КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Об организации и проведении обучения (инструктирования) специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОВЕРКИ НАЛИЧИЯ У ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Адаптированная образовательная программа в аспекте ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна руководитель регионального центра научно- методического.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
Нормативно-правовые аспекты организации профессиональной подготовки и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Транксрипт:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Об организации и проведении обучения (инструктирования) специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг Ольга Владимировна Чухилевич, начальник отдела специального образования и защиты прав детей комитета образования и науки Волгоградской области ВОЛГОГРАД, 2015

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В.В.Путин (выступление на встрече с представителями общественных организаций инвалидов ) : «Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи Разработано в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на годы: Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Фондом содействия научным исследованиям проблем инвалидности (ГК от К )

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Методическое пособие Нормативная правовая основа разработки: Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» Предназначено: для обучения, инструктирования сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи для обучения, инструктирования сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Методическое пособие Основания для проведения инструктирования: Федеральный закон от ФЗ «О социальной защите инвалидов», ст. 15: ( предусматривает необходимость осуществлять инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг ) Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от /10/В-6699 Письмо Министерства образования науки Российской Федерации от Письмо комитета образования и науки Волгоградской области от И-12/14925

Часть I состоит из: КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ - общей части (предназначена для всех работников, независимо от вида организации) - вариативной части (сформирован с учетом специфики деятельности конкретных видов организаций) Справочные материалы (могут использоваться как в период обучения сотрудников, так и в их дальнейшей работе) Часть II содержит:

Структура Методического пособия КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Вариативная часть Вариативная часть (гл. 6 – 18) - материалы лекций (по основным сферам жизнедеятельности инвалидов) Электронная версия - в формате Microsoft Word Общая часть (гл. 1 – 5) - основные положения Конвенции ООН о правах инвалидов - характеристика видов нарушений, приводящих к инвалидности - характеристика видов нарушений, приводящих к инвалидности - этика общения - общие подходы к обеспечению доступности - характеристика технических средств доступности Введение – концептуальные основы разработки и использования Методического пособия - вопросы для тестового контроля - вопросы для тестового контроля - список рекомендуемой литературы - вопросы для тестового контроля

Гл. 1. Конвенция ООН о правах инвалидов – об обеспечении доступности КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. ст. 3 Конвенции, основные принципы-основы для остальных положений: - полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество - равенство возможностей - недискриминация - доступность ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 г., в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства

Основные положения Конвенции ООН по обеспечению доступности Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления (должно соответствовать потребностям инвалидов и возможностям организаций) Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления (должно соответствовать потребностям инвалидов и возможностям организаций) КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Содержание положения: деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами: 1) обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации (пандусы, широкие дверные проемы, надписи шрифтом Брайля и т.п.) 2) обеспечивается доступность услуг этих организаций (изменение порядка предоставления услуг, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 2. Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. * (Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 1 главы 2-й Методических рекомендаций)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Инвалиды и маломобильные группы населения Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространств К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. МГН – более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов * (СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») * (СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы Условия признания гражданина инвалидом: – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; – ограничение жизнедеятельности; – необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию * Важно: Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом РФ Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом РФ ** П. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Категории жизнедеятельности человека Инвали Категории жизнедеятельности Содержание категорий жизнедеятельности Способность к самообслуживанию способность самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены Способность к самостоятельному передвижению способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом Способность к ориентации Способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения Способность к общению Способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации Способность контролировать свое поведение Способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Категории жизнедеятельности человека Инвали Категории жизнедеятельности Содержание категорий жизнедеятельности Способность к обучению Способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни Способность к трудовой деятельности Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности ( «пентада косгу») Буквенное обозначение Формы инвалидности Графическое изображение К Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках О Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата С Инвалиды с нарушениями зрения Г Инвалиды с нарушениями слуха У Инвалиды с нарушениями умственного развития В зависимости от формы инвалидности – барьеры при пользовании зданиями, сооружениями, предоставлении услуг (обратить отдельное внимание на характеристику барьеров в целях создания доступных условий с учетом категорий инвалидов)В зависимости от формы инвалидности – барьеры при пользовании зданиями, сооружениями, предоставлении услуг (обратить отдельное внимание на характеристику барьеров в целях создания доступных условий с учетом категорий инвалидов) Важно: характеристика барьеров (перечнь) – п. 3 гл. 2 (использовать при реализации мероприятий Доступной среды)Важно: характеристика барьеров (перечнь) – п. 3 гл. 2 (использовать при реализации мероприятий Доступной среды)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с разными формами инвалидности Инвали Основные формы инвалидности Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды Инвалиды на креслах-колясках Устранение физических барьеров к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч. на дому), удобное размещение информации, организация работы помощников Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата Устранение физических барьеров к месту предоставления услуг, организация места для отдыха, для инвалидов, не действующих руками – помощь при выполнении необходимых действий Инвалиды с нарушением зрения Устранение информационных и физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки- проводника Инвалиды с нарушением слуха Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика Инвалиды с нарушением умственного развития Устранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение»), организация сопровождения

