Презентация Выполнила: Каримова Т. А.. Причины нарушения речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Advertisements

В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. Логопедия это специальная педагогическая наука об изучении, исправлении и предупреждении речевых нарушений. В переводе с греческого.
Классификация речевых нарушений. Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Нарушения речи Нарушения речи -- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Нарушения речи Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного.
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
1. Понятие «Нарушение речи» 2. Классификация нарушений речи 3. Характеристика лиц с нарушением речи 4. Организация и содержание коррекционной психологической.
Горлова Любовь Ивановна ГДОУ д/с 67 Выборгского района.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Причины возникновения речевых нарушений у детей..
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Консультация для воспитателей детского сада компенсирующего вида.
Транксрипт:

Презентация Выполнила: Каримова Т. А.

Причины нарушения речи

РЕЧЬ исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком. Речь выполняет ряд функций: * обозначения (каждое слово, предложение имеют определенное содержание); * сообщения (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); * воздействия (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов) Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

Признаки нарушения РАЗВИТИЯ РЕЧИ Если к концу 1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением; 4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают; 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа ?"); 7-го мес. не пытается привлечь к себе внимание какими- либо определенными звуками; 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов; 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прощания;

12-го мес. не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч); 15-го мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа"; 20-го мес. не может произнести 6 осмысленных слов; 20-го мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый; 29-го мес. не понимает разницу между словами "большой" и "маленький"; 36-го мес. не может показать, какая линия из 3 самая длинная; 37-го мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

Причины речевых нарушений ( по Л.Парамоновой.) 1. Патогенные факторы раннего периода развития. 2. Органические и функциональные причины 3. Социальные причины как разновидность функциональных

1. Патогенные факторы раннего периода развития. - неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей - Нарушение нормального хода внутриутробного развития плода, а значит, и нормального формирования центрального и периферического отделов речевого аппарата - Неблагоприятные факторы в период раннего развития ребенка

2. Органические и функциональные причины Органические причины: их действие может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Функциональные причины: их действие не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неправильные приемы перевоспитания левшей, неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п.

3. Социальные причины как разновидность функциональных - прямое подражание неправильному образцу - быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. - педагогическая запущенность (бедная по содержанию и неправильная по грамматическому оформлению речь наиболее часто общающихся с ребенком взрослых) - двуязычие - сюсюкание с детьми

Классификация речевых нарушений - клинико-педагогическая (нарушение устной и нарушение письменной речи) - психолого-педагогическая (нарушение средств общения и нарушение в применении средств общения)

Нарушения речи нарушения устной речи: нарушения письменной речи: - дисфония (афония ) - дислексия (алексия) - тахилалия - дисграфия (аграфия) - брадилалия - заикание - дислалия - ринолалия - дизартрия (анартрия) - алалия - афазия.

Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Дисфония может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка.

Брадилалия патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Тахилалия патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием нарушение темпа речи.

Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка. Выделяют различные степени выраженности заикания: лёгкую (заикание проявляется только в возбуждённом состоянии, при стремлении быстро выговориться), среднюю (в спокойном состоянии, в привычной обстановке заикание не проявляется, в эмоционально-возбуждённом состоянии проявляется сильное заикание),тяжёлую (заикание проявляется постоянно).

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами. Физиологические симптомы: -судороги, которые классифицируются по форме и локализации; - нарушение мелодико-интонационной стороны речи; -наличие непроизвольных движений тела, лица; - нарушение речевой и общей моторики. Психологические симптомы: -наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков); -наличием защитных приёмов (уловок) речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи; -различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную; механическую.

Причины функциональной дислалии: -общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; -недостаточная степень развития фонематического слуха; -неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок; -двуязычие в семье. Причины механической дислалии: -недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка); - патологические изменения величины и формы языка; - неправильное строение твёрдого и мягкого нёба; -атипичное строение губ.

Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия закрытая расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора. Ринолалия открытая патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки. Ринолалия смешанная. Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Речь при ринолалии невнятна и монотонна.

Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. Под анартрией понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Выделяют моторную и сенсорную алалию. Моторная алалия проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя. Сенсорная алалия проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха.

Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно- мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.

Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения, вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма.Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Нарушение средств общения Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии, что необходимо принимать во внимание родителям и педагогам.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!