Научно - теоретические основы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Шеманов Алексей Юрьевич, ведущий научный сотрудник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Деятельность - Способ существования людей. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Васильев А.
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Обществознание. Все виды деятельности связаны между собой. Деятельность по объектам Практическая или материально- предметная _______________________ Направлена.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Городское методическое объединение музыкальных руководителей « Организация предметно - развивающей среды музыкального зала и музыкального центра группы.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Оразбаева А. Нурматова А. Достарбаев Р. Копбаев Е. Проверила: к.п.н. Рысбекова Ж.К.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Московский центр качества образования Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС и модернизации образования.
Выполнила студентка 3 курса. Факультет: Дошкольное образование Никитина Татьяна.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Развивающие возможности технологии 6. Развитие инноваций в образовании Традиционная модель образования Гуманистическая модель образования Инновации по.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
«Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям»
Подготовил Голобородько Евгений.
Транксрипт:

Научно - теоретические основы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Шеманов Алексей Юрьевич, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ

Говоря о научно - теоретических основах не только дополнительного образования, но и образования в целом, невозможно обойти вниманием концепцию развивающего обучения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина : Это тем более насущно в связи с дополнительным образованием, ведь оно подчеркивает свою ориентацию прежде всего на развитие личности ребенка.

Цель образования – развитие субъектности « Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми ». Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии

Знаковое опосредствование как основа развития субъектности « Способом построения предметного действия, а следовательно, и всеобщим способом « выращивания » его субъекта является передача человеку средств построения действия опосредствование, которое в культуре осуществляется посредством систем символов или путем знакового опосредствования ». Эльконинова Л. И., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник Московского государственного университета. Серия 14. Психология

Знак – это символ действия, значение – субъективный акт преобразования вещей « Часто встречающееся заблуждение состоит в натуральной трактовке знака как некоего вещного указателя, направленного на значение, под которым в свою очередь понимается определенный круг вещей и связей между ними ». « Значение в момент своего возникновения ( а значит, и по сути ) является не вещью, а актом « поворотом » вещей, их преобразованием, определенным способом видения мира. Его определенность в том, что нечто акцентируется и подчеркивается, а нечто, наоборот, « затушевывается » и снимается »

Структура эстетического восприятия ( по : Ю. М. Лотман. Лекции по структуральной поэтике. Гл.1, парагр.2. С.36) Эстетическое восприятие … статуэтки [ палеолит. « венеры »] подразумевает … три … акта : 1) акт метафоры – узнавание – « это изображение есть женщина »; 2) акт « метонимии » – выделение существенно - специфического и элиминирование несущественного – « эта часть женщины есть женщина » ; 3) акт противопоставления, контраста – то, что объединяет понятия « мужчина » и « женщина » в родовом понятии « человек », … снимается.... Общее не изображается, воспроизводится только отличное. Но различие есть отношение, а не предмет. Отношение нельзя изобразить – оно осознается при сопоставлении изображенного и не изображенного. Изображение в искусстве – это отнюдь не только то, что непосредственно изображено. Художественный эффект – всегда отношение. … То, что воссоздано ( изображение ), воспринимается в отношении к тому, что воссоздается ( изображаемому ), к тому, что не воссоздано, в бесчисленности других связей.

" Виллендорфская Венера " "Виллендорфская Венера" - женская статуэтка из тонкозернистого плотного известняка, 11 см, ориньяк. Найдена в Австрии, в местечке Виллендорф на левом берегу Дуная в 1908 году. Музей естественной истории, Вена.

Искусство как моделирующая система ( по Ю. М. Лотману ) Материалом искусства … может быть любая материальная среда, поддающаяся структурированию, т. е. та, которая может быть использована для придачи ей структуры, воссоздающей структуру изображаемых явлений... Неотъемлемой частью творческого процесса является превращение непохожего в похожее. Искусство – моделирующая система. Воссоздание раскрыло структуру изображаемого, не данную в обычном наблюдении … Движения в танце имеют цель, но иную, чем в практической жизни, - цель воспроизведения движений практической жизни. Но не простое воспроизведение. Сначала материал выводится из состояния тождества с воспроизводимым. [ Затем :] расподобление начинает уподобляться [ жизни ].

Искусство как самоустремленная деятельность Искусство как творчество – это самоустремленная деятельность. Искусство направлено на преобразование, на развитие субъекта как творца произведения искусства. Но эта направленность представлена объективно – в предмете искусства, являющем собой субъекта в целом через культивирование его конкретной способности. Картина – это способ видения мира художником, представленный как увиденное. Танец – это танцор, представленный как способ движения в мире.

Самоустремленность человеческого бытия Самоустремленность – это собственно человеческое качество любых способностей человека. Благодаря приобщению художественному ( в широком смысле слова ) творчеству человек развивает свою субъективность в своих деятельностных способностях. В научной, теоретической деятельности самоустремленность, т. е. направленность деятельности субъекта на себя, служит познанию природных связей объективного мира, мира как природы. В искусстве самоустремленность служит развитию творческих сил человека как субъекта, как свободного существа.

Для формирования инклюзивной культуры существенное значение имеет нормативная антропология отношения к другому (Meininger H.P,, 2001). Нормативная антропология отношения к другому определяет : каков нормативный образ человека, каким ему следует быть и, следовательно, как ему следует помогать в развитии, каковы его образовательные нужды.

Две парадигмы нормативной антропологии : Автономия Аутентичность Аутентичность включает два основных компонента (Taylor, Ch., 1991): Креативность Ориентация на диалог в горизонте всеобщих значимостей

Проведенное нами совместно с Д. Э. Макаевой исследование показало, что среди опрошенных участников социальных сетей ( связанных с поддержкой и обсуждением искусства и творческих результатов людей с ОВЗ и инвалидностью ) наблюдается достоверное различие между : группой тех, кто декларирует явный интерес к творческим результатам людей с инвалидностью, и группой тех, кто не декларирует явного интереса к таким результатам.

Сравнение ответов на вопрос « Вы бы хотели и дальше узнавать мир людей с ограничениями здоровья, в какой роли и каким образом ?» ( по парадигмам )

Самоустремленность – основа инклюзии Эти данные свидетельствуют, что интерес к деятельности другого ( человека с инвалидностью ), будучи показателем ее самоустремленного характера, необходим как условие принятия другого как такого же творческого субъекта, который являет свою самоустремленность в своем творчестве и тем творчески интересен.

Дополнительное образование Это показывает также, что культивирование самоустремленности человеческой творческой деятельности является инклюзивным по своей направленности. Поэтому дополнительное образование детей с ОВЗ должно строиться как сфера культивирования самоустремленности творческой деятельности, что требует развития концепции развивающего обучения за пределы задачи формирования теоретического мышления детей.