ИЗ ДАННЫХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СОСТАВЬТЕ СЛОЖНЫЕ, ИСПОЛЬЗУЯ СОЮЗ И. ЗАПИШИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИМЕНЯЯ НУЖНОЕ ПРАВИЛО ПУНКТУАЦИИ. I.1) ПОШЁЛ ДОЖДЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложное предложение Дата : г. Предмет : русский язык Класс :11 Учитель : Тимкова Татьяна Степановна.
Advertisements

Тема урока: Пунктуация простого осложнённого предложения.
Занятие 22 Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными и подчинительными союзами.
Простое и сложное предложение. Урок русского языка в 8 классе.
Уметь правильно определять вид связи сложного предложения. Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. Особенности строения сложного предложения;
1.Какую часть речи в главном предложении обычно поясняют придаточные определительные? 2. Назовите 3 способа, с помощью которых придаточные изъяснительные.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
СБП Задание 1 Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. 1) Дунул ветер все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь.
То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня.
1.Повторение знаний по темам: а)основные виды сложных предложений; б)сочинительные и подчинительные союзы; в)значение сложносочиненных предложений; г)
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Спишите, расставляя ударения: Согнутый, сосредоточение, средства, таможня, танцовщица, творог, торты, убыстрить, углубить, украинский.
Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой.
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению задания А10 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Структура предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Транксрипт:

ИЗ ДАННЫХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СОСТАВЬТЕ СЛОЖНЫЕ, ИСПОЛЬЗУЯ СОЮЗ И. ЗАПИШИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИМЕНЯЯ НУЖНОЕ ПРАВИЛО ПУНКТУАЦИИ. I.1) ПОШЁЛ ДОЖДЬ. 2) ПОЛЕВОДЫ ОБЛЕГЧЁННО ВЗДОХНУЛИ. II. 1) ПОШЁЛ ДОЖДЬ. 2) ПОЛЕВОДЫ НАЧАЛИ БЕСПОКОИТЬСЯ.

НАЙДИТЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. УКАЖИТЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ВХОДЯЩИХ В СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ЗАПИШИТЕ, ОБОЗНАЧАЯ ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1) НЕТ СЧАСТЬЯ ВНЕ РОДИНЫ, КАЖДЫЙ ПУСКАЕТ КОРНИ В РОДНУЮ ЗЕМЛЮ. ( И. ТУРГЕНЕВ ) 2) Я ЛЮБЛЮ РОССИЮ ДО БОЛИ СЕРДЕЧНОЙ И ДАЖЕ НЕ МОГУ ПОМЫСЛИТЬ СЕБЯ ГДЕ - ЛИБО, КРОМЕ РОССИИ. ( М. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН ) 3) Я ИЗЪЕЗДИЛ ПОЧТИ ВСЮ СТРАНУ, ВИДЕЛ МНОГО МЕСТ, УДИВИТЕЛЬНЫХ И СЖИМАЮЩИХ СЕРДЦЕ, НО НИ ОДНО ИЗ НИХ НЕ ОБЛАДАЛО ТАКОЙ ВНЕЗАПНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, КАК МИХАЙЛОВСКОЕ. ( К. ПАУСТОВСКИЙ ) 4) ИСТОКИ СЫНОВНЕГО ЧУВСТВА К ОТЧИЗНЕ ЛЕЖАТ ТАМ, ГДЕ МЫ РОЖДАЕМСЯ И ЖИВЁМ. ( В. ПЕСКОВ )

ИЗ ДАННЫХ ПРОСТЫХ СОСТАВЬТЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ПОДХОДЯЩЕЕ СРЕДСТВО СВЯЗИ И УСТРАНЯЯ ПОВТОР СЛОВ. ЗАПИШИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ОБЪЯСНИТЕ, КАКИЕ НОВЫЕ ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ ПОЯВИЛИСЬ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОСТЫМИ, ИЗ КОТОРЫХ ОНИ СОСТАВЛЕНЫ. 1) В ЭТОМ ГОДУ МЫ НАЧИНАЕМ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЗНАТЬ ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОТРЕБНОСТЬ КАЖДОГО КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА. 2) С ИМЕНЕМ М. В. ЛОМОНОСОВА МЫ МОГЛИ БЫ ВСТРЕТИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НА УРОКАХ ХИМИИ, ФИЗИКИ, АСТРОНОМИИ, ЛИТЕРАТУРЫ, НО И НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. М. В. ЛОМОНОСОВ АВТОР ПЕРВОЙ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ. 3) « СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ » НАПИСАНО НА ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ. МЫ ЧИТАЕМ « СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ » В ПЕРЕВОДЕ.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВЫДЕЛЕННЫХ ДЛЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА, ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ РАССТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. 1) Я УЗНАЛ ЧТО ОСЕНЬ СМЕШАЛА ВСЕ ЧИСТЫЕ КРАСКИ, КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НА ЗЕМЛЕ, И НАНЕСЛА ИХ КАК НА ХОЛСТ НА ДАЛЁКИЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМЛИ И НЕБА. 2) Я ВИДЕЛ ЛИСТВУ НЕ ТОЛЬКО ЗОЛОТУЮ И ПУРПУРНУЮ НО И АЛУЮ ФИОЛЕТОВУЮ КОРИЧНЕВУЮ ЧЁРНУЮ СЕРУЮ И ПОЧТИ БЕЛУЮ. 3) КРАСКИ КАЗАЛИСЬ ОСОБЕННО МЯГКИМИ ИЗ - ЗА ОСЕННЕЙ МГЛЫ НЕПОДВИЖНО ВИСЕВШЕЙ В ВОЗДУХЕ.4 4) А КОГДА ШЛИ ДОЖДИ МЯГКОСТЬ КРАСОК СМЕНЯЛАСЬ БЛЕСКОМ.4 5) В СОСНОВЫХ ЧАЩАХ ДРОЖАЛИ ОТ ХОЛОДА БЕРЁЗЫ ОСЫПАННЫЕ СУСАЛЬНОЙ ПОЗОЛОТОЙ. 6) ДЕРЕВЬЯ НАЧИНАЛИ ЖЕЛТЕТЬ СНИЗУ : Я ВИДЕЛ ОСИНЫ КРАСНЫЕ ВНИЗУ И СОВСЕМ ЕЩЁ ЗЕЛЁНЫЕ НА ВЕРХУШКАХ. 7) Я УВЕРИЛ СЕБЯ ЧТО ЭТА ОСЕНЬ ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ.

ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ 1. ДАЙТЕ ВЕРНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ СЛЕДУЮЩЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. У БЕРСЕНЕВА В КОМНАТЕ СТОЯЛО ФОРТЕПЬЯНО, НЕБОЛЬШОЕ И НЕ НОВОЕ, НО С МЯГКИМ И ПРИЯТНЫМ, ХОТЬ И НЕ СОВСЕМ ЧИСТЫМ ТОНОМ. ( И. С. ТУРГЕНЕВ ) 1) ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ 2) СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ 3) СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ 4) СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ

2. СКОЛЬКО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОДЕРЖИТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ? ДАВНО УЖЕ ОТМЕЧЕНО УМНЫМИ ЛЮДЬМИ, ЧТО СЧАСТЬЕ КАК ЗДОРОВЬЕ : КОГДА ОНО НАЛИЦО, ЕГО НЕ ЗАМЕЧАЕШЬ. ( М. БУЛГАКОВ )

