РУССКИЙ ХАРБИН: ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ Гранитная брусчатка на Китайской улице в Харбине. Она помнит, как по ней ходили русские харбинцы. Эта публикация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Улица 1 мая Авторы: творческая группа учащихся 4 класса, Воскресенская Светлана Александровна, классный руководитель 4 класса МОУСОШ 37 г. Буя.
Advertisements

Москва – столица нашей Родины.. Это интересно. Москва древний город, ей уже больше 850 лет. Но в Киевской Руси были и более древние, чем Москва, города:
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Енисейск- отец сибирских городов Город-музей. Основан Енисейск в 1916 г. Отсюда и название города.
Путешествие по городу.
Выполнил ученик 9 « Г » класса Академической гимназии 56 Золотовицкий М. Судьба храмов Петрограда - Ленинграда с 1917 по 1941 год.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ 1. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх.
Знать свой город, знать его историю почетная обязанность горожанина, ведь это неотъемлемая часть того, что определяет понятие Родина, Отечество.
Экскурсия по Красной площади с Дианой Чичилимовой Презентацию выполнила ученица 3 «Г» класса МОБУ «Поярковская СОШ 1» Чичилимова Диана с. Поярково, 2014.
Над презентацией работал Насиров Турал ученик 2 «Б» класса школы 1207.
Памятники архитектуры Калужской области. Подготовила Одинцова Анастасия 5 Б класс МКОУ СОШ 2 Им. И.С.Унковского.
Автор ученик 10 класса Автор: ученик 10 класса Великанов Олег Великанов Олег Руководитель: Миронов В.В. Муниципальное образовательное учреждение Мирновская.
Памятники и памятные места Иркутской области. Байкал – жемчужина Сибири Памятные места Иркутска Памятные места Братска Судьбы, связанные.
Астраханский кремль Астрахань наш город старина, Волгой пополам разделена. Красавец-Кремль царственно стоит И солнце в куполах его горит... Учитель начальных.
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Добро пожаловать в наш город Бийск! (виртуальная экскурсия) Автор – Фоминская Е, сош 25.
Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915). Родился 29 июня 1849 г в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец будущего реформатора был крупным чиновником, служившим в Кавказском.
Хартия - это документ, в котором провозглашаются принципы, цели и стремления жителей нашего города.
МБОУ СОШ 31 Исследовательская работа по теме: «Столица – сто лиц. История улицы Московской». Выполнила: ученица 2 «А» класса Блиставцева Ольга Руководитель.
XIX Век. Большая Садовая улица. Наиболее оживленным местом Ростова было пересечение Большой Садовой и Таганрогского проспекта. На северо-восточном углу.
Транксрипт:

РУССКИЙ ХАРБИН: ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ Гранитная брусчатка на Китайской улице в Харбине. Она помнит, как по ней ходили русские харбинцы. Эта публикация - попытка найти места c русским прошлым китайского города. Составление и фотографии Амира Хисамутдинова (июль 2015). Консультанты Сергей Еремин (Харбин) и Светлана Левошко (СПб).

С картой в поисках русских достопримечательностей «Общий план расположения города Харбина на 1923 г.» позволяет восстановить русские названия. Хотя город изменился почти полностью, размещение улиц осталось совершенно так, каким было раньше. Это настоящее лицо Харбина, которое никогда не изменится!

Харбин: «Карта харбинской культуры» Русским туристам в Харбине нынче вручают карту на русском языке. Жаль, что на ней не обозначены старинные здания, сохранившиеся до наших дней, и прежние названия улиц. Гуляя по Харбину, почти не сталкиваешься с русскими туристами. Почему? Город со славной русской историей находится в часе полета от Владивостока. Кажется, китайцы лучше помнят не только историю, но и хотят пообщаться с соседями. Хотя бы торгуя с ними… Старинная открытка.

Новый город – район Харбина Возник в 1900 г. на небольшой возвышенности после уничтожения Старого города, став своеобразным центром Харбина. Соединялся с Пристанью большим железнодорожным виадуком. Большинство зданий, построенных по типовых проектам из кирпича, камня и железобетона, были окружены садами и палисадниками, что придавало им особую прелесть. Благодаря большому количеству деревьев и кустарников, район превращался летом в огромный парк. Особенно красивым считался сад Железнодорожного собрания. Увы, сегодня не сохранился. В Новом городе находилось много официальных учреждений, иностранных консульств, а также лучшие гостиницы, такие как «Гранд-отель» и «Ориент». Старинная открытка.

Очертания Нового города можно обнаружить и на китайской карте. Он остается культурным, экономическим и политическим центром Харбина. Здесь находятся наиболее значимые общественные учреждения: музеи, галереи и театры, а также Хэйлунзянский комитет Коммунистической партии Китая, Собрание народных представителей провинции. Имеются гостиницы «Москва» и «Гоголь». Последняя расположена на одноименной улице. Вдали архитектурно- ландшафтный дизайн в виде уменьшенной копии Свято- Николаевского собора

Железнодорожный вокзал – творение русских зодчих Старого вокзала давно уже нет, но это место хранит бесчисленное количество воспоминаний. Сюда приезжали из России и отсюда разъезжались по всему свету. В начале 20-го века, чтобы попасть во Владивосток, нужно было обязательно побывать в Харбине. Первое здание - вокзал Сунгари" (Сунгари Чжан) или Циньган построили в 1899 г. Через четыре года вокзал переименовали в Харбин-чжан. В 1934 г. Харбин стал крупной узловой станцией, где пересекались пять крупных железнодорожных путей. На следующий год, после того, как Китай присоединил Восточную железную дорогу, станция принимала восемь железнодорожный поездов в день. Почтовая открытка. Изд. Ретмейера. 22. Автор проекта вокзала - архитектор Игнатий Цитович (1903).

Бегом, чтобы попасть на последний поезд в Харбине. Старинная открытка

И сегодня Железнодорожный вокзал – сердце Харбина Индустриально-коммерческий банк Китая выделил в гг. средства на модернизацию вокзала и железнодорожных путей. Ежедневно станция принимает около 190 поездов. Планируется открыть скоростной маршрут до Казахстана. Увы, не до Владивостока. Скорость поездов должна достигнуть 250 км/час. Только остается сожалеть, что он потерял для России то значение, которое было заложено в идее строительства Транссибирской магистрали.

Железнодорожный виадук с русскими прохожими Жаль, что нет возможности с ними поговорить…. Почтовая открытка.

Каменные столбы – обелиски – безмолвные памятники русского присутствия Автор виадука Владимир Андреевич Барри (1876 – после 1946). Архитектурное оформление (обелиски и ограждающаяся решетка) Петра Сергеевича Свиридова ( , Сидней). Виадук сдан в эксплуатацию 28 ноября 1926 г. и соединил харбинские районы Пристань и Новый город. Виадук железобетонный, без заклепок и болтов. Его длина 51 метр, ширина 27,6 метра, ширина проезжей части 21,4 метра, ширина тротуаров по 3,1 метра с обеих сторон. На всех пролетах перил виадука видны эмблемы железной дороги.

Вокзальный проспект Свидетельством того, что вокзал был центром Харбина, является то, что в этом районе в прошлом располагались наиболее важные здания, а дорога к ним шла через Вокзальный проспект. Впереди виднеется Свято-Никольский собор, позади вокзал. Русские инженеры сразу спроектировали широкий проспект, как будто чувствовали, что Харбин скоро станет миллионным городом. Старинная открытка. Вокзальный проспект. Вид от собора на вокзал. Справа Русско-Азиатский банк, над которым веет Российский триколор. Старинная открытка

Вокзальный проспект сегодня. Ничто не напоминает о русском прошлом. Слева знаменитые Московские ряды (проект Карла Константиновича Иокиша, сер х), где теперь размещается Музей провинции Хэйлунцзян.

На русско-китайско-французские деньги Чтобы построить железную дорогу и Харбин, Россия учредила Русско-Китайский (Русско- Азиатский банк). Помимо России и Китая основателями банка являлся и французский капитал (La Banque de Paris et des Pays-Bas, Le Comptoir National descompte de Paris, Le Credit Lyonnais, M.M.Hottinguer et C-ie и др.). К 1919 г. основной капитал составлял 55 млн рублей, запасной – 26 млн 960 тыс., оборотный вклад Китайского правительства 3 млн. 500 тыс. таэлей, резерв 1 млн 750 тыс. таэлей. Главное правление находилось в Петрограде, отделения в Париже и Лондоне. В Китае имелись агентства и отделения: Гонконг, Дайрен / Дальний, ст. Маньчжурия, Ньючжуан, Пекин, Тяньцзинь, Хайлар, Ханькоу, Чанчунь и Чифу. Ликвидация банка осенью 1926 г. принесла большие финансовые проблемы русским эмигрантом, которые хранили в нем свои средства. Автор проекта не установлен. Построен в январе 1903 г.

И сегодня бывшее здание банка выглядит респектабельно. К сожалению, не удалось побеседовать с нынешними хозяевами этого примечательного здания. Между банком и Гранд-отелем сохранилась Банковская улица Инханг Цзе.

Вечный соперник - Южно- Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД) В начале 20-го века Россия и Япония постоянно конкурировали в Китае. Это выразилось в отношениях между КВЖД и ЮМЖД, которая действовала с апреля 1907 г. Основой послужили имущество КВЖД и частные предприятия, переданные по Портсмутскому договору и железнодорожному соглашению 1907 г. «В течение четверти века при крупной финансовой поддержке, Южно-Маньчжурская железная дорога, к сфере влияния которой отошла наиболее населенная часть Маньчжурии – ее южные районы с целом рядом богатых торговых городов, развилась в огромное предприятие с обслуживающими ее нужды многочисленными дополнительными предприятиями (каменноугольными, металлургическими, механическими и т.д.)» («Вестник Маньчжурии»). Вначале контролировалась Квантунским губернаторством, позднее главнокомандующим области. После Маньчжурских событий перешла к особо уполномоченному послу Японии и командующим Квантунской армии. К 1939 г. протяженность дороги составляла 1129, 1 км.

От прошлого могущества осталась только эмблема ЮМЖД. Автор проекта (1925) – Юлий Петрович Жданов (1877 – 1940, Харбин). Окончил Институт гражданских инженеров (1903). Архитектор, служил на КВЖД с 1903.

Дорога к Храму Свято-Николаевский собор построили из круглых струганых бревен по старинному русскому способу в стиле шатровых церквей русского Севера. Открыт в 1900 г. Автор проекта инженер Иосиф Владимирович Падлевский (1863 – 1943, Варшава). Проект реализовали харбинские инженеры А.К. Левтеев и В.К. Вельс. В исторических анналах Харбина отмечается, что на 1 января 1940 г. в соборе было отпето человек, крещено 3982, повенчано 2906 пар. На Новом кладбище похоронено человек, не считая братских могил. Почтовые открытки.

Площадь, в центре которой стоял Свято- Николаевский собор, разрушенный 23 августа 1966 г. Очевидец вспоминал: «Оставшиеся в Харбине русские люди поспешили к собору в надежде уладить дело и предотвратить то, что казалось еще простым недоразумением. Подходя, увидели ужас: гремели барабаны, слышались крики и завывания толпы, шел дым. Ограда была заполнена хунвейбинами. Одни из них карабкались на крышу, чтобы поставить там знамена, другие выносили изнутри святыни и швыряли их в разложенные костры, где все сгорало, сверкая на солнце. Горело 2 больших костра: один - в ограде Собора, другой у входа в Иверскую часовню. На них были сожжены все иконы собора и часовни, в том числе и образ Св. Николая Чудотворца, стоявший многие годы на Харбинском железнодорожном вокзале, затем перенесенный в часовню и незадолго до злодеяния перенесенный в Собор. В этот же день были сожжены все иконы в закрытых в то время Св. Алексеевском храме в Модягоу и Иверском храме на Офицерской улице» (Разрушен Свято-Николаевский собор в Харбине: Письмо из Китая, 1966). На месте разрушенного храма сооружена фантазия китайского архитектора - четырехгранная пирамида светового фонаря подземного мега-торгового центра. Снежинка – символ Харбина. Добавим, что снежинка, вероятно, и символизирует исчезнувший храм.

Удивительно, но современные китайцы трепетно относятся к истории уничтоженного собора. Свидетельством этого являются крышки на дренажных уличных колодцах. Стоит только удивляться, что китайцы не восстановили храм на прежнем месте, а предпочли сделать это в стороне от города как туристический объект. В Харбине распространены малые городские формы в виде «зеленого материала».

Администрация Китайско-восточной железной дороги старалась строить все добротно и с выдумкой. Чтобы немного удешевить строительство, было решено создать несколько типовых проектов. На этом здании висит табличка, что здесь жил управляющий дорогой Борис Васильевич Остроумов (1879–1944, Вьетнам). В то же время, открытка сообщает, что здесь жил Василий Дмитриевич Лачинов (1872–1933, Харбин). На КВЖД: помощник начальника службы тяги (с 1903), начальник службы тяги (с 1907), помощник управляющего по железнодорожной части (1918), исполняющий обязанности управляющего (1918 – 1920), товарищ председателя правления Общества КВЖД (1920 – 1921), затем работал старшим консультантом. Один из основателей Русско-Китайского техникума, в будущем ХПИ. Типовой проект «Особняк для членов правления КВЖД»

Сегодня здесь располагается ресторан общественного питания KFC.

Дом Ковальского Владислав Федорович Ковальский ( , Харбин) был выдающимся коммерсантом, солидность которого и подчеркивает внешнее богатство этого здания. Этот дом спроектировал и построил Александр Александрович Бернардацци (1871– 1925, Харбин). Важность этого здания в истории Харбина подчеркивается тем, что здесь размещен «Мемориальный музей посещения Хайлунцзяна революционными вождями». Самое важное место среди них занимает Мао Цзе-дун.

На бывшей Соборной площади сохраняются несколько замечательных архитектурных шедевров русских зодчих. Особняк Петра Ивановича Джибелло-Сокко (1874– 1943, Шанхай). Окончил Московский межевой институт. Занимался проектированием железных дорог (с 1899). Приехал в Харбин в Подрядчик по постройке Уссурийской железной дороги (с 1906): мосты, тоннели в Кипарисово, перегон на 1-й речке и др. Домовладелец в Харбине.

Все течет – все изменяется 8 июня 1941 г. на Соборной площади открыли Памятник «Памятник героям, павшим в борьбе с коминтерном», который посвятили памяти погибших белых эмигрантов. После вступления в Харбин советских войск в августе 1945 г. памятник взорвали, а на его фундаменте возвели Памятник погибшим советским солдатам. Тогда же улицу, идущую от железнодорожного вокзала Харбина к Соборной площади, переименовали в Красноармейскую.

Память – навсегда! Культурное наследие русских жителей Харбина воплотилось в Музее Общества изучения Маньчжурского края. Первую экспозицию посвятили 25-летию КВЖД, открыв ее 12 июня 1923 г. в помещении, которое впоследствии отдали музею. В выставке участвовали свыше 200 человек, предоставивших около 10 тыс. экспонатов, половина из которых носила торгово- промышленный характер. По окончанию выставки большинство экспонатов передали в дар или на временное хранение с условием сохранения прав владения. Музей в основном содержался на средства железной дороги. Особо ценным создатели считали этнографический отдел. До февраля 1929 г. музей находился в ведении русской общественной организации, а после ее роспуска китайскими властями стал называться музеем Института общества культурного развития Особого района трех восточных провинций. В 1934 г. музей и институт вошли в структуру Континентального института научного исследования в Маньчжу-Ди-Го в Синьцзине. В августе 1945 г. музей вновь был полностью занят русскими и стал называться Харбинским краеведческим музеем.

Теперь бывший русский музей называется Музеем провинции Хэйлунцзян ( ; Hēilóngjiāngshěngbówùguǎn) и находится по адресу Хонг Жун Цзе, 50. В его коллекциях около 14 тыс. ценных экспонатов. Советуем посетить!

Большой проспект, а ныне ул. Сидачшинзе Русские строители проектировали улицы Харбина с выдумкой и размахом. По их идее Большой проспект должен был стать основной артерией города, идущей параллельно железной дороге.

Сегодня бывший Большой проспект остается одной из основных и оживленных улиц Харбина. Здесь расположены многие банки, дорогие отели и представительские здания. Среди них не теряются и важные в прошлом русские дома.

На бывшей Соборной площади находится гостиница «Нью Харбин». Строительство начато в мае 1936 г., а закончено 9 июня 1937 г. Главный строитель - инженер Семен Иванович Перминов, помощники гражданские инженеры Евгений Александрович Уласовец и Владимир Федорович Орлов. На мемориальной доске утверждается, что автором проекта был Петр Сергеевич Свиридов.

Душа и сердце Харбина – управление КВЖД 22 мая 1896 г. Россия заключила договор с Китаем, который разрешал провести дорогу по своей территории от Читы до Владивостока, значительно сократив расстояние. Концессия на ее строительство была предоставлена Русско-Китайскому банку (1896). Летом следующего года начались изыскания. В развитие дороги вмешалась Русско-японская война. По Порстмутском договору к Японии отошел участок дороги Чанчун – Порт-Артур. 20 октября 1920 г. заключили соглашение между Русско- Азиатским банком и правительством Китая, по которому в состав правления и ревизионного комитета входили китайцы. Первое соглашение между СССР и КНР подписали 31 мая 1924 г., по которому 80-летний срок концессии сокращался до 60 лет. Распорядительный комитет (правление) состоял из пяти советских специалистов и пяти китайцев. После продажи дороги в 1935 г. японским властям КВЖД стала называться Северо- Маньчжурской железной дорогой (СМЖД). Архитекторы И. И. Обломиевский (планы), К.Х. Денисов (фасады). Начало 1900-х.

После освобождения Красной Армией Северо-Восточного Китая и поражения Японии во 2-й мировой войне ЮМЖД и КВЖД по Советско-китайскому соглашению от 14 августа 1945 г. поступили в совместное управление СССР и Китая, получив общее название Китайско-Чанчунская железная дорога (КЧЖД). После образования КНР в соответствии с новым советско-китайским соглашением о КЧЖД от 14 февраля 1950 г. Советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместному управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (протокол от 31 декабря 1952). С 1953 г. - Харбинская железная дорога.

Дом – музей заместителя управляющего КВЖД В Харбине есть очень примечательные музеи, которые находятся немного в стороне от известных туристических маршрутов. Таким является и это здание, значительно увеличенный новыми объектами. На первый взгляд, музей не кажется большим, но войдя в него, сознаешь все размеры очень гармонично спроектированного «особняка для служащих КВЖД». Кажется, что в нем все учтено для удобного проживания. В музейной экспозиции предметов совсем немного, зато имеется огромное количество уникальных фотографий. Интересно, что инициаторы создания музея сохранили и вспомогательные помещения, в которых жила прислуга и находилась кухня. Жаль, что создатели музея не рассказали о прежних хозяевах. Можно было бы упомянуть сына первого губернатора Приморской области инженера путей сообщения Дмитрия Петровича Казакевича ( , Сиэтл), который участвовал в строительстве Уссурийской железной дороги и исполнял обязанности управляющего КВЖД в гг.

Железнодорожное собрание – «Здесь русский дух – здесь русским пахнет» Фасады Константина Хрисанфовича Денисова. Планы И.И. Обломиевского. Строительство под руководством Ю.П. Жданова. Закончено 2 декабря 1911 г. Перестроено в 1928 г.

Железнодорожное собрание имело лучшие в городе зал и сцену: не счесть спектаклей, поставленных здесь, а сколько прошло концертов! Недаром это здание считалось одним из основных русских центров культурной жизни не только в Харбине, но и во всем русском Китае. К сожалению, сегодня здесь ничего не напоминает об этом…

Штаб заамурцев Заамурский пограничный округ Отдельного корпуса пограничной стражи, созданный 9 января 1901 г. на основе Охранной стражи КВЖД, занимался охраной имущества дороги. Наряду с отважными подвигами, заамурцы прославились изучением севера Китая. До сих пор востоковеды удивляются результатам их исследований. После закрытия округа в июле 1920 г. заамурцы открыли в этом здании типографию, в которой напечатали немало интересных книг и брошюр.

ХПИ – «локомотив» технической индустриализации Китая Китайцы признают выдающуюся роль Харбинского политехнического института в успешном развитии современного Китая. ХПИ открыли 18 апреля 1920 г. (б. Правленская ул., 43) как Русско-китайский технический колледж, через два года переименованный в Русско-китайский политехнический институт и получивший свое окончательное название, ХПИ, лишь в ноябре 1928 г. Первый набор составил 110 студентов, к 1925 г. их число увеличилось до 445, а в 1926 г. - до 650. Техническое образование в Харбине находило всестороннюю поддержку со стороны администрации КВЖД, муниципалитета, Харбинской фондовой биржи. Наибольшую финансовую помощь оказывала КВЖД, она же выделила институту здание бывшего Российского консульства (возведен в 1903) и ряд других строений в центре Харбина, а также поощряла своих служащих к преподаванию в новом институте. Как и профессора Юридического факультета, их коллеги из ХПИ помимо преподавания занимались исследованиями, публикуя их результаты сначала в «Известиях и трудах Русско-китайского политехнического института», а затем в «Известиях и трудах ХПИ». С 1923 по 1934 гг. вышло шесть томов «Известий». Кроме того, печатались сборники лекций профессоров по отдельным дисциплинам. Под русским управлением ХПИ просуществовал вплоть до 1957 г., пока не был передан КНР. В период гг. он выпустил свыше 1 тыс. инженеров, в гг. из него вышло еще специалистов. Сейчас в этом здании находится превосходный музей ХПИ.

В двух шагах от ХПИ находится бывшая резиденция русских дипломатов в Харбине. Вот некоторые примеры. Евгений Васильевич Даниель был уполномоченным управляющего КВЖД по сношению с китайскими властями, занимался переводами. Выпускник Восточного института во Владивостоке Геннадий Иванович Доль (1876–1931, Дайрен) считался знатоком восточных языков. Последним Российским генеральным консулом стал Василий Васильевич (Вильгельм Васильевич) Траутшольд (Trautshold) (1877–1937). Где жили русские дипломаты

В этом здание размещалась гостиница КВЖД, оно также использовалось для Генерального консульства. Постройка началась в 1901 г. и окончательно завершилась в 1903 г. Сейчас в этом здании находится гостиница «Врата Дракона» или «Lungmen Modern Plaza». Здание первого консульства

Систематическое русское образование началось в Харбинском коммерческом училище (ХКУ). В 1906 г. руководством КВЖД был учрежден специальный учебный отдел и появилось первое среднее учебное заведение - ХКУ, которое фактически состояло из двух училищ - мужского и женского, расположенных рядом (Автор фасадов К.К. Денисов). Мужское отрылось 26 февраля 1906 г. с 126 учениками, женское – 18 сентября 1906 г. Училище предназначалось для детей служащих на КВЖД, но принимались туда все желающие. Выдающуюся роль в этом учебном заведении сыграл начальник учебного отдела КВЖД и первый директор училища (1906–1917) Николай Викторович Борзов ( , Калифорния). В гг. дорога выделила училищу почти два млн. рублей. Оно имело химическую и зоологическую лаборатории, кабинет географии, художественную студию, собственную церковь, большой спортивный зал и считалось гордостью города. В отличие от семилетнего обучения в России, в Харбинском учились по расширенной программе восьми лет, что позволяло выпускникам поступать в университет. Наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами мальчики изучали английский, немецкий, китайский языки и латынь. Для девочек китайский язык заменили курсом методики преподавания русского языка и арифметики, они получали возможность после окончания училища преподавать в начальной школе. За гг. это учебное заведение окончили 583 юноши и 364 девушки. Очаг русского образования в Китае

Как и в прошлом, в зданиях Харбинского коммерческого училища учат детей. Вероятно, первыми учителями были китайские выпускники ХКУ.

На Большом проспекте, по другую сторону от бывшей Соборной площади, имеется несколько храмов. Этот православный храм построен в 1930 г. на Старом кладбище города, возникшем еще в годы основания Харбина и официально давно закрытом для новых захоронений к моменту его возведения. По замыслу Украинского прихода, образовавшегося в 1922 г. и ставшегося инициатором строительства новой православной церкви на Старом кладбище, храм должен был стать памятником основателям Харбина. Для строительства храма выбрали проект известного в Харбине архитектора Ю.П. Жданова, разработанный им еще в 1905 г. по другому заказу. Техник С.С. Бруевич в 1930 г. откорректировал проект. Храм Покрова Святой Богородицы

Покровскому храму выпала судьба стать последней православной церковью в Харбине, где с 1986 г. совершал богослужение священник- китаец протоиерей о. Григорий Чжу. Русские харбинцы планируют открыть при храме музей.

Католики русского происхождения Харбин был и центром русского католицизма в Китае. Первый католический приход или Русская епархия Византийско- Славянского обряда в Китае основана во время строительстве КВЖД. Первых католиков обслуживал военный капеллан, который устраивал моления в военных казармах, также имелась домовая церковь в Корпусном городке. В 1906 г. ксендз Пшелуский с единомышленниками решили построить капитальный храм в честь Святого Станислава, епископа-мученика. КВЖД выделило католикам «на вечные времена» большой земельный участок (819 кв. м.) на Большом проспекте, 27, напротив Старого кладбища. Проект храма (1906) и строительство вел инженер Николай Казы-Гирей ( , Харбин).. Закладка храма состоялась 7 октября 1906 г. Площадь кирпичного костела составляла 227 кв. м. и вмещала до 500 человек. 1 августа 1909 г. архиепископ Ян Цепляк освятил новый костел.

Вначале католический приход находился в ведении Могилевской митрополии, потом его подчинили Владивостокскому епископу. 28 октября 1923 г. в костеле состоялось посвящение Владивостокского настоятеля отца Карла Сливовского в епископы, которое провел представитель папы епископ Константин. Старое здание снесли, а на его месте построили новый костел Harbin Xiangfang Catholic church (1999–2000). В Харбине имеется еще один католический храм, Harbin Daowai Catholic Church, построенный в 1992 г. Разумеется, русских прихожан там сейчас нет, а вот их потомков можно найти. Из-за ремонта Покровского храма здесь временно молятся и православные.

Кирха Евангелическо-Лютеранская община была основана 2 октября 1905 г. немцами, латышами и эстонцами, работавшими на КВЖД. Первое время служба велась на частных квартирах. В 1909 г. правление КВЖД выделило лютеранам земельные участки для строительства кирхи (9241 кв. м.) и кладбища (9880 кв. м.). В 1915 г. (по другим сведениям, в 1914) началось строительство нового храма, который торжественно освятили 16 октября 1916 г. Кирха (200 кв. м.) находилась в Новом городе на Большом проспекте между ул. Телинской и Мукденской, 13. Тогда Харбинский приход подчинялся Владивостоку. После окончания Гражданской войны он стал более самостоятельным, поддерживая тесные связи с Ригой, Ревелем и Берлином. Службу в Харбине вели проповедники Саллум, Лассман и военный пастор Я.А. Дризуль (1869, Литва – после 1943). Он же был директором Харбинской Русской гимназии (с 1906), в стенах которой он и встречался с лютеранами до строительства кирхи. Всего же лютеранами числилось около 300 семей (600 человек). И сейчас в этом храме проходят службы и бракосочетания. Русское протестантство

Это здание построено в 1924 г. для Xu Gong Buizness School, названной в честь выдающегося китайского деятеля Xu Jingchen, сыгравшего большую роль в успешной эксплуатации КВЖД. Харбинская коммерческая школа (Harbin Business School) считалась одной из самых лучших учебных заведений не только в Китае, но и во всей Азии. Наряду с экономическими предметами изучались и иностранные языки. Особенно большой упор делали на английский язык.

Русские особняки В Новом городе то там, то здесь можно обнаружить шикарные особняки. Не трудно предположить, что в них жила русская администрация дороги или предприниматели. К сожалению, на зданиях отсутствуют пояснительные таблички. На бывшем Большом проспекте находится доходный дом Бориса Данииловича Мееровича. На мемориальной доске утверждается, что особняк принадлежал некоему Meiluoviky. Это роскошное здание построено архитектором Ю.П Ждановым.

Эта резиденция построена в 1902 г. для предпринимателя Liduovsky.

Увы, об этом фешенебельном доме пока ничего неизвестно.

На бывшем Большом проспекте имеется большое здание, увенчанное двумя орлами, на фасаде которого цифры «0325». Здание построено в конце 1920-х годов. Вероятно, по проекту японского архитектора.

Двери – кто в них входил? Если даже с особняками еще не все ясно, то что говорить о совсем небольших или заброшенных домах простых служащих и рабочих- железнодорожнико в. Таких, например, как эти… Говорят, что есть планы их реконструкции

Этот район начал строиться одновременно со Старым городом. В нем была сосредоточена почти вся торговая жизнь Харбина, находились магазины, склады, банки и т.д. В центре располагались главное полицейское управление, городское общественное самоуправление, биржевой комитет, а также судебно-правовые организации. Основной артерией считалась Китайская улица, на которой располагались наиболее солидные здания, среди которых выделялись магазин Мацура, гостиница «Модерн» и магазин Чурина. Пристань – речные ворота Харбина

« Оживление на улице, - отмечал очевидец, - затихает лишь после 11 часов. Из других улиц следует отметить Мостовую, где с раннего утра до позднего вечера идет бойкая торговля, и Новгородскую, на которой расположены исключительно китайские магазины, рестораны и харчевни. Все это соответственно создает и чисто китайское движение по улице. По Новгородской улице проходит трамвайная линия, соединяющая Пристань с Новым городом и Модягоу. В самом конце улицы, неподалеку от Сунгари, раскинулся прекрасно оборудованный тенистый городской сад. Там имеется помещение для китайского театра, кинематограф, ресторан, много киосков, оранжерея цветов, сооружен водный канал с катаньем на лодках и перекидными мостами. На самом берегу располагались многочисленные склады. В летнее время весь речной берег превращался в зону отдыха. Большой достопримечательностью считался Св.-Софийский собор на углу Мостовой и Водопроводной улиц».

Свято-Софийский собор – русский символ Харбина Свято-Софийский собор (Водопроводная ул., угол Мостовой ул.) основали в марте 1907 г. как походную церковь 4-й Восточно-Сибирской бригады. 27 сентября 1923 г. начато строительство нового здания - храма во имя Святой Софии Премудрости Божией, вместимость которого составляла 2 тыс. человек. Это была уменьшенная копия храма на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге (проект Василия А. Косякова). Проект повторил инженер Михаил Матвеевич Осколков (1872 – после 1943) Строительство велось под руководством настоятеля протоиерея Михаила Яковлевича Филологова ( , Харбин). Храм открыли 25 декабря 1932 г. Высота - 53,55 м., а площадь 721 кв. м. Считался самым величественным храмом на Дальнем Востоке.

Сегодня вокруг храма до поздней ночи бурлит жизнь: бегают дети, фотографируются новобрачные, проводятся рекламные акции и репетиции самодеятельных артистов, а вечером играет оркестр. Профессиональные художники готовы нарисовать твой портрет. В общем, до сих пор Свято-Софийский собор является визитной карточкой города.

Бывшая Китайская улица, или харбинский Арбат, архитектурный музей под открытом небом. Ныне Центральная ул. (кит. - Чжунъяндацзе).

Знаменитая улица появилась в 1898 г. там, где раньше текла речка. Во время строительства города от нее осталась впадина, поросшая травой. В то время в Харбине уже имелись Русская, Японская и Корейская улицы, на которых преимущественно селились представители этих стран. В районе Китайской ул. в основном жили китайцы-строители КВЖД. Отсюда и название, полученное в 1900 г. В хорошую погоду улица была пыльной, а во время дождя превращалась в сплошную грязь. По сторонам узкой улицы тянулись сточные канавы, а тротуары были сделаны из досок, чтобы пешеходы могли передвигаться, не утопая в грязи. Постепенно здесь становилось все больше и больше русских лавок, открывались магазины, стали появляться вывески на русском языке. Несмотря на это, улица еще долгое время оставалась непроходимой.

Китайская улица в прошлом и настоящем В 1924 г. улицу вымостили гранитной брусчаткой. В 1997 г. власти приняли решение о прекращении на ней движения транспорта, и улица стала пешеходной. Длина 1450 метров, ширина 21,34 метра.

После ухода от дел И.Я. Чурина, компаньонами фирмы стали В.А. Левашев и И.И. Мамонтов. Сыновья Н.П. Бабинцева возглавляли отделение в Благовещенске, В.П. Бабинцева - во Владивостоке. Компаньон-распорядитель А.В. Касьянов жил в Москве. С постройкой КВЖД фирма Чурина открыла свои магазины в Порт-Артуре, Харбине, Инкоу и Имяньпо. Перед Первой мировой войной оборот фирмы достиг 35 млн. рублей, ее репутация была известна всему миру. В 1917 г. прошла реорганизация и создано акционерное общество «Торгово- промышленное товарищество на паях - преемники И.Я. Чурина и К - А.В. Касьянов и К» с капиталом в 21 млн рублей. Гражданская война и советская власть не уничтожили фирму – выручили ее отделения в Маньчжурии. Альманах «Харбинская старина» писал в 1936 г.: «Фирма И.Я. Чурина и К является одним из самых крупных русских торгово-промышленных предприятий в Маньчжу-Ди-Го. Самые крупные магазины Харбина принадлежат Чурину. Наряду с торговой деятельностью фирма учредила и ряд промышленных заведений, успешно развивающих свою работу. Чурин имеет сейчас фабрики: колбасную, красок, лаков, чайно- развесную, водочный завод, портняжную мастерскую готового платья, большие склады русских и иностранных вин с собственным разливом в своих подвалах, механические и столярные мастерские, технические отделы, отделения автомобилей и сельскохозяйственных машин. О размерах Торгово-промышленных предприятий можно судить уже по количеству занятых людей. Весь аппарат предприятия обслуживает свыше 900 служащих и рабочих». Акционерное общество «И.Я. Чурин и Ко» в Маньчжурии

Предполагаю, что почти каждый китаец в Харбине знает продукты «от Чурина». Особой популярностью пользуется колбаса. Говорят, что здесь продают вкусные сайки, варенье и местное вино. Немало выставлено на прилавках и «сопутствующих товаров» из России - конфеты, шоколад и пр. Проект Константина Гавриловича Иванова (1854 – 1934, Харбин).

И сегодня гостиница и кинотеатр "Модерн" (кит. ) являются украшением бывшей Китайской ул. Здание построено в 1913 г. по проекту архитектора Сергея Александровича Венсана ( , Харбин). Старый адрес: район Бутоу, Китайская ул., 113. Именно в этой гостинице расположены бары, кафе, ресторан, где можно отведать блюда английской, русской, французской кухни. Здесь останавливался Фёдор Шаляпин в 1936 г. Владельцем здания был Иосиф Александрович Каспе (1889?–1938, Париж), участник Русско-японской войны, солдат, награжденный Георгиевским крестом. Его сын, талантливый музыкант Семен, получивший образование в Париже приехал в начале 1933 г. в Харбин навестить отца и дать несколько концертов, включая и благотворительный для бедных и больных. Затем собирался на гастроли в Китай и Японию. Поздним вечером 24 августа его похитители с целью крупного выкупа. В результате неудачной операции был убит в землянке вблизи станции Эрцендянцзы. «Модерн»

Сейчас около «Модерна» толпится немало китайского народа. Сайт гостиницы «Модерн» полон всяких восторженных откликов.

Во время весеннее-летних паводков Сунгари часто выходит из берегов, затопляя окрестности. 9 июня 1957 г. началось самое большое наводнение за всю историю Харбина. К 22 июня уровень воды поднялся на 120,89 м. Памятник установили в 1958 г. Величественный архитектурный комплекс состоит из круглой колонны и прилегающей к ней полукруглой галереи. Высота колонны – 13 м, высота галереи – 7 м. На памятнике сделана отметка – показан уровень воды в Сунгари во время наводнения. Автор проекта - талантливый русский архитектор Михаил Андреевич Бакич ( , Сидней). Он окончил реальное училище и ХПИ (1933). Архитектор и строитель многих зданий в Харбине, включая памятники советским воинам, погибшим за освобождение Северо-востока Китая в Харбине, Чаньчуне и Шеньяне (Мукдене), Сельскохозяйственную академию и Лесную академию в Харбине. Памятник защитникам города от наводнения в 1957 г. ( ).

На барельефах, окружающих колонну, видны только китайские лица, но одно показалось мне русским.

Городской сад - парк Чжаолинь ( ) построили в 1900 г., считается самым старым парком Харбина. Прежнее название - парк Даоли. Гуляя по старинному парку При проектировании и строительстве Харбина комплексно реализовалась социально градостроительная концепция «города-сада». Русские архитекторы старались бережно сохранить имеющуюся растительность. Это один из первых в Китае общедоступных парков. В планировке «Городского сада» использованы дальневосточные традиции, то есть пейзажного парка. Благоустройство и мостики по проекту городского архитектора Харбина Владимира Александровича Рассушина ( , Харбин).

Китайцы приходят в парк Чжаолинь поклониться герою Японской войны генералу Ли Чжаолиню, могила которого находится в северной части парка. В 1985 г. парк реконструировали. Сейчас в нем множество развлечений: Цветочная гора, Театр на открытом воздухе; Холм роз; Островок; Цветочная оранжерея; Искусственное озеро, через которое натянуты забавные мостики. Жители окрестных домов приходят сюда на утреннюю зарядку, а зимой парк становится местом проведения ежегодной выставки ледяных фонарей. В парке сохранились и русские постройки.

К парку примыкает небольшой павильон, который украшен крестами. На первый взгляд - остатки православного храма, но это поздний проект. Китайский архитектор решил увековечить разрушенные православные храмы?..

