« Развытие законодательства образования взрослых в контексте образования на протяжении всей жизни - международный опыт » Линардс Дейдулис Государственное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Advertisements

Тенденции и темы образования взрослых в Европе Результаты исследования EAEA Август 2006.
Денис Креталов, Национальное контактное лицо по вопросам интеграции ромов при министерстве культуры Латвии Киев, Осуществление и координация.
Татьяна Эвас Европейская Стратегия Занятости – новое решение неблагоприятной позиции этнических меньшинств на рынке труда Эстонии? Март, 2005 Таллинн,
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Сопровождение в течение всей жизни Совершенствование процесса валидации Анни Карттунен, Эксперт в области европейской образовательной политики.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Разнообразие услуг и комплекс мероприятий на местном уровне Т. Колин, Кишинев, ноября 2009 года.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Часть 2: Как организовать эффективное управление проектом ? Информационный День Erasmus+ для Центральной Азии Азиза Абдурахманова НЭО в Узбекистане.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Транксрипт:

« Развытие законодательства образования взрослых в контексте образования на протяжении всей жизни - международный опыт » Линардс Дейдулис Государственное Агентство по Развитию образования, Латвия проект ЕС "Поддержка сектору образования в Кыргызской Республике, Кыргызстан МІЖНАРОДНА НАУКОВО-ПРАКТИЧНА КОНФЕРЕНЦІЯ «ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ РЕФОРМИ ОСВІТИ В УКРАЇНІ» Київ, Київський національний університет ім. Тараса Шевченка

2 Автор несёт полную личную ответственность за содержание данной презентации, которая никак не должна рассматриваться как отражение взглядов Европейского Союза, DVV International, Латвйского Министерства образования и науки или какой-либо другой организации или учреждения. Рассуждения автора основаны на данных из открытых источников, которые указаны в презентации.

3 Вместо введения...старение общества, уменьшение рабочих мест с низкой квалификацией от 23% до 17% (прогноз на 2020 год), функциональный анальфабетизм около 50 млн. европейцев u низкий уровень основных компетенций более 70 млн Всего в Европе около 50 млн. человек имеют только основное образование, при этом у 20 млн. взрослых - только начальное образование. Почти каждый третий европеец очень плохо умеет пользоваться ИКТ, либо не умеет вообще... Есть основания предполагать, что страны ЕС продолжат развивать систему образования на протяжении всей жизни (ОНПЖ) - инструмент решения как последствий экономического кризиса, так и долговременных системных вызовов.

4 Нормативно-правовая база ОВ/ОНПЖ: компетенции ЕС и стран-членов. Развитие и некоторые тенденции.

5 Из Договора о функционировании Европейского Союза *) Статья 165. Союз способствует развитию качественного образования, поощряя сотрудничество государств-членов и, если необходимо, поддерживая и дополняя их деятельность, в полной мере уважая при этом ответственность государств-членов за содержание процесса преподавания и за организацию системы образования, а также их культурное и языковое разнообразие. *) На русском

6 Статья 166.: Союз проводит политику в сфере профессионального обучения, которая поддерживает и дополняет мероприятия государств-членов, в полной мере уважая их ответственность за содержание и организацию профессионального обучения. – Европейский парламент и Совет принимают поощрительные меры – исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентных положений государств- членов. Из Договора о функционировании Европейского Союза *)

7 В соответствии с Договором о функционировании ЕС Законодательство относительно образования в целом и образования для взрослых в частности полностью находится в компетенции стран- членов ЕС Конкретные меры по выполнению общих стратегий ЕС (как «ЕТ2020» *) ), и участие в инструментах для способствования их достижения, (как Erasmus+ ** ), структурные фонды) также в компетенции стран- членов *) **)

8 Законодательство в ОВ – продукт длительных процессов развития в каждой конкретной стране Изучить иностранный опыт полезно и необходимо. Но существующая нормативная база должна интерпретироваться в контексте развития долговременных разнородных процессов для обеспечения и поддержки ОВ в конкретной стране. Надо отметить, что во некоторых странах успешно работают модифицированные организационные и институциональные механизмы, которые начали создаваться уже в конце 19-го - в начале 20-го века. (Пример - Народные школы - Folk High schools в Скандинавии и Германии, образовательные кружки - Study Circles в Швеции).

9 Законодательство в ОВ – продукт длительных процессов развития в каждой конкретной стране Ближе к современной ситуации - многие современные правовые и организационные структуры и принципы были созданы в конце х и в начале 1970-х. Как раз в это время ОВ начали интересоваться политики, средства массовой информации и т.п. В странах Западной Европы законы о поддержке образования для взрослых, предоставлении оплачиваемых образовательных отпусков и других практических механизмов поддержки были приняты в конце 80-х-90-х годов в Дании, Германии, Испании и других странах.

10 Хотя не всегда это сразу заметно, начиная с этого периода наблюдается все более тесная взаимосвязь ОВ с областями вне традиционного поля деятельности образования, включая занятость, благосостояние, здоровье, охрану окружающей среды, добровольную работу и гражданское участие, инновации, вопросы молодежи, иммиграции и мультикультуризма, устойчивое региональное и местное развитие и другие. Законодательство в ОВ – продукт длительных процессов развития в каждой конкретной стране

11 Анализ законодательства и политических документов в сфере ОВ в странах ЕС – некоторые примеры Исследование «Сравнительный анализ законодательных рамок ОВ в Австрии, Белгии, Дании, Испании и Черногории» 20analysis%20_2_%281%29%282%29. pdf Исследование о развитии ОВ в контексте ОНПЖ в Чехии, Германии, Финландии, Великобритании, Италии, Руминии, Сербии, Словении, Испании и Швейцарии content/uploads/2014/06/BeLL-Research-Report.pdf

12 Анализ законодательства и политических документов в сфере ОВ в странах ЕС – некоторые примеры Исследования Европейской Ассоциации образования взрослых, EAEA europe.html Электронная энциклопедия образования ЕС x.php/Adult_Education_and_Training

13 Результат исследования EAEA – компактные, структурированные материалы об общей ситуации развития ОВ, нормативно-правовой и институциональной базах в 27 странах Европы, в том числе и в Сербии, Швейцарии, России и Турции. Материалы энциклопедии образования ЕС отображают широкий спектр вопросов ОВ и довольно трудно сопоставимы. Однако некоторые тенденции наблюдается. Анализ законодательства и политических документов в сфере ОВ в странах ЕС

14 Законодательство в сфере ОВ – некоторые тенденции Западноевропейские и Северные страны – путь эволюции: –поддержка ОВ интегрирована как в деятельность сектора образования, так и в программные документы и мероприятия по социальному и экономическому развитию –тесная взаимосвязь направлений деятельности и нормативных документов по обеспечению финансирования –Децентрализация (в соответствии с административным устройством страны) –Активное взаимодействие и вовлечение в разработку соответствующих политических документов международных организаций и ЕС

15 Законодательство в сфере ОВ – некоторые тенденции Страны Центральной и Восточной Европы, где в кратчайшие сроки прошел процесс реформ всей правовой базы и социально-экономической системы: –Приоритет на ОВ как инструмент повышения профессиональных компетенций и уменьшения безработицы –Определенный акцент на отдельные стратегии и концепции по развитию ОВ, не всегда взаимосвязанных с финансами –Некоторые тенденции к централизации (распределение финансовых средств, лицензирование) и контролю –Существенное влияние политических документов международных организаций и ЕС и определенные трудности их воплощения в национальном контексте

release_IP _en.htm?locale=en Вовлечение населения ЕС (25– 64) в ОВ

17 Что детализированной в законодательных актах об ОВ?

18 Нормативно-правовая база ОВ – отдельный закон о ОВ? Вопрос для обсуждения – целесообразно ли принятие отдельного закона об образовании взрослых? Мнение автора: –Преимущества – удобно для практиков в сфере ОВ и целевой аудитории (ссылки на один документ) –Риски – менее акцентирована взаимосвязь с другими сферами образования и контекстом ОНПЖ –Оптимальный подход – внедрение подходов ОНПЖ в базовом законе об образовании, внедрение элементов, связанных с ОВ и ОНПЖ в другие соответствующие законы (о занятости, о самоуправлениях, о молодежи...), разработка и принятие правил и положений всех процедур – и принятие отдельного закона.

19 Взаимосвязь - ОВ как составная часть ОНПЖ ОВ является существенной частью ОНПЖ, охватывая весь комплекс формальных, неформальных и спонтанных (информальных, повседневных) образовательных мероприятий, как общеобразовательных, так профессиональных, которых предпринимают взрослые после окончания первоначального образования. ОВ таким образом рассматривается как составная, хотя и специфическая часть всего сектора образования в целиком.

20 Виды образовательной деятельности в образовании взрослых Определены и коротко охарактеризованы виды образовательной деятельности в образовании взрослых (формальное, неформальное, спонтанное (информальное, повседневное)). Так же определены дефиниции других терминов

21 Взаимосвязь с другими нормативно-правовыми актами Указвыается при описании порядка осуществления программ образования взрослых – взаимосвязанные нормативные акты про другие виды образования, занятости и трудоустройству, самоуправлениям, местном и региональном развитии итп. Может присутствовать ссылки на международные документы и национальные стратегии развития

22 Целевые группы ОВ С какого возраста (16? 18? 25?) и какие критерии определения целевой аудитории? Детализация целевой аудитории и пиоритетные группы (на пример - занятое население, безработные, пожилые люди до и после пенсионного возраста, группы социального риска итп)

23 Основные принципы ОВ Определение и короткие характеристики основных принцыпов государственной политики в сфере образования взрослых. На пример: доступность для всех, непрерывность и преемственность процесса образования, учет особенностей разных возрастных и социальных групп взаимосвязь формального, неформального и спонтанного образования государстваенная поддержка ОВ

24 Порядок осуществления программ образования взрослых Ответственность и компетенции государственных институций (Правительство, министерство образования и другие отраслевые министерства, местные и региональные самоуправления) Взаимодействие государства, гражданского обющества и предпринимателей Механизмы контроля (лицензирование)

25 Финансирование программ неформального образования взрослых Перечень основных источников финансирования (бюджет государства и самоуправлений, работодатели, обучающийся, местные и международные доноры) В каких нормативно правовах актах указана процедура финансирования из госбюджета и бюджетов самоуправлений?

26 Признание компетенций, приобретенных путем неформального образования взрослых Имеется ли возможность признать компетенции приобретенные путем неформального образование, как часть программы формального образования? В каких нормативно правовах актах указанна процедура признания предидущего неформального образования, кто отвечает за ее разработку?

27 Педагогическая деятельность в образовании взрослых Кто имеет право предподовать – есть ли ограничения и специфические требования? Пример Латвии – в Законе «Об образовании» указанно, что педагогическое образование не требуется для преподования программам неформального образования для взрослых.

28 Возможые темы для обсуждения Законодательство ОВ, как и всех других форм образования необходимо рассматривать в общем контексте образования на протяжении всей жизни, экономической и социальной ситуации, культурной специфики конкретной страны и общества. Как эффективно учесть специфику конкретного государства, региона и сектора при развитии нормативно – правовой базы?

29 Возможные темы для дискуссии Роль и важность доступного и качественного общего формального образование для молодежи (начальная школа, средняя школа), ибо корригировать недостатки формального образования молодежи при помощи образования взрослых гораздо труднее и дороже. Drop-outs, second chance education (формальное) Почему необходимо рассматривать ОВ в контексте всего процесса ОНПЖ?

30 Взаимодействие разработчиков политики образования, экспертов с практикам, работающим в этой сфере, социальными партнерами и гражданским обществом. Общественный и государственный контроль над ОВ – что контролитуется, кем, с какой целью? Возможные темы для дискуссии

Спасибо за внимание! Linards Deidulis,

32 Полезные материалы и ссылки Обзор Европейской Ассоциации образования взрослых, EAEA «Adult Education in Europe A Civil Society View» europe-country-reports/ae-in-europe-2014_complete.pdf Доклад Eurydice «Adult Education and Training in Europe: Widening Access to Learning Opportunities», state-of-european-adult-education.html

33 Доклад тематической рабочей группы экспертов ЕС по вопросам финансирования ОВ, financing-final_en.pdf Доклад «European Agenda for Adult Learning», NIACE, low_res_final.pdf Доклад Eurydice Funding of Education in Europe : The Impact of the Economic Crisis (2013) 147EN.pdf База данных о механизмах финансирования ОВ в странах ЕС, созданное Европейским Центром по развитию профессионального образования CEDEFOP

34 Исследование о финансировании ОВ «Investment in Adult Learning pays off!», investment-in-adult-learning-pays-off Публикации о развитии политики и законодательства ОПВЖ в странах ЕС new?searchword=policy%20legislation&ordering=newest&searchphrase =any&start=15 Исследование о развитии стратегии ОПВЖ в странах ЕС – мнение гражданского общества stakeholders-forums-and-platforms/

35 Peter Jarvis The Routledge International Handbook of Lifelong Learning 8. pdf Мировые тенденции развития ОВ в контексте ОНПЖ Тематическая база публикаций DVV International