Педагогические технологии в современной школе Суртаева Н.Н. Навигатор в мире технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
14 ДЕКАБРЯ 2011 Г. Семинар-практикум «Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей учащихся с ОВЗ» «Личностно-ориентированное.
Advertisements

Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
МЕТОД ПРОЕКТА Егорова Л.И., учитель информатики учитель информатики Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления Джон Дьюи.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Если ребенка подбадривают – Он учится верить в себя. Если ребенка хвалят – Он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности – Он учится быть.
Транксрипт:

Педагогические технологии в современной школе Суртаева Н.Н. Навигатор в мире технологий

Требования к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия в междисциплинарных учебных программах: - познавательные - регулятивные - коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Технологии, способы, приемы, обеспечивающие формирование компетенций Компетенции Технологии, способы, приёмы учебно-познавательные технологии развития критического мышления, дистанционного обучения; учебные ситуации, дидактические игры социальныетехнология КТД (коллективных творческих дел), экскурсии коммуникативные тренинги, дискуссии (устные и письменные) кооперативные работа в малых группах, разновозрастное сотрудничество, рефлексия читательская технология диалога культур ИКТ-компетенцииИКТ, Интернет-олимпиады, видеоконференции исследовательские технологии эвристического обучения, портфолио, лабораторная работа проектные метод проектов

I. На основе активизации и интенсификации деятельности IV. На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала V. На основе информационно- коммуникационных средств II. На основе эффективности управления и организации учебного процесса III. На основе личностной ориентации педагогического процесса VI. Авторские педагогические технологии Классификация педагогических технологий, используемых в образовательном процессе

группа I Игровые технологии Проблемное обучение Технология развития критического мышления Технологии (методики) коллективного способа обучения Технология мастерских Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Средства интенсификации: Игра Решение жизненно важных проблем Визуализация крупных блоков содержания в виде символов Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах

Игровые технологии Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Классификации педагогических игр : 1 группа: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; 2 группа: познавательные, воспитательные, развивающие; 3 группа: репродуктивные, продуктивные, творческие 4 группа: коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Проблемное обучение постановка преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний применение данных способов для решения конкретных систем задач Концептуальные положения (по Д. Дьюи). Условиями успешности обучения являются: - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); - активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным Вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проблемное обучение постановка преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний применение данных способов для решения конкретных систем задач Концептуальные положения (по Д. Дьюи) Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Технология развития критического мышления Критическое мышление – это способность выделять противоречия в явлении, формулировать проблему, предлагать способы ее решения и вырабатывать разнообразные аргументы. Исходные педагогические идеи: Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных взглядов, позиций на мир; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Особенности и правила технологии развития критического мышления: Акцент на самостоятельность учащегося в образовательном процессе; Поиск аргументов для решения проблемы, учебной ситуации для обоснованного суждения, формулирования позиции; Никакие сведения не принимаются на веру; Невзирая на авторитеты – поиск аргументов в пользу собственного мнения в рамках требований учебной программы; На основе рефлексии, самоконтроля выявление неизвестного, формулирование вопросов и поиск аргументированных ответов на них; Независимость, самостоятельность мышления, действий и оценок; Создание условий для взаимодействия, сотрудничества и партнерства в процессе целенаправленной деятельности; Является основой для освоения новых видов деятельности; Формирует умения преодолевать, разрешать неоднозначные ситуации и проблемы, уверенность в собственных силах. Технология развития критического мышления

Технологии (методики) коллективного способа обучения Форма: работа в парах сменного состава, выполняющих функции изучения нового материала, обсуждения, взаимообучения, тренировки и взаимоконтроля. Особенности применения: учащиеся получают близкую конкретную цель обучения, не только знания, но и практику по их применению, возрастает интенсивность труда, "разговорное время ученика" на уроке, увеличивается внимание учащихся. Технологии обеспечивают изменение психологического климата – каждый ученик чувствует себя специалистом по изученному им фрагменту, способным обучать других, консультировать, осуществлять контроль. Изменяется и положение учителя: учитель – организатор, проводник и помощник. Направлены на изучение сложных учебных и научных текстов развивают умения работать с текстовой информацией, со справочной литературой, обсуждать, выступать с докладом, отвечать на вопросы аудитории. А.Г. Ривин, В.К.Дьяченко Методические приемы, используемые на коллективных занятиях. Взаимные диктанты. Работа по вопросникам. Методика взаимообмена заданиями.

Технология мастерских Важно не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников. Предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. Знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания. Творческая деятельность - без оценочная деятельность. Мастер - для ученика, а не ученик для мастера. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков. Идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. Основные методические приемы: индукция, само конструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания. Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности.

