Петр Ильич Чайковский (1840-1893) выполнила Гладкова Е. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П.И. Чайковский Биография композитора. жизненный путь ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ НА ВЕРШИНЕ СЛАВЫ ИЗ СЕМЕЙНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ Творчество композитора. Опера Черевички.
Advertisements

Чайковский Пётр Ильич. Пётр Ильич Чайковский родился в1840 году в маленьком городе-заводе на Урале, в Воткинске (ныне этот городок расположен в Удмуртии).
Урок музыки Чайковский П.И. 6 класс Манучарова Любовь Олеговна учитель музыки Парабельский район МОУ Шпалозаводская сош.
Петр Ильич Чайковский родился в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий.
Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт: «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» Нет другой дороги, как музыка… Биография и творчество Петра.
( ). * Петр Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года, в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии в семье горного инженера.
( ). * Петр Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года, в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии в семье горного инженера.
Пётр Ильич Чайковский. Жизненный путь Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил.
Воткинскемаленьком городе-заводе на Урале Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок.
Цель данной работы: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского и выяснить какое место в его творчестве занимала симфония.
МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество жизнь и творчество Работу выполнила ученица 3 класса Галузина.
Воткинск Илья Петрович, отец оркестринаФанниДюрбах.
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора.
( ) Выполнила ученица 7 класса Жукова Юлия.
МОУ МОУ Пётр Ильич Чайковский Презентация ученицы 8 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 15» Яковлевой Марии.
Петр Ильич Чайковский ( ). Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен.
Русские композиторы второй половины Х1Х века «Культура России второй половины Х1Х века» 8 класс.
Презентация на тему ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ. Ученика 3класса Спасской школы. ПИКАЛКИНА НИКОЛАЯ.
Петр Ильич Чайковский. Пётр Ильи́ч Чайко́вский – 25 апреля (7 мая) 1840,Камско-Воткинский завод Вятской губернии. русский композитор, дирижёр, педагог,
Конкурс презентаций «Великие люди России». «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su». Романова Татьяна Николаевна, учитель-музыки. МБОУ «Средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Петр Ильич Чайковский ( ) выполнила Гладкова Е. В.

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма - отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку родителей, переплели их письма в красивый альбом. Именно в этом альбоме можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые он начеркал в письме своего отца к матери.

ОБУЧЕНИЕ В Воткинске и позднее, в Петербурге, во время обучения в Училище правоведения, Чайковский много занимался музыкой, но особо выдающегося дарования тогда не проявлял. После училища началась служба в министерстве юстиции, и в это же время влечение к музыке становится все более сильным. Осознавая свою одаренность, Чайковский вместе с тем знал и недостатки своего характера. Чайковский переборол себя, в 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию и за несколько лет стал всесторонне образованным музыкантом. Учеба была сопряжена с материальными трудностями, так как его отец в это время потерял все свое состояние. Большую роль в обучении Чайковского сыграл Антон Григорьевич Рубинштейн - прославленный пианист, композитор, директор консерватории.

ПЕРВАЯ БОЛЬШАЯ ПОТЕРЯ Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. А его брат Модест уже на склоне лет писал: "Первое воспоминание: я сижу на руках у женщины, кругом кусты желтой акации и внизу по дорожке прыгает лягушка: у меня в руках серебряный стаканчик Александра Андреевна Чайковская Модест

Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие. Примечательно, что сам Петр Ильич писал: "Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше. Я внутренно ужасно горжусь и дорожу этим лучшим чувством моего сердца. В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них - и жизнь делается для меня дорога. Я по возможности стараюсь для них заменить своею любовью ласки и заботы матери и, кажется мне это удается." В свою очередь, Модест Ильич вспоминал об этом периоде свое жизни так: "Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю. Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения. Влияние его на нас было безгранично, его слово закон, а между тем никогда в жизни далее хмурого лица и какого-то бичующего взгляда проявление строгости не заходило. И вот мы втроем составили как бы семью в семье. Для нас он был брат, мать, друг, наставник - все на свете".

