О подходе Московского методологического кружка как советском варианте постструктурализма Тарас А. Шиян Белосток, Польша 28-29 октября 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Advertisements

Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
© Тольяттинская академия управления Идея практики и практичности в традиции Г.П.Щедровицкого.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Лекция 7 Теория как форма научного знания. План занятия 1.Понятие научной теории. 1.Понятие научной теории. 2.Структура научной теории. 2.Структура научной.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Психолингвистика Подготовил: магистрант 1 года обучения «Языковое образование» Кузьмина Ксения.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Транксрипт:

О подходе Московского методологического кружка как советском варианте постструктурализма Тарас А. Шиян Белосток, Польша октября 2015

On the approach of Moscow methodological circle as a soviet variant of post- structuralism Taras A. Shiyan Bialystok, Poland October 2015

Author shows that it was accepted in methodology of Moscow methodological circle (MMC) many points of structuralism derived from semiotics of Ferdinand de Saussure. On the other hand these points were seriously transformed and transferred from a field of languages into the all areal of human activity. In the force of this the methodology of MMC can be characterized as soviet variant of post- structuralism.

Возникновение ММК Возник гг. в составе: –Александр А. Зиновьев, –Георгий П. Щедровицкий (ум. 1994), –Мераб К. Мамардашвили, –Борис А. Грушин. До 1958 г. – Московский логический кружок. С 1958 г. – Московский методологический кружок (ММК) под руководством Г.П.Щедровицкого. С 1979 г. – Проводятся Организационно- деятельностные игры (ОДИ).

Области деятельности, охваченные ММК 1)философия, 2)психология, 3)педагогика и педагогическая практика, 4)лингвистика, 5)архитектура и градостроительство, другие области дизайна, 6)политология, 7)политический и бизнес консалтинг, 8)медицина.

Историко-философские параллели Кант – Щедровицкий – Гегель ММК и марксизм ММК и феноменология ММК и структурализм

Историко-философские параллели ММК и марксизм: категория деятельности как исходное (ранний Маркс), марксистская (гегельянская) терминология; ММК и феноменология: радикальная рефлексия; ММК и структурализм: структуралистские различения и схемы.

Основной тезис 1. В рамках Московского методологического кружка (ММК) принимались многие положения, аналогичные положениям структурализма. 2. Эти положения подвергались значительной трансформации, переносясь с узко языковой на всю сферу человеческой деятельности. 3. В силу этого методологию ММК можно характеризовать как один из вариантов постструктурализма.

Условность вывода 1. Представители ММК не связывали себя со структурализмом, а ориентировались на немецкую философию мышления и деятельности. 2. Наработки ММК не сводятся только к структуралистским / постструктуралистским схематизмам и проблематике. 3. Подход ММК (Г.П. Щедровицкого) во многом ближе идеям Соссюра, чем подходу «классического» структурализма.

Основная тенденция развития в ММК структуралистских идей – расширение области применения с только языковой деятельности на всю сферу человеческой деятельности.

Специфика механизмов расширения Основной методологический прием структурализма: редукция внеязыкового и вообще несемиотического к семиотическим и, далее, к языковым структурам. –Эта редукция позволяла структуралистам анализировать культуру и общество средствами лингвистики и лингвистически понимаемой семиотики. Основной методологический ход ММК: трансформация, «обобщение» исходных понятий, адаптация их для анализа более широких предметных областей. –Переходя от языковой деятельности к семиотической, и от нее к деятельности вообще, понимаемой предельно широко.

Роль бинарных оппозиций Структурализм универсализация идей Соссюра о двойственности всех языковых явлений. некоторые бинарные оппозиции являются семиотика- семантическими универсалиями и образуют всеобщую, объективную структуру, лежащую за всеми феноменами культуры и общества ММК на бинарных оппозициях не делалось ни особого методологического, ни онтологического акцента сами поиски объективных и универсальных структур противоречат радикальному антинатурализму (методологизму) ММК

Различение языка и речи Соссюр: Внутри языковой деятельности (langage) выделяются и противопоставляются язык (langue) и речь (parole). Лингвистика: оппозиция «язык – речь» с языковой деятельности расширяется до оппозиции «парадигматика – синтагматика» внутри семиотической деятельности, а позже и внутри деятельности вообще. ММК: происходит перенос оппозиции «парадигматика – синтагматика» на всякую деятельность вообще в форме оппозиций: –«норма – реализация» и –«культура (как система норм) – производство (деятельность как система реализации этих норм)».

Различение языка и речи Расширение оппозиции «языка и речи», «кода – текста» в структурализме. Перенос одного из членов оппозиции на всю культуру: культура как «супер-код» и как «супер-текст» [Лотман 1970, с. 400]. Понимание культуры как «кода» связано использованием оппозиции парадигматического и синтагматического [Лотман 1970, с. 406].

Бинарная схема знака В структурализме: «означающее» и «означаемое». ММК в ранний период: «(знаковая) форма» и «(объективное) содержание». В ММК: «обозначающее» и «обозначаемое». В лингвистике, структурализме и ММК: «план выражения» и «план содержания».

Различение индивидуального и социального Третья оппозиция Соссюра: «У языковой деятельности есть и индивидуальная, и социальная сторона, причем нельзя понять одну без другой» [Соссюр, 14]. В ММК это различается в любой деятельности. Осмысляется, в частности, как проблема множественного существования.

Оппозиция синхронии и диахронии Соссюровское различение. В ММК эта оппозиция расширяется на всю сферу человеческой деятельности

Оппозиция синхронии и диахронии. II В ММК эта оппозиция могла прийти из социологии, где со времен Огюста Конта принято выделять «социальную статику» и «социальную динамику». В ММК внимание к этим двум аспектам могло прийти также в результате переосмысления гегелевской-марксовой оппозиции (категории) логического (систематического) и исторического.

Различение предмета и объекта Соссюр Объект уже как данный и доступный рассмотрению с различных точек зрения («объект»). Объект как создаваемый той или иной точкой зрения («предмет»). ММК Различение «объекта» и «предмета», «реальности» и «действительности».

Thanks for your attention! Mail for questions & discussions