КГКСКОУ СКШИ VIII вида 11. O Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с тех пор, когда на Земле появилось человеческое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Advertisements

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Комплексные(интегрированные)Частные(узко-специализированные)
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
Составитель: Куликова Ольга Николаевна, учитель труда Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в коррекционной школе.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Педагогический совет 2 « Культура здоровья как « Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе»
«Здоровьесбережениеи педагогические технологии» Основные понятия Здоровье – нормальная, правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму,
Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе.
Здоровье сберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья школьников Из опыта работы учителя физической культуры МБОУ БГО Борисоглебская.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
Тема: Формирование здорового образа жизни на уроках в начальных классах Учитель начальных классов - Десятниченко Галина Николаевна.
Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены,
«Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений участников образовательного процесса».
«Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии» Выполнила: учитель технологии высшей категории МОУ «СОШ 5 с углублённым изучением отдельных предметов»г.Волжска.
Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования.
Транксрипт:

КГКСКОУ СКШИ VIII вида 11

O Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с тех пор, когда на Земле появилось человеческое общество. Самое раннее упоминание о системе воспитания мы находим в трудах греческих педагогов и философов. O В Древней Греции существовали две системы воспитания: спартанская и афинская. Воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Афинская система предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела – писали в своих трудах Сократ и Аристотель. O В труде Джона Локка «Мысли о воспитании» мы находим тщательно разработанную систему физического воспитания: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джоном Локком были разработаны приёмы закаливания ребёнка, обосновано значение строгого режима для здоровья детей, даны рекомендации об одежде, пище, прогулках и занятиях спортом. O Российский просветитель Епифаний Славинецкий в своей книге «Гражданство обычаев детских» писал о том, как должны одеваться дети, следить за своей внешностью, какие правила гигиены должны соблюдать. O Проблема разработки здоровьесберегающих педагогических технологий существует с тех пор, когда на Земле появилось человеческое общество. Самое раннее упоминание о системе воспитания мы находим в трудах греческих педагогов и философов. O В Древней Греции существовали две системы воспитания: спартанская и афинская. Воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Афинская система предполагала интеллектуальное развитие и развитие культуры тела – писали в своих трудах Сократ и Аристотель. O В труде Джона Локка «Мысли о воспитании» мы находим тщательно разработанную систему физического воспитания: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джоном Локком были разработаны приёмы закаливания ребёнка, обосновано значение строгого режима для здоровья детей, даны рекомендации об одежде, пище, прогулках и занятиях спортом. O Российский просветитель Епифаний Славинецкий в своей книге «Гражданство обычаев детских» писал о том, как должны одеваться дети, следить за своей внешностью, какие правила гигиены должны соблюдать.

O Известные российские общественные деятели И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский также занимались вопросами воспитания и формирования здорового образа жизни у детей. Н. И. Новиков писал в одной из своих статей: «... первой и главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет ещё места». O В. А. Фармаковский считал, что школьное здание должно быть эстетически оформлено, благоустроено, чтобы способствовать формированию доброго нрава и вкуса детей. O После долгих лет забвения проблема здоровья школьников была возрождена только в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников был И. И. Мильман. В 1920 году им была разработана система уроков здоровья, получившая своё развитие в середине XX века. O Советскими педагогами Н. А. Бернштейном В. А. Воскресенским, В. И. Загвязинским и др. были проведены исследования в области гигиенического воспитания детей, охраны их здоровья. O Известные российские общественные деятели И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский также занимались вопросами воспитания и формирования здорового образа жизни у детей. Н. И. Новиков писал в одной из своих статей: «... первой и главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет ещё места». O В. А. Фармаковский считал, что школьное здание должно быть эстетически оформлено, благоустроено, чтобы способствовать формированию доброго нрава и вкуса детей. O После долгих лет забвения проблема здоровья школьников была возрождена только в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников был И. И. Мильман. В 1920 году им была разработана система уроков здоровья, получившая своё развитие в середине XX века. O Советскими педагогами Н. А. Бернштейном В. А. Воскресенским, В. И. Загвязинским и др. были проведены исследования в области гигиенического воспитания детей, охраны их здоровья.

Теоретический аспект O Значимость рассматриваемой проблемы в том, что наблюдается противоречие между объективной необходимостью в воспитании культуры здорового образа жизни школьников в процессе постоянно увеличивающейся учебной нагрузки и условиями организации учебной и воспитательной работы в этом направлении. O Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

O По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что здоровье сберегающие образовательные технологии - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по «технологии здоровье сбережения». O Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровье сберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. O Есть мнение, что здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели – получение знаний.

O За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке. В данном направлении работают многие ученые: Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варшамов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Н.К. Смирнов, И.Ю. Глинянова, Е.А. Шульгин, Т.А. Солдатова и др. Особое внимание исследователи уделяют разработке здоровье ориентированного содержания образования в другие учебные дисциплины - физкультуру, основы безопасности и жизнедеятельности, человековедение, биологию. O Таким образом, все едины во мнении, что здоровье и образование – это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности, то есть здоровье человека оказывает влияние на уровень образованности, а правильность построения образовательного процесса, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье человека. Системой, регулирующей это взаимодействие, являются здоровьесберегающие технологии в образовании.

Понятие здоровье сберегающей технологии O По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию… - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности…» O Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе ; рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. O Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В. Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Классификация здоровьесберегающих технологий в образовании. O Санитарно-гигиенические здоровьесберегающие технологии направлены на улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий. Основные задачи санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий: 1. Укрепление материально-технологической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста; 2. Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения. Мероприятия, проводимые для реализации санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий: 1. Пополнение образовательного учреждения, необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью. 2. Осуществление ремонта медицинских, учебных помещений, спортивных залов, площадки, бассейна и т.д. 3. Осуществление контроля над расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки в школе. 4. изготовление памяток о режиме дня учащихся и рекомендаций для родителей по организации учебной деятельности на дому (уголки здоровья). 5. Осуществление контроля над тепловым режимом в учебном заведении. С целью предотвращения переохлаждения или перегрева учащихся в образовательном учреждении.

O Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на диагностику, укрепление, профилактику и коррекцию здоровья детей. Мероприятия, проводимые для их реализации: 1. Проведение углубленных медицинских осмотров с привлечением узких специалистов. 2. Разработка цикла бесед и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов по проблемам здоровья учащихся. 3. Проведение наблюдения за физическим и нервно-психологическим развитием детей. 4. Составление, по результатам осмотров, индивидуальных планов оздоровления выявленной патологии. 5. Профилактические прививки по индивидуальным планам и эпидпоказаниям. 6. Оздоровительные мероприятия: режим дня; полноценное питание; поливитамины; кислородные коктейли; минеральная вода; утренняя гимнастика; ЛФК; массаж; водные процедуры; ионизация воздуха; лечебный свет (Дюна – 7); фитотерапия. 7. Профилактика близорукости детей: работа с метками; гимнастика для глаз; выполнение санитарных правил по освещенности; назначение препаратов черники. 8. Преодоление иммунодефицита; мобилизация защитных сил организма. 9. Профилактика заболеваний (ОРВ, нарушение осанки и др.): клинические часы; прогулки; физкультминутки; дыхательная гимнастика; точечный массаж; психогимнастика; ритмика; игры: «Лечимся сами», «Я – доктор».

O Педагогические здоровьесберегающие технологии: 1. Организационно-педагогические здоровьесберегающие технологии – это технологии правильной организации валеологически обоснованного процесса, а именно: - строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена; каникулы – нагрузка); - построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности; - обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.); - благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор); - индивидуально-дифференцированный подход, выработанный посредством диагностики. O Информационные здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на формирование положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена, посредством просветительской работы, проведенной с учениками их родителями и учителями, это беседы по технике безопасности (пожаробезопасность, правила дорожного движения и др.); игровые ситуации по технике безопасности; праздники здоровья по различным темам (гигиена, питание и т.д.); беседы и тренинги по профилактике вредных привычек; уроки здоровья. Известно, что проблема формирования ЗОЖ может решаться с разных позиций посредством: просветительской деятельности; изучения особенностей своего организма; изучения установки по отношению к себе и к окружающей действительности; формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него. O Физкулно-оздорьтуровительные здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта, а также на формирование у детей понимания того, что спорт является одним из методов сбережения здоровья.

Качественная характеристика любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития, задачами здоровьесбережения. Качественная характеристика любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития, задачами здоровьесбережения.

Принципы здоровьесбережения O Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. O Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно- нравственного здоровья) O Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее. O Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). O Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. O Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Современный подход к решению проблемы здоровьесбережения O Построение педагогического процесса с учетом возрастных психологических особенностей; O Второй задачей является – учет валеологических особенностей развития школьников: так как к семи – восьми годам ребенок готов психологически ясному пониманию норм и правил взаимоотношений и отношению к самому себе и своему здоровью, то задача взрослых разработать свод четких норм и правил поведения, преподать их детям и требовать их соблюдение. Так как ребенок в этом возрасте судит о своих поступках по реакции взрослых – мое поведение было хорошим (или мой поступок), потому что меня похвалили или – мое поведение (поступок) было плохим, потому что меня поругали. Валеологические потребности – являются своего рода ключом к умам и сердцам детей, опираясь на которые можно добиться без укоров и насилия желаемых результатов в приучении правилам и нормам поведения детей младшего школьного возраста, то есть мотивировать их на сбережение своего здоровья. Так, например, потребность жить и обеспечивать свою жизнь можно, да и нужно использовать при объяснении причин подрывающих здоровье, а соответственно, угрожающим жизни. Социальная потребность может быть использована при объяснении правил поведения и гигиены. Дети в этом возрасте – великие эстеты. Они могут подолгу крутиться перед зеркалом в новых джинсах, кофточке, платьице. Следовательно, определение «некрасивый поступок»; «это некрасиво» для них будет иметь большое значение. O Потребность в идеале, вере, кумире – необходимо учитывать для того, чтобы «образец подражания» был положительным во всех отношениях. Также необходимо помнить, что ребенок имеет право на ошибки и задача взрослого дать ему возможность их исправлять и получать прощение. Ну а для того, чтобы использовать рациональные потребности, педагог прежде всего должен развивать волевые навыки и стремления к приобретению опыта (вооруженности) у детей посредством специальных методов.

O Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы на основе использования новых информационных технологий O Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности: педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная технология - в рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. O Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.

O Характерными чертами, данной технологии является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала. Для разминок и упражнений на мышечно - телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, « бегущие огоньки » ( можно использовать лазерную указку ). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно - поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются : развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация ; развитие зрительно - моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации ( типа дорожно - транспортных и т. п.).

O Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние

O В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно- образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

Заключение O Здоровье ребенка можно считать достижимой нормой, если он: - в физическом плане - умеет преодолевать усталость и умет действовать в оптимальном режиме; - в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; - в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; - в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; - в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. O В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются: - для соматического и физического здоровья - я могу; - для психического - я хочу; - для нравственного - я должен. O Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Литература : O Антропова М. В. Родителям о здоровье школьников, М., O Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : Экспресс - контроль в школе и дома. – М., – 176 с. O Базарный В. Ф. « Нервно - психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде ». Сергиев Посад, O Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // « Начальная школа ».– 2006, 8. С. 98. O Карасева Т. В. Современные аспекты реализа ­ ции здоровьесберегающих технологий // « Начальная школа », С. 75. O Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // « Начальная школа », 2006, 6. С