ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Зам. зав.по ВиМР МКДОУ д/с 59 Л.А.Антипова, ст.воспитатель МКДОУ д/с 59 С.А.Татарницева.
Advertisements

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Мещерякова Мария Николаевна Мещерякова Мария Николаевна Воспитатель группы 2 «Гномики» Воспитатель группы 2 «Гномики» МБДОУ ДС 345 МБДОУ ДС 345.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного образовательного учреждения. Выполнил: старший воспитатель Детский сад 264 ОАО «РЖД» Куликова Лариса Ильясовна.
Подготовила: Мамонтова О.П. - методист 2014 г. СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад 3 «Красная Шапочка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Презентация к уроку по теме: ФГОС дошкольного образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Нормативно – правовая база федерального уровня

Указ Президента Российской Федерации 599 от года « О мерах по реализации государственной политики в области образования » Цель : достижение ряда показателей в области образования, в том числе, достижение к 2016 году 100 процентов доступности качественного дошкольного образования для детей возрасте от трех до семи лет.

Закон « Об образовании в Российской Федерации » от Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России ) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации : от 23 ноября 2009 г. N 655 " Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования " ( зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 " Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования " ( зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года Мероприятия реализуются в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО ( далее План действий ) ( Приложение 1 к этому письму ). В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены региональные планы ( сетевые графики, дорожные карты и др.), разработанные на основе Плана действий. Региональные планы должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном ( уровень образовательного учреждения ) уровнях.

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года Мероприятия реализуются в соответствии со сроками, указанными в Плане действий по обеспечению введения ФГОС ДО ( далее План действий ) - Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы дошкольного образования ( Февраль - июнь 2014) - Методические рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования ( Ноябрь 2014) Ведение федерального реестра примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года Сопровождение деятельности " пилотных площадок " в субъектах РФ по введению ФГОС ДО Январь декабрь 2014 Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО ( Июль декабрь 2016) Разработка предложений по изменению ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки : педагогическое образование, психолого - педагогическое образование, специальное ( дефектологическое ) образование ( Ноябрь 2015)

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года Разработка методических рекомендаций по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в условиях введения ФГОС ( Июль 2014) Научно - практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО ( )

Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года / " О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО " Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений ( часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Нормативно - правовые документы регионального уровня Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года 361- ЗО " О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области « Статья 10. Гарантии по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях. Письмо Минобрнауки Новосибирской области от /25 « О направлении Плана действий и Плана мероприятий по введению ФГОС ДО ». Приказ Минобрнауки Новосибирской области от « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».

Нормативно - правовые документы локального уровня Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих переход на ФГОС ДО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность ОО ( программа развития ). Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО. Создание рабочей группы педагогов ОО по введению ФГОС ДО. Разработка и утверждение плана - графика перехода на ФГОС ДО. Мониторинг условий реализации ФГОС ДО. Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ОО в связи с введением ФГОС ДО. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к переходу на ФГОС ДО Разработка и утверждение ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС ДО ( цикл семинаров, тематических консультаций и др. форм методической работы ).

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к : 1) структуре основных образовательных программ ( в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений ) и их объему ; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям ; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Теоретико - методологические основы :. - - личностный подход, - - Культурно - историческая концепция Л. С. Выготского, - - теория деятельности.

Личностно ориентированный подход в дошкольном образовании По определению И. С. Якиманской : « Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования ». Образовательная деятельность детей строится в условиях партнерских отношений между ребенком и другими детьми, между ребенком и взрослым. Партнерские отношения – основа новой технологии обучения. Основной режим работы – диалоговый. Обеспечивается процесс формирования личности ребенка ( свободное выражение эмоций, мнения

Принципы развивающего обучения принцип субъектности образования ; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены ; принцип учета сенситивных периодов развития ; - принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых ; принцип амплификации ( обогащения, усиления, углубления ) детского развития ; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности ; принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности ; - принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Сравнение традиционного и деятельностного способов обучения Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Задается педагогом 1. Цель- модель желаемого будущего, предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели предстоящей деятельности Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели. 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность Вариативность средств, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями

Сравнение традиционного и деятельностного способов обучения Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем 4. Действия – основной элемент деятельности. Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний 5. Результат – материальный и духовный продукт Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе ученика Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами 6. Оценка – критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

1.4. Основные принципы дошкольного образования : 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства ( младенческого, раннего и дошкольного возраста ), обогащение ( амплификация ) детского развития ; самоценность детства - понимание ( рассмотрение ) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий ; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду ; сохранение детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности, уверенности ребенка в своих силах ;

1.4. Основные принципы дошкольного образования : построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Субъектность рассматривается как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

1.4. Основные принципы дошкольного образования : поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Психолого - педагогическими условиями становления субъектности является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность.

1.4. Основные принципы дошкольного образования : сотрудничество Организации с семьей Идеальный педагог для ребенка – не тот, кто освоил методики, но тот, то эмоционально близок, т. е. родители и близкие родственники. Участие родителей в образовании детей естественно, культуросообразно. Поэтому эффективность системы ДО зависит от параллельных аналогичных воздействий в семье.

1.4. Основные принципы дошкольного образования : 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Социальные нормы это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям, это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения.

1.4. Основные принципы дошкольного образования : 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками. Важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование. Необходимо для ребенка создать социальную ситуацию развития.

1.4. Основные принципы дошкольного образования : 9) учет этнокультурной ситуации развития детей Системообразующим фактором является цель - сохранение, поддержка и углубление гармонизации национальных и межнациональных отношений в полиэтническом регионе. Формирование активного субъекта диалогических отношений представителей культур, этносов, регионов. В практической организации деятельности детей этот принцип отражается в следующих правилах : развитие личности дошкольников под влиянием всех содержательных направлений этнокультурного воспитания ; обеспечение воспитательно - образовательного воздействия разнообразных средств этнокультуры ( фольклор, народные игры, праздники, народные календари, искусство, быт, традиции ) и др.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; От чего же зависит эмоциональное благополучие ребенка в детском саду ? состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада ; особенности взаимодействия ребенка со взрослыми ( воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми );

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает ; эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду ; обстановка в семье ребенка.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья );

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ( далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования );

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром ; Происходит акцентирование культурно - исторической концепции Л. С. Выготского как основания разработки стандартов дошкольного образования. Так или иначе, дошкольное образование во многих странах, включая США, Великобританию, Нидерланды, учитывает эту позицию. Согласно теории Выготского, появляется такое понятие, как « зона ближайшего развития ». Стандарты задают контекст умений педагога работать в зоне ближайшего развития ребенка. Это то новое, что сейчас активно продвигается в систему дошкольного образования. Зона ближайшего развития – смыслообразующее понятие, и перед педагогами будет стоять задача « попасть » в эту зону, потому что, в зависимости от умения педагога работать в зоне ближайшего развития, будет осуществляться оценка его деятельности.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 5 ) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь ; к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям ; формирование традиционных гендерных представлений ; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности ;

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Консультативные центры – структурные подразделения ДОО, создаваемые для родителей ( законных представителей ) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОО. Цель их создания - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания и оказание психолого – педагогической помощи родителям ( законным представителям ), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОО. Помощь оказывается бесплатно.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач : 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ; 9) обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей ) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Спасибо за внимание !