После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера "К Радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н.Островского - увертюра "Гроза".Антон Рубинштейн А.Н.Островскогоувертюра "Гроза"

Друзья композитора отнесли его партитуру в отсутствие Чайковского знаменитому Иоганну Штраусу, который в то время служил в России, в предместье Петербурга Павловске дирижером постоянных концертов. Он и про дирижировал этим сочинением молодого Чайковского в концерте, который назывался концертом из произведений русских композиторов, и в нем звучали сочинения знаменитых музыкантов, а среди них и "Характерные танцы" Чайковского, тогда ученика Петербургской консерватории. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу "Воевода". До конца своей жизни Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера "Воевода" была им уничтожена. "Воевода"

1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат его учителя А.Г.Рубинштейна, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им "Зимние грёзы", в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и душевные переживания человека, настроения путника, погружённого в себя во время бесконечно долгой дороги. ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ ( )

В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн, брат его учителя А.Г.Рубинштейна, известный пианист, дирижер, основатель консерватории в Москве. Чайковский появился в Москве, будучи автором лишь многочисленных ученических работ, которые он сочинял во время учебы в консерватории. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась и Первая симфония Чайковского, названная им "Зимние грёзы", в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и душевные переживания человека, настроения путника, погружённого в себя во время бесконечно долгой дороги. НА ВЕРШИНЕ СЛАВЫ ( )

Личность Чайковского - человека и особые черты творческой индивидуальности его как композитора объясняются обстоятельствами жизни, теми условиями, в которых формировался его характер, складывалась творческая судьба. Тонкая душевная организация Чайковского-ребёнка была в значительной степени травмирована переживаниями, обрушившимися на его хрупкую душу. Этому способствовали и некоторые наследственные факторы: эпилептические припадки у деда по материнской линии, восторженная эмоциональность отца привели к тому, что Чайковский стал человеком достаточно эмоционально неустойчивым. Восторженность нередко сменялась унынием и апатией. Вспыльчивость иногда доходила до буйных приступов гнева. Нередко эти крайние смены настроений происходили и в процессе его композиторской работы. ЛИЧНОСТЬ ЧАЙКОВСКОГО – ЧЕЛОВЕКА И ХУДОЖНИКА

Я с ним познакомился в сентябре 1862 года он играл не только "совершенно достаточно для теоретика", но и вообще очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности. На мой тогдашний вкус исполнение его было несколько грубоватое, недостаточно теплое и прочувствованное – как раз противоположное тому, которое прежде всего мог бы представить себе в воображении современный читатель. Очень может быть, что я в известном смысле нашел бы то же самое даже и теперь. Дело в том, что Петр Ильич как огня боялся сентиментальности и вследствие этого в фортепианной игре не любил излишнего подчеркивания и смеялся над выражением "играть с душой". Если ему не нравился термин, то еще менее нравился самый способ игры, обозначавшийся термином; музыкальное чувство, жившее в нем, сдерживалось известною целомудренностью, и из боязни пошлости он мог впадать в противоположную крайность. Г. А. ЛАРОШ ВОСПОМИНАНИЯ О П. И. ЧАЙКОВСКОМ

Сюжет: 1 акт. Председатель с женой и приглашенными украшает елку. Все готово, время звать детей. Елка зажигается, как по волшебству. Дети входят и замирают, полные удивления и восторга. Начинается раздача подарков. Общее увлечение прерывается приездом советника Дроссельмайера. Дети председателя с нетерпением ждут подарков Дроссельмайера - их крестного. Последний заставляет внести две коробки: из одной он извлекает большой кочан капусты - для Клары, из другой - большой пирог - для Фрица. Увидев такие подарки, дети и их родители разочарованы. Дроссельмайер приказывает поставить подарки перед собой, заводит их, и из капусты появляется большая кукла, а из пирога - солдат. Еще из двух больших табакерок Дроссельмайера появляются черт и чертиха. Клара и Фриц в восторге, благодарят крестного и просят позволения унести игрушки. Родители запрещают - такими прекрасными игрушками не играют. Клара плачет, Фриц капризничает. В утешение советник достает из кармана еще подарок - Щелкунчика. Им играть можно. Клара сразу восхищена им и спрашивает советника о предназначении подарка. Он берет орех и раскалывает его Щелкунчиком. Фриц, заинтересовавшись, тоже хочет колоть им орехи. Родители указывают маленькой Кларе, что она должна поделиться с братом. Фриц колет им орехи - и у Щелкунчика ломаются зубы. Клара поднимает брошенную Фрицем игрушку, утешает и укладывает в кукольную колыбельку. Фриц с товарищами шумно дразнят девочку. Чтобы покончить с этим, председатель предлагает всем протанцевать "гроссфатер" ("танец дедушек"). Гости благодарят председателя и его супругу и уезжают. Детям приказывают идти спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, родители отказывают. Она в горе уходит, закутав потеплей своего любимца. Ночь. Клара в ночной рубашке еще раз возвращается взглянуть на своего дорогого больного. Ей страшно. Она подходит к кроватке Щелкунчика, от которого, как ей кажется, исходит таинственный свет. Бьет полночь. Балет "Щелкунчик"

2 акт. Волшебный дворец Конфетенбурга. Самая фантастическая декорация. В глубине фонтаны из лимонада, миндального молока, оранжада и смородинового сиропа. Среди этих фонтанов на реке розовой воды виден павильон из леденцов с прозрачными колоннами, где находятся фея Драже и ее свита. При поднятии занавеса на сцене находятся всевозможные сладости и пирожные, серебристые солдатики стерегут дворец, посреди сцены стоит человечек в костюме из золотой парчи. Фея Драже со свитой сходят на сцену, все сласти преклоняются. На бушующей поверхности реки розовой воды появляются Клара и благородный принц в колеснице из раковины, в которую запряжены дельфины. Весь конфетный народ во главе с феей Драже приветствует жениха и невесту. Четыре крошечных, волшебно одетых принцессы Конфетенбурга бросаются на шею Щелкунчику - их брату. Щелкунчик растроган. Он представляет всем Клару как свою спасительницу. Происходит грандиозное празднество, во время которого Принц с феей Драже танцуют Па-де-де. Большая общая кода. Апофеоз. Клара смотрит на часы и с ужасом видит, что сова на них превратилась в Дроссельмайера, который смотрит на нее с насмешливой улыбкой. Она хочет бежать, но силы оставляют ее. В ночной тишине она слышит, как скребутся мыши и делает усилие, чтобы уйти, но мыши появляются со всех сторон. Тогда, в ужасе, она хочет забрать Щелкунчика и бежать, но это ей не удается. Все исчезает. Задняя дверь открывается, елка становится огромной. Часовой на часах окликает: "Кто идет?" Мыши не отвечают. Часовой стреляет, куклы перепуганы. Часовой будит зайчиков-барабанщиков. Происходит битва, мыши побеждают и пожирают пряничных солдатиков. Появляется мышиный царь, приветствуемый своими войсками. Щелкунчик вызывает свою старую гвардию, раздается призыв к оружию, снова разгорается битва. Чтобы защитить Щелкунчика, Клара бросает в Мышиного короля свой башмак и затем падает в обморок. Мыши исчезают. Щелкунчик превращается в благородного принца и бросается на помощь Кларе, которая приходит в себя. Еловый лес зимой. Начинает идти снег, поднимается вьюга, кружатся в танце снежинки-танцовщицы.

Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нем все новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Чайковского. Содержательная многослойность сказки Гофмана и ее музыкальное воплощение в балете Чайковского было замечено лишь в ХХ веке. Сюжетная композиция не соответствует сценическому членению балета, сделанному Петипа: реальные сцены (исходная ситуация) и ночные сцены (начало самой сказки) им никак не выделены, что рождает противоречие между структурой сказки, сюжетом и композицией сценического действия.Петипа Музыкальная же композиция складывается отлично от программы и либретто Петипа. Внешне следуя сценарию Петипа, Чайковский осуществляет иное музыкальное членение балета. В общей композиции балета заложено противоречие между музыкальным и сценическим планами, однако между музыкальным и сюжетным возникает полное соответствие.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин", он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: "На прошлой неделе я был как- то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в "Онегине". Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки." Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна "Боже, царя храни!". Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.А.С.ПушкинаМ.И.Чайковскому Лавровской Опера "Евгений Онегин"

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь. Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба "Евгения Онегина" сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного "Онегина", лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы "Евгений Онегин". Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. "Евгений Онегин" до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал как мог."

ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ ЧАЙКОВСКОГО В 1868 году у Чайковского было неудачное увлечение итальянской певицей Дезире Арто. С 1976 года композитор завязывает переписку с Надеждой Филаретовной фон Мекк (Фроловской). Одна из богатейших женщин Москвы была вместе с тем человеком образованным и культурным, тонко чувствующим музыку. Фон Мекк оказывала Чайковскому не только моральную, но и материальную помощь. Их общение ограничивалось только перепиской, и письма эти чрезвычайно интересны. Свое решение вступить в брак Чайковский исполнил в 1877 году и крайне неудачно. Его выбор пал на Антонину Ивановну Милюкову, учившуюся без особого успеха в Московской консерватории. Жена оказалась чуждым ему человеком. В тяжелом нервном состоянии Чайковский на полгода уезжает за границу. Там его мучит тоска по родине. В поисках выхода из душевного кризиса композитор решает освободиться от работы в консерватории и вести в уединении, вдали от больших городов, спокойную творческую жизнь. Материальную поддержку ему обязуется оказывать фон Мекк.

Высочайшие образцы опер: "Евгений Онегин" (1878), "Мазепа" (1883), "Чародейка" (1887), "Черевички" (1885), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891); балетов: "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892). Мировыми шедеврами являются 6 симфоний, фортепианные и скрипичные концерты, романсы, увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", "Итальянское каприччио", фантазия "Франческа да Римини",24 пьесы входят в «Детский альбом», цикл из 12 фортепианных пьес «Времена года», "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром. Произведения известные во всем мире: