Итоговое сочинение: вопросы и ответы Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экзамен по русскому языку и литературе.. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность;
Advertisements

Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность; личностную зрелость; умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Ростовская область Управление образования города Ростова-на-Дону Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа 16»
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Итоговое сочинение (изложение) 2015 год Методические рекомендации.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Организация проведения итогового сочинения ( изложения )
Итоговое сочинение учебный год (с сайта ФИПИ)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Транксрипт:

Итоговое сочинение: вопросы и ответы Какие задачи решает итоговое сочинение? Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)? При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения). На скольких произведениях нужно строить рассуждение? Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Что собой представляют темы итогового сочинения? Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"? Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 (соответствие теме) и 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 350 слов) и написать работу самостоятельно. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д. В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Надпредметный характер сочинения Выпускники должны использовать знания по истории, обществознанию, литературе, биологии, географии и т.д. Работа проверяет личностные качества ученика: готовность к самостоятельной рефлексии, способность размышлять, умение выстроить ассоциативный ряд в рассуждении.

"Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами. Н.Д.Солженицына.

Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем уч. год «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы? уч. год Нет привязок к датам; В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, в их рамках – тематика, по 5 тем в регионе. Пересечения тем в регионах не будет!

Что такое концепт? «Концепт – это термин, служащий объяснению той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека, всей картины мира, отражённой в человеческой психике». «Константа (концепт)– постоянная величина в ряду изменяющихся» Ю.С.Степанов «Константы культуры – это такие концепты, которые появляются в глубокой древности и прослеживаются через взгляды мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней». В.А.Маслова «Константа – это концепт, в содержании которого заложен постоянный, неизменный фрагмент картины мира. Таким постоянным фрагментом мира является любовь, душа, Бог, вера, родина и т.д.» Г.А.Крюкова

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Путь как поиск места в жизни А.С.Грибоедов «Горе от ума», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Исторический путь России Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Медный всадник» Путь (путешествие) как способа познания жизни и возможность описания социальной действительности А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Путь духовной эволюции А.С.Пушкин «Пророк», А.Чехов «Ионыч» Мотив пути в литературе

Путь развития и искания, духовного становления Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь», «Война и мир» Путь как символ скоротечности жизни Н.А.Некрасов «Тройка», А.А.Блок «На железной дороге» Путь поиска правды Н.С.Лесков «Очарованный странник» Путь как этап жизни Л.Н.Толстой «Война и мир» (путь русского народа в Отечественной войне 1812 года» Мотив пути в литературе

Тематическое направление «ПУТЬ» Задание: Подумайте какими выражениями, в том числе и устойчивыми, со словом « путь » ( « дорога » ) пользуетесь вы. Часто ли вы употребляете их? В каких ситуациях и с какой целью? слово путь, помимо своего прямого значения, наделено множеством метафорических, закрепившихся во фразеологических оборотах: жизненный путь, последний путь; встретить препятствия на своём пути столкнуться с трудностями при достижении цели; окольным (или обходным) путём неблаговидным способом, сойти с (своего) пути отказаться от намеченной цели, задач и т. п., изменить прежним целям; пробить себе путь достичь значительного положения, добиться успехов на каком-л. поприще; встать (или стать, вступить) на путь чего или какой начать действовать или развиваться в каком-л. направлении.

Выберите из предложенных определений те, которые могут быть отнесены к обоим словам путь и дорога, и те, что сочетаются только со словом «путь» в разных его значениях. Боевой, большой, великий, глухой, законный, короткий, лёгкий, крутой, окольный, скользкий, собственный, порочный, проверенный, прямой, роковой, тернистый, трудовой. Задание: Соотнесите цитаты с героями литературных произведений. Как можно охарактеризовать, используя цитаты, героев, их жизненный путь? Герои: Евгений Онегин, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, Катерина Кабанова, Родион Романович Раскольников, Григорий Александрович Печорин, Илья Ильич Обломов..