Здание Гражданской администрации Бюро восточных провинций Построено в 1921 г. Особый район трех восточных провинций существовал в Маньчжурии с 1920 по 1931 и состоял из территории бывшей полосы отчуждения КВЖД, включая в себя часть территорий трех провинций: Мукденской, Гиринской и Хэйлунцзянской. В 1920–1924 гг. русское население составляло 150–180 тыс. человек, но затем стало уменьшаться. В 1923 г. вся китайская администрация объединилась под началом главноначальствующего, имевшего права губернатора. Его управление делилось на отделы: общий, административный, учебный и торгово-промышленный, затем выделили финансовый, куда поступали все налоги и прибыли с подведомственных учреждений. Вскоре были учреждены отделы дипломатический и по внутренним делам, отделения телеграфной корреспонденции, техническое и драгоманов. Земельное управление ведало землями отчуждения КВЖД.

Русско-китайское судопроизводство. Здание местного суда Составленное еще в середине прошлого столетия, в конце царствования императора Сюнь- Туна, китайское уголовное право было переработано, дополнено и введено в силу в 1914 г. Привлечение русских юристов в качестве судебных консультантов показывало желание китайских властей сохранить для русского населения обычные для него формы судопроизводства. После 1917 г. особенно коренным изменениям подверглись судебные учреждения. Особый район восточных провинций был подчинен судебной палате, при которой были учреждены суды, окружной в Харбине, с отделениями в Ханьдоухедзы, Хайларе и городе Маньчжурии. При новых судах были назначены русские советники из занимавших раньше должности судей, прокуроров и присяжных поверенных. Они помогали в разборах дел, касавшихся русских граждан, но фактически не участвовали в судебных заседаниях. В уголовной защите и представительстве интересов в гражданских делах участвовали русские адвокаты.

Судебная полиция, тюрьмы и арестные дома подчинялись прокурорскому надзору. Наказания были основными и дополнительными. К первым относились тюремные заключения от одного дня до двух месяцев и штраф, срочная каторга от двух месяцев до 15 лет, бессрочная каторга, и смертная казнь удушением. Дополнительными наказаниями были лишение прав и конфискация имущества. Право обжалования приговора принадлежало одинаково прокурору, защитнику, жене подсудимого или мужу подсудимой. Здание полиции

Русские инженеры построили и первый телеграф в Харбине. Проект этого здания составлен в конце 1920-х годов. Телеграф

Таможня. Уже с первых лет существования Харбина здесь открыли таможню. Первыми специалистами стали выпускники Восточного института во Владивостоке. Это здание построено гораздо позже.

Харбин – спортивный Несмотря на сложное политическое и экономическое положение русских эмигрантов, их спортивные достижения были широко известны в Азии. Существовало множество спортивных организаций: Харбинское общество спортсменов, Харбинское общество теннисного и конькобежного спорта, спортивные секции ХСМЛ, «Витязь», польское, еврейское и др. До 1930 г. вся спортивная жизнь Харбина была сосредоточена на 1-м общественном стадионе, на котором разыгрывались все чемпионаты Северной Маньчжурии. В 1931 г. открылось Новое спортивное общество, которое сняло участок земли на Коммерческой улице и устроило там шесть теннисных кортов. В 1936 г. основали спортивный подотдел, который стал организатором многих соревнований.

Фудзядян Уже с первых лет существования Харбина здесь образовался свой китайский городок - Фудзядян ( ). Название пошло от китайца Фу и его постоялого двора Дзян-Дзян. В этом районе русских почти не было, но сюда частенько заглядывали русские любители экзотики и востоковеды. Сейчас это район Дао Вай (туристическое название «Китайский барокко», в 2007 – 2015 гг. проведена комплексная реконструкция.

Синагога, или память о русских евреях Евреи поселились в Китае с началом строительства КВЖД, основав свою национальную общину в 1903 г. В это время в Харбине проживало от 5 до 10 тыс. евреев, объединенных в Харбинскую еврейскую духовную общину (ХЕДО), которая утвердила свой устав в 1919 г. В связи с изменением устава в 1927 г. была учреждена новая еврейская община и проведены новые выборы.

В Харбине по ул. Артиллерийская, 5 находилась Главная синагога, построенная в 1909 г. на участке, выделенном КВЖД (2503 кв. м.). В июне 1931 г. синагогу уничтожил пожар, поэтому на Артиллерийской ул., 44, возвели новое двухэтажное здание с дополнительным помещением на верхнем этаже для администрации (Архитектор М.М. Осколков). Во время Гражданской войны в Харбин приехало немало евреев. Был приобретен участок в 1296 кв. м на ул. Диагональной, 88. Новая синагога «Бейс- Гамедриш» (Молитвенный дом) открылась 21 сентября 1919 г. и вмещала в себя около 800 человек. В 1949 г. более 5 тыс. евреев выехали в Израиль, часть репатриировалась в СССР, другая эмигрировала в Австралию и США. К июню 1959 г. в Харбине проживали около 150 евреев. Официально ХЕДО закрылась 20 ноября 1965 г.

Память о еврейском предпринимателе. В глубине типовых китайских зданий уцелел особняк Исаака Харитоновича Соскина, председателя правления Еврейского коммерческого банка. Известно, что он уехал в 1928 г. с семьей во Францию.

Мечеть – память о русских мусульманах Тюрко-татарскую национальную общину в Маньчжурии основали в 1904 г. Управление КВЖД в 1906 г. выделило им землю в районе Пристани, по Артиллерийской ул., 58. В том же году там соорудили небольшое каменное здание для мечети, а рядом –одноэтажный дом- школу. Из-за огромного наплыва беженцев харбинские мусульмане решили построить новую мечеть в честь тысячелетия принятия ислама тюрко-татарами и булгарами. Старое здание снесли, а на ее месте соорудили большую двухэтажную Соборную мечеть в честь пророка Магомета (277 кв. м.), вмещавшую 500–600 человек. Это здание торжественно открыли 7 октября 1937 г. В Харбине также имелась мечеть для китайских мусульман (Фудзядан) и мечеть «Чин- Ди-Сы».

Сунгари - речные ворота Харбина Река Сунгари (по кит. Сун-хуа-цзян - «река кедрового цветка») берет начало из озера Тянь- ци на горном хребте Чай-Бай-шань, правый приток Амура. Общая протяженность около 1870 км, площадь водоема 524 тыс. кв. км.

Судоходная часть реки составляла 1370 км. Несмотря на сложность судоходства из-за большого количества перекатов, на Сунгари имелась большая речная флотилия. Регулярно устраивали гонки яхт. В основном соревнования разыгрывались между яхтами «Корсар» (Яхт-клуб ХСМЛ), «Стрела» и «Теге» (Торговый дом И.Я. Чурина), «Слава» и «Фортуна». Зимой отдых на Сунгари не прекращался. Здесь всегда устраивали катки или катание с горок. В Крещение сюда приходили за водой. Здесь устраивали огромный ледяной крест и крестообразные проруби. В них ежегодно окупывались в этот день 50–70 человек.

Имелась спасательная станция (открыта в 1919 г. на Солнечном острове, вахты неслись на Крестовом острове и протоках). К 1936 г. станция спасла жизнь 543 мужчинам и 44 женщинам. Подавляющее большинство из них были русскими.

Большое значение для отдыха жителей Харбина имела прибрежная часть Сунгари «Говоря о Сунгари, - писал очевидец, - как не сказать несколько слов о нашем очаровательном бульваре, только что разбитом на ее берегу. Он уже пользуется у нас огромной популярностью как место встреч и всяческих свиданий. И свиданий отнюдь не деловых. Разве можно, прогуливаясь по его аллеям, сидя на его скамейках, говорить о делах, например, о том, где бы купить то-то или продать это. Красота Сунгари, расстилающейся перед ним, отбивает всякую охоту о коммерческих соображений и выкладок. На этом красивом бульваре можно и говорить только о красивом… О любви, о верности до гроба, о сладости поцелуев…»

Парк имени Сталина ( ; Sīdàlíngōngyuán). Расположен вдоль берега реки Сунгари. Высокие деревья и кустарники создают особое настроение.

Строительство харбинского железнодорожного моста через Сунгари было начато 16 мая 1900 г., завершено 22 августа 1901 г., мост принят в эксплуатацию 2 октября 1901 г. На мосту с двух сторон закреплены таблички, «1900 год» и «1901 год». Мост построен из пространственных арочных ферм. Строительство Сунгарийского моста, крупнейшего на линии КВЖД, самого протяженного на тот момент в России, велось под руководством инженера А.Н. Лентовского.

Мост имеет 950 м (445 сажень) в длину, 7,2 м (3,4 сажени) в ширину. Он состоит из 19 пролетов, из них 8 пролетов по 75 м (35 сажень) и 11 пролетов по 32 м (15 сажень), он стоит на 9 гранитных речных мостовых опорах (быках) и на 9 опорах на пойме. Мостовые фермы были изготовлены на Варшавском механическом заводе, в разобранном виде доставлены морем во Владивосток, а оттуда по реке в Харбин. На этих фотографиях мост уже после реконструкции 1925 г. (Павел Иосифович Старженецкий-Лаппо).

Сейчас харбинский исторический мост не функционирует. Два года назад параллельно ему возвели новый мост из современных конструкций. Мост 1925 г. планируют сделать пешеходным как линейное общественное пространство, хорошо благоустроенное и свободное от транспорта. (информация харбинского архитектора И. В. Киричкова, июнь 2015).

Солнечный остров ( ; Tàiyángdǎo) на реке Сунгари

Это парк, по которому приятно прогуляться в теплое время года, и где молодожены любят фотографироваться.

Как и везде в Харбине, можно через китайскую современность увидеть русское прошлое. Театр миниатюр (воссоздан в усадьбе «Волга»).

Очень популярным здесь был ресторан «Стоп-сигнал» (владельцы П.И. и Е.Ф. Мазановы).

Русский погост Больше всего в Харбине не повезло эмигрантским могилам. На Старом кладбище были похоронены первостроители КВЖД. На Новом Успенском кладбище стали хоронить с 1902 г. По распоряжению китайских властей в 1958 г. Старое и Новое (Успенское) кладбища закрыли для захоронений, а выделили участок в районе Санкешу, который стал называться кладбищем Хуан Шан. Туда же было предложено перенести все старые захоронения, но это удалось сделать лишь частично.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЧАЛ…

Герои Русско-японской войны

Владимир Алексеевич Казем-Бек ( ). Окончил Казанский университет (1914) и авиационную школу. Профессор медицины. Эмигрировал из Владивостока в Харбин (1920). Популярный врач Харбина, многих лечил бесплатно. В его честь открыта Общественная больница при Казанском Богородицком монастыре (1936). Александр Емельянович Ильин ( ). Окончил медицинский факультет Московского университета (1908). Участник Гражданской войны в Забайкалье. Занимался частной практикой на ст. Пограничная (1920–1929). Владелец «Новой русской лечебницы» в Харбине. Леонид Карлович Керр (1878–1930). Окончил китайско-маньчжурское отделение Восточного института во Владивостоке (1907). Сотрудник Русско-Азиатского банка в Пекине и Харбине. Служащий КВЖД, деятельно занимался китаеведением.

Николай Григорьевич Киклович (1886– 1966). Окончил Бельскую учительскую семинарию (1903). Приехал в Маньчжурию в Дьякон (1922), священник (1926). Редактор журнала «Путь Христов» (1925–1929). Богослов, священник и издатель православной литературы в Харбине. Настоятель Свято-Иннокентьевской церкви в г. Сахаляне и на ст. Эхо (1940) и др. Иулиан Леванович Хаиндрава ( ). Председатель грузинской общины в Харбине. Председатель правления Общества старожилов. Написал воспоминания о 40 годах жизни в Харбине. Валентин Семенович Барышников (1906–1962). Окончил нижнее начальное училище на станции Маньчжурия (1912), гимназию (1925), 4 курса Института ориентальных и коммерческих наук (Харбин). За неимением средств перевелся на богословские курсы (1932), затем учился на богословском факультете Института Святого Владимира. Священник (с 1943). Настоятель Свято- Иверской церкви в Харбине.

Георгий Карлович Дориан (1857–1933). Окончил Николаевское инженерное училище (1878). Командир 3-го железнодорожного резервного батальона (с 1904), полковник. С этим батальоном отправлен на Русско-японскую войну. Генерал-майор. Евгений Михайлович Дубинин ( ). Окончил Владимирское военное училище (1911) и курсы 3-й очереди Академии Генерального штаба (1917). Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Агент по рекламе и общественный деятель в Харбине. Афиноген Гаврилович Аргунов ( ). Окончил Енисейское трехклассное училище и Иркутское военное училище. Участник 1-й мировой и Гражданской войн, командир стрелковой Сибирской бригады, полковник. Организатор белых партизанских отрядов в Приморье, деятель Братства русской правды.

Еврейская часть кладбища Моисей Леонтьевич Скидельский ( ). Инженер и предприниматель, общественный деятель. В Харбине сохранился и его роскошный особняк.

Вместо заключения © Центральная научная библиотека ДВО РАН