РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Приорова И.В. Доктор филологических наук профессор кафедры русского языка и издательского дела Рос НОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Степени сравнения имен прилагательных Многие имена прилагательные обозначают такие признаки предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.
Advertisements

Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Библиотечный урок Знакомство с различными видами справочной литературы. Говорит она беззвучно Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Будешь лучше.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Правописание гласных О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных Малявкина Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Истинные и ложные ценности «Дом с мезонином» ( Мезони́н надстройка над средней частью жилого дома).
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
8 класс Русский язык Знаки препинания в предложениях, имеющих оборот со словом как Урок закрепления знаний, умений, навыков.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Для чего мы изучаем русский язык? Что изучает лексика? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Что такое омонимы,
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Транксрипт:

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Приорова И.В. Доктор филологических наук профессор кафедры русского языка и издательского дела Рос НОУ

Задачи курса «Русский язык и культура речи» Повышение языковой культуры будущих специалистов разных профилей – одна из приоритетных задач современной высшей школы, поэтому курс «Русский язык и культура речи» вводится в программы подготовки специалистов как филологического, так и нефилологического профиля. Обучающиеся должны усвоить не только необходимые специальные знания, но и уметь реализовать их в ситуациях устного и письменного общения в соответствии с требованиями нового государственного стандарта. Данный курс ориентирован на укрепление орфографических и пунктуационных навыков студентов через повторение грамматики и усвоение особенностей письменной и устной русской речи, он способствует формированию языковой грамотности и языкового вкуса, существенно расширяет лексический запас обучающихся, а также помогает избежать в соответствии с нормами русского литературного языка наиболее частотных лексико-грамматических и произносительных ошибок. Предложенный практический материал содержит контрольные вопросы и задания для самостоятельной и аудиторной работы по основным разделам курса «Русского языка и культуры речи», содержит краткий акцентологический словарь, краткий словарь иностранных слов, краткий словарь лингвистических терминов, краткий орфографический словарь и словарь технических и научных терминов. Выполнение заданий формирует ряд компетенций, закрепляющих навыки правильной устной и письменной речи, что позволит применить полученные знания в дальнейшей коммуникативной практике. Контрольные задания способствуют обнаружению слабых мест в знаниях русского языка и их устранению.

ЯЗЫК – СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ 1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка. 2. Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает? 3. Назовите основные признаки литературного языка. 4. Чем устная речь отличается от письменной? 5. В чем заключается различие между письменной и разговорной речью?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ и ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Задание 1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль: «Язык... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не от ставая, сопутствует жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает любыми средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.(По С. Маршаку) Задание 2. Объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц. Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ - спрашивай умно. (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе. (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет. (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака - по рогам. (В. Даль). Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать. Красна птица перьями, а человек - ученьем. Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить. Кто говорит - сеет, кто слушает собирает. (Пословицы). Задание 3. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл? Слово - не стрела, а хуже стрелы разит. Не ножа бойся, а языка. Язык коснеет, а перо робеет. Кто словом скор, тот в делах редко спор. На языке - мед, а на сердце - лед. Что написано пером, того не вырубишь топором. От слова до дела целая верста. Слово не воробей вылетит - не поймаешь. Задание 4. На какие особенности устной речи указывают сочетания? Говорить по душам; Говорит - уснуть можно; Говорит сухим языком; Говорит по-газетному; Говорит по-простому; За словом в карман не лезет; Излагает по-книжному; Несет околесину.

Культура речи. Основные качества речи. Что такое «культура речи» и каковы ее составляющие? Дайте определение понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности нормы. В чем состоит богатство речи? Что означает «точность и правильность речи»? Какое содержание вкладывается в понятие «чистота речи»? Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Расскажите об использовании в речи профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов. Назовите основные способы толкования терминов. Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании? Раскройте понятие «орфоэпия». Каковы основные законы произнесения гласных и согласных звуков? Охарактеризуйте термин «акцентология», раскройте его содержание. Каковы особенности ударения в русском языке? Расскажите о различных вариантах в ударении. Что такое «выразительность речи»? От каких условий она зависит? Назовите основные средства речевой выразительности. Охарактеризуйте изобразительные средства языка: метафору, метонимию, синекдоху, сравнение, аллегорию, эпитет. Охарактеризуйте выразительные средства языка: антитезу, повторы, инверсию, вопросно-ответный ход, прямую речь.

Задание 1. Отметьте номера слов, где буква Е перед согласным произносится твердо. 1) академия;6) модель;11) коттедж; 2) декан;7) отель;12) компьютер; 3) термин;8) кодекс;13) теннис; 4) тезис;9) Одесса;14) штепсель; 5) стенд; 10) бизнес;15) кафетерий. Задание 2. Укажите номера слов, в которых буква Е произносится как Ё 1) белесый;8) оседлый;13) желчный; 2) житие;9) блеклый;14) платежеспособный; 3) бытие;10) осетр;15) истекший год; 4) афера;11) желчь;16) истекший кровью; 5) маневры;12) недоуменный; 17) кричит как оглашенный; 6) безнадежный; 18) приказ, оглашенный утром. 7) гренадер; Задание 3. Укажите номера слов, в которых сочетание букв ЧН, должно произноситься как ШН. 1) скворечник;4) сердечный (приступ);7) порядочный; 2) прачечная;5) сердечный (друг);8) сливочный; 3) конечно;6) Савична;9) молочный; 10) скучно. Задание 4. Укажите слова русского происхождения. 1) атмосфера;6) трапеза; 2) апелляция;7) термометр; 3) градус;8) феномен; 4) дифирамб;9) фиаско; 5) кворум;10) электричество.

Задание 1. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода множественного числа следующих глаголов. Поставьте ударение. Образец: быть - был, была, было, были. Баловать, включить, гнать, донять, замереть, запереть, начать, отбыть, понять, прибыть, положить, проклясть, снять, тянуть, убыть, убрать. Задание 2. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение. Образец: глухой - глух, глуха, глухо, глухи. Веселый, гордый глупый, грамотный, горький, дорогой, жалкий, крепкий, молодой, редкий, светлый. Задание 3. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения. Забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь) - забронировать (покрыть броней); занятой (человек) - занятый (дом); засоленный (об овощах) - засоленный (о почве); заточенный (карандаш) - заточенный (узник); переносной (радиоприемник) - переносное (значение); погруженный (на платформу) - погруженный (в воду); характерный (человек) - характерный (поступок). Задание 4. Расставьте ударение в словах. Алфавит, асимметрия, бензопровод, блокированный, валовой, газопровод, договор, зубчатый, кладовая, кухонный, нефтепровод, путепровод, скрепленный, теплопровод, ходатайствовать, электропровод.

Какие тропы и фигуры речи используются в предложениях? С одной стороны – жалкие трущобы, а с другой роскошные особняки. а) антитеза, б) сравнение, в) метафора. Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого. (Д. Карнеги). а) гипербола, б) эпитет, в) сравнение. Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже стали нарушать. а) гипербола, б) метонимия, в) литота. Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет. (С. Есенин). а) метафора, б) метонимия, в) эпитет. Белый запах нарциссов, счастливый, белый, весенний запах. (Л.Н. Толстой). а) антитеза, б) градация, в) метонимия. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А.А. Фет). а) гипербола, б) олицетворение, в) эпитет. Мужичок с ноготок, от горшка два вершка, одну секундочку, в двух шагах отсюда. а) гипербола, б) литота, в) сравнение. Унылая пора! Очей очарование! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин). а) антитеза, б) метафора, в) перифраз. На восток, сквозь быт и копоть, из одной тюрьмы глухой. По домам идет Европа, пух перин над ней пургой. И на русского солдата. Брат-француз, британец-брат, брат- поляк и все подряд. С дружбой будто виноватой, но сердечною глядят. (А.Т. Твардовский). а) олицетворение, б) синекдоха, в) эпитет. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья. (А.С. Пушкин). а) метафора, б) перифраза, в) синекдоха.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Дайте толкование термину «стиль». Какие разновидности стилей современного русского языка вам известны? На чем основано многообразие стилей? Какие факторы оказывают наиболее сильное влияние на формирование различных стилей языка? Расскажите о сфере применения и основных жанрах официально-делового стиля. Какие специфические черты официально-делового стиля вам известны? Расскажите об особенностях и сфере применения разговорного стиля речи. Каковы сферы применения, функции и жанры газетно- публицистического стиля речи? Каковы основные особенности научного стиля речи? Перечислите жанры научного стиля речи. Каковы основные особенности художественного стиля (стиль художественной литературы)?

Задание 1. Определите, к какому стилю относятся приведенные тексты, сделайте их стилистический разбор. 1. Деревня Маниловка Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам. На покатости горы, одетой подстриженным дерном, были разбросаны по- английски две-три клумбы, пять-шесть берез небольшими купами возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была небольшая, но высокая беседка с надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже был покрытый зеленью пруд, отнюдь не диковинный в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения темнели серенькие бревенчатые избы, сразу сосчитанные нашим героем. 2. Уважаемые господа! Благодарим за Ваше письмо от г. и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение. Нас устраивают предлагаемые Вами условия исполнения заказа за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем. В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя. С уважением. 3. Общенародный язык и его разновидности Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и другие языки. Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т.д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности, литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.

4. В Тбилиси на улице им. Георгия Товстоногова состоялось торжественное открытие мемориала бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке выбито: «с 1915 по 1946 гг. в этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал президент Межгосударственной конфедерации театральных деятелей Кирилл Лавров. 5. Студент может устроиться вожатым в детский летний лагерь, продавцом с лотка, бригадиром в стройотряд или грузчиком. Можно записаться в команду «зеленых». Работа на так называемых экологических станциях заключается в патрулировании улиц города и поддержании чистоты городской флоры. Клубы, дискотеки и бары приглашают молодежь для распространения флаеров, небольших карточек с указанием адреса развлекательного заведения и праздничной программы. 6. Многоуважаемый Александр Васильевич! Будем искренне рады видеть Вас в качестве почетного гостя на банкете по случаю юбилея вашей компании. Помощь и поддержка, оказанные Вами на этапе становления, позволит нам не только успешно конкурировать с фирмами- производителями аналогичной продукции в регионе, но и войти в десятку крупнейших производителей России. Уверены, что Вы не откажетесь разделить с нами радость в столь знаменательный для нас день. Приглашаем Вас с супругой в ресторан «......» 12 мая 2003 г. в 19 ч. С уважением Директор ЗАО « » (подпись) 7. УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Газета «Все для Вас» приглашает к сотрудничеству всех, кто желает попробовать себя в роли журналиста. Если вы студент, педагог или врач, но вам небезразличны проблемы родного края или вашего предприятия, то такое предложение - хорошая возможность рассказать об этом. Пишите обо всем, что вас волнует. Лучшие работы будут опубликованы, а лучшие авторы станут внештатными сотрудниками нашей газеты с возможным последующим зачислением в штат. Кстати, публикация в нашей газете может стать хорошей материальной поддержкой, ведь гонорары у нас совсем неплохие. Ждем ваших интересных творческих работ!

Определите стилистические особенности в данных примерах 8. Я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, как будто я уже видел эту панораму когда-то в детстве. 9. В многоэтажных промышленных зданиях можно применять балочные (балочно-стоечные) или безбалочные конструкции перекрытий. При балочной конструкции каркаса основу несущего остова составляют колонны (стойки) и ригели (балки), которые образуют плоские рамы, в большинстве случаев расположенных поперек оси промышленного здания или сооружения. Многоэтажные здания с безбалочным каркасом состоят из стоек (колонн), во всех направлениях связанных между собой плоской безбалочной плитой, непосредственно жестко опертой на колонны, или грибовидными капителями, жестко соединенными с колоннами. 10. «В России две беды: дураки и дороги», - утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по-прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа «Дороги России», теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие. 11. Демография - наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, знаниям и другим признакам, его движение, рождаемость, бракосочетание, смертность и т.п. 12. Близится лето - пора студенческих каникул и возможность молодым подработать немного денег. А как? Что могут предложить сегодня рынок труда и фирмы по трудоустройству? 13. По Тверской улице Москвы на неделю прекращено движение троллейбусов. Дело в том, что в ближайшее время по Тверской пройдет карнавальное шествие в рамках Всемирной театральной олимпиады. В шествии используется столь гигантские куклы и фигуры, что ни одна из них не пройдет через контактную сеть. Поэтому мэрия приняла решение убрать троллейбусную сеть ради праздника.

14. Это было давно... Это было давно. Тогда я жил в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон освещались молнией. 15. На обращение трудового коллектива МП по «Водоканал» Мы, работники ЖЭКов и муниципальных предприятий, не один год трудимся в жилищно-коммуникальном комплексе, поэтому хотели бы выразить мнение по поводу обращения трудового коллектива МП ПО «Водоканал». Разделение «Водоканалов» на элитные и периферийные делит горожан на нуждающихся в постоянном и временном водоснабжении, поскольку перебои с подачей воды в Трусовском районе всем известны, а система водоснабжения мкрн. Бабаевского технологически связана с обслуживанием центральной части города. Считаем решение, принятое мэрией, своевременным и целесообразным. Главное - от слияния предприятий в один «Водоканал» с единым бюджетом выиграют жители. А руководителя необходимо выбрать на конкурсной основе. И пусть им станет лучший профессионал, человек, думающий не о собственном кресле, а об эффективном решении проблемы водоснабжения Астрахани. 20 подписей 16. Фахверк (или дополнительный каркас) располагают в плоскости продольных и торцовых стен; он необходим для восприятия массы стенового заполнения, оконных переплетов и ветровых нагрузок и передачи их на основной каркас. Устраивают фахверки в следующих случаях: при стенах из асбестоцементных и металлических листов и панелей, панельных стенах (при шаге колонн 12 м. и длине панелей 6 м.), в зданиях высотой более 30 м. независимо от конструкции стены, в зданиях с тяжелым режимом работы кранов при кирпичных стенах, в сборно-разборных зданиях, для временных переносных торцовых стен при строительстве здания в несколько очередей. Обычно фахверк состоит из ригелей и стоек. Их количество и местоположение определяются шагом колонн, высотой здания, конструкцией стенового заполнения, характером и величиной нагрузок. Расположение стоек и ригелей увязывают с проемами окон и ворот.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. (Классификация лексики и семантические типы лексики ) 1. Какое языковое явление называется синонимией? 2. Какие синонимы называются полными (абсолютными)? 3. Основные признаки антонимов. 4. Какое языковое явление называется омонимией? 5. В чем отличие полной омонимии от неполной? 6. Какое явление называется паронимией? 7. В чем отличие паронимов от омонимов и синонимов?

Задание 1. Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам. Говорить -..., оцепенеть -..., радоваться -..., остолбенеть -..., жить -..., окоченеть -..., замереть -..., застыть -..., ловкий -..., умный -..., красивый -..., медленно -..., хорошо -..., плохо -..., аккуратно -..., серьезно -..., колоссально -..., актуально Задание 2. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках. 1. У билетной кассы предъявляли свои... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Студент внимательно слушал лекцию, делал... (пометы -заметки) в тетрадь. 3. Напрягая последние (силы - усилия), строители завершили строительство высотного дома. 4. Мать (одела - надела) на ребенка пальто. 5. Из дверей сарая вышла сгорбленная, согнутая (прожитым - пережитым) старуха. 6. Молодой актер играет (главную - заглавную) роль в спектакле «Голубой портрет». 7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо - личность) нового начальника конструкторского отдела. 8. Они так давно не виделись, что прораб Егоров его не сразу (узнал - признал). 9. На выставке представлен большой выбор красивой (практичной - практической) техники. 10. Перед подвигом защитников отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. 11. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича». Задание 3. Составьте предложение по следующим омонимам. Акция (ценная бумага) - акция (действие, направленное на достижение какой -либо цели); брак (изъян в производстве) - брак (супружество); бумагодержатель (владелец ценных бумаг) - бумагодержатель (приспособление для бумаги); гриф (птица) - гриф (длинная пластинка из дерева у струнных инструментов) - гриф (клеймо, штемпель); завод (промышленное предприятие) завод (приспособление для приведения в действие механизма); мир (отсутствие войны, согласие) -мир (вселенная); ключ (родник) - ключ (металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка); некогда (нет времени) - некогда (когда-то); несколько (некоторой количество) - несколько (немного, в некоторой степени); сборка - действие по глаголу собирать (сборка конструкции) - сборка - мелка складка в одежде (сборка на юбке). Задание 4. Объясните значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения. Бережно - бережливо; дефектный - дефективный; запасный - запасливый; динамичная - динамическая; осудить - обсудить; наследие - наследство; расчетный - расчетливый; статус - статут; цельный - целый; экономный - экономичный; эффектный - эффективный.

ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОЙ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА 1. В чем отличие общеупотребительной лексики от лексики, имеющей ограниченную сферу употребления? 2. Какие слова относятся к профессиональной лексике, а какие относятся к лексике с ограниченной сферой употребления? 3. Какие слова относятся к терминологической лексике? 4. Чем отличаются термины от профессионализмов? 5. Назовите основные признаки терминов. Задание 1. Составьте словосочетания со следующими терминами: арка, балка, водозабор, газопровод, деталь, задвижка, канализация, кухня, коллектор, лестница, купол, лоджия, масштаб, окно, песок, проемы, ригель, санузел, стояк, теплоноситель, трубопровод, фасад, ферма, фундамент, холл. Задание 2. Составьте предложения со следующими терминами. Висячие сваи, блочные фундаменты, лестничная площадка, железобетонные стены, шиферная кровля, подводящая труба, насосная станция, магистральный трубопровод, центральное отопление, газовые сети, природный газ, канализационный стояк, фекальные стоки, оконные проемы, водозаборный патрубок, очистные сооружения.

Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. 1. Про...леты ра...тояния между опорами не...сущими п...р...крывающую конструкцию. 2. Стены жилых домов выкладывали из сырц...вого либо из обо..е...ого кирпича либо из теса... ого камня в мне... ностях богатых лесом складывали из бревен. 3. Материал применявший для строительства дорог римский б...тон широко применялся в гражданском строительстве, а для улучшения его водостойкости и водонепроницаемости научились вводить первые д..бавки вулканическую пыль из местечка Пуццуоли. 4. Кроме основных поле...щенный различают еще всп...м...гательные обслуживающее и ко...уникацио...ые (ко...идоры) помещения которые в сум/м/е с основными опр...д...ляют габарит здания в плане его ш...рину и длин/н/у число пр..летов межу ограждающими к промежуточными н... сущими к... нструкциями. 5. Характерная осбен...ость промышле...ых зданий внутри/цеховой/ транспорт который осуществляет либо напольными средствами от кранов либо надпольными средствами опорными листовыми кранами подв...сными кранбалками. 6. Т...рмины «м...териал», «...лемент», «к...нструкция» иногда трудно ра...граничить они взаимосвязаны, но различимы. В об...еме этой книги материальным названо то, из чего...деланы конструктивные...лементы...лементами с...ставные части к...нструкции к...нструкциями надежные сопр... жения... лементов. 7. Строительным р...створом называют иску...тве...ый каме..ый м...териал получаемый в результате затв...рдения соответствующим образом составле… ой смеси из вяжущего вещества мелкого зап...лнителя - песка и воды, надежно сц...пляющейся с поверхностями камней между которыми он уложен. 8. Первыми были деревя...ые п...р...крытия по деревя...ым балкам которые н...сли д...щатую подшивку п...толка ид...щатый же накат для устройства по нему/тепло/ и /звуко/изоляцио...ой засыпки. 9. К...пители ус...роения колон/н/ в местах оп...рания на них плиты делают во избежание продавливания плиты коло...ой для уменьшения рас/с/четного пр...лета плиты увеличения ж...сткости сопр...жения плит с коло...ами с целью архитектурного завершения коло...ы. 10. Благодаря пространстве...ости работы бе...балочные п...р...крытия обладают максимальной н...сущей способностью при минимальной строительной высоте.

Задание 4. Сделайте стилистическую правку предложений. 1. Ниже своих возможностей сработали в марте строители. 2. С большой раздражительностью встретил критику в свой адрес прораб Маслов. 3. Коллектив педагогов строительного вуза разрабатывает учебный материал таким образом, что студенты быстрее усваивали проходящий материал. 4. Строители обещали воздвигнуть здание нового супермаркета. 5. Книга- справочник для строителей издан и поступил в продажу. 6. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим строителям, послушаем, что они говорят. 7. Подготовить проект к сроку - это для строителей самая наисложнейшая проблема.. 8. В результате аварии каменщик получил перелом левой ноги. 9. Приятель обрисовал мне образ знакомого, который работает инженером - строителем в СМУ Коллектив треста принял обязательство ускорить строительство дома, магазина и кафе. Задание 5. Прочитайте термины из «Технического словаря». Разбейте их на три группы: Термины, которые вы можете объяснить; 2. Термины значение которых знаете приблизительно; 3. Термины, которые вам незнакомы. Масштаб, генплан, кровля, свая, армирование, раковина, теплотрасса, батарея, вентиляция, траншея, цоколь, стропила, насос, теплоноситель, колонна, косоуры, спецификация, роза ветров, отмостка, камень - ракушечник, биогаз, колодец, сток.

Фразеология ТИПЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 1. Что означает термин «фразеология»? 2. Что такое фразеологизм? 3. Что такое фразеологические сращения, фразеологические сочетания, фразеологические единства, фразеологические выражения? 4. Возможна ли многозначность фразеологизмов? Задание 1. Приведенные фразеологизмы замените синонимами. Боек на язык, закрывать глаза на что-нибудь, бить баклуши, без зазрения совести, быть в курсе дела, лесть на рожон, несолоно хлебавши, начинать с азов, скрепя сердце, точить лясы, сам не свой. Задание 2. Замените выделенные слова фразеологизмами. - работа сделана быстро; - учитель и раньше замечал, что он сочиняет; - стараясь не опоздать на работу, он мчался быстро; - отец любит своего сына и не замечает его шалостей; - при всех достоинствах этого человека, у него есть одна слабость; - людям, оторванных от всего мира, пришлось поголодать; - прораб перестал сердиться; несмотря на то, что он молод, этот человек много испытал.

Задание 3. В каких сферах общения (бытовое, официально-деловое) могут быть использованы следующие фразеологизмы? Сдержать слово, иметь в виду, время от времени, вправить мозги, чесать языком, драть глотку, держать в курсе, подавать надежду, дуракам закон не писан, морду воротить, не ударить лицом в грязь, плясать под чью - то дудку, ни кожи, ни рожи, как сыр в масле, как у Христа за пазухой, дырка от бублика, дать по мозгам, во всю ивановскую, зайти в тупик, как с гуся вода. Задание 4. Объясните значение фразеологических выражении и крылатых слов. Ищи ветра в поле; тертый калач; валить с больной головы на здоровую; днем с огнем; метать бисер перед свиньями; наобум Лазаря; ахиллесова пята, крокодиловы слезы; Федот да не тот; брать на абордаж; сгущать краски; адамово яблоко; только пятки засверкали; как снег на голову; как корове седло; седина в голову, а бес в ребро. Задание 5. Дополни фразеологизмы недостающими словами. Втирать …; держать камень за …; душа уходит в …; зарубить себе на …; игра не стоит …; идти в огонь и в …; как прошлогодний …; как с гуся …; капать на …; мышиная …; нашла коса на …; положа руку на …; рыльце в …; сердце уходит в …; убить двух …; хуже горькой …; яблоко …. Для справок: редьки, зайцев, раздора, сердца, пуху, камень, пятки, мозги, воду, снег, пазухой, носу, свеч, вода, возня, очки. Задание 6. Обозначь цифрой 1 фразеологизмы со значением быстро, цифрой 2 – со значением усердно трудиться, цифрой 3 – со значением обманывать, цифрой 4 – со значением играть, цифрой 5 – со значением ловить. Лететь сломя голову, втирать очки, бить баклуши, до седьмого пота, во все лопатки, не покладая рук, играть в молчанку, ловить на слово, лодыря гонять, на всех парусах, ловить рыбу в мутной воде, играть с огнем, высунув язык, играть первую скрипку, валять дурака, вводить в заблуждение, ловить мух, во всю прыть.

Соедините стрелками по смыслу фразеологизмы и их значения Бабушкины сказки;мечта о чем-либо далеком; беречь как зеницу ока;с удовольствием; во веки веков;терпеть неудачу; журавль в небе;быть в постоянной ссоре; за милую душу;создавать напряженную обстановку; идти ко дну;вымысел, небылица; как кошка с собакой;высокое положение в обществе; место под солнцем;заботливо хранить; накалять атмосферу;добиться невозможного; остер на язык;строить козни; поймать журавля в небе; всегда, вечно; рыть яму;остроумен, язвителен; сгущать краски;скрытно, тайно от других; через час по чайной ложке;серьезное разногласие; шито-крыто;последняя надежда; яблоко раздора;очень медленно; якорь спасения;сильно преувеличивать

Задание 8. Выберите правильный вариант. Бельмо в (на) а) глазе, б) глазу. Вилами по воде а) писано, б) писавши. Как будто в воду а) опущенный, б) опущен. Лить а) крокодиловы, б) крокодиловые слезы. Из огня да а) полымя, б) полынью. Ни конца, а) ни краю, б) ни края. Пух и перья а) летят, б) летают. Молочные реки и а) кисейные, б) кисельные берега. Отрезанный а) лом Оть, б) ломоть. Ворона в а) павлиновых, б) павлиньих перьях. Задание 9. Вставьте вместо точек существительные – названия животных. Как с …вода;брать … за рога; как … языком слизала;подложить …; упрямый как …;голодный как …; работать как …;злой как …; вертеться как …в колесе;купить … в мешке; надулся как … на крупу;слышно, как … пролетит; … на ухо наступил;не пришей … хвост; как … на новые ворота;на душе … скребут. Для справок: собака, гусь, осел, волк, лошадь, белка, свинья, муха, баран, бык, кобыла, корова, кот, кошка, медведь, мышь.

