Программа : «Школа общения» Разработала : Подлесных Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Advertisements

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка»
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно.
Транксрипт:

Программа : «Школа общения» Разработала : Подлесных Т.В

По своей природе общение – это ежедневный труд. В.А. Сухомлинский Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: 1. Социальные функции общения: - организация совместной деятельности; - управление поведением и деятельностью; - контроль; 2. Психологические функции общения: - функция обеспечения психологического комфорта личности; - удовлетворение потребности в общении; - функция самоутверждения.

Способность к общению включает в себя: 1. Желание вступать в контакт с окружающими (Я хочу!) 2. Умение организовать свое общение( Я умею!), включающее умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, эмоционально переживать 3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!)

Актуальность «Ребенок в момент рождения лишь кандидат человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми». А. Пьерон. Подростковый возраст это период, когда потребность в общении со сверстниками становится ведущей благодаря той роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка. Взаимодействуя со сверстниками, подросток получает возможность расширить представление о себе, сравнивая себя с другими и осознавая своё сходство и отличие уникальность и неповторимость. В группе сверстников удовлетворяется потребность в самоутверждении, осваиваются групповые нормы и ценности.. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают ». Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Дети дифференцированно относятся к своим ровесникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым воспитанником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

У детей поступающих в социальное учреждение низкий уровень нервно-психического развития. Это связано с воспитанием в семье детей, которым не хватает должного родительского внимания и тепла, биологическими факторами – это задержка отрицательно влияет на налаживание контактов со сверстниками. Вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, происходит закрепление отрицательного опыта общения, что приводит к импульсивности детей, нарушению самоконтроля, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемостью, снижению концентрации внимания, повышению неуверенности в себе, формированию личностной тревожности, агрессивности. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься подростком как повод для конфликта. Отсутствие стабильности, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижает у детей активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности, зато развивается устойчивая зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У детей низкая самооценка, не привито чувство ответственности за свои поступки- в сознании преобладает «коллективное» мышление: не «я», а «мы», весь мир они делят на «своих» и «чужих». Трудности в общении со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы. Неправильно формирующийся опыт общения может привести к отрицательным последствиям. Занятия по программе «Школа общения» направлены на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, способствуют гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

Теоретическая база Теоретическую базу составили труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Л.С.Выготского, Б.М. Теплова, Т.Рибо, Л.В.Артемой, Л.Г.Стрелковой, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, Вопросами изучения межличностных отношений занимались А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Наиболее полно изучено общение, как один из компонентов межличностного взаимоотношения в работах М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной. Основная цель опыта заключается в формировании умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.

К данным диагностическим методикам относятся: Методика «Социометрия» Я. Морено, направленная на изучение индекса групповой сплоченности, который характеризует систему групповых отношений в целом; социально- психологической структуры эмоциональных связей в группе; выявление статусных позиций членов группы по правилам симпатии – антипатии (принимаемые, пренебрегаемые). Методика «Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) Б. А. Федоришина, позволяющая выявить коммуникативные склонности. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко», позволяющая оценить значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Тест «Оценка самоконтроля в общении (по М. Снайдеру)», направленная на определение уровня контроля при общении с другими людьми. Тест «Конфликтный ли вы человек». Тест К. Томаса – на поведение в конфликтных ситуациях Тест «Не стоит перебивать, не дослушав». Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов. Тест «На сколько вы терпимы». Тест в модификации Л.П. Пономаренко «Какова ваша самооценка». Тест Л.Ф. Анн «Какой я в общении?» Тест коммуникативных умений Л. Михельсона Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А.М. Кузнецова)

Цель программы Создание условий для развития личности ребенка в процессе общения Задачи программы. -Воспитывать потребности в общении; -Развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; -Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; -Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения; -Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях; Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на три года. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, учителя, воспитателя

Принципы реализации программы Коррекционно-развивающая работа основывается на следующих положениях: Принцип индивидуального подхода- изучение психофизических особенностей, умелый подход к каждому ребенку с учетом его восприятия и эмоционально- волевой сферы; Принцип доступности- предполагаемый материал должен быть доступен пониманию, это способствует сознательному отношению ребенка к процессу работы; Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять; Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно- развивающей работы; Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям. Принцип равенства и сотрудничества-все члены коллектива занимают равные положения; Принцип добровольности- добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности; Принцип компетентности – педагог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности; Принцип гуманизма- признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность); Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка; Принцип ответственности – педагог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред; Принцип активности- используются наиболее адекватные приемы, обеспечивающие коммуникативную активность детей в различных видах деятельности.

