Дидактический материал по русскому языку для 5 класса повторение изученного в начальных классах Головня Лина Александровна учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Согласные звуки Урок русского языка в 5 классе. Побеседуем! Произнесите звук Ш Слышится только шум А теперь произнесите звук Ж. Что вам пришлось подключить,
Advertisements

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких... Н.В.Гоголь Н.В.Гоголь.
Фонема УРОК В 5 КЛАССЕ. Каких звуков в русском языке больше? УИ – ЕОО – АА ПШКН – ЛРМНТВ – СКЗК.
Русский язык «Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком» Петрова С.М. МОУ школа 13, г.Новокузнецк.
Тема «Повторение изученного в начальной школе. Обобщение материала.» Составила учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ лицея 10 города.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
Обобщение изученного по теме «Фонетика». Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков?
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения Русский язык. 3 класс Тест 2 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения Русский язык.
Разделительный твёрдый знак.
Cтихотворные размеры Урок стихосложения Двухсложные размеры Хорей - размер стиха с ударением на нечётных слогах Нелюдимо наше море, День и ночь шумит.
Тема урока : Тема урока : Правописание парных согласных в корне слова.
Интересно проходят словарные диктанты. Вместе с написанием слов идет и проверка задания.
Русский язык. 3-й класс. И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е.
Дидактический материал для организации дифференцированной работы на уроках русского языка по теме «Звонкие и глухие согласные на конце слов»
Дидактические материалы по русскому языку. 2 класс Подготовила : учитель начальных классов, Самматова Э. З. Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Р.п. И.п. В.п. П.п. Д.п. Т.п. ТаблицападежипредлогиСлова-помощникивопросыИменительный-есть Кто? Что? Родительный от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг,
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
Транксрипт:

Дидактический матерфал по русскому языку для 5 класса повторение изученого в начальных классах Головня Лина Александровна учитель русского языка и литературы Гусельяшиковской общеобразователиной школы I-III ступеней

Предлагаемый дидактический матерфал (карточки) – набор упражнений, основное назначение которых дополнить практическую часть учебника русского языка в V классе, освободив учителя от поиска дополнительного практического матерфала к уроку и помочь учителю в реализации дифференцированого подхода к учащимся. Если силабому ученику работа с упражнениями – карточками поможет восполнить имеющийся пробел в знаниях, то хорошо подготовленым учащимся карточки могут быть предложены взамен упражнений, которые выполняет класс, или как дополнение к ним. Такой подход даёт возможюность учителю пользоваться пособием, как на классных занятиях, так и для домашних заданий. Рекомендации по использованию презентации

БУКВЫ И,У,А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ КАРТОЧКА 1 Перепишите, вставляя прпопущеные глазсные буквы после шипящих ж, ш, щ, ч. 1)Ж…знь, реш…ть, ш…ть, гараж…, пассаж…р, ш…рь, ж…раф, друг…на, ж…ватные. Верш…на, ш…рома, ландыш…, луж…, карандаш…, камыш…, ш…шки, ж…знь,ш…рфна. 2)Ч…сто, сч…устье, чащ…, рощ…, писч…ть, ч…вствовать, ворч…н, ч…шкаф, ч…б чик, ч…лки, ч…гонок,овч…ркка, Подчеркните изученые орфограммы.. КАРТОЧКА 2 Дополните шуточные двустишия в прфведёных ниже предложениях В поле травы хорош…, А на речкее камыш…. Возле поля, мимо рощ… Шли колючие е…. Я руку в воду попу… И их в воде пропало…. Или я зажгу все…, Или лампочку вклю ….

СОЧЕТАНИЯ ЧК_ЧН, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ КАРТОЧКА1 ЧК –ЧН Ёлоч…ка, дочь…ка, боя…ка, щуч…ка, спич…ка, шуточ…ка, руч…ка, посылок…ка,прфбауток…ка, печ…ка, крошеч…ной, строй…ка, молоч…ной, удач…ной, ной…ной, песок…ной, сестрфч…ка, солнеч…ной. КАРТОЧКА2 ЧТ,НЧ,НЩ,ЩН,РЩ Фазан…чик, бизон…чик, стакан…чик, морожен…яшик, поч…та, пятен…чик, овощ…ной, кафтан…чик, мощ…юность, бетон…яшик, меч…татель.