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ Назовите основной принцип русской орфографии? Чем отличаются фонетические, морфологические и традиционные написания? Какие слова пишутся с прописной буквы? Каковы основные правила переноса слов?

Вставьте пропущенные гласные

Укажите слова с орфографическими ошибками

Укажите слова с орфографическими ошибками: 1. поджог сарая 2. ожог руки 3. спелый крыжовник 4. хор цыган 5. густые ресницы 6. быстрый скачок 7. камышевая крыша 8. асфальтированное шоссе 9. гастроли цырка 10. цокольный этаж 11. опытный шофер облицевка стен облицевать здание камышовая крыша 1. Преобладающая отрасль хозяйства. 2. Искатели приключений. 3. Воззрение. 4. Безформенный. 5. Ниспровергать. 6. Преследование. 7. Вступать в пререкания. 8. Искать пристанища. 9. Преодолевать все преграды. 10. Беспомощный, 11. Исчислять. 12. Пресытиться. 13. Преискусный кузнец. 14. Преемник погибшего конструктора.

ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1. Дайте определение понятию «имя существительное»? 2. Назовите и охарактеризуйте разряды имен существительных. 3. Расскажите о лексико-грамматических категориях имен существительных: а) категория одушевленности-неодушевленности; б) категория рода; в) категория числа; г) категория падежа.

Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте ударение и обозначьте окончания. Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (инженер), предстоящие (выбор), молодые (конструктор), приехавшие (лектор), праздничные (торт), внимательные (инспектор), новые (пропуск), оплатить (счет), искусные (повар), строгие (директор). Лягу - ляжу, кладу - ложу, лихоражу - лихорадю, награжу - награда, наплещу - наплескаю, налягу - наляжу, мурлычь - мурлыкай, коридор - колидор, розетка -резетка, подстамент- постамент, бегут - бежат, напои - напой, мозоль - мозоля, дуршлаг друшлаг, задолженность - задолжность, междугородний - междугородный, мягонький - мяконький, без пальта - без пальто, ихний - их, тазы - тазья, пиджак - пинжак, краны - кранья. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной речи, а какие просторечию

Образуйте нужные формы, где это возможно Форму женского рода Артист, водопроводчик, врач, директор, инженер, каменщик, конструктор, корректор, кровельщик, летчик, маляр, парикмахер, певец, продавец, прораб, редактор, ткач, техник, тракторист, токарь, санитар, слесарь, секретарь, спортсмен, стекольщик, учитель. Образуйте форму родительного падежа множественного числа 1. Башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты. 2. Ботинки, валенки, носки, ремешки, сапоги, туфли, чулки. 3. Амперы, аршины, вольты, граммы, гектары, килограммы, микроны, метры. 4. Апельсины, абрикосы, ананасы, баклажаны, лимоны, мандарины, помидоры, томаты, яблоки. Зернышки, заморозки, окошки, обои, клещи, полотенца, плоскогубцы, тиски.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Что такое «имя прилагательное»? 2. Назовите лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Охарактеризуйте их. 3. Чем различаются качественные и относительные имена прилагательные? 4. Что такое степени сравнения имен прилагательных?

Образуйте, если это возможно, от прилагательных формы превосходной степени Больной, худой, грустный, умный, целый, широкий, голубой, громкий, костлявый, круглый, сладкий, толстый, милый, маленький. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -К- или -СК-. Одесса, молодец, француз, декабрь, октябрь, рыбак, Рязань, бунтарь, кулак, ткач, Углич, институт, университет, горняк, казак, матрос, кандидат, пассажир, город. Образуйте, если это возможно, от прилагательных формы сравнительной степени. Красивый, больной, веселый, голодный, тихий, чужой, старый, здоровый, скромный, сильный, прохладный, светлый, теплый, интересный.