LOGO Международное исследование компьютерной и информационной грамотности: результаты и рекомендации С.М.Авдеева, avdeeva@ntf.ru Заместитель исполнительного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ Авдеева Светлана Михайловна, заместитель исполнительного директора Национального.
Advertisements

1 « Организация и проведение международного сравнительного анализа компьютерной и информационной грамотности в Российской Федерации (ICILS)» Третьякова.
«Модернизация образования: адаптация информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и управление образовательным учреждением» Ковалев Александр.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Что может дать анализ анкеты информатизации?. Ситуация Всего на данный момент анкеты заполнили ок школ Из 6 школ семинара 4 заполнили анкеты Из.
Интеграция педагогических и информационных технологий в профессиональной подготовке учителя Шилова Ольга Николаевна д.п.н., проф. каф. ИКТ РГПУ им. А.И.
ВЕБИНАР Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ICILS: КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ.
Использование информационно – коммуникационных технологий информационно – коммуникационных технологий в формировании информационной компетентности учащихся.
LOGO ИКТ – компетентность как составляющая профессионального мастерства учителя И. И. Миронова, методист ГМЦ.
ИКТ предоставляют учителям новые возможности, но и предъявляют жесткие требования. С использованием новых технологий меняется и роль самого учителя. ИКТ.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Школьникова Марина Юрьевна, заведующий филиалом МОУ ДПО УМЦ по Тракторозаводскому району Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Перспективные технологии дошкольного и начального образования Секция: ИКТ технологии в дошкольном и начальном образовании © Автор презентации – Петрова.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.
1 Непрерывное развитие и совершенствование информационных технологий; периодическое появление новых, неизвестных ранее, информационных технологий; появление.
Использование Интернет - ресурсов на уроках в настоящее время становится одним из способов повышения качества преподавания в современной школе Интернет.
1 Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS-2013) Основной этап Установочный семинар для региональных координаторов (в.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Управление по образованию, спорту и молодежной политике МО «Усть-Канский район» Научно-методическое сопровождение работы по развитию ИКТ - компетентности.
Транксрипт:

LOGO Международное исследование компьютерной и информационной грамотности: результаты и рекомендации С.М.Авдеева, Заместитель исполнительного директора НФПК

LOGO Международное исследование ICILS: что это такое? Организатор исследования: Международная ассоциация оценки образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA), более 50 лет проводит кросс-национальные исследования учебных достижений (TIMSS,PIRLS). International Computer and Information Literacy Study (ICILS) – первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных школьников из разных стран мира, в т.ч. Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В первом международном сравнительном исследовании проведена оценка уровня информационной и компьютерной грамотности 60,000 учащихся из школ в 21 стране- участнице. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Цель и задачи исследования ICILS Национальный фонд подготовки кадров ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, измерить и проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях. Насколько отличается уровень компьютерной и информационной грамотности между странами и внутри каждой из стран? 1 Какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность? 2 Какова роль школьного образования в повышении уровня компьютерной и информационной грамотности? 3

LOGO ICILS: инструментарий исследования Национальный фонд подготовки кадров Компьютерный тест для учащихся включает тренировочные задания и два тестовых модуля; около 1,5 часа ICILS Анкета для учащегося Анкета для учителя Анкета для ответственного за информатизацию в школе Анкета для директора школы

LOGO ICILS: основной этап исследования Национальный фонд подготовки кадров 208 образовательных организаций из 43 регионов, 7300 человек 3907 учащихся 8-х классов 2995 учителей 208 директоров школ 208 ответственных за информатