Психологические аспекты профессионального самоопределения и самореализации Щипанова Дина Евгеньевна, координатор научных проектов Института ППО, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы МБОУ Лицей.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Л.А. Максимова, Директор Института психологии УрГПУ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
Инновационный проект МБОУ – СОШ 5 ст. Старовеличковской «Профориентационная социализация школьников как залог успешности личности» Сроки реализации: 2014.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
ФГОС включают в себя требования к: Структуре основных образовательных программ; Соотношению обязательной части основной образовательной программы и части,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Психологические аспекты профессионального самоопределения и самореализации Щипанова Дина Евгеньевна, координатор научных проектов Института ППО, кандидат психологических наук, доцент

Профессиональное самоопределение Современный рынок профессий характеризуется высокой динамичностью в связи с развитием технологий, социокультурными и экономическими факторами и поэтому требует от человека постоянной работы по самоопределению, изменения модели профессионального пути в течение всей жизни Способность к самоопределению и самореализации в различных жизненных областях является проявлением субъектности человека

Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение: Не единичный факт выбора, Длительный многоступенчатый динамичный процесс осознания и конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущей или уже выполняемой деятельности, Построение «жизненных карьер» (Дж. Сьюпер)

Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение: Неотделимо от жизненного и личностного самоопределения Проявляется в самостоятельном и осознанном построении перспектив своего развития в определенной трудовой деятельности и во всей жизни в целом, причем жизнь составляет «контекст» и обеспечивает целостность процесса самоопределения.

Компоненты профессионального самоопределения Ценностный – ценность труда, в целом, и конкретной профессии, в частности. Аффективный – отношение человека к труду и будущей или уже выполняемой профессиональной деятельности. Когнитивный – осознание особенностей профессиональной деятельности.

Компоненты профессионального самоопределения Смысловой – личностные смыслы профессиональной деятельности. Отдельные элементы профессиональной готовности к выполнению определенной трудовой деятельности, в частности их субъективная оценка самим человеком. Временной – предполагающий ориентированность самоопределения в будущее.

Результат профессионального самоопределения В качестве промежуточного результата: готовность к профессиональному выбору (Е.А. Климов), осознание пространства профессионального выбора и формирование набора альтернатив (Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова);

Результат профессионального самоопределения В качестве итогового результата: нахождение смыслов деятельности (Н.С. Пряжников), отношение к профессии (С.Н. Чистякова), профессиональный план (Е.А. Климов; А.К. Маркова), профессиональный выбор (Дж. Сьюпер; Д.А. Леонтьев)

Результат профессионального самоопределения В качестве итогового результата: отказ от ответственности и выбора, отказ от действий по реализации плана.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Нормативная база деятельности психолога образования: Профессиональный стандарт педагога-психолога (Приказ Минтруда РФ от 24 июля 2015 г. N 514 н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог- психолог (психолог в сфере образования)»

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Нормативная база деятельности психолога образования: Федеральные государственные образовательные стандарты: ДОО, НОО, НОО ОВЗ, ОУО, ООО, СОО, СПО, ВПО, ВО Основные образовательные программы (ООП), в том числе и адаптивные (АООП)

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Согласно профстандарту: Трудовая функция «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» Основные образовательные программы (ООП), в том числе и адаптивные (АООП)

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Трудовая функция «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» Трудовые действия: Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Трудовая функция «Психологическая диагностика детей и обучающихся» Трудовые действия: Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Трудовая функция «Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» Трудовые действия: Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения личностным проблемам

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Трудовая функция «Психологическая диагностика детей и обучающихся» Трудовые действия: Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Трудовая функция «Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Трудовые действия: Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Трудовые действия: Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе дошкольного образования : основной задачей психолого-педагогического сопровождения является формирование интереса к миру профессий и положительного отношения к разным видам труда.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх».

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Методы: Сюжетно-ролевые игры профессионально ориентированного характера (дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей, поваров и др.); Первоначальные трудовые пробы в игровой форме выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе начального общего образования : Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является дальнейшее развитие интереса к миру профессий и положительного отношения к разным видам труда;

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе начального общего образования : Обогащение представления о содержании различных видов труда, формирует способность воображать себя в определенной профессии. Появляются профессионально окрашенные фантазии.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе начального общего образования : Технология: 1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; 2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразующей деятельности человека; …

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе начального общего образования : К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Методы: Развитие форм предметно-преобразующей деятельности человека через совершенствование трудовых проб в рамках предметов, в частности – технологии. Проектная деятельность. Внеурочная деятельность.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе основного и среднего (полного) общего образования : Первичная, амбивалентная оптация подростков в среднем звене школы, проявляется в подражании внешним формам поведения взрослых Профессиональные планы подростка аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него, тиражируемых СМИ, профессиональных ролях.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования На этапе основного и среднего (полного) общего образования : Вторичная реалистическая оптация выбор профессии выпускником школы. Осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки учебно-профессиональное самоопределение

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Методы: Психологическая диагностика, консультирование, просвещение. Внеурочная деятельность, организации дополнительного образования

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Специализированные чемпионаты по отдельным компетенциям (робототехника). JuniorSkills: Программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве Школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, обучаясь у мастеров; углубленно освоить и даже получить к окончанию школы профессию

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Цель: создание новых возможностей для профориентации и освоения современных профессиональных компетенций школьниками на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный опыт.

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования Мероприятия: Организация соревнований по профессиональному мастерству для школьников Разработка целостной системы работы со школьниками в области профориентации с использованием различных форм: обучающие программы, индустриальные экспедиции, технические лагеря, профессиональные пробы, проектная деятельность, сетевые сообщества

Задачи профессионального самоопределения в контексте образования 11 компетенций по двум возрастным группам (10-13 лет, лет) : Фрезерные работы на станках с ЧПУ Токарные работы на станках с ЧПУ Мобильная робототехника Мехатроника Электроника Прототипирование Инженерная графика Системное администрирование Электромонтажные работы Аэрокосмическая инженерия Кровельные работы.