Девиантное поведение младших школьников. Подготовила: социальный педагог МБОУ «СОШ п. Малиновский» Надежда Валерьевна Гладкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся, сохранение и укрепление психологического.
Advertisements

МОУ СОШ 81 Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Психологические механизмы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних Подготовила педагог-психолог СШ 37 г.Бреста Осипук Наталья.
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Адаптация к школе учащихся 5 класса. Определимся с терминами: АДАПТАЦИЯ- процесс приспособления к новым условиям ДЕЗАДАПТАЦИЯ- неумение решать новые задачи,
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ. Какие же общие умения важны для успешного обучения? – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание.
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
Сохранение психического здоровья через обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Что такое трудный ребенок? Социально-психологическое сопровождение Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Долинск Долгих Елена.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры.
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Транксрипт:

Девиантное поведение младших школьников. Подготовила: социальный педагог МБОУ «СОШ п. Малиновский» Надежда Валерьевна Гладкова

Ключевые понятия: Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)). Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие - то социальные и культурные нормы.(В.М.Цулейко). Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко). Профилактика - (от греч. prophylaktikos - предохранительный), совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. (В.И.Дерюгин). Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. (А.И.Селецкий, С.А.Тарарухин).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Причины отклоняющегося от норм поведения: Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами Причины социального и психологического характера.

Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников. 1. Биологические факторы 2. Психологические факторы 3. Социально – педагогические факторы 4. Социально - экономические факторы 5. Морально – этические факторы

Стадии развития учебной дезадаптации школьника. - учебная декомпенсация – состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; - школьная дезадаптация – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; - социальная дезадаптация – состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании; - криминализация среды свободного времяпрепровождения.

Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста: 1. Наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр. 2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.

Характеристика уровней сформированности девиантного поведения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Поведение во время уроков *ходит во время уроков, встаёт с места; *не выполняет учебные задания во время уроков; *отвлекается, поворачивается, разговаривает; *недисциплинирован; *раздражителен; *пассивен в деятельности; *прогуливает уроки без уважительной причины; * резкая смена настроения. *иногда проявляет недисциплинированность; *частично учебные задания во время уроков; *не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; *иногда проявляет раздражительность; *иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; *редко отмечается резкая смена настроения; *иногда не контролирует себя *дисциплинирован; * активно участвует в процессе урока; *доброжелателен; *чётко выполняет инструкции; *всегда присутствует на занятиях; *усидчив; *является лидером; * умеет себя контролировать Поведение во внеурочно е время *агрессивен; *нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; * провоцирует конфликты; *вспыльчив; *является неформальным отрицательным лидером; *не выполняет общественные поручения * редко вспыльчив; *может иногда нарушать нормы поведения; * иногда является неформальным отрицательным лидером; * редко принимает участие в жизни класса *общается со всеми одноклассниками; *соблюдает нормы поведения *независим от других; *может организовать группы по интересам; * является лидером; *умеет критически мыслить, принимать адекватные решения. *неконфликтен; *участвует в общественной жизни класса; *охотно выполняет общественные поручения

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Поведение во время перемены, во время игр. *поддаётся влиянию; * является асоциальным лидером; * без причины может накинуться, ударить сверстника; *придумывает или участвует в агрессивных играх * иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; * может быть асоциальным лидером; * редко придумывает или участвует в агрессивных играх соблюдает правила игр; * может организовать группы по интересам; * является лидером; Поведение во время посещения театров, выставок, экскурсий * неустойчивость поведения; *грубит; *неадекватно реагирует на замечания учителя; *проявляет негативные реакции в отношении увиденного; * громко смеётся, разговаривает, кричит * проявляет протестные реакции; в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; *может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; *иногда проявляет протестные реакции; *не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; * активно участвует в процессе знакомства с новым; *интересуется увиденным; *соблюдает правила посещения общественных мест; * умеет логическимыслить, принимать адекватные решения. *самодисциплинорован. Поведение во время посещения столовой *агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, *не соблюдает правил поведения в столовой; *проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); *стремится привлечь к себе внимание; *пассивен; *иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым *не часто, но нарушает правила поведения в столовой; *иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; *может проявлять раздражительность; *аккуратен; *сдержан; * соблюдает правила поведения в столовой;

Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников -сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок); -арт терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона); -визуализация; -психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций); телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы); -игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации); -моделирование и анализ проблемных ситуаций; -беседа.

Диагностические методики: 1. Для выяснения уровня развития нравственного сознания применялась методика Что такое хорошо и что такое плохо (Н.В.Бордовская, А.А.Реан). 2. Для выявления нравственных ориентаций применялась методика Что мы ценим в людях? (Н.Е.Щуркова). 3. Для определения уровня воспитанности учащихся во внешне поведенческом аспекте использовалась карта наблюдения (Л.М.Фридман). 4. Для изучения социализированности личности ребенка применялся опрос педагогов класса (Т.А.Марцинковская).

формировать и укреплять нравственные нормы поведения; формировать понятия о нравственных качествах, нравственных ориентациях; повышать уровень воспитанности учащихся во внешне поведенческом аспекте; уметь регулировать эмоциональное состояние и контролировать поведение детей; повышать социализированность; развивать коммуникативные способности учащихся; создавать условия воспитания самоуважения младших школьников; создавать ситуации успеха младшим школьникам с отклоняющимся поведением, как средством его педагогической поддержки.

Спасибо за внимание.