Основными методами работы является групповая и индивидуальная работа с подростками Индивидуальная работа проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих проблем, касающихся как сложных жизненных ситуаций, поведенческих и психологических проблем и возникающим в связи с этим затруднений, так и участия в работе группы. При этом используются метод беседы, обсуждение проблемной ситуации, позволяющей по- новому взглянуть на проблему, кажущейся неразрешимой. Беседы( информирование подача материала в свободной форме, с обсуждением конкретных примеров и жизненных ситуаций, получение обратной связи); Дискуссии( обмен мнениями, обсуждение, спор. При этом каждый участник получает возможность высказать свое мнение по какой- либо теме, опираясь на свои знания и опыт, ценностные установки. Это позволяет научить подростков думать, высказывать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека); Сюжетно- ролевые игры ( небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций, где участники имеют возможность «проиграть» различные модели поведения с целью разрешения возникающих проблемных ситуаций, выработать новые стратегии поведения, пережить свои внутренние опасения и проблемы, наработать варианты поведения в ситуациях, возможных в будущем.Это позволяет также показать участникам существующие стереотипы поведения в тех или иных ситуациях и их эффективность); Психогимнастика( метод, при котором участники проявляют себя и обращаются без слов. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью мимики и движений); Коллективные,групповые задания(представляют собой поиск выхода из предлагаемой ситуации, которая может явиться описанием события, факта и как правило, содержит конфликт. Позволяет подросткам самостоятельно найти выход из сложной ситуации, а также увидеть и проследить его результативность и эффективность); Игры деловые, познавательные, игры-тренинги (представляют собой инструмент для изменения «Я», управления групповым процессом.) просмотр и обсуждение видеофильмов Презентации с обсуждением

Структура программы Программа состоит из трёх разделов: 1. «Я и эмоции» Содержание этого раздела поможет понять эмоциональный мир подростка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует. Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у него знания об эмоциональном мире человека и способах управления ими. Задачи 1-го раздела: закреплять полученные знания об эмоциях; расширять представления подростков об этих эмоциях, предлагая их сравнивать; продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально- приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о наших потребностях и желаниях. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование или длительное подавление эмоций может привести к различным заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.

2. «Я + Я» Содержание этого раздела поможет подростку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе. Задачи 2-го раздела: способствовать психическому и личностному росту детей; продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я»; помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим; помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей; гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

3. «Я и моё окружение» Межличностное общение в подростковом возрасте – чрезвычайно значимо и предельно избирательно. Потребность в общении у подростков ярко выражена. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. Связано это может быть с некоторыми противоречиями. Так, например, подростки хотят быт «как все», принять нормы и ценности той среды, в которой они взаимодействуют. С другой стороны, присутствует стремление выделиться, обратить на себя внимание, совершить что-то неординарное. Все это приводит к появлению затруднений в налаживании межличностных отношений и как следствие – ощущение одиночества, дискомфорта, напряженности, боязнь быть не понятным. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. Задачи 3-го раздела: учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства; дать подросткам представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях; сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации

Ожидаемые результаты Знать: Об относительности в оценке чувств. Что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола; Уметь: Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир; Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; Выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики; Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

В начале года была проведены ряд диагностик с целью: Изучить сферу межличностных отношений разновозрастной группы воспитанников. Задачи: - Выявить статусное положение воспитанников в группе; - Определить отношение каждого ребенка к сверстникам, к старшим ребятам и к взрослым; - Выявить удовлетворенность детей взаимоотношениями в группе; «Взаимоотношения в группе» Диаграмма 1 По проведенной методике видно, что взаимоотношения между ребятами на 50% дружные, 12% враждуют между собой и 38% относятся друг к другу равнодушно

Диаграмма 2. 67% детей считает нашу группу дружной, но не всегда, 17% считают, что они дружные и сплоченные и 16% считают, что группа совсем не дружная.

Диаграмма 3 отношениями в группе не довольны 25% детей, довольны- 35%, не знают, как ответить- 40%.

Анкета «Мои отношения». Цель данной методики изучить отношения ребят в коллективе. Ребятам предлагаются листки с текстом следующего содержания: «Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к: ребятам нашей группы; взрослым, которые с вами работают. При диагностике выявляются преобладающие отношения к сверстникам, старшим воспитанникам и к взрослым. «Мои отношения со сверстниками» Диаграмма 4 Анализируя, можно сказать, что в основном отношения детей друг с другом хорошие - 46%, часто ссорятся 36% детей, равнодушные отношения у 18% детей.

Анкета «Мои отношения со взрослыми». Диаграмма 5 С взрослыми у детей хорошие отношения – 73%, некоторые (это 18%) часто ссорятся с педагогами из-за своей неуравновешенности, 9% считают, что отношения с взрослыми у них плохие.

Проанализировав полученные данные по тесту Л.Ф. Анн «Какой я в общении?», можно сделать вывод, что на высоком уровне общения находятся 25% воспитанников. Такие дети общительны, испытывают большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. На среднем уровне общения находятся 60% воспитанников. Они в меру общительны, но в общении испытывают некоторые затруднения. Друзей у них мало, со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают несдержанными, неуравновешенными. Низкий уровень общения выявлен у 15% воспитанников. Следовательно, у почти половины отмечается стеснительность и застенчивость, в кругу знакомых они в основном отмалчиваются, общению с людьми предпочитают одиночество.

В работе особенно обращалось внимание на взаимоотношения между его участниками, в их повседневной жизни, в совместной деятельности, в непосредственном общении между собой. Овладевая сложной наукой общения, дети избавляются от тех качеств, которые мешают взаимопониманию, - от скрытности и замкнутости, самолюбия и эгоизма, неумения подчинить себя требованиям коллектива. Коррекционная работа помогла повысить уровень сплоченности коллектива, улучшить взаимоотношения между воспитанниками. Но конечно за такой короткий период сплотить коллектив на 100 % невозможно. Поэтому с коллективом нужно работать в дальнейшем.