3. В КАКОМ СЛУЧАЕ ДАНО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ? 1) КАЖДЫЙ ЯЗЫК ПРИНАДЛЕЖИТ ОБЩЕСТВУ, ИЗВЕСТНОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ СОЮЗУ. 2) ПОДРУГА ДУМЫ ПРАЗДНОЙ, ЧЕРНИЛЬНИЦА МОЯ, МОЙ ВЕК РАЗНООБРАЗНЫЙ ТОБОЙ УКРАСИЛ Я. 3) ЕСТЬ ТЕРПЕНИЕ, БУДЕТ И УМЕНИЕ. 4) ПОДЪЕЗЖАЯ К КРЫЛЬЦУ, ЗАМЕТИЛ ОН ВЫГЛЯНУВШИЕ ИЗ ОКОН ПОЧТИ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДВА ЛИЦА : ЖЕНСКОЕ В ЧЕПЦЕ, УЗКОЕ И ДЛИННОЕ, КАК ОГУРЕЦ, И МУЖСКОЕ, КРУГЛОЕ, ШИРОКОЕ, КАК МОЛДАВАНСКИЕ ТЫКВЫ.

4. КАКОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ПРОСТЫХ ? 1) ЖИЗНЬ СТРАШНА И ЧУДЕСНА, А ПОТОМУ, КАКОЙ СТРАШНЫЙ РАССКАЗ НИ РАССКАЖИ НА РУСИ, КАК НИ УКРАШАЙ ЕГО РАЗБОЙНИЧЬИМИ ГНЕЗДАМИ, ДЛИННЫМИ НОЖИЧКАМИ И ЧУДЕСАМИ, ОН ВСЕГДА ОТЗОВЕТСЯ В ДУШЕ СЛУШАТЕЛЯ БЫЛЬЮ. 2) НЕКОТОРЫЕ МАГАЗИНЫ ЗАЛИТЫ СВЕТОМ, И КАЖЕТСЯ, ЧТО ЛЮДИ В НИХ ПЛАВАЮТ, ТОЧНО РЫБЫ В ВОДЕ АКВАРИУМОВ. 3) Я ПОМНЮ, ЧТО, КОГДА ВЫ, БЫВАЛО, ПРИЕЗЖАЛИ К НАМ НА КАНИКУЛЫ ИЛИ ПРОСТО ТАК, ТО В ДОМЕ СТАНОВИЛОСЬ КАК - ТО СВЕЖЕЕ И СВЕТЛЕЕ, ТОЧНО С ЛЮСТРЫ ЧЕХЛЫ СНИМАЛИ. 4) КОНЧАЛСЯ ЛЕС, И, РАСПАХНУВШИСЬ ДО ДАЛЬНЕГО СИНЕГО НЕБА, УДАРИЛА В ГЛАЗА РОСИСТАЯ ЯРОСТЬ ЛУГОВ.

5. КАКОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ПРОСТЫХ ? 1) УВИДЕТЬ И УСЛЫШАТЬ ПИСАТЕЛЯ ДЛЯ МЕНЯ, ПРОВИНЦИАЛА, Я ТОГДА РАБОТАЛ В СИБИРИ БЫЛО БЫ НЕОБЫЧАЙНЫМ, ОСЛЕПИТЕЛЬНЫМ СЧАСТЬЕМ, НА КОТОРОЕ Я НЕ МОГ И НАДЕЯТЬСЯ. 2) Я ЗАМЕТИЛ, ЧТО, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, НАЙДЕШЬ ЧТО - НИБУДЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ. 3) МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ БРОСИТЬСЯ ОТЦУ НА ШЕЮ И, КАК УЧИЛА АНИСЬЯ, ПОКЛОНИТЬСЯ ЕМУ В НОГИ, НО ВИД ДАЧИ С ГОТИЧЕСКИМИ ОКНАМИ УДЕРЖАЛ МЕНЯ. 4) КАМЮ ПРИШЕЛ В ЛИТЕРАТУРУ С ОСОЗНАНИЕМ ТОГО, ЧТО ЖИЗНЬ БЕССМЫСЛЕННА, А НЕБО ПУСТО, И ЭТО В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ ПАРАЛИЗОВАЛО ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ

6. КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ ? 1) ГЕЙНЕ СОЗДАЛ « ЗИМНЮЮ СКАЗКУ » В ПАРИЖЕ, ТАМ ЖЕ ТУРГЕНЕВ ПИСАЛ « ОТЦЫ И ДЕТИ ». 2) ЕДВА НАЧАЛСЯ ДЕКАБРЬСКИЙ РАССВЕТ, АНОЧКА ВЫШЛА НА УЛИЦУ. 3) ГЛУШЬ И ДИЧЬ В ПУЩЕ, ОДНАКО ЧИСТЫЕ ПРОСЕКИ ДЕЛЯТСЯ НА ПРАВИЛЬНЫЕ НУМЕРОВАННЫЕ КВАДРАТЫ. 4) КАК ОН ДОБРАЛСЯ СЮДА УЖ ЭТОГО НИКАК НЕ МОГ ОН ПОНЯТЬ.

7. УКАЖИТЕ НОМЕРА ДВУХ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ( ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ НЕ РАССТАВЛЕНЫ.) 1) КАК ВСЕ РУССКИЕ ДВОРЯНЕ ОН В МОЛОДОСТИ УЧИЛСЯ МУЗЫКЕ И КАК ПОЧТИ ВСЕ РУССКИЕ ДВОРЯНЕ ИГРАЛ ПЛОХО. ( И. С. ТУРГЕНЕВ ) 2) В ЭТО МГНОВЕНИЕ ДОНЁССЯ ГОЛОС СУПРУГИ И ПОВЕРНУВШИСЬ ВАСИЛИСА СТОЛКНУЛСЯ С НЕЙ. ( М. БУЛГАКОВ ) 3) В ТОМЛЕНЬЯХ ГРУСТИ БЕЗНАДЕЖНОЙ В ТРЕВОГАХ ШУМНОЙ СУЕТЫ ЗВУЧАЛ МНЕ ДОЛГО ГОЛОС НЕЖНЫЙ И СНИЛИСЬ МИЛЫЕ ЧЕРТЫ. ( А. С. ПУШКИН ) 4) ПОКА НЕ ТРЕБУЕТ ПОЭТА К СВЯЩЕННОЙ ЖЕРТВЕ АПОЛЛОН В ЗАБОТАХ СУЕТНОГО СВЕТА ОН МАЛОДУШНО ПОГРУЖЁН.

8. ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ, СВЯЗАННЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ. ПРОСТРАНСТВА СТАЛИ ДОСТУПНЕЙ, (1) ДОРОГИ СОКРАТИЛИСЬ ВО ВРЕМЕНИ. ОДНАЖДЫ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОБЫВАТЬ В СТОЛИЦАХ ТРЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ, (2) А ВЕЧЕРОМ Я ЕЩЕ УСПЕЛ ПОГЛАЗЕТЬ НА ПУБЛИКУ В МАРСЕЛЬСКОМ ПОРТУ, (3) НО ЗА ДЕНЬ ИЗ - ЗА УТОМЛЕНИЯ И СПЕШКИ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ОСТАЛОСЬ В МОЕЙ ПАМЯТИ … МНОГИМ КАЖЕТСЯ, (4) ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК ИЗЪЕЗДИТ, (5) ТЕМ КУЛЬТУРНЕЕ ОН БУДЕТ И ТЕМ ШИРЕ СТАНЕТ ЕГО КРУГОЗОР.

9. КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ? 1) МЕЛКИХ ЧУВСТВ НЕ БЫВАЕТ – МЕЛКИМИ БЫВАЮТ ТОЛЬКО ДУШИ. 2) МУЗЫКА ХОРОША ТЕМ, ЧТО СОЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ В ОДНОМ ЧУВСТВЕ. 3) ТИХО ПЛЕСКАЛАСЬ СТРУЙКА ВОДЫ, ДА ГДЕ - ТО ВСКРИКИВАЛА НОЧНАЯ ПТИЦА. 4) КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО МАЛО СПАТЬ.

УКАЖИТЕ КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОНА СХВАТИЛА, СМЯЛА МИХАСЬКУ, СЖАЛА ЕГО ТАК, ЧТО ЕМУ СТАЛО ДАЖЕ БОЛЬНО, КРЕПКО ПРИЖАЛА К СЕБЕ, И МИХАСЬКА УСЛЫШАЛ, КАК СТУЧИТ МАМИНО СЕРДЦЕ