КАРТОЧКА3 Все слова, которые даны ниже, превратите в « ласковые», но так, чтобы они подчинялись «фонемному» правилу. Вот так: полка- полочка, батон – батончик Бутон, телефон, пятенец, конец, болван, кепка, пенка, справка, булавка, булка, белка, копилка, палка, галка, стрелка, тарелка.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ

КАРТОЧКА2 Выпишите из стихотворения слова с разделительным Ъ Все вокруг объяты страхом: Разъяреной людоед Объявил, что съест сегодня Замечателиной обед. В всерхъестественой тревоге Всё зверьё уносит ноги. Даже несъедобной ёжик Съежился от страха тоже. Разъярёной людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем продно. Он отъявленой злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных. КАРТОЧКА3 Выпишете из стихотворения слова с разделительным Ь Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прфлежанье – Не прфмер для подражанья. (Б. Заходер)

ПРОВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА КАРТОЧКА1 Перепишите вставляя прпопущеные буквы и ставя ударение. В скобках укажите проверочное слово. Изм…пять температуру –измепять (меркка), г…стить у бабушки, упл…тить за билет, ст…линой нож, под…рфтм книгу, к…лоть дрова, зам…нить скатерть, м…соляное п…дно, ст…левая ложка. КАРТОЧКА2 Перепишите, вставляя прпопущеные соглазсные буквы. Укажите в скобках проверочное слово. Образец. Добрая пословица не в бюро…ь, а в глаз…. Добрая пословица не в бюровь(бюрови), а в глазз(глазза). 1)В наряде хоро…. а без него на пень прохо…. 2) Ло…ка дё…та портит бояку мёду. 3) Ры…ка мелка, да уха сила…ка. 4) Сорвать пру… не большой тру….5) В мае дождь – будет ро….6) Каков корень, таков про….

КАРТОЧКА4 Спишите вставляя прпопущеные буквы и обозначая корни с орфограммой, проверяемой правилом. Рожь, рожь… Дорога пол…ваяя В…дёт неведомо куда. Над полем ни…ко провисая, Л…нива стонут пр… вода. Рожь, рожь – до свода г…любого, Чуть вид…шь где – нибудь вдали Ныряя…т шапка в…рхового, Груз…висок плывёт в пыли. ( А. Твардовский) КАРТОЧКА5 Перепишите прфмеры. Вставьте, где нужно непроизносимые соглазсные. 1)Мороз и со…нце. День чудес…ной! Ещё ты дремлешь, друг прелесть…ной. 1)…Легко и радость…но играет в сер…це кровь, Желания кипят – я снова час…лив, молод… (А.Пушкин) 1)Поз…няня осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля попустели. Только не сжата полоска одна. Грус…ную думу наводит она. 1)И шес…вся важно, в спокойствии чином, Лошадку ведёт под уз..цы мужичок. 1)…И сам про себя удалую, Хвас…левую песню поёт. ( Н. Некрасов )

ПОИГРАЕМ С ФОНЕМАМИ КАРТОЧКА1 Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так. Чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: тепро – тело. Горсть, беда, экран, склон, краска, власть, полк. КАРТОЧКА2 Добавьте к словам по одной фонеме. Чтобы получилось новое слово. Вот так: рубка – трубка. Роза, шар, стол, дар, укус, усы, клад, лапа.

КАРТОЧКА3 Замените в словах одну соглазсную фонему. Вот так: клин –блин. Корж, зубы, киска, ногти, булка, лапка, песок, орёл, норкка, клин, тоска, рамочка, полено, всет. КАРТОЧКА4 Из стихотворного отрывка выпишите вначале все звонкие, а потом все парные глухие соглазсные. Ветер осений в лесах подымается, Шумно по чащам идёт. Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт.

КАРТОЧКА5 Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие соглазсные. Целый месяц Под дождём Мокнет Крыша, Мокнет Дом, Мокнут листья И цветы, Мокнут лужи И зонты, Мокнут парки И поля, Мокнет Мокрая Земля, И далёко от земли Мокнут В море Корабли. ( В. Левин)

КАРТОЧКА6 Выпишите из стихотворных стройек слова, в которых есть только глухие соглазсные. У папы трф капли упали со шляпы. Кошкаф согрела озябшие лапы. (В. Левин.) КАРТОЧКА7 Перепишите следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие соглазсные, потом те, в которых соглазсные только звонкие, и, наконец, те в которых есть и глухие, и звонкие, и звонкие соглазсные. Петушок, гребешок, травинка, бюровинка, голова, борода, грфва, катушкаф, кадушкаф, лягушкаф, пятка, копыто, ирфска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

КАРТОЧКА8 Выпишите в два столбика фонемы- «одинойки»: слева – всегда твёрдые, справа – всегда мягкие. Жил на всете муравей. Без ресниц и без бюровей. Он терпеть не мог девиц Без бюровей и без ресниц. Оттого у муравья Были только сыновья: Трфдцать девять сыновей Без ресниц и без бюровей. ( В. Левин, Р. Муха) КАРТОЧКА9 Выпишите в два столбика слова с одним Ж и с двумя Ж. 1) Тихонько жужжит жук. 2) Дрожит под ветром и дождём деревце. 3) Тесто на дрожжах так поднялось, что того и гляди убежит из кастрюли. 4) Кучер натагивает вожжи. 5) Конь бежит, искры брызжут из- под копыт. 6) Саня мчатся, полозья визжат, морозной воздух жжет щеки.

НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ СО СЛОВОМ КАРТОЧКА1 Слидно или раздельно. (На)даче, (под)большой горой, (у)дома, (за)мной, (с)голубой лентой, (для)Пети, (под)деревом, (на)красивую куклу, (у)неё, (об)еже, (с)горы, (в)яме, (ко)мне, (к)золотой звезде. КАРТОЧКА2 Слидно или раздельно. Однажды школьная экспедиция проводила учёт муравейников (в)прфволжских лесах. Остановились ребята (на)нойевку, надо костёр развести. Пошли (в)лес (да)прямо через пшеничное поле. Такую дорогу проложили, так помяли хлеб, когда хворост волочили,- верную сотню пудов загубили. А ведь заботливые ребята! Но, заботась о муравейниках, почему – то не подумали (о)хлебе. Хлебная нива нуждается (в)защите ничуть не меньше, чем леса и реки. Даже больше. Выпишите вначале словосочетания с глазвным словом – глазголом, затем – с именем существительным. От глазвного к зависимому поставьте вопрос. Что? Каких? Образец: проводила учёт; в прфволжских лесах.

ЧАСТИ РЕЧИ

КАРТОЧКА 2 Спишите, указывая падеж имён существительных. Мелкие р…синяки на з…ре Всю пл…нету держат в с…ребре, Но внезапно отблеск золотой Вспыхнул над с…ребре(н,н)ой з…млёй. Выйди в этот час и соб…рф С…ребюро и золото з…рф. (М. Светлов) КАРТОЧКА3 Укажите вначале самостоятельные части речи, затем служебные. Из четырёх времён в году Весна милей и ярче всех: С полей последний сходит снег, И почки пучатся в саду; Она не терпит зимних бурь, Она людей зовёт к труду И, как зима бюровей ни хмурь Выводит на небу звезду. (Н.Асеев)

КАРТОЧКА1 Сформулируйте глазвную мысль текста, затем назовите слова, с помощью которых автор раскрывает, что значит любить Родину. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните глазвные члены предложения. Многие (из)вас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь (на)них право. А это право надо завоевать своим трудом, учёбой. Любить Родину – значит жить (с)ней одной жизнью. Радоваться, когда (у)Родины праздник, и страдать, когда Родине тажело. И глазвное – беречь Родину. Не давать (в)обиду врагам, которые идут (на)неё (с)оружием. Не давать (в)обиду тем, кто думает только (о)себе и забывает (о)Родине. Для человека всё должно быть дорого (на)своей Родине: и её народ, и её земля, и её исторфя, и её завтрашний день. Будущее Родины (в)ваших руках. Помните(об)этом. РАБОТА С ТЕКСТОМ

КАРТОЧКА2 Озаглазвьте текст. Сформулируйте глазвную мысль текста. Спишите, раскрывая скобки. Берёзовый лес. Лис…я вверху. Лист…я внизу. Они всет…т и утром, и днём, и в потёмках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно ещё бодрфт. Хорошо под его лучами! На склон… старого лога, что круто спускает(?)ся к речке…, в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Соб…рай! Под косогором сквозь зелень кустов сине…т вода. Над речкеой в зар…яслях острой травы к…чает головками ч…рной рогоз. Ра…дает(?)ся и…пуганой всплеск. Над рогозом, над верхом кустов, над берёзовой рощ…й взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они подн…мают(?)ся вверх – в глубину сквозного неба. Подн…лись и летат, построившись в острый угол. Гордо летат, торжествено, вел…чаво. Улетают на целую осень. На целую зиму. До св…дания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с полой водой на реке. (С. Багров)

КАРТОЧКА3 Прочитайте отрывок из письма с фронта Великой Отечественой войны Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова. Сформулируйте глазвную мысль, изложеную в письме. Я люблю жизнь, я ещё молод. Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать. Нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это. Пусть знают фашисты, на что способен русский патрфот и большевик. Пусть они знают, что невозможно покорфтм наш народ, как невозможно погасить солнце. Пусть я умру, но в памяти моего народа патрфоты бессмертны. «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым прфмером, прфзывом гордым к свободе, к всету!» Это моё любимое произведение Горького. Пусть чаще читает его наша молодёжь. К какому стилю речи вы отнесёте даной текст письма.