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 3. Этика общения с инвалидами Этика – учение о морали, нравственности (термин впервые употребил Аристотель ( до н.э.) для обозначения практической философии (ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки) Этика – учение о морали, нравственности (термин впервые употребил Аристотель ( до н.э.) для обозначения практической философии (ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки) Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и др. Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и др. Составная часть этики - профессиональная этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере Профессиональная (или деловая этика) регулирует деятельность специалиста в сфере служебных отношений, в том числе к субъектам своего труда. Важнейшие составляющие профессиональной этики: добросовестность, гуманизм, беспристрастность, компетентность, нейтральность, корректность, терпимость, бесконфликтность, ответственность, порядочность и строгое соблюдение конфиденциальности Важнейшие составляющие профессиональной этики: добросовестность, гуманизм, беспристрастность, компетентность, нейтральность, корректность, терпимость, бесконфликтность, ответственность, порядочность и строгое соблюдение конфиденциальности

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА Не рассматривайте мою инвалидность как проблему Не рассматривайте мою инвалидность как проблему Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество Помогите мне познать то, что я хочу Помогите мне познать то, что я хочу Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Правила этикета при общении с инвалидами Для специалистов профессионально значимыми являются умения: Для специалистов профессионально значимыми являются умения: - правильно воспринимать и понимать другого человека, - грамотно оказывать услуги в учреждении или организации - грамотно оказывать услуги в учреждении или организации Основные навыки: Основные навыки: - избегать конфликтных ситуаций - внимательно слушать инвалида и слышать его - регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия - обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений - цивилизовано противостоять манипулированию *Важно: Обратить отдельное внимание на общие правила этикета при общении с инвалидами и правила общения в соответствии с «пентадой КОСГУ»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 4. Общие подходы к обеспечению доступности. Создание доступного объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) ВАЖНО: Одна организация (или учреждение) может занимать один объект недвижимости полностью или часть его, а также несколько объектов недвижимости классификация ОСИ (в соответствии с ведомственной (отраслевой) принадлежностью) на объекты: - здравоохранения - образования - социальной защиты населения - физической культуры и спорта - культуры - транспорта - связи и информации - жилые здания - объекты сферы услуг и потребительского рынка. - места приложения труда - пенитенциарные учреждения (уголовно-исполнительная система)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 4. Общие подходы к обеспечению доступности. Создание доступного объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) ВАЖНО: соотношение понятий «универсальный дизайн» и «разумное приспособление» (связано с целевым расходованием средств) – табл. 5 гл. 4 Принцип «универсального дизайна»*: дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей * (В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно: универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо, включая технические средства, помощь персонала и др. Принцип «разумное приспособление» (для действующих объектов): внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 4. Общие подходы к обеспечению доступности. Правовое регулирование обеспечения доступности Общие обязанности по адаптации для инвалидов доступной среды установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Общие обязанности по адаптации для инвалидов доступной среды установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Ст. 15 Закона: в случаях, если существующие объекты социальной транспортной и инженерной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны обеспечить доступность этих объектов для инвалидов одним из следующих способов: - согласовать способ доступа инвалидов с одним из общественных объединений инвалидов на территории поселения, муниципального района, городского округа; - либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме * Предусмотрена ответственность за отказ от создания условий доступности

