Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Ромашка» Краткая презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад 9 «Ромашка» Адрес нахождения МБДОУ д/с 9 «Ромашка»: Нижегородская область, город Семенов, ул. Заводская, д.1 «В». Контактный телефон: 8(831) Адрес сайта:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 9 «Ромашка» разработана с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (инвариантная часть). Цели программы: 1) Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. 2) Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
А также парциальных программ (вариативная часть): 1. программы художественно-эстетического развития ребенка «Камертон» Костиной Э.П., «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П. (заменяют полностью раздел «Музыкальная деятельность»); 2. программы речевого развития дошкольников «Обучение дошкольников грамоте» Журовой Л.Е. (дополняет раздел «Речевое развитие»); 3. программ коррекции речевого развития дошкольников «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в старшей группе» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи в подготовительной к школе группе» Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше.
Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на формирование общей культуры детей от 1 года до 8 лет (в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья), развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей по направлениям (далее – образовательным областям): физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Срок освоения Программы – 6 лет в группах общеразвивающей направленности.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 9 «Ромашка» включает в структуру обязательную часть и часть, формируемую образовательным учреждением. Программа состоит из трех основных разделов: Целевой, в котором отражены: пояснительная записка; цели и задачи Программы; принципы и подходы к формированию Программы; планируемые результаты; целевые ориентиры в раннем возрасте; целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. Содержательный, в котором отражены: общие положения; описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (представленными в пяти образовательных областях); вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов; взаимодействие взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников; коррекционная работа. Организационный, в котором отражены: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка; организация развивающей предметно- пространственной среды; кадровые условия реализации Программы; материально- техническое обеспечение Программы; финансовые условия реализации Программы; планирование образовательной деятельности; режим дня и распорядок; перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно- методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; перечень нормативных и нормативно-методических документов; перечень литературных источников.
Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Программа МБДОУ основана на следующих принципах: Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Позитивная социализация ребенка. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Сотрудничество Организации с семьей. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами. Индивидуализация дошкольного образования. Возрастная адекватность образования. Развивающее вариативное образование. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
Содержание психолого-педагогической работы представлено в пяти образовательных областях: Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, двигательной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, восприятия художественной литературы и фольклора), а также в ходе режимных моментов, совместной деятельности педагогов и детей, и через организацию самостоятельной деятельности детей. Социально- коммуникативное развитие Познават ельное развитие Речевое развитие Художестве нно- эстетическое развитие Физическ ое развитие Образоват ельные области
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В целях преемственности между дошкольным и начальным образованием образовательная область «Речевое развитие» дополнена парциальной программой Л.Е. Журовой «Обучение дошкольников грамоте».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Раздел «Музыкальная деятельность» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлена парциальными программами «Камертон» Костиной Э.П. и «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Для организации и проведения образовательной работы по освоению детьми образовательных областей используются методические и дидактические пособия, соответствующие образовательной программе ДОУ. Для отражения специфики социокультурных, национальных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, немаловажную роль играет социокультурная обстановка, в которой располагается образовательная организация. Эффективное использование социокультурных возможностей социального окружения МБДОУ позволяет объединить усилия, обеспечивающие оптимальные условия для полноценного воспитания и образования воспитанников дошкольного возраста, их разностороннего развития, предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможности реализовать себя и проявить свою индивидуальность. ДОУ взаимодействует с: Музейно-туристическим комплексом «Золотая Хохлома»; Детской библиотекой им. М. Горького; МОУ СОШ средняя общеобразовательная школа 3; Нижегородским театром кукол; Пожарной охраной; ГИБДД; Музыкальной школой.
Программа предполагает тесное сотрудничество с семьей, что делает успешной работу ДОУ: Формы работы с семьей Родительские собрания Семинары- практикумы Совместные досуги и праздники Выставки работ родителей и детей Мастер-классы Индивидуальные беседы и консультации Педагогические гостиные Выпуски стенгазет и папок- передвижек Тренинги Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
«Для занятий с ребенком дома» Одним из важных преимуществ программы является то, что к ней разработаны пособия для занятий с ребенком дома книги серии «Школа Семи Гномов». Серия представляет собой комплексную систему занятий с ребенком от рождения до школы. Для каждого возраста издательством «Мозаика-Синтез» издано 12 пособий, охватывающих все основные образовательные области и направления развития ребенка. Подробно с пособиями вы можете ознакомиться на сайте издательства МОЗАИКА-СИНТЕЗ:
Программа МБДОУ д/с 9 «Ромашка» имеет направленность на индивидуализацию дошкольного образования, т.е. ведется коррекционная работа с детьми по трем направлениям. Первое направление: коррекционная работа с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья (инклюзивное образование). Основной целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребёнка: формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных, слуховых и двигательных функций, познавательной активности каждого ребёнка. Коррекционная работа включает время, отведенное на: организованную образовательную деятельность (осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности) с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии воспитанников; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии воспитанников, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность воспитанников; взаимодействие с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ОВЗ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Второе направление: психологические сопровождение. Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа направлена на: Личностную коррекцию. Коррекцию познавательной сферы. Коррекцию эмоциональной сферы. Коррекцию волевой сферы. Коррекцию поведенческой сферы. Коррекцию игровой или учебной деятельности. Коррекцию отношений ребенка. Коррекцию умственного развития. Коррекцию готовности ребенка к обучению. Коррекцию неорганизованности поведения. Коррекцию личностного развития. Психологическое просвещение. Консультативную работу.
Третье направление: коррекции отклонений в развитии речи. В МБДОУ функционирует логопункт. Работа логопункта построена на программе, основанной на: коррекционно-развивающей программе для детей старших групп - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и подготовительных групп - «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи в подготовительной к школе группе» Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше. Целью программы логопункта является построение системы коррекционно-развивающей работы в старших и подготовительных группах, предусматривающей взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Во всех группах развивающая предметно-пространственная среда, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности, подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. В МБДОУ она построена так, чтобы обеспечить полноценное социально-коммуникативное, познавательное, художественно- эстетическое, речевое и физическое развитие ребенка. При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывали гендерную специфику и обеспечили среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Дошкольная организация имеет свой стиль, дизайн; интерьер основных и вспомогательных помещений украшен творческими работами детей и взрослых. А также созданы условия развивающей предметно-пространственной коррекционной среды, выполняющие коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, что помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях.
Программа предусматривает проведение мониторинга: Результаты освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности представлено в виде педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики карты индивидуального развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе разных видов деятельности.
Управленческая деятельность МБДОУ д/с 9 «Ромашка» строится в строгом соответствии с основополагающими нормативно - правовыми документами: Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от г. 124-ФЗ (с изменениями от г.); Законом «Об образовании» (принят года N 273-ФЗ); «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Сан ПиН »; «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки от , регистрационный от г. Министерства юстиции РФ); Уставом МБДОУ д/с 9 «Ромашка»; Локальными актами МБДОУ д/с 9 «Ромашка».
В МБДОУ детский сад 9 «Ромашка» функционирует чётко продуманная, гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием образовательной работы. Все функции управления (прогнозирование, планирование, организация, анализ, коррекция, стимулирование) обоснованы и направлены на достижение оптимального результата.