ГРУППА II Модульное обучение Технология уровневой дифференциации Технология программированного обучения Проектная технология Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах

Модульное обучение Особенности технологии Содержание обучения представляется в информационных блоках. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит указание на объем изучаемого содержания и на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится само планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. М.Л. Гольдшмид, С.Н. Посиливэйт, П.А. Юцявичене и др. Модуль – это относительно автономная часть учебного материала, включающий в себя следующие компоненты: чётко изложенную учебную цель (целевая программа); блок информации (учебный материал в виде программы обучения); пособие, помогающее достичь цели (каким образом это сделать); контрольные задания, обеспечивающие применение полученных знаний на практике.

Проектная технология Основные требования к реализации технологии 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат); Совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

ГРУППА III Педагогика сотрудничества Личностно-ориентированное обучение Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах

Педагогика сотрудничества Основные идеи педагогики сотрудничества : обучение ребёнка в зоне ближайшего развития учение без принуждения набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы идея опережения идея крупных блоков идея свободы выбора идея диалогического размышления идея интеллектуального фона класса идея совместной деятельности учителей и учеников идея добровольности в досуговой деятельности идея вариативности обучения идея организации детской половины дня идея самоуважения школьника Целевые ориентации Гуманно-личностный подход к ребенку. Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Единство обучения и воспитания. Безоценочный подход

Педагогика сотрудничества Основные идеи педагогики сотрудничества : обучение ребёнка в зоне ближайшего развития учение без принуждения набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала идея опережения идея крупных блоков идея свободы выбора идея диалогического размышления идея интеллектуального фона класса идея совместной деятельности учителей и учеников идея добровольности в досуговой деятельности идея вариативности обучения идея организации детской половины дня идея самоуважения школьника

Личностно-ориентированное обучение Ключевые идеи урока. 1. Целеполагание. Цель развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог учитель ученик. 2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет. 3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения «учитель ученик». Субъектно субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская). По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия. Разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно- ориентированного образования. Личностно-ориентированное обучение

ГРУППА IV Диалог культур Технология поэтапного формирования умственных действий Технология укрупнения дидактических единиц CASE STUDY Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах

Диалог культур Особенности: В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях: 1. Форма организации обучения. 2. Принцип организации самого содержания науки: а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий; б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления; в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.

Технология укрупнения дидактических единиц Особенности технологии - применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; - устанавливать больше логических связей в материале; - выделять главное и существенное в большой дозе материала; - понимать значение материала в общей системе компетенций; - регулировать развитие метапредметных учебных действий; - более эмоционально подать материал; - сделать более эффективным рефлексию материала. Целевые ориентации Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся. Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

ГРУППА V Технологии дистанционного обучения Технологии на основе информационно- коммуникационных средств Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах

Технологии дистанционного обучения Взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет- технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность Дистанционное обучение – один из наиболее эффективных способов обучения. При дистанционном обучении можно выбрать индивидуальный стиль учебы, удобный режим занятий и получить необходимые компетенции. Дистанционное обучение – это: Модульная структура программ Электронные образовательные ресурсы Система тестирования Применение современных образовательных и информационных технологий В основу организации и осуществления дистанционных образовательных программ положены принципы: мультимедийного представления учебного материала; распределенного характера обучения; on-line и off-line сопровождения учебного процесса.

Формы организации дистанционных занятий Создание и применение на уроке и во внеклассной деятельности мультимедийных ресурсов. Использование электронных учебников, словарей. Создание заданий-упражнений для интерактивной доски и их применение Использование Интернет-ресурсов (электронных образовательных ресур- сов, Web-квесты, вебинары, сетевое взаимодействие, сетевые сообщества, облачные технологии и т.д.). Адреса ЭОР: Создание WEB-сайта учителя - предметника в целях систематизации накопленного педагогического опыта и организации самостоятельной работы учащихся (дистанционного обучения) Технологии дистанционного обучения

Формы организации дистанционных занятий Чат-занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием чат- технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Веб-занятия дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Телеприсутствие. Телеконференция проводится на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Технологии дистанционного обучения

ГРУППА VI Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили Технология В.Шаталова Технология музыкального мышления А.В. Зарубы Технология преподавания русского языка и литературы О.Г.Парамонова Технология преподавания литературы М.Я.Нянковского Технология развития личности учащихся при изучении французского языка Е.И. Филипповой Технология трудового обучения и воспитания А.Е.Глозмана Технологии авторских школ Применяются на всех этапах школьного обучения, на всех предметах, технология Ш.А. Амонашвили преимущественно в начальной школе

Целевые ориентации Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств Облагораживание души и сердца ребенка Развитие и становление познавательных сил ребенка Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Идеал воспитания самовоспитание. Основные установки Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность. Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей значит стать на их позиции». Гуманная педагогика Ш.А.Амонашвили

Технология В.Шаталова Особенности методики Опорные конспекты (сигналы). Памятка учащемуся. Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А. Гальперин) происходит во время различных видов опроса. Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т. д.). Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка. Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах по выбору (плашки), решение в четыре руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Особенности содержания Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов