Владимир Гельман, профессор ЕУСПб Современная российская политика (учебные материалы) Лекция 5. Слабая легислатура: Государственная Дума и Совет Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Филиал 6 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека им. И. А. Гончарова.
Advertisements

Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Лекция 54. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство РФ.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен,
Государственная Дума Российской Федерации. Федеральное Собрание Государственная Дума Российской Федерации Совет Федерации.
Демократия от греческого «народовластие» или «правление народа»
Законодательная власть это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную.
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Политическая система РФ.
Президент Российской Федерации Рассмотреть роль Президента в политической жизни страны.
100 лет ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ. Парламент - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Российской Федерации Совет Федерации Государственная Дума (450 депутатов) Комитеты и комиссии.
Российское общество в первые годы реформ. Политический кризис 1993 г.
Система государственных органов. I. Парламент Республики Казахстан.
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ»
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Транксрипт:

Владимир Гельман, профессор ЕУСПб Современная российская политика (учебные материалы) Лекция 5. Слабая легислатура: Государственная Дума и Совет Федерации

Российский парламент: не место для дискуссий? После 1993 года в России сложилась президентско- парламентская система правления с большим объемом полномочий главы государства; Каково место российского парламента и его палат (Государственная Дума и Совет Федерации) в этой системе? Имеет ли парламент значение? Как парламент в современной России выполняет свои важнейшие функции, связанные с политическим представительством и с законодательным процессом? Каковы пути эволюции российского парламента и его возможные перспективы?

Российский парламент: не место для дискуссий? Рамки анализа: 1) генезис и эволюция парламента как института – его сила зависит от сочетания трех факторов: - формальный институциональный дизайн (конституция); - традиции и обстоятельства учреждения института (генезис); - поддержка парламента в элите и в обществе в целом 2) типология легислатур и эволюция российского парламента – от полного подчинения через попытки доминирования к ограниченной автономии и обратно к полному подчинению? 3) «парламент – не место для дискуссий» (Б.Грызлов): может ли быть эффективной легислатура, по существу не являющаяся институтом политического представительства?

Российский парламент: институциональный дизайн Две палаты – Государственная Дума (450 депутатов) и Совет Федерации (по 2 члена от каждого из субъектов Российской Федерации) – полная раздельность палат; Государственная Дума – принимает законы, утверждает в должности премьер-министра, председателя Центробанка, председателя и половину аудиторов Счетной палаты и парламентского уполномоченного по правам человека; Совет Федерации – одобряет законы, принятые Государственной Думой, утверждает в должности судей Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора, заместителя председателя и половину аудиторов Счетной палаты, утверждает указы о введении чрезвычайного и/или военного положения, об использовании российских войск за пределами России

Российский парламент: институциональный дизайн Субъекты законодательной инициативы – президент, правительство, все члены палат парламента, региональные легислатуры и высшие суды (по вопросам своей компетенции); Сдержки и противовесы: Совет Федерации – право вето на законы, принятые Государственной Думы (преодолевается 2/3 голосов Думы); Президент – право вето на законы, принятые обеими палатами (преодолевается 2/3 голосов депутатов обеих палат)

Российский парламент: институциональный дизайн Сдержки и противовесы: Государственная Дума вправе выразить правительству недоверие (если это происходит дважды за три месяца, то президент вправе распустить Думу); Правительство вправе поставить перед Думой вопрос о доверии (если этого не происходит, то президент вправе распустить Думу); Президент вправе трижды предложить на утверждение Думе кандидатуру(ы) премьер-министра (если Дума не дает согласия, то президент обязан распустить Думу) Резюме: президент России осуществляет контроль над парламентом, обладающим ограниченными законодательными полномочиями

Российский парламент: истоки и генезис Исторический аргумент – глубокие традиции слабого парламента в России (укорененность); Опыт Государственных Дум годов (отказ монархии от компромиссов, совещательная роль Думы, несмотря на попытки ее эмансипации - «власть исполнительная да подчинится власти законодательной»); Тезис о «выборной монархии» в современной России (Л.Шевцова, И.Клямкин) СССР – формально парламентская республика, фактически Верховный Совет не выполнял ни законодательные, ни представительные функции (хотя отчасти и служил ареной скрытого лоббизма)

Российский парламент: истоки и генезис Выборы 1989 и начало работы Съезда народных депутатов – рождение публичной политики в СССР НО! – «новое вино в старые мехи» Непрямые выборы («двухэтажный» парламент: Съезд и Верховный Совет); Выборы на внепартийной основе (не было парламентских фракций); Неэффективность реализации как представительных, так и законодательных функций

Российский парламент: истоки и генезис : Съезд народных депутатов и Верховный Совет России («двухэтажная» модель): Слишком большая численность депутатов при слабости фракционной структуры; Преобладание комитетов над фракциями; Иерархическая организация работы парламента; Конфликт сентября-октября 1993 года. Резюме: негативный опыт парламента годов привел к дискредитации парламента как института

Российский парламент в сравнительной перспективе Идеальные типы легислатур: Доминирующий парламент – орган, осуществляющий законодательную, исполнительную и судебную власть (Конвент во времена Французской революции, отчасти – Съезд народных депутатов); Автономный парламент – разделение властей, система сдержек и противовесов, наличие у легислатуры автономных по отношению к исполнительной власти ресурсов (Конгресс США);

Российский парламент в сравнительной перспективе Ограниченно автономный парламент – связь парламента с правительством осуществляется посредством правящей партии или коалиции, которая подотчетна парламенту и служит основным агентом законодательной деятельности (палата общин в Великобритании); Подчиненный парламент – не обладает рычагами контроля над правительством, законодательные полномочия ограничены (парламенты многих стран «третьего мира»); Полностью подчиненный парламент – независимо от формальных полномочий, практически не оказывает влияния на политический процесс (Верховный Совет СССР до 1989 года)

Российский парламент: институциональная динамика Российский парламент: – неудачная попытка доминирования легислатуры; – подчиненный парламент, отдельные попытки достижения автономии легислатуры 2003-? – полностью подчиненный парламент Как и почему это произошло?

Совет Федерации – история упадка Проект Конституции 1993: выборная верхняя палата с формированием ее состава по должности на переходный период; Текст Конституции 1993: верхняя палата формируется по должности, выборность – на переходный период – выборный Совет Федерации; – Совет Федерации ex officio (главы исполнительной власти и легислатур регионов); 2002-? – Совет Федерации – палата назначенных чиновников

Совет Федерации – история упадка – выборный Совет Федерации работал на непостоянной основе (ad hoc), но отчасти стремился к политической и законодательной автономии; – Совет Федерации ex officio также работал на непостоянной основе (ad hoc), служил трибуной для региональных лидеров и выступал средством их давления на Центр; 2000 – реформа Совета Федерации как часть курса централизации страны (главы органов власти регионов удалены из парламента, отказ от выборов членов Совета Федерации); С 2002 – Совет Федерации утрачивает значимую роль в политической жизни страны, члены Совета Федерации не обладают мандатом от граждан (особенно после отмены выборов глав исполнительной власти регионов)

Совет Федерации – история упадка Совет Федерации не является влиятельным институтом российской политической системы в силу: (1) малого объема полномочий; (2) порядка его формирования, не имеющего отношения к демократии и политическому представительству; (3) низкого уровня политической поддержки; Если Совет Федерации прекратит работу, то никто в стране этого не заметит Резюме: «Такой Совет Федерации нам не нужен?»

Государственная Дума: расцвет и упадок 1994 – заложены основы институционального устройства Думы: Доминирующая роль партийных фракций; Подчиненная роль парламентских комитетов и депутатских групп; Роль Совета Думы («фильтр» законопроектов и механизм самоорганизации); Единая процедура обсуждения законопроектов и поправок (три чтения); «Пакетное соглашение» между фракциями (до 2000 года) Резюме: коллективные интересы становления парламента оказались важнее партийных разногласий

Государственная Дума: расцвет и упадок Дума первого созыва ( ) – высокий уровень фрагментации (8 фракций), отсутствие устойчивого пропрезидентского и оппозиционного большинства, основной механизм принятия решений – коалиции ad hoc; Дума второго созыва ( ) – снижение фрагментации (4 фракции), наличие оппозиционного большинства, но прежние «правила игры» в Думе остались почти без изменений

Государственная Дума: расцвет и упадок Дума третьего созыва ( ) – 6 фракций, формирование пропрезидентского большинства, два пересмотра «пакетного соглашения» (в 2000 и 2002 годах); Дума четвертого ( ) и пятого ( ) созывов – 4 фракции, лояльное пропрезидентское «сверх большинство», отказ от «пакетного соглашения», отсутствие депутатских групп, «парламент – не место для дискуссий» Резюме: после 2003 года Думе не удалось сохранить политическую и законодательную автономию

Государственная Дума: расцвет и упадок Дума, правительство и президент: Октябрь 1994: попытка вынесения недоверия правительству в связи с экономическим кризисом; Июнь-июль 1995: вынесение недоверия правительству после захвата заложников в Буденновске, компромисс с президентом после кадровых изменений; Осень 1997: отказ от попыток вынесения недоверия правительству в связи с экономическим кризисом; Весна 1998: утверждение Думой на посту премьер-министра С.Кириенко с третьей попытки; Сентябрь 1998: отказ Думы утвердить премьер-министром В.Черномырдина и назначение на этот пост Е.Примакова Май 1999: неудачная попытка Думы начать процедуру импичмента Б.Ельцина; После 2000 и особенно с 2004: в Думе - лояльность, лояльность и ничего, кроме лояльности…

Государственная Дума: расцвет и упадок Государственная Дума, Совет Федерации и президент в 1990-е годы – игра на трех уровнях («вето-акторы»): Государственная Дума + президент versus Совет Федерации (закон о судебной системе); Государственная Дума versus президент + Совет Федерации (земельный кодекс); Государственная Дума + Совет Федерации versus президент (случай закона о реституции) В 2000-е годы полемика вокруг законодательного процесса исчезает, палаты парламента принимают многие предложения исполнительной власти без серьезных поправок (случай ФЗ-122)

Государственная Дума: расцвет и упадок Эффекты избирательной системы: – смешанная избирательная система (проблема «двойной лояльности» партийных депутатов + проблема «независимых» депутатов); После 2007 – отмена одномандатных округов на выборах в Государственную Думу как удар по политическому представительству (многие регионы России либо не имеют своих представителей в Государственной Думе либо явно недостаточно в ней представлены) Низкий уровень общественной поддержки парламента (доверие к Государственной Думе никогда не было высоким, независимо от ее состава и способа избрания)

Российский парламент: институциональная динамика Резюме: после 1993 года в России были созданы атрибуты парламентской деятельности, но не возник полноценный парламентаризм в силу: (1) слабости легислатуры (малый объем ее полномочий в сравнении с президентом); (2) упадка политической конкуренции в стране в 2000-е годы; (3) низкого уровня политической поддержки палат парламента Последствия: (1) упадок политического представительства; (2) подрыв и без того слабых элементов демократии («чем сильнее легислатуры, тем сильнее демократии» (С.Фиш))

Слабая легислатура: Государственная Дума и Совет Федерации Благодарю за внимание!