«Усвоение знаний, умений, навыков» Дисциплина «Педагогическая психология»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3 «Учебная деятельность» План лекции: Характеристика процесса обучения. Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. Психологические.
Advertisements

Психология обучения
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Студетки 2 курса 1 группы Факультету украинской филологии Золотаревой Анжелики Алексеевны.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Основные понятия Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания,
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Универсальные учебные действия: технологии формирования (культурно- исторический, системно-деятельностный подход) Подготовила: к.п.н., доцент кафедры педагогики.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Мышление. Виды мышления.
Транксрипт:

«Усвоение знаний, умений, навыков» Дисциплина «Педагогическая психология»

План лекции Понятие и сущность знаний, умений и навыков Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) Прочность усвоения ЗУН

Задачи лекции: сформировать теоретические ззнания по теме лекции рассмотреть сущность ЗУН разобрать поэтапное формирование умственных действий и понятий развить мыслительную активность студентов

Список основной литературы: Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Габай Т.В. М.: Академия, (10) Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов. Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, (1) Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007 Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, ( 2) Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология:Схемы и тесты/Б.Б. Айсмонтас.-М.:ВЛАДОС-Пресс, с.:ил. Кол-во экз.: 2

Список дополнительной литературы: Педагогическая психология: краткий курс: [пособие] В. Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.(1 ) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия И.В. Дубровина,.(2) Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников.Самара: Перспектива, (15) Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, ( 89) Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ

1. Понятие и сущность ЗУН Обучение это процесс усвоения (овладения) знаний, умений, навыков на требуемом уровне за определенный период. Под уровнем усвоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимся в результате обучения.

1.1. Сущность знаний Ззнания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; ззнания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Прежде чем рассмотреть, как учащиеся усваивают ззнания, надо разобраться в том, что такое знание, какие бывают ззнания, какие ззнания должен усвоить ученик.

Определение понятия «ззнания» В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "ззнания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса поззнания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Ззнания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков"

Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или вне чувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат поззнания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь"

Ззнания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе ззнания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, ззнания в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей

Виды знаний 3 знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические).

Согласно В.И. Гинецинскому, учебное знание существует в трех формах: в форме учебной дисциплины; в виде учебного текста; в форме учебной задачи.

Свойства знаний Ззнания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность

Усвоение знаний Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного поззнания складывается из нескольких этапов: Восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств Осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Запечатления и запомизнания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.

Уровни усвоения знаний Ззнания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень - поиск и нахождение нового ззнания, нестандартного способа действия. Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или не стереотипность, оригинальность. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запомизнания; уровень понимания; уровень применения.

Выводы Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого ззнания (вышеуказанные уровни усвоения знаний выделяет А.К. Маркова) Если ззнания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.

1.2. Сущность умений и навыков Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык

Определение умений и навыков Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги- практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению. Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.

Умение и навык Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осоззнания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка

Умение Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком- либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию ззнания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного ззнания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.

Навыки Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Периоды формирования навыка по Л. Б. Ительсону

Из данной таблицы видно, что по мере формирования навыка уменьшается количество допускаемых при выполнении действия ошибок, повышается скорость выполнения отдельных операций, устанавливается их стабильная последовательность; внимание субъекта переносится с процесса выполнения действия на его результат, сознание утрачивает направленность на форму выполнения действия, понижается степень физического и эмоционального напряжения и утомляемости, а сами действия постепенно редуцируются за счет выпадения некоторых промежуточных операций.

Уровни овладения умениями и навыками 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения). 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого); 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

Формирования уровней Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4- го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Выводы Термин "умение" имеет два значения: 1) Как первоначальный уровень овладения каким- либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык. 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Выводы НАВЫК автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия соззнания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, умственные, речевые и другие навыки. Формировать навыки могут различные методы обучения и воспитания. Но главное это упражнения, то есть не простое механическое повторение действий, а их совершенствование. Процесс формирования навыков складывается из нескольких этапов. Сначала выделенные частные приемы и операции объединяются в единое действие, потом устраняются ошибки, далее следует улучшение качества навыка и, наконец, автоматизация и включение его в деятельность.

Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.

2. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) Созданная П.Я. Гальпериным общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования. В общепсихологическом плане ее основу составляет новая методология психологического исследования, коренная перестройка традиционных представлений о психике и о предмете и методе психологии

Этапы формирования умственных действий Этап составления схемы ориентировочной основы действия. Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде. Этап формирования действия как внешнеречевого. Этап формирования действия во внешней речи про себя. Этап формирования действия во внутренней речи.

Выводы Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них и составляют вышеуказанные этапы усвоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменения основных свойств (параметров) действия.

Рефлексия Я узнал(а), что… Полезным для меня было то, что… Я убедился(лась), что… Меня не смогли убедить в том, что..

Вопросы для самоконтроля 1. Приведите основные трактовки понятий "умение" и "навык". 2. Назовите основные уровни овладения умениями и навыками. 3. В чем проявляется особенность применения знаний, умений и навыков? 4. В чем сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий? 5. Назовите основные этапы формирования умственных действий. 6. Какие функции выполняют ззнания? 7. Назовите основные виды знаний. Самостоятельно подготовить Характеристика уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько. Примеры заданий для диагностики уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько).

Интернет-ресурсы htm - Статья В.И. Чиркова "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека« htm - Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО Группа исследования факторов формирования личности ПИ РАО htm - Статья Алексеевой Л. "Тестовый контроль усвоения знаний, умений и навыков"

Темы рефератов Проблема знаний в психолого-педагогической литературе. Формы существования учебных знаний. Психолого-педагогические условия усвоения знаний. Основные этапы процесса учебного поззнания. Проблема понимания в психолого-педагогической литературе. Основные уровни овладения умениями и навыками. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Основные типы ориентировочной основы действия. Типы учения (по П.Я. Гальперину). Формирование общеучебных умений и навыков как одна из основных педагогических задач.