Тематическое направление «ПУТЬ» На мотив пути-дороги нанизана поэма и другого русского классика XIX века «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, где множество отдельных эпизодов организованы вокруг основной задачи странников. Задание: Вспомните, нашли ли мужики того, кому живётся «весело, вольготно на Руси». Прочитайте отрывок из главы «Пир на весь мир» Сформулируйте две модели жизненного пути, по Некрасову. Подумайте над тем, что объединяет эти две модели. Как вы думаете, возможна ли третья модель жизненного пути, отличная от первой и второй? Подсказка: Подумайте над выражением «свой путь». Задание:

Тематическое направление «ПУТЬ» Поработайте с материалами на тему «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо да Винчи). Опираясь на них, попробуйте сформулировать тезис и написать вступление Фернандо Магеллан, португальский мореплаватель и исследователь, вошёл в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. При этом он не был уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно: было доказано, что Земля круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Задание:

Тематическое направление «ПУТЬ» Прочитайте факты из биографий известных людей. Какая мысль объединяет все примеры? Может она служить тезисом сочинения? Зигмунда Фрейда освистали на сцене, когда он впервые представил свои теории группе учёных в Европе. Он продолжил работу и был удостоен премии Гёте за свои труды в области психологии. Альберт Эйнштейн до четырёх лет не говорил, до семи лет не умел читать простые слова, а позднее его отчислили из школы. Впоследствии его теория относительности произвела переворот в физике. Генри Форд не добился успеха на фермерском поприще, не состоялся как подмастерье или механик и четырежды становился банкротом. Тем не менее он усовершенствовал массовое производство. Стэна Смита не взяли на должность мальчика, подбирающего мячи, из-за неуклюжести. Смит 8 раз становился победителем Кубка Дэвиса и считается одним из лучших парных теннисистов всех времён. Винсент ван Гог за всю свою жизнь продал лишь одну картину сестре своего друга примерно за 50 долларов. Он нарисовал более 800 шедевров, семь из которых в сумме стоят 1 миллиард долларов. Задание:

Продолжите фразы. Если оглядываться постоянно на прошлое, можно пройти мимо… Иди вперёд и не давай прошлому тянуть тебя назад, потому что… Прочитайте начало сочинения на тему «У каждого из нас есть только одно истинное призвание это найти путь к себе» (Герман Гессе). Попробуйте продолжить его. Звучит немного категорично и пафосно, но, пожалуй, верно. Куда бы и зачем бы мы ни шли, мы всегда идём к себе. Ведь даже охота к перемене мест, страсть к путешествиям вызваны не только и не всегда любознательностью путешественника, азартом следопыта, тягой к скитаниям странника и набожностью богомольца. Всё это, разумеется, есть, но за всей этой неусидчивостью на одном месте, внешней неугомонностью кроется ещё и внутренняя неуспокоенность поиск себя, испытание своих возможностей, забрасывание лота внутрь себя и измерение своей собственной глубины... Задания: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Алгоритм написания сочинения Вывод Мои размышления Вступление Мои размышления о проблеме Основная часть Мои размышления об отражении проблемы в литературе

После того как продуман основной тезис сочинения, выбран литературный материал, нужно обосновать тему сочинения, то есть написать вступление Главное, чтобы вступление логично подводило пишущего к формулированию основной мысли сочинения. Основная мысль может быть сформулирована в конце вступления или в начале его основной части Основные ошибки: 1. Слишком пространное, большое по объему вступление. Оно уводит пишущего от основной мысли, отнимает время, которого всегда не хватает на экзамене 2. Отсутствие вступления, обоснования темы. Это свидетельствует о несамостоятельности сочинения или о неумении строить текст: пишущий как будто не владеет материалом и не может распределить объем материала на три части высказывания (вступление, основная часть, заключение) Вступление к сочинению

Понятийная обработка ключевых слов, определение их значения (смысловая модель «имя») Ответ на вопрос и его обоснование Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного» Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема) Возможные варианты вступления к сочинению

1. Определить все понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е. дать им четкое толкование (понятийная обработка ключевых слов и обоснование своего толкования). 2. Поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если он есть в формулировке темы. 3. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 4. При необходимости, сформулировать вопрос, вынесенный в название сочинения, своими словами. 5. Ответить на вопрос, вынесенный в название сочинения. Поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в тезисе (см. п.2). 6. Ответить на вопросы: О чем я буду писать? Что я об этом буду писать? Сформулировать мысль, которую будете доказывать. Алгоритм работы над основной мыслью сочинения

