МБОУ «Сидоровская школа» Теоретические и технологические аспекты деятельности образовательных организаций с разновозрастным обучением 2015-2016 учебный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концептуальные положения развивающей личностно- ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» основываются на последних достижениях.
Advertisements

Личностно- коммуникативная развивающая модель. Личностно- коммуникативная развивающая модель.
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Составление рабочих программ для ДОД Методические рекомендации.
Учебный план общеобразовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ и учебных.
Организация предпрофильного и профильного образования в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района в учебном году И.Б.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Лебединцев Владимир Борисович к. п. н. Красноярский ИПК работников образования.
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 30 От успешной школы – к успехам каждого обучающегося г. Хабаровск.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС.
«Преемственность в формировании УУД на основе текстовой информации у учащихся начальной и основной школы в свете требований новых ФГОС». ГБОУ СОШ 1378.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Транксрипт:

МБОУ «Сидоровская школа» Теоретические и технологические аспекты деятельности образовательных организаций с разновозрастным обучением учебный год

Актуальность данной темы обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования и педагогической науки: возрастанием требований государства и общества к деятельности сельских малокомплектных школ по вопросам качества, эффективности, доступности образовательных услуг, необходимостью формирования модели вариативной разновозрастной сельской малокомплектной школы, реализующей современные образовательные программы и инновационные педагогические технологии.

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова).

Разновозрастной класс-комплект - это объединение обучающихся разных классов для организации образовательного процесса на учебный год по всем предметам. Разновозрастная группа - это объединение обучающихся разных классов для организации образовательного процесса на учебный год по отдельным предметам или для организации внеучебной деятельности. Возможно созданий временных разновозрастных групп.

Основные идеи, на которые мы опираемся: расширение и обогащение связей обучающихся сельской школы с окружающим миром через организацию взаимодействия детей разного возраста в учебной и внеучебной деятельности, педагогизацию социальной среды села; формирование субъектной позиции ребенка в процессе обучения в разновозрастных группах.

Разновозрастное обучение Л.В. Байбородова М.И. Зайкин А.А. Остапенко Л.Ф. Колесникова Е.В. Киселева и др. Образовательные организации Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Ярославской области, Красноярского края и др.

В основе разновозрастного обучения лежат 3 принципа: Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения обучающихся разного возраста. Принцип педагогизации учебной деятельности детей. Принцип взаимообучения.

Классификация санятий в РВГ По регулярности проведения санятий: -все санятия по всем предметам; -по отдельным предметам; -систематически при совпадении содержания учебного материала; -периодически (2-3 раза в четверть); -редко.

Классификация санятий в РВГ По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах: -полное совпадение (однотомное санятие –однопредметное или интегрированное); -частичное совпадение (единый вид учебно-познавательной деятельности); -разное содержание (возможна организация помощи старших младшим).

Классификация санятий в РВГ По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном санятии: -взаимодействие на протяжении всего санятия; -взаимодействие на отдельных этапах; -взаимодействие ситуативно; -обучающиеся работают независимо друг от друга.

Классификация санятий в РВГ По составу участников санятий в РВГ: -с постоянным составом; -с временным составом; -с динамичным составом.

Нормативное обеспечение и рекомендации Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «Об утверждении Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.» Постановление Правительства Вологодской области от «О сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории области». Департаментом Образования Вологодской области в мае 2005 года разработано инструктивное письмо «О формировании классов- комплектов и оплате труда учителей начальных классов общеобразовательных школ». ( /1039). Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах - комплектах. Лаборатории развития начального общего образования ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж», 2011 (Научный редактор Кокарева З.А.). Положение об организации разновозрастных классов- комплектов, утвержденное приказом директора от

Разновозрастные классы- комплекты (группы) могут создаваться на ступенях начального и основного общего образования. Разновозрастные классы-комплекты в общеобразовательных учреждениях открываются по приказу руководителя г.

При объединении классов в комплекты учитывается: численность учеников в каждом классе; сложность программы; степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке; опыт и квалификацию педагога; соблюдение педагогической преемственности в работе учителя; размер классной комнаты. Необходимо заметить, что в любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы.

Каждый класс, входящих в разновозрастный класс-комплект, обучается по своему учебному плану. Оформление классных журналов осуществляется обычным порядком в соответствии с учебным планом (для каждого класса, входящего в разновозрастный класс- комплект, отдельный журнал). Количество уроков в расписании учебных санятий должно соответствовать количеству часов учебного плана каждого класса.

Выбор УМК Основная идея современных УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

Классы-комплекты Классы, объединенные в комплект Количество обучающихся МБОУ «Сидоровская школа» 1 и 34+7=11 2 и 46+5=11 5 и 65+4=9 СП «Лежская школа» 1 и 33+1=4 2 и 49+6 =14 5 и 65+5=10 7 и СП «Баклановская школа» 1,2, 3, =15

Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте ЭТАП - обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на санятии и определение его темы. (Возможна корректировка последовательности изучения тем). ЭТАП - определение задач разновозрастного санятия. Реализация ФГОС в малочисленных школах возможна только в условиях разновозрастного обучения.

Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте ЭТАП – отбор содержания учебного материала. Содержание учебного материала Возможные варианты совместной работы детей в РВГ 5 класс 6 класс Групповой проект «Генеалогическое древо рода Пушкиных» «Вся жизнь – один чудесный миг». Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте V ЭТАП ПОДГОТОВКИ - планирование разновозрастного санятия. Этапы санятия Продолжи тельность (мин) Деятельность педагога Деятельность обучающихся Младшего возраста Старшего возраста

Подготовка санятия в разновозрастном классе-комплекте V ЭТАП – подготовка консультантов, учащихся к санятию, собеседование с родителями, приглашенными.

Изучение эффективности учебного санятия В какой мере удовлетворен санятием?3 - полностью удовлетворен 2 - в основном 1 - частично 0- не удовлетворен В какой мере проявил себя?3- в полной мере 2- в значительной 1- частично (мало) проявил 0 – не проявил В какой мере усвоил материал?3- в полной мере 2- в значительной 1- частично (мало) проявил 0 – не усвоил Оцени полезность санятия 3- полезно 2- многое полезно 1- не очень полезно 0 – бесполезно В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на санятии? 3 - полностью удовлетворен 2 - в основном 1 - частично 0- не удовлетворен Оцени новизну изучаемого материала 3 - все было новое 2 – многое было новым 1 – мало было нового, многое известно 0- ничего нового

Схема обработки материалов анкетирования Вопросы Традиционные уроки Разновозрастные санятия Средний балл 1 сан.2 сан.3 сан.1 сан.2 сан.3 сан. 1-62,42,6

Список литературы Байбородова Л. В. Подготовка педагогов - дело самой школы // Малокомплектная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, с. Диагностика изменений в образовании // Сб. ст. Института «Открытое общество» / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, с. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис.... д-ра пед. наук: / Гурьянова Марина Петровна. М., с. Байгулова Н. В. Историко-педагогическая типология сельских малокомплектных образовательных учреждений как основание моделирования разновозрастной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) Вып. 12. С Егорова Е.Н., Гугова Л.С, Никитина Л.П., Кокарева З.А. Методические рекомендации по организации разновозрастного обучения в классах - комплектах. Лаборатории развития начального общего образования ГОУ СПО « Вологодский педагогический колледж», Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский пед. вестник /Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П.Чернявской, И.Г.Харисовой. Ярославль: ЯГПУ, с. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский пед. вестник /Под ред. Л.В. Байбородовой, О.В.Соловьев, А.П.Чернявской, Ярославль: ЯГПУ, с. Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно- практической конференции (Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль: ЯГПУ, с).