Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Advertisements

Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Организация проведения итогового сочинения ( изложения )
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Ростовская область Управление образования города Ростова-на-Дону Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа 16»
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Транксрипт:

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» Содержательный анализ результатов ГИА-9, ГИА-11 по русскому языку и меры методической поддержки учителей в работе по совершенствованию подготовки обучающихся к ГИА-9, ГИА-11 в 2016 году Вологда 2015 год Мовнар Ирина Валентиновна, старший научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО ВИРО, кандидат педагогических наук

Итоги ОГЭ по русскому языку учебного года - обученность участников экзамена по предмету в 2015 г. составила 99,6% по сравнению с 99, 9 % в 2014 году. - минимальный балл в 2015 году был снижен с 14 баллов до 12 баллов в связи с уменьшением количества заданий части 2. К ачество лингвистического образования выпускников основной школы удовлетворительное

Итоги ОГЭ по русскому языку учебном году Отметку «2» в 2015 году получили 39 (0,4%) выпускников, в 2014 году - 99 (0,96%) обучающихся, что является показателем положительной динамики в обучении русскому языку. Стопроцентный уровень успеваемости продемонстрировали экзаменуемые Бабаевского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Грязовецкого, Кичменгско-Городецкого, Междуреченского, Нюксенского, Сокольского, Сямженского, Тотемского, Усть-Кубинского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Шекснинского муниципальных районов, ГОУ. Процент обучающихся, получивших на экзамене отметки «4» и «5», повысился с 48, 91% в 2014 году до 55% в 2015 году. Более 50% процентов обучающихся получили на экзамене отметки «4», «5» в Бабаевском, Бабушкинском, Вашкинском, Верховажском, Вожегодском, Грязовецком, Кичменгско-Городецком, Междуреченском, Нюксенском, Сокольском, Сямженском, Тотемском, Усть-Кубинском, Устюженском, Харовском, Чагодощенском, Шекснинском муниципальных районах, ГОУ.

Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Часть 1 работы состояла в написании сжатого изложения по прослушанному тексту. Статистические данные: 37,7% выпускников не могут выделить все микротемы текста, 14, 58% выпускников не владеют приемами сжатия текста, 65, 87% выпускников не умеют реализовать свой замысел в соответствующей композиционной форме, обеспечивающей смысловую цельность, связность и последовательность письменного высказывания. Навыки информационной обработки текстов у учащихся 9 классов сформированы недостаточно.

Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Среди заданий с кратким ответом (В1–В9) самый низкий процент выполнения приходится на следующие задания: задания 8, 11 (определение грамматической основы предложения) – 0,57%; задание 9 (обособленные члены предложения) – 0, 53%; задание 10 ( опознание вводных слов в предложении) – 0, 71%; задания 12,13 – синтаксический анализ сложного предложения – 0, 42%.. Пунктуационная подготовка экзаменуемых также, как и в 2013, 2014 годах, ниже, чем орфографическая. Методические просчеты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, особенности употребления в речи.

Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Часть 3 работы содержала три задания (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, два типа сочинений, связанных с анализом текста), проверяющие коммуникативную компетенцию школьников: С1К1 - наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Высший балл по данному критерию получили только 59,42% экзаменуемых. Не справились с заданием по данному критерию – 40,58% выпускников. Причина затруднений : недостаточная сформированность универсальных учебных действий: давать определения понятиям, анализировать текст, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку К2 Аргументация тезиса Не смогли привести убедительные примеры-аргументы из прочитанного текста – 46, 10%выпускников. Недостаточно сформирована способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов

Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Анализ выполнения экзаменационной работы по критериям оценки грамотности и фактической точности речи: 40, 14% выпускников демонстрируют неудовлетворительный уровень орфографической грамотности; 50, 70 % выпускников – пунктуационной; 27, 58% выпускников допускают более двух грамматических ошибок; 15, 69% выпускников – более четырех речевых ошибок.. В сопоставлении с результатами ГИА по русскому языку 2014 года практическая грамотность обучающихся остается на том же уровне.

ЕГЭ по русскому языку: краткий анализ результатов

Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с кратким ответом экзаменационной работы: Затруднения вызвали задания, в которых проверялось знание таких орфографических и пунктуационных правил, как: – правописание НЕ и НИ ; - правописание –Н- и –НН- в словах разных частей речи; – знаки препинания в простом осложненном предложении. - пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами; -лексические нормы; -знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи; - функционально-смысловые типы речи

Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Вывод об уровне готовности обучающихся региона к выполнению заданий части 1 экзаменационной работы: Анализ результатов Части 1 экзаменационной работы позволяет констатировать, что подготовка по предмету в целом является удовлетворительной: большинство выпускников региона усвоили основные компоненты содержания образования по русскому языку на базовом уровне.

Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационной работы: К 1 (Формулировка проблемы исходного текста) - большинство учеников (96,66%. Ср. в 2014 году - 98,2 %.) определило проблему, поставленную в тексте К 2 (Комментарий проблемы) -– 2 балла за комментарий поставлено лишь в 50,38 % работ (Ср. в 2014 году – в 41,8 % работ) К3 (Формулировка авторской позиции по проблеме) – в 2015 году 1 балл по К3 поставлен в 91,54% (Ср.: в 2014 году - 95,6 % работ) К 4 (Аргументация собственного мнения) – процент выполнения по Вологодской области 27,54%

Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационной работы: К 5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения), К 6 (Точность и выразительность речи) По сравнению с предыдущими годами работы стали более структурированы, в них меньше ошибок, связанных с абзацным членением текста, нарушением логики. Но появилось много клишированных текстов Работ, отличающихся примитивностью словаря и бедностью грамматического строя речи, стало меньше, чем в предыдущие годы

Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационной работы: К 7 – К 10 – практическая грамотность В 2015 г грамотность учащихся оценивалась, как и в предыдущие годы, по четырем критериям (орфографические, пунктуационные, языковые и речевые нормы), Уровень орфографической и особенно пунктуационной грамотности выпускников невысок: К 7 -38,58%; К ,64%; К ,22%; К ,80%

Итоговое сочинение: краткий анализ результатов

Выбор темы «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) – 53% выпускников Что важнее: любить или быть любимым – 19% выпускников Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? – 11 % выпускников Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) – 11% выпускников Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс – 7% выпускников

Критерии оценки сочинения Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь е раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставился только при условии, если сочинение не соответствовало теме или в нем не прослеживалось конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставлялся «зачет»). Всего экзаменуемых – 5198 Получили «зачет» – 5056 выпускников Получили «незачет» – 142 выпускника

Критерии оценки сочинения Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. «Незачет» ставился при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно было искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминались в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставлялся «зачет»). Всего экзаменуемых – 5198 Получили «зачет» – 4992 выпускника Получили «незачет» – 206 выпускников

Критерии оценки сочинения Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставился при условии, если грубые логические нарушения мешали пониманию смысла сказанного или отсутствовала тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставлялся «зачет»). Всего экзаменуемых Получили «зачет» – 4948 выпускников Получили «незачет»- 250 выпускников

Критерии оценки сочинения Критерий 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов «Незачет» ставился при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставлялся «зачет») Всего экзаменуемых Получили «зачет» – 4194 выпускника Получили «незачет» – 1004 выпускника

Критерии оценки сочинения Критерий 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставился, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняли чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Всего экзаменуемых – 5198 Получили «зачет» – 3898 выпускников Получили «незачет» выпускников

Результаты экзамена Количество участников Количество работ с отметкой «зачет» – 5162 Количество работ с отметкой «незачет» – 221 (4% от общего количества выпускников

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Осуществляя внимание ко всем видам речевой деятельности, необходимо прежде всего решить задачу приобщения ученика к чтению. Отражение читательского опыта может стать основой при подготовке к изложению, сочинению и выполнению заданий на понимание текста. Следует по-прежнему шире использовать текстоцентрический подход в обучении русскому языку, актуализировать проблему формирования читательской компетенции обучающихся. Рекомендуем использовать тексты разных стилей, типов речи, содержание которых направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, на расширение фоновых знаний. Комплексная аналитическая работа с текстом даст возможность обеспечить на уроках взаимосвязь изучения нового материала и повторения.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ При организации учебной деятельности обучающихся особое внимание необходимо уделить развитию навыков самостоятельной работы. Следует целенаправленно развивать на уроках русского языка и литературы диалогическую и монологическую речь учащихся. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка и литературы должно быть постоянное внимание к языковым значениям, литературоведческим понятиям, учащиеся должны осознать важность теоретических знаний для успешного формирования практических речевых и аналитических умений. Результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов критериальной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Необходимо актуализировать методические приемы формирования практической грамотности обучающихся основной и старшей школы.

Формы научно-методического сопровождения ГИА И ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения в учебном году В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ разработан комплекс мер по дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы. Одобрен на заседании рабочей группы с участием представителей вузов. Проведен содержательный анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения. Разработаны «Рекомендации по повышению качества обучения русскому языку с учетом результатов ОГЭ», «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к итоговому сочинению в 2015 году». Размещены на сайте ВИРО. Организовано обсуждение результатов итогового сочинения 2014 года с участием представителей вузов и муниципальных тьюторов по русскому языку и литературе. Состоялось обсуждение результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку на круглом столе «Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества школьного филологического образования» в рамках августовского совещания. Учителя информированы об изменениях в документах и материалах по ЕГЭ и ОГЭ в сентябре 2015 года через сайт ВИРО (Раздел «Итоговая аттестация»). Организован вебинар «Итоговое сочинение » (лектор А. Г. Нарушевич, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова, автор учебников и учебных пособий по русскому языку).

Основные направления научно- методического сопровождения ГИА И ЕГЭ по русскому языку в учебном году Организовано обсуждение результатов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку на методических объединениях муниципальных районов и городских округов. Составлены планы мероприятий по повышению качества обучения русскому языку в образовательных организациях муниципальных районов и городских округов. Запланировано более 40 заседаний по проблеме подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Аналитические материалы и планы МО размещены на сайте ВИРО в разделе «Итоговая аттестация» для обмена опытом.

Основные направления научно- методического сопровождения ГИА И ЕГЭ по русскому языку в учебном году Планируется Организовать обсуждение результатов ОГЭ и ЕГЭ, итогового сочинения на заседании Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» с участием членов Совета по русскому языку при Губернаторе Вологодской области. Провести семинар «Итоговое сочинение в 11 классе: критерии оценки, методика подготовки обучающихся» Организовать обсуждение вопроса повышению качества обучения русскому языку на заседании Совета по русскому языку в феврале 2016 года. Провести курсы повышения квалификации по проблемам подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, формирования читательской компетенции обучающихся, методики формирования практической грамотности в первом полугодии 2016 года. В рамках курсов организовать мастер-классы лучших педагогов. Провести курсы по подготовке экспертов ОГЭ по русскому языку. Продолжить обобщать опыт учителей по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и литературе.