основная часть сочинения тезис довод довод пример пример

Заключение сочинения должно соответствовать следующим требованиям: 1) содержать выводы из написанного в данном сочинении, 2) соответствовать теме сочинения Чтобы проверить, соответствует ли заключение теме, надо поставить вопрос О чем говорится в заключительной части? и ответить на него, перечитав весь текст Чтобы проверить соответствие заключения всему написанному тексту, нужно перечитать сочинение и ответить на вопрос И что из этого следует? Если заключительная часть является следствием из написанного, то логика развития основной мысли сочинения не нарушена Заключение (вывод) к сочинению

Общий вывод Ответ на вопрос, поставленный во вступлении Изложение собственной позиции Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества Расширение проблемы. Новый вопрос Открытый финал Можно сочетать различные варианты заключений Возможные варианты заключения к сочинению

1. Таким образом, обращаясь к произведению (творчеству)…, мы словно вступаем в диалог с автором по проблеме… 2. Поставленный выше вопрос актуален не только в конкретную историческую эпоху, о которой пишет… Данная проблема вечна, так как… 3. Вопрос, обозначенный темой сочинения, значим не только для отдельно взятого человека, но и для человечества в целом, потому что… Возможные варианты заключения к сочинению

Тема, сформулированная в виде утверждения Тема, переформулированная в виде вопроса «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны? Произведение о войне, которое Вас взволновало Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало? Война: преступление и подвиг Что на войне можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу? Роль родительского наставления в жизни человека Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека? «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Почему жизнь без любви невозможна? Почему жить – это значит любить? Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Выбор и обдумывание темы сочинения Обратите внимание! Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки

Выявление ключевых слов темы сочинения Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: В чём истоки непонимания людей разных поколений? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасно равнодушие? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Что важнее: любить или быть любимым? Что такое семейные традиции и зачем они нужны? Понимание и осмысление содержания терминов и понятий Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем и направлений итогового сочинения: дом, любовь, счастье, путь, судьба, время, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.; герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.

Проверяем себя Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: В чём истоки непонимания людей разных поколений? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасно равнодушие? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Что важнее: любить или быть любимым? Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

Определение главной мысли сочинения Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений: Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.) Почему тема войны не уходит из литературы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Подбор литературного материала Основные условия: Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала. Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли. При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным. Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны. Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др. Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Написание сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения При написании черновика выпускник должен: постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе; следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы; при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей; выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения. Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.

Штампы это слова, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются шаблонными привязками: работа повседневная, уровень высокий, поддержка горячая, литература великая. Штампы бывают и публицистическими, и литературоведческими: волнующий образ, гневный протест. Типичные речевые ошибки

Клише речевые стереотипы, готовые обороты, которые с готовностью и лёгкостью «выскакивают» из нашего сознания, когда мы хотим сказать что- то «умное» и «правильное». Ниже приведены цитаты из школьных сочинений. Вы без труда распознаете в них и штампы, и клише: «Книги ваши друзья. Они вам всегда помогут, дадут совет и подскажут. О книгах нельзя забывать! Берегите и уважительно относитесь к книгам. Они вам всегда помогут. Книги всегда остаются вашим источником и всегда помогут вам». Типичные речевые ошибки

«…но быть развитым духовно и развиваться в этом направлении обязан каждый. В этом очень помогает литература, ведь она делает нас людьми, она воспитывает в нас принципы, учит морали, учит доброте, что делать хорошо, а что плохо». Заметили, что делают штампы? Вроде бы и правильные мысли, но высказанные таким образом, облачённые в изношенное платье, становятся фальшивыми и смешными. Типичные речевые ошибки

«Русская литература полна замечательными творениями великих писателей и поэтов, в произведениях которых скрывается вся широкая палитра чувств русской души. Ярким примером глубокого сострадания к окружающим является Лука из пьесы М. Горького «На дне», смысл которой актуален и в наше время». Типичные речевые ошибки