Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
Проблема определения и классификации психических явлений.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Транксрипт:

Учебная дисциплина «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич

«Методологические основы психологии» (балльная структура оценки) АУДИТОРНАЯ РАБОТА ( = 48 часов) Работа на лекциях – 16 баллов (8 лекций х 2 балла) Работа на практических занятиях – 32 балла (16 занятий х 2 балла) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (60 часов) Практические задания на бланках = 32 балла (4 модуля х 8 баллов) Аттестация (рецензирование статьи) – 10 баллов Зачет: задание («схема») + аттестационный проект («папка») – 12 баллов Итоговое тестирование – 6 баллов Всего – min 72 / max 108 баллов

Лекционно-практический модуль (ЛПМ) 1 «Введение в методологию психологии: категории, понятия, методы» Лекционно-практические занятия (ЛПЗ) 1-4 Вопросы: 1. Научная дисциплина ПСИХОЛОГИЯ («графическое отражение проблемы»). 2. Категория, понятие, термин, дефиниция в психологии. 3 Концепция, теория, парадигма в психологии. 4. Методология, метод, методика в психологии. Категориально-понятийный аппарат психологии (лекционно-практические задания 1-2). Методы психологии (лекционно-практические задания 3-4).

Вопрос 1: Научная дисциплина ПСИХОЛОГИЯ («графическое отражение проблемы»)

Научная дисциплина - ПСИХОЛОГИЯ «Идеологическая» база (парадигма) Собственные методы исследования Собственный объект исследования Собственный предмет исследования Отдельные части (предметные отрасли) Четко сформулированные цели и задачи Представление в системе науки Совместное моделирование графической схемы (задание в контрольном листе 1-2)

Научная дисциплина - ПСИХОЛОГИЯ Объект науки некая область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Предмет науки та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Объект науки существует независимо от нее. Предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Каждый объект может изучаться множеством наук, но каждая наука имеет в основе предмет - конкретно то, что она изучает в объекте.

Психология Мир физического Мир психического Предметы, нас окружающие Знания об этих предметах

Психика: по своему содержанию - высшая форма отражения объективной реальности; форма отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Психика: свойство живых, материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. Фото из архива семьи Леонтьевых shtml Алексей Николаевич Леонтьев

Психика проявляется в поведении Поведение - вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного организма, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой (Филиппова Г.Г.).

Психика Поведение Психика - функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т.е. поведения.

РОЛЬ ПСИХИКИ - ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ адекватно отражая окружающий мир, животный организм приобретает возможность ориентироваться в нем и в результате адекватно строить свои отношения с биологически значимыми компонентами среды

Психическая деятельность: весь комплекс проявлений поведения и психики единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного организма

Психология (наука о психике) Объект психологии: животное существо, человек, группа людей, коллектив. Предмет психологии: закономерности проявления, формирования и развития психики

Предмет психологии (по Роберту Семеновичу Немову) Психология - наука о психических явлениях, к которым относят: а) психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление и др.); эмоционально-волевые (эмоции и воля); б) психические состояния: состояния усталости, бодрости, настроение, стрессовые состояния; в) психические свойства: темперамент, характер, способности, направленность личности. Таким образом, предмет психологии - психические процессы, свойства и состояния.

Другие подходы к определению предмета психологии Зигмунд Фрейд Психология изучает бессознательное и его влияние на сознание. Бихевиоризм Психология изучает поведение животных и человека. Гештальтпсихология Психология изучает целостные психологические конструкции (гештальты).

Цель психологии: познание психического во всех его проявлениях – от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения

Алексей Николаевич Леонтьев «Организмы становятся раздражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии определить ни положительно, ни отрицательно … обмен веществ с внешней средой» (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., С. 43). Психика начинается там, где появляется качественно своеобразная высшая форма раздражимости собственно чувствительность способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление.

«Энергия звука шороха, воздействующая на организм лягушки, ни на одной из ступеней своего преобразования в организме не ассимилируется им и вообще прямо не участвует в его ассимилятивной деятельности. Иначе говоря, само по себе данное воздействие не может служить поддержанию жизни организма…» (Там же. С. 44). Новая форма раздражимости (чувствительность), отражающая подобные воздействия, «опосредствует деятельность организма, направленную на поддержание жизни».

Задачи психологии: Выявить и описать конкретные явления психической жизни. Объяснить психические явления путем раскрытия психологических закономерностей. Выяснить механизмы проявления психологических закономерностей и законов.

Следствием дробления указанного, предмета, цели, задач является дифференциация психологической науки на систему отраслей со своими конкретными предметом, целями, задачами.

Проблемы психологии: Биологическое - социальное (выяснение соотношения двух начал в природе человека). Филогенез – онтогенез (изменение психики во времени, в филогенезе и онтогенезе). Время – пространство (развитие и проявления психики в зависимости от условий жизни и деятельности исторически современного человека). Индивидуальное – общественное (обусловлены наличием индивидуальной и общественной форм сознания). Социальное – бессознательное (соотношение и проявление в поведении человека сознательного и бессознательного). Типическое, общее – специфическое, особенное (человек есть представитель общностей – биологических и социальных, но с другой стороны противостоит им. Норма – патология («Что есть «нормальное» поведение и отклонение от него?» Два аспекта: медицинский и юридический).

Отрасли психологии (внутренняя структура) ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ как методологический и теоретический фундамент частных психологий По видам деятельности: медицинская, инженерная, психология спорта, торговли, юридическая, педагогическая, высшей школы, экологическая психология… По развитию психики и сознания: возрастная; сравнительная; зоопсихология; антропогенез; специальная психология… По соотношению личности и общества: психология личности, социальная, этнопсихология.

Внешняя структура психологии (по В.В. Никандрову, 2008)

Вопрос 2: Категория, понятие, термин, дефиниция в психологии

Категория (греч. «высказывание», «признак») общие (для разных направлений) и фундаментальные понятия

Понятие (значение слова) мысль, в которой выделяются и обобщаются явления (предметы) по общим и в своей совокупности особенным для них признакам; единство существенных свойств и отношений явлений (предметов)

Термин (лат. «предел», «граница») слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия

Дефиниция (лат. «определение») логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам, то есть: установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью уже знакомых терминов (слов) толкование понятия (способ и процесс его определения) Термин, над которым проводится операция дефиниции, называется дефидентом.

Дефиниция отражает: ??? КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ: … ЯВЛЕНИЯ: … ИХ СВОЙСТВА: … ИХ СВЯЗИ: … ИХ ОТНОШЕНИЯ: …

ВАЖНО: Дефиниция описание перечисление отличительных внешних признаков, выделение среди остальных Дефиниция характеристика перечисление самых важных признаков Дефиниция сравнение фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков Дефиниция демонстрация ознакомление с понятием выяснением его рода или класса

Психика как дефидент ??? КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ: … ЯВЛЕНИЯ: … ИХ СВОЙСТВА: … ИХ СВЯЗИ: … ИХ ОТНОШЕНИЯ: …

Психика свойство живых, материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность Фото из архива семьи Леонтьевых shtml Алексей Николаевич Леонтьев

Психика сфера господства бессознательных влечений к удовольствию, которые: - маскируясь, проникают в сознание, постоянно угрожая единству "Я"; - определяют формирование личности и ее поведение; - становятся причиной неврозов и психозов Зигмунд Фрейд

Психика целостное образование, проявляющееся в психической деятельности субъекта на основе восприятия окружающего мира в виде совокупности (единого целого) гештальтов (зрительных образов), которые возникают в мозге при контакте с внешним миром. Фред Келлер

Психика ??? КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ: … ЯВЛЕНИЯ: … ИХ СВОЙСТВА: … ИХ СВЯЗИ: … ИХ ОТНОШЕНИЯ: …

Вопрос 3: Концепция, теория, парадигма в психологии

Концепция (лат. «понимание», «система») определённый способ понимания (Ψ-го) явления (основная точка зрения = руководящая идея в системе взглядов на это явление); ведущий замысел в научной (Ψ-й) деятельности, определяющий стратегию действий.

Теория (греч. «рассмотрение», «исследование») результат концептуального познания и осмысления изучаемых явлений; учение = система идей = синтез знаний, положений, образующих науку; категории и понятия как элементы единой системы. ВАЖНО: Теория формируется (и проверяется) в соответствии с конкретными научными методами

ПАРАДИГМА (греч. «пример», «образец») научная теория как исходная модель постановки (Ψ-х) проблем и их решения; господствует в течение определенного исторического периода в (Ψ-м) научном сообществе.

Культурно-историческая психология (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) диалектико-материалистическая парадигма (в обществе) парадигма (в Ψ-й науке): теория личности: категории: понятия: метод: методики:

Культурно-историческая психология (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) Диалектико-материалистическая парадигма (в обществе) деятельностная парадигма (в Ψ-й науке) теория личности деятельностная (Л. – особое качество, приобретаемое индивидом в социальной Д.) категория: Личность понятия: деятельность, формирование, среда метод: эксперимент, напр. констатирующий, формирующий методики: психодиагностические, напр. «MMPI»

Гуманистическая психология (Эрих Фромм, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу) Гуманитарная парадигма (в обществе) парадигма (в Ψ-й науке): теория личности: категории: понятия: метод: методики:

Гуманистическая психология (Эрих Фромм, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу) Гуманитарная парадигма (в обществе) гуманистическая парадигма (в Ψ-й науке) теория личности гуманистическая (Л. - целостность врожденных и приобретенных свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным) категория: Личность понятия: индивидуальность, развитие, свобода метод: психоанализ, психоконсультирование, психотренинг, самоанализ, рефлексия методики: проективные, напр. «свободных ассоциаций»

Вопрос 4: Методология, метод, методика в психологии

Методология (греч. «учение о способах») учение о методах, способах и стратегиях изучения явления

Методология ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ ФИЗИКИ … Методология носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к различным сферам теории и практики Философия = ПАРАДИГМА как научное мировоззрение

Методология в психологии учение о методе научно-психологического познания (в целом); совокупность методов, применяемых в психологической науке (в отраслях); система принципов и способов планирования и организации теоретико- практического психологического исследования.

Метод в психологии (др.-греч. «путь исследования») способ исследования психологического явления = достижения цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций теоретико- практического познания психологического явления ВАЖНО: совокупность однородных методов = «ПОДХОД» Эрих Фромм ( ) - немецко-американский философ, психолог, социолог, лидер неофрейдизма.

Традиционные методы психологии: Моделирование Интерпретация научных источников Наблюдение Беседа Тестирование психологическое и педагогическое Опрос (устный и письменный) Анализ продуктов деятельности Контент-анализ Эксперимент

Метод (структура) операции (простые исследовательские действия); процедуры (совокупность исследовательских действий); МЕТОДИКИ (совокупность операций и процедур, направленных на решение конкретной исследовательской задачи); техника исследования (аппаратурное обеспечение). Эрих Фромм ( ) - немецко-американский философ, психолог, социолог, лидер неофрейдизма.

Требования к применяемым методам в психологии Методы, применяемые психологией должны: быть научными, т.е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации; быть обоснованными, т.е. валидными; способствовать получению однозначной информации; быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность; извлекать репрезентативную информацию; быть понятными в своих требованиях; быть последовательными (а не спонтанными, хаотичными).

Классификация методов психологии По уровню научного познания: теоретические методы (проектирование, моделирование, интерпретация литературных источников); эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, опрос, рейтинг, анализ результатов деятельности).

Классификация методов психологии По источникам информации: 1. Способы исследования личности и деятельности с помощью тестов (test проба, англ.). 2. Методы, регистрирующие жизнь и поведение человека в различных ситуациях (наблюдение, ранжирование черт и др.). 3. Методы, на основе которых можно получить креативную информацию (анкеты, интервью, самонаблюдение и др.). 4. Методы, объединенные по принципу исследовательской деятельности (большая или меньшая активность исследователя); 5. Методы, выделенные по критерию учета времени, необходимого для исследования (длительные и эпизодические). 6. Методы, выделенные по наличию или отсутствию взаимодействия между испытуемым и исследователем (субъект- субъектные, например эксперимент, интервью; субъект-объектные, например изучение результатов деятельности, метод биографий). 7. Методы, с помощью которых формируется новое свойство и корректируется имеющееся (формирующий эксперимент, самоанализ деятельности, например педагогическая рефлексия).

Методика в психологии отвечает конкретным целям и задачам психологического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных; на основе конкретного метода может быть создано множество методик. Пример: метод диагностического тестирования – тестовые диагностические методики Эрих Фромм ( ) - немецко-американский философ, психолог, социолог, лидер неофрейдизма.

Взаимосвязь парадигмы, методологии, теории, методов и методик в психологии Методология исследования (система принципов и способов организации и построения теоретики и практики, отвечающая определенной парадигме) Методика (конкретное воплощение метода как выбранного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретной процедуры) Метод исследования (путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления)

Категориально-понятийный аппарат психологии (лекционно-практические задания 1-2) Методы психологии (лекционно-практические задания 3-4)

Лекционно-практическое задание 1-2: Выполнить на специальном бланке работу по освоению предложенных категорий, понятий и терминов по указанному алгоритму.

Лекционно-практическое задание 3-4: Выполнить на специальном бланке аналитическую работу с текстом из предложенного первоисточника по указанному алгоритму. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. М., С