низкое качество знаний; - слабая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития специальных предметных компетенций; - осуществление дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании знаний, умений, навыков учащихся по различным предметам; - слабая мотивация на получение дополнительного образования.

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Критерии обобщения педагогического опыта: Актуальность Научность Результативность Новизна Стабильность Оптимальность Перспективность

Это соответствие: потребностям школы; региональной образовательной политике; идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике; профессиональным интересам определенных категорий преподавателей. Это решение: актуальных задач общества; образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области музыкального образования, интересов личности учащегося. 1. Актуальность

2. Научность, соответствие достижениям науки Это соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования. 3. Результативность Это соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике. Результативность может выражаться: в уровне обученности учащихся; в уровне воспитанности учащихся; в личностном развитии учащихся; в совершенствовании методической деятельности.

4. Новизна Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться: в комбинации элементов известных методик или модификации одной; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)

6. Оптимальность Это достижение наилучших результатов в учебно- воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени преподавателей и учащихся. 7. Перспективность, практическая значимость Это возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта. 5. Стабильность Это устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся на протяжении определенного времени.

КАК РАБОТАТЬ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Определение и формулирование сущности опыта, его ведущей идеи Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения. 2. Выделить главное, наиболее существенное в педагогической деятельности автора опыта. 3. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

Научно-методическое обоснование. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.

4. Сформулировать тему, актуальную для преподавателя и для современного образования на данном этапе работы. 5. Изучить методическую и научную литературу по выбранной теме. 6. Изучить Положение об обобщении передового педагогического опыта. 7. Рассмотреть термины и понятия, использованные в Положении. 8. Написать методическую работу (разработку) по выбранной теме с использованием собственного опыта. 9. Составить приложение: сборник, конспекты уроков, учебное пособие, программу по учебному предмету и т.д. 10. Заполнить информационную карту.

Система работы преподавателя – это основной раздел описания педагогического опыта. a)Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, новизна опыта, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте. б) Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно- воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами (алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).

Дессиминация педагогического опыта (механизм его внедрения и распространения) Диапазон опыта Это отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа» и т.п. (в другой литературе носит название – внедренческий) Трудоемкость опыта. Это временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса. Доступность опыта. Возможность опыта использования в других учреждениях образования.

Этапы обобщения передового педагогического опыта: Первый этап: - отправить заявку в установленные в Положении сроки; - подготовить и отправить пакет материалов, предусмотренных в Положении: информационную карту, методическую работу, приложение.

Второй этап: - подготовить открытый урок с подробным самоанализом; - подготовить творческий отчет: открытый урок, сообщение о своем опыте, методическую выставку, презентацию программы по учебному предмету, сборника, учебного пособия, конспектов уроков (системы уроков) и т. д.

Описание опыта, системы работы преподавателя

Цель педагогического опыта Цель - для чего, Содержание - что, Методы и средства - как, Результат - какой. Схема: «Цель – задача – средства – технология – условия реализации – результат».

Уровень опыта по степени новизны 1)В комбинации известных методик, направленных на повышение качества знаний, умений, навыков учащихся; модификации учебно-методических комплексов и комплектов; повышение интеллектуального уровня учащихся; сохранение контингента и т.д.

2) В рационализации, усовершенствовании учебно-воспитательного процесса; культурно-просветительской деятельности школы; подготовки учащихся к творческой деятельности и т. д.

Основные противоречия, решаемые в этом опыте Определить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

Возможные противоречия: -между учебными задачами и уровнем развития ученика; -коллективом и личностью; -между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями; -стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса; -высокой конкуренцией среди образовательных и досуговых учреждений и др.

2) Основные компоненты системы работы Целевой компонент – это цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности, до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент – это смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельностный компонент - взаимодействие преподавателей и учащихся, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может 6 быть достигнут конечный результат.

Мотивационный компонент - общая доброжелательная атмосфера на уроке; - радость успеху ученика, создание ситуации успеха; - включение обучающихся в познавательную деятельность; - занимательность изложения содержания урока; - современные образовательные технологии; - эмоциональность и грамотность речи преподавателя; - познавательные игры; - применение мер поощрения или порицания; - наглядность; - раскрытие значимости учебного предмета.

Методы, использованные в этом опыте

Формы, использованные в этом опыте подготовка и проведение конкурсов, олимпиад; уроки изучения нового учебного материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации; комбинированные уроки; уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность -возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности. -формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами. -учебно-методические комплексы и методические пособия, используемые преподавателем. - материально-техническая оснащенность образовательного процесса.

Необходимые ограничения и запреты - нарушение морально-этических норм; - создание неблагоприятного морально- психологического микроклимата в коллективе учащихся; - унижение чести и достоинства учащихся; - нарушение санитарно-эпидимиологических норм и правил.

Результативность -Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). -Сделать анализ полученных результатов в деятельности преподавателя можно представлять в виде оценочных ведомостей, таблиц, схем, диаграмм, рисунков. -Раскрбыть динамику знаний, умений, навыков школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают преподавателю работать лучше.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!