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ п. 3 гл. 4. Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений 6 основных структурно-функциональных зон ОСИ, которые подлежат адаптации: - территория, прилегающая к зданию (участок) - вход (входы) в здание - путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) - зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) - санитарно-гигиенические помещения -система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы) *ВАЖНО: при расходовании средств субсидии руководствоваться указанными функционально-планировочными элементами зоны и их особенностями (системность и завершенность при определении перечня видов работ и услуг)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений Инвали Общие требования к земельным участкам Требования СП (раздел 4) – информация об объекте, пути движения, калитки, пандусы, параметры лестничных маршей и ступеней, ограждения для лестниц, поручни, освещенность, дренажные решетки, др. Общие требования к входам в здание лестница (наружная), пандус (наружный), входная площадка (перед дверью), дверь (входная), тамбур, входная площадка, конструкции дверей, пороги, дверные запоры, покрытия стен, др. Пути движения внутри здания, пути эвакуации участки пола на путях движения, вертикальные коммуникации, лестничные марши внутри здания, ширина, покрытие ступеней, лифты, горизонтальные площадки, эвакуационные лестницы, др. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) тактильные направляющие полоски. Внутреннее оборудование и устройства Санитарно-гигиенические помещения туалетная комната, душевая/ ванная комната, бытовая комната (гардеробная), система тревожной сигнализации, др. Система информации на объекте визуальные средства, акустические средства; тактильные средства, символы доступности, указатели направления, световые оповещатели, др Внимание! Изучить: варианты организации доступности, итоговую оценку состояния доступности ОСИ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 5. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры Гл. 5. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры - это пандусы, тактильная плитка, автоматические системы открывания дверей, и т.п. Предназначены для коллективного использования, не предоставляются конкретному инвалиду, а устанавливаются стационарно на объекте социальной инфраструктуры, приспосабливая его таким образом для использования различными категориями инвалидов. Важно: в главе даны образцы технических средств (на прилегающей территории, в санитарно-гигиенических зонах, средства для создания информации на объекте) и их характеристики, сопровождаются иллюстрациями

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Гл. 15. Обеспечение для инвалидов доступности Гл. 15. Обеспечение для инвалидов доступности общего образования, ст. 79 Закона Российской Федерации «Об образовании» Специальные условия предполагают: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, - использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, - обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Специальные условия материально-технического характера для обучающихся с нарушением зрения Специальные условия материально-технического характера для обучающихся с нарушением зрения - адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб- контента и веб-сервисов (WCAG) -размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля) -присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь -обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов -доступ учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося -при планировке ученических мест расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м -площадь ученического стола должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы -площадь зоны на 1 учащегося с нарушением зрения должна быть более 3 кв. м. Источник: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г (п. 23); Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. 124/ГС (п. 4.8, 4.10)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Специальные условия материально-технического характера для обучающихся с нарушением слуха Специальные условия материально-технического характера для обучающихся с нарушением слуха - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения) - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения) - надлежащие звуковые средства воспроизведения информации; - получение информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) - при планировке ученических мест для учащихся с нарушением слуха расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м - площадь ученического стола должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения тифлосредств - площадь зоны на 1 учащегося с недостатками слуха в учебных кабинетах следует принимать не менее 2,5 кв. м Источник: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г (п. 23); Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (приказ Госстроя от 27 декабря 2012 г. 124/ГС (п. 4.8, 4.10)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Специальные условия материально-технического характера для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата Специальные условия материально-технического характера для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата должны быть обеспечены условия для беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях: должны быть обеспечены условия для беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях: - наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; - наличие специальных кресел и других приспособлений; - минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равный 1,8 x 1,8 м; - ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах, - не менее 0,9 м от спинки стула до следующего стола, а у места учащегося на кресле-коляске вдоль прохода - не менее 1,4 м; - площадь зоны на 1 учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата в учебных кабинетах следует принимать более 3 кв. м; - лифт для учащихся-инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле, в учреждениях общего образования должен предусматриваться в выделенном лифтовом холле; - в актовых и зрительных залах неспециализированных образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на мест мест; в зале на мест мест; в зале на мест мест; в зале на мест мест, а также их доступность на эстраду, сцену. Источник: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г (п. 23); Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП », утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. 605; Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. 124/ГС (п. 4.7, 4.10, 4.13)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Дошкольное образование Дошкольное образование обучение для детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях обучение для детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек Источник: часть 4 статьи 79 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» часть 4 статьи 79 часть 4 статьи 79 Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Дошкольное образование Дошкольное образование Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях(законных представителей)(законных представителей) * Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от (ред. от ) "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях"

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Дошкольное образование Дошкольное образование В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам (начального общего, основного общего и среднего общего образования), организация образовательного процесса строится исходя из следующих требований: В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам (начального общего, основного общего и среднего общего образования), организация образовательного процесса строится исходя из следующих требований: - для слабослышащих учащихся, как правило, создаются два отделения (1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха); - для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, как правило, создаются два отделения (1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием; 2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи); - для учащихся с нарушениями зрения допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых учащихся является система Брайля; - для учащихся с расстройством аутистического спектра: а) допускается совместное их обучение с учащимися с задержкой психического развития (для учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития), а также совместное обучение по образовательным программам с учащимися с умственной отсталостью (для учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью) (не более одного ребенка в один класс); б) на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение; в) на групповых занятиях учащихся с расстройствами аутистического спектра требуется присутствие воспитателя (тьютора); г) организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей; - для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Источник: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 25, 26, 27, 29).

