Учащиеся: Кобец Ольга – 7 «А» класс Егорова Полина – 7 «Б» класс Петровская Карина – 7 «Б» класс Руководитель: Данилова Елена Георгиевна учитель изобразительного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Advertisements

Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Библия и мировая культура мотивы в живописи» Темa: « Библейские мотивы в живописи»
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Красноярский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области.
Чистякова Н.В.. Я в храме. Я смотрю на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, и понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой... Это - светлое мгновенье В диком.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 Урок с использованием технологий проектной деятельности по курсу «Основы православной.
И́конопись (от икона и писа́ть) иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Группа 1 Канон православной иконы. Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому что иконописцы работали в каноне.
Умозрение в красках Выполнила: Хваткова Татьяна, ученица 6 класса «а»
Ученик 10 класса Захаров Дмитрий. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона.
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
МОУ « Писарёвская СОШ» Учитель: Медведева Е.Е.. выявить художественные средства и приемы написания икон; проиллюстрировать работу иконами веков;
Особенности византийской иконописи.
Транксрипт:

Учащиеся: Кобец Ольга – 7 «А» класс Егорова Полина – 7 «Б» класс Петровская Карина – 7 «Б» класс Руководитель: Данилова Елена Георгиевна учитель изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа 20»

Необходимостью изучения иконописи является то, что икона - это не только художественное достояние современной системы, она также несёт эстетическую ценность, которая изначально заложена в ней для общечеловеческого идеала красоты и высокого гуманизма.

Обобщение и рассмотрение данной темы с точки зрения изучения истории развития иконописи, а также исследование особенностей русского иконописания как феномена культуры. Задачи исследования: Формировать первое представление об иконах Познакомить с техникой создания иконы Определить особенности иконописания на Руси Рассмотреть историю становления иконописи в России Рассмотреть развитие иконы в историческом аспекте; Развить интерес к русскому историческому и духовно-художественному наследию Создать условия для более глубокого понимания русской православной традиции и культуры

Икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради сладости понимания нашего. Преп. Иоанн Дамаскин Икона – священный образ, в котором для верующего человека соединены видимое и невидимое, телесное и духовное, земное и небесное. Образы икон обращены к вечности, где уже совершилась победа добра над злом и света над мраком, поэтому язык иконописи – символы и знаки. Иконопись – особый вид русского искусства

Начинается написание иконы с подготовки доски, где вырезается углубление - ковчег. Он символизирует Ковчег Завета, т.е. самое святое место, где может быть показано Сокровенное – Царство Небесное. Икона с ковчегом похожа на окно. Это и есть окно в Божественный мир. Перед тем как писать на доске икону, нужно наложить специальный грунт левкас. Он изготовлен из клея и мела. Левкас наносится на приклеенную к доске ткань: паволоку. Слои левкаса делаются тонкие, и каждый хорошо просушивается. Затем доску зачищают до ровной и гладкой поверхности. Техника создания иконы

Вначале на доску наносится рисунок и делается графия. Графья - тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок. Она делается для того, чтобы при письме можно было прочитать рисунок сквозь нанесенные слои краски. Рисунок

На праздничных иконах под позолоту может наноситься рисунок, который графится на левкасе (резьба под позолоту). Иногда поверх золота наносится тиснение. После нанесения рисунка необходимые участки иконы готовятся под позолоту. Левкас должен быть зачищен даже от мельчайших царапин. Золочение Затем наносится «полимент» -специальный состав из красной глины, клея, воска и жира. Сверху наносится сусальное золото специальной широкой кистью с длинными волосками – «лапкой».

Краски Когда сделан рисунок и выполнена позолота, можно переходить к работе красками. Но краски у иконописца – необычные. Они состоят из двух компонентов: пигмента (перетертые в мельчайший порошок природные минералы) и яичного желтка (эмульсии). Краска на фоне иконы должна лежать легко, прозрачно – так, чтобы все иконописное пространство «дышало» - ведь это Божественное пространство. Чтобы положить краску легко, ее надо развести с водой и наносить на икону тонкими полупрозрачными слоями. Особенно тщательно прописывается «личное» - лики и другие открытые участки тела.

На одеждах и некоторых других элементах изображения наносятся золотистые лучики – ассист, символизирующий присутствие Божественного света. Тонкие линии будущего света аккуратно прорисовывают пивным суслом, а после его высыхания, при помощи хлебного мякиша, наносится сусальное золото. После делают «опушь» - специальную рамку по краю иконы, как бы отделяющую духовный мир, явленный в иконе, от нашего, земного. Последний этап - покрытие иконы защитным слоем олифы для усиления звучания красок, защиты от царапин, повреждений и перепадов температур. Ассист

Византийские богословы, создавая науку о почитании иконы, назвали ее канон, где объяснялось, как относиться к иконе, что можно, а что нельзя изображать на ней. Работая по канону, иконописцы старались ничего не менять в композиции и цветовом решении. При написании фонов икон и нимбов святых использовали золотистые краски или тончайшие листки золота, которые символизируют духовное сверх пространство божественного мира. Непременным условием ставилась личная духовная чистота самого иконописца, ибо только такой мастер был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного мира сакральных ценностей. Особенности русской иконописи

Христиане признавали деление мира на реальный и духовный, видимый и невидимый. Реальный мир в их понимании не изолирован от духовного. Мир видимый и мир невидимый по мнению христиан соприкасаются. На этой зыбкой грани двух миров и находится икона. Христианская символика Икона изображала события вне времени и пространства, в ней не было прошлого, настоящего и будущего – все пребывало в бесконечности вечного бытия.

Иконопись выросла из поздней эллинистической живописи, из фаюмского портрета. Иконы пришли на смену раннехристианским изображениям Христа (3-4 вв.), в которых он символически представал в образах агнца, доброго Пастыря (пастуха). Первые христиане не знали икон в нашем понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии. Возникновение иконописи

Постепенно язык живописи становился условнее, изображение тяготело к плоскостности, телесная оболочка лишалась материальности. Исчезают бытовые подробности, не существуют земное время и трехмерное пространство. Все события – совершившиеся, грядущие и происходящие – слиты воедино, у них нет начала и конца. В иконописных образах не выражаются человеческие бурные эмоции, они лишены психологизма, в этом их отличие от религиозных картин. Икона изображает не лицо человека, а просветленный лик святого. По христианскому преданию первым иконописцем был св. евангелист и апостол Лука, создавший первообразные чудотворные иконы Богородицы. Образ Богоматери Владимирской считался копией с одной из первых икон, написанных св. Лукой. Евангелист Лука Чудотворная икона Владимирская Евангелист Лука

Древнерусская иконопись XI-XII веков. На Руси иконопись начала развиваться с принятием христианства от Византии. Первым выдающимся иконописцем был преподобный Алипий, монах Киево- Печерского монастыря, живший на рубеже 11–12 вв Печерская икона Божией матери Иконописец Алипий Икона Агафии

Великолепным образцом является икона «Устюжское Благовещение». Образы Богоматери и архангела Гавриила представлены в спокойных позах, подчеркивая торжественность изображенного момента. Фигуры характеризуются стройностью пропорций. В изображениях святых прослеживается влияние эллинистического искусства. Однако, в силуэтах фигур, преобладает принцип плоскостности, свойственного уже древнерусской живописи. В образе архангела отражена глубокая внутренняя жизнь и отрешенность от земных страстей. Мы видим желание художника создать высокий, «божественный» идеал. Это проявляется и в колорите самой иконы. Икона Устюжское Благовещение, 12 век Новгородская иконопись XII века

Развитие иконописи в XIII-XIV веках. Окончательно древнерусская живопись, как самостоятельная школа, сформировалась со второй половины XIII столетия, после того, как связи с Византией и Балканами разорвались в результате нашествия Батыя. Из икон уходит гармония, свойственная византийским произведениям. Приемы письма упрощаются. Почти исчезает объёмная проработка формы, яркие локальные пятна цветов сочетаются с жёсткими линиями. Сформировались собственные традиции в русской живописи. По особым правилам стало строиться иконописное пространство. В нем не применяется прямая перспектива, предметы видны со всех сторон, линии не убегают вдаль, к линии горизонта, которой на иконах нет, а сходятся к стоящему перед иконой, открывая перед человеком мир вечности и бесконечности, создавая обратную перспективу.

Высший расцвет русской иконописи Макарий египетский Феофан Грек Андрей Рублев Высшего расцвета русская иконопись достигла в XIV веке в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева. Древнерусские мастера были глубоко уверены в том, что искусство дает возможность коснуться тайн бытия, тайн мироздания. Иерархическая лестница, пирамидальность, целостность, соподчиненность частей вот что признавалось основой мирового порядка, в чем видели средство преодоления хаоса и тьмы. Это представление нашло себе выражение в структуре каждой иконы.

При рассмотрении образов Феофана Грека возникает впечатление, что они являются плодом импровизации. В каждом изображаемом персонаже фресок собора Спаса Преображения заметны искреннее волнение, сложная внутренняя борьба. Каждый персонаж индивидуален. Особого внимания заслуживает композиция ветхозаветной «Троицы». Крылья среднего ангела осеняют всю описываемую сцену и отделяют от других композиций. Феофан Грек выступает как мастер сдержанно-насыщенных и тельных тонов и высветлений. Свет падает на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Ветхозаветная «Троица» Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения. Иконопись Феофана Грека

Самым совершенным произведением Рублева, является икона «Троица» которая была написана в память Сергия Радонежского. На иконе изображены три ангела, явившиеся под видом путников Аврааму и Сарре. Икона Рублева лучше произведений других мастеров соответствовала догматическому учению о Святой Троице. Художник отказывается от традиционных повествовательных деталей. Здесь нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму; все внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. Главный предмет иконописи божество, но оно предстает в образе прекрасного, возвышенного человека. Глубокий гуманизм русской иконы в том, что все изображенное прошло через горнило человеческой души, окрашено ее сопереживанием. Троица. Икона 14 век Иконопись Андрея Рублева

В конце XV в. на небосклоне Москвы появляется новая звезда мастер Дионисий. Дионисий оказал на современников большое влияние. На всю первую половину XVI в. ложатся отблески поэзии его красок. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас. Дионисий Одигитрия Смоленская. Иконопись XV-первой половины XVI веков

Реальные образы в русской иконописи Чудо о Фроле и Лавре. Икона. Конец XV века В иконах стали проявляться народные идеалы, сказала свое слово земледельческая Русь. Это иконы, посвященные Флору и Лавру, покровителям скота, Георгию, Власию и Илье Пророку, которого изображали на ярком, огненном фоне как преемника языческого бога грома и молнии Перуна. Икона «Чудо о Фроле и Лавре» воспринимается как торжественно- праздничная. Она написана светло- желтыми, белыми, травянисто-зелеными, красными, оранжевыми красками. Эти сочетания создают неповторимый цветовой аккорд, вызывающий чувство радости, душевного подъема. Несмотря на большое количество фигур в композиции не создается впечатление тесноты в поле иконы. Наоборот, все фигуры находятся «на своих местах».

Новгородская иконопись XV века сохраняет традиционную любовь к ярким, легким краскам с преобладанием киновари. Но раньше цвет имел предметный характер, теперь он становится светоносным. Например, в «Чуде Георгия о Змие» красный фон заполняет поля иконы, ограничивает белизну коня. В XV веке красный плащ Георгия, как вспышка пламени рождается из ослепительной белизны, из золотистого фона иконы. В новгородской иконе краски горят при ясном свете дня. Новгородская иконопись XV века «Чудо Георгия о Змие» 15 век

Псковские иконы никогда не кажутся пестро расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует духовному напряжению в ликах псковских святых. В псковском Рождестве Христовом с избранными святыми краски и свет возникают из таинственной мглы, символизируя святую ночь. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. Рождестве Христовом с избранными святыми Псковская иконопись XV века

Во время правления Ивана Грозного иконопись прямым образом была поставлена на укрепления государственной власти, нести в себе общественно-политический смысл. Икона «Благословенно воинство» ( ), посвящена взятию Казани Иваном Грозным. Для иконописи XVI века характерно усложнение сюжетов, наличие мелких подробностей. Смысловым содержанием наделяются все изображаемые детали, что приводит к перегруженности композиций, поэтому понимание увиденного возможно после длительного рассматривания иконы. Большое количество икон стало носить нравоучительный смысл, в которых авторы в аллегорической форме осуждают человеческие пороки. Особенности иконописи второй половины XVI-XVII веков

Церковная живопись становится более приземленной и естественной. В сюжетах на иконах стало появляться большое количество реальных людей и различных бытовых подробностей. В это время образовалось два направления церковного искусства – Годуновская школа, где мастера не использовали никаких новшеств, подражая Рублеву и Дионисию, и Строгановская школа, где зародилась традиция передавать пейзажные панорамы. Наиболее известным мастером строгановской школы был Прокопий Чирин. Прокопий Чирин Направления церковного искусства

Помимо традиции передавать пейзажные панорамы видны характерные изменения в самом характере художественного образа. В иконе Прокопия Чирина «Святой Никита-воин» воин, одет в красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ, изображен утонченным и изящным рыцарем. Обращает внимание изысканность сочетаний красок, тщательная проработка деталей и миниатюрная выписанность лица и рук. Все эти детали оттесняют религиозную идею на второй план. Прокопий Чирин. Икона «Святой Никита-воин» Особенности Строгановской школы

В XIX в. официальная иконопись приобретает новые качественные и смысловые оттенки. Все большую роль начинают играть общепризнанные шедевры европейского искусства. Иконопись XIX века вобрала в себя молитвенное стояние всего народа, искавшего перед образами надежды и утешения. Особенностью икон являлись, так называемые, народные иконы, которые были не дорогими и писались в рамках традиционной иконографии. Профессиональные художники старались показать реалистичность и живописность своей работы. Особенность икон XIX века

При Елизавете Петровне старое иконописание было отвергнуто окончательно, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Традиционная иконопись в XVIII - XX вв. поневоле уходила на периферию, сохраняясь преимущественно в сельской и низовой культуре. Крещение Господне Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния Иконопись XVIII-XXI веков

На протяжении всей истории христианства, иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Икона это своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана. Иконопись это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, композиция, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. У иконы есть своя история были моменты расцвета, упадка, забвения и вновь возрождения. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Именно русская икона стала эталоном, который воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность.

Независимо от многочисленных трудностей, бед, гонений и уничтожения икон, мы можем лицезреть это поистине великое искусство, которое несет в себе не только исторические, но и духовные ценности всего русского народа. А самое главное, является возможностью прикоснуться к этому источнику милости Божией и благодати.