Экологическое образование как направление деятельности лицея по формированию экологической культуры личности Кузьмина С.А., к.п.н., зам.директора по НМР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Надпредметная программа Формирование экологической культуры учащихся.
Advertisements

Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
Экологический кружок «Исследователи природы» Руководитель: Нуреева Т.И., учитель биологии и химии.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Экологическое образование и воспитание в школе. Подготовила Иванова И.К. учитель биологии и экологии МОУ СОШ п. Пятидорожное.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Лобанок Елена Николаевна учитель географии ГУО «СШ 12 г. Молодечно.
Программа социально-экологического воспитания и просвещения горожан представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы.
Рабочая программа « Путешествие в мир экологии » МАОУ «СШ «Земля родная» Горчакова Галина Михайловна учитель начальных классов III Всероссийская научно-методическая.
МОУ средняя общеобразовательная школа 22 Экологическая, природоохранная и здоровьесберегающая деятельность. п. Горный Красносулинский район 2010– 2011.
Руководитель мастерской :Харькова Ольга Ивановна.
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
Педагогическая концепция Формирование экологической компетентности учащихся в процессе профильного обучения Формирование экологической компетентности учащихся.
Организация внеурочной деятельности МАОУ «СОШ 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Экологическое воспитание учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 2» Стрежевой,2012 МБОУ СОШ.
Программа экологического кружка «БЕРЕГИНЯ» Составила: учитель биологии МОУ «Арабосинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики Иванова Надежда Васильевна.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ЖИЗНЬ БЕЗ МУСОРА» Учителя начальных классов Хаптахаева К.С.,Бужгеева Э.Б. и Болотова С.А. и учащиеся 2- 4 классов.
Тема: «Введение» урок 1 Цель: познакомить с новым направлением в мире – глобальная география; формировать глобальное мышление; развивать познавательный.
Транксрипт:

Экологическое образование как направление деятельности лицея по формированию экологической культуры личности Кузьмина С.А., к.п.н., зам.директора по НМР ГБОУ лицей 623 им. И.П.Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга «Мир спасет не красота, а экологическая грамотность…» (академик И. Д. Зверев)

Актуальность Глобальный экологический кризис – это отражение глубинного кризиса культуры, который охватил всю сферу взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Возникла экологическая опасность – состояние, угрожающее жизненно важным интересам личности, обществу, государству, мировому сообществу в целом и окружающей природной среде возникшее в результате антропогенных и природных воздействий на неё. Мир и Россия встали перед выбором стратегии своего глобального развития в современную эпоху.

Стратегия преодоления экологического кризиса программа ООН на ХХI век Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро - концепция устойчивого развития – стратегия улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем Указ Президента РФ 440 от 1 апреля 1996 г. о «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» - основные направления этого перехода «Сегодня необходимо не защищаться от экологической угрозы, а предотвращать ее!»

Концепция перехода России к устойчивому развитию Образование и устойчивое развитие – два процесса, имеющие непосредственное отношение друг к другу, и экологическое образование является условием устойчивого развития общества Главной целью экологического образования должно стать воспитание новой личности, ориентированной на систему экологических ценностей Только то общество, которое состоит из людей с новым мировоззрением, будет способно развиваться устойчиво

Компоненты экологической культуры Восхождение человека к более высоким индивидуально-личностным культурно- образовательным достижениям: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет Экологическая культура: экологическая образованность, экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств, культура экологически оправданного поведения, природоохранная деятельность. экологическая грамотность – основа экологической образованности, формирование которых происходит в процессе экологического образования

Экологическое образование По определению академика РАО И. Д. Зверева, экологическое образование – «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно- этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» Экологическое образование - уникальное средство сохранения и развития человека и развития человеческой цивилизации

Цель экологического образования дать возможность учащимся понять сложность проблематики охраны окружающей среды, развиваться такими способами, которые находятся в гармоническом отношении к окружающей среде сформировать у учащихся научные знания, взгляды и убеждения, обеспечивающие становление у них ответственного и деятельностного отношения к окружающей среде, безопасного для своей жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих познакомить учащихся с путями разумного использования природных ресурсов в интересах общества сформировать мотивы, которыми должны руководствоваться учащиеся в своем общении с природой

Содержание экологического образования Объективные данных о состоянии природной среды в целом и отдельных её составляющих Комплексное освещение экологических явлений Воспроизведение сложной совокупности природных процессов и их соотношение к событиям в обществе Регионализация экологии, внимание к изучению конкретных экосистем региона, к вопросам их рационального использования и охраны Приближение экологических знаний к будущей практической работе школьников, воспитание патриотического чувства любви к родной природе, возведение экологические проблемы в ранг личностно значимых для каждого

Экологическая грамотность это обусловленный индивидуальными и возрастными особенностями личности уровень знаний о закономерностях функционирования природных систем, умений анализировать характер взаимодействия человека и окружающей среды в процессе природоохранной деятельности и ценностное отношение к природе

Компоненты и показатели экологической грамотности мотивационно- ценностный деятельностно- практический когнитивный Субъективно значимые ценности, идеалы, интерес к экологическим проблемам, ценностное отношение к природе, ответственность за свою деятельность Знания о природе, об экологических проблемах, о закономерностях природных явлений, о месте и роли человека в окружающей среде Приобретение опыта в практических делах по улучшению окружающей среды, умение прогнозировать результаты своей деятельности, ведение пропаганды экологических идей

Факторы, влияющие на формирование экологической грамотности внешние экологическая ситуация регионального, национального и глобального масштабов, социально- экономические условия жизнедеятельности людей, уровень экологической культуры общества внутренние уровень экологических знаний школьников, отношение школьников к экологическому образованию, интересы и потребности школьников в экологической деятельности

Возможности формирования экологической грамотности в условиях ОУ учебный предмет «Экология»; экологизация учебных предметов «химия», «физика», «география», «биология» и др.; факультативные и профильные курсы («Экология города», «Глобальная экология», «Экология современного человека» и др.)

Этапы формирования экологической грамотности Мотивационный Цель – формирование интереса учащихся к экологическим проблемам, проблемам здоровья, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе и здоровью как условие осознания учащимися необходимости сохранения окружающей среды, понимания собственной значимости экологической деятельности. Мотивы Познаватель- ные мотивы (что?где? когда?как? почему?) Социальные мотивы (моя профессия? что я ем? зачем мне лекарства?)

Этапы формирования экологической грамотности Когнитивный Цель – формирование экологических знаний с помощью учебных предметов и умений решать учебные экологические задачи Экологические знания, которые получают школьники, способствуют осознанию важности проблем, возникающих при антропогенной деятельности в окружающей среде и влияющих на здоровье человечества

Экологическая составляющая некоторых дисциплин Химия - Загрязнение воздуха. ПДК. Способы защиты атмосферы. Глобальные последствия загрязнения атмосферы. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Озоновый слой. Физика - Диапазон температур в природе, влияние температуры на биосферу. Тепловые двигатели – косвенные источники загрязнения атмосферы. Состав и токсичность выхлопных газов, зависимость их количества от мощности двигателя. Тепловой баланс Земли и влияние его на климат. Защита воздуха от загрязнения. Биология - Влияние условий среды на качественные и количественные признаки организмов. Мутационная и наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Искусственный мутагенез и их значение в селекции. Успехи селекции. География - Влияние высоких темпов прироста населения на окружающую среду. Влияние урбанизации на экологию. Истощение земель, сведение лесов, загрязнение окружающей среды, проблема нехватки чистой воды, потеря биоразнообразия, нехватка питьевой воды, шумовое загрязнение.

Интегрированные уроки Тема Название модуля Тип урока «Атмосфера»«Озон в атмосфере»;интегрированный урок химии, физики, биологии, географии «Средства и методы исследования атмосферы» интегрированный урок химии, физики, биологии «Парниковый эффект»интегрированный урок химии, физики, биологии, географии «Вода»«Вода, вода. Кругом вода»интегрированный урок химии, физики, биологии, географии «Живой организм» «Физика и сердце»интегрированный урок биологии и физики «Физика слуха»интегрированный урок биологии и физики «Здоровье и электромагнит. волны» интегрированный урок биологии и физики «Свет, цвет и здоровье человека» интегрированный урок химии, биологии и физики «Как прожить до ста лет»интегрированный урок химии, биологии и физики «Необычные целители»интегрированный урок химии, географии, биологии и физики «Тепловые явления» «Магия огня»интегрированный урок химии, физики «Электричест во» «Целебное электричество»интегрированный урок биологии и физики «Электричество и растения» интегрированный урок биологии и физики

Интегрированные уроки Открытый интегрированный урок биологии и музыки в 7-м классе - «Многообразие птиц» Интегрированный урок в Доме-музее имени И.П.Павлова Интегрированный урок-книга

Этапы формирования экологической грамотности Операционный Цель – закрепление полученных экологических знаний в экологической деятельности, в решении учебных экологических задач. посещение комплексных экскурсий на строительные, культурные, промышленные и природные объекты подготовка и проведение литературно-художественных вечеров и ролевых игр экологического содержания участие в конкурсах и выставках экологического содержания, оформление экологических газет разработка и реализация проектов (проект «экостиль», «эко газета», «эко календарь»)

Методы формирования экологической грамотности Традиционные - лекции, семинары, практические занятия, консультации, экскурсии; участие в природоохранных мероприятиях, акциях по защите окружающей среды, олимпиады, научные кружки, научные конференции) и нетрадиционных (дискуссии, дебаты, «круглые столы», «мозговые штурмы»). нетрадиционные - интерактивные методы обучения (смотр-конкурс «Микроэлементы в нашей жизни»; дебаты «Суд над химией»; интеллект-шоу «Эврика»; брейн-ринг «Четыре Э – экология, экономика, энергетика, экологическая грамотность»; круглые столы «Экологическая безопасность планеты в наших руках»; ролевые игры «Сахар – жизнь или смерть» и др.

Международная научно-практическая конференция с учащимися Рижской пурвциемской школой (Латвия, 2013 г.) «Проблемы Балтики глазами детей»

Лицейский конкурс «Экологическая сказка»

Выводы Экологическая грамотность-необходимое условие существования современного человека в обществе Экологическая грамотность формируется в результате непрерывного экологического образования Потенциал формирования экологической грамотности заложен абсолютно во всех учебных дисциплинах Основные условия формирования экологической грамотности - повышение мотивации учащихся к получению экологических знаний, применение экологических знаний в природоохранной деятельности; интеграция экологического потенциала учебных дисциплин посредством межпредметных связей; использование интерактивных образовательных технологий

«Мир спасет не красота, а экологическая грамотность…»