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Начальное общее образование Начальное общее образование Содержание образования при получении начального общего образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Содержание образования при получении начального общего образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Источник: приказ Минобрнауки России от (применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Источник: приказ Минобрнауки России от (применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Начальное общее образование Начальное общее образование Содержание образования при получении начального общего образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Содержание образования при получении начального общего образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами Источник: приказ Минобрнауки России от (применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Источник: приказ Минобрнауки России от (применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Начальное общее образование Начальное общее образование Исходя из положений Стандарта, образовательная программа должна учитывать следующие основные требования: Исходя из положений Стандарта, образовательная программа должна учитывать следующие основные требования: - срок освоения образовательной программы устанавливается от четырех до шести лет в зависимости от группы обучающихся, с учетом их особых образовательных потребностей; - реализация образовательной программы осуществляется на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; - может быть разработан один или несколько вариантов программы с учетом особых образовательных потребностей; - реализация программы может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях; - возможно использование сетевой формы обучения и применение дистанционных образовательных технологий; - адаптированная образовательная программа должна включать: а) обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (соотношение определено Стандартом); б) три раздела: целевой, содержательный и организационный; в) может включать как один учебный план, так и несколько;

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Начальное общее образование Начальное общее образование Исходя из положений Стандарта, образовательная программа должна учитывать следующие основные требования: Исходя из положений Стандарта, образовательная программа должна учитывать следующие основные требования: г) не может превышать количество учебных часов, закрепленных Стандартом; д) система оценки достижения результатов освоения программы обучающихся с ОВЗ должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся; е) организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности; ж) в реализации программы участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся с ОВЗ; при необходимости возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника); в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимают участие медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Основное общее образование Основное общее образование Содержание образования при получении основного общего образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Адаптированная образовательная программа основывается на реализуемой в организации основной образовательной программе с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЭ. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования. Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный Источник: приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п. 2)

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Основное общее образование Основное общее образование В содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования включается программа коррекционной работы. Такая программа обеспечивает: - выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития; - использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; - соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Основное общее образование Основное общее образование В содержание коррекционной программы входят: 1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ при получении основного общего образования; 2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования; 3) система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ (комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования) и др. Образовательной организацией с участием обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы. Срок получения основного общего образования составляет пять лет, но может быть увеличен не более чем один год для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Среднее общее образование Среднее общее образование Содержание образования при получении среднего общего образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Адаптированная образовательная программа основывается на реализуемой в организации основной образовательной программе с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Источник: приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Среднее общее образование Среднее общее образование Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. При этом в содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования включается программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ОВЗ Программа коррекционной работы направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Среднее общее образование Среднее общее образование Программа должна носить комплексный характер и обеспечивать: - поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями; - выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов; - интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность; - оказание каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; - создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ среднего общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Среднее общее образование Среднее общее образование Программа должна содержать: 1) цели и задачи коррекционной работы; 2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов; 3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидов; и др. Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ОВЗ и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования увеличивается не более чем на один год

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Задачи: Задачи: В срок до провести инструктаж (с тестированием) с работниками органов управления образованием, образовательных организаций по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг. Руководителям органов управления образованием возглавить работу по организации и проведении инструктажа в установленные сроки. Информацию о проведенных инструктажах с указанием численности работников, прошедших тестирование, и результатах тестирования представить в комитет образования и науки Волгоградской области в срок до До завершить внесение во все административные регламенты требований к обеспечению условий доступности для инвалидов образовательных услуг и объектов, на которых эти услуги предоставляются. Информацию о внесении изменений в регламенты представить в комитет образования и науки в срок до (с указанием нормативных правовых актов и их реквизитов).

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Методические рекомендации Методические рекомендации Методическое пособие для обучения (инструктирования) работников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. На сайте Минтруда России: http// На справочном портале Администрации Волгоградской области: раздел//вкладки: органы исполнительной власти//комитет образования и науки Волгоградской области//текущая деятельность//информационные и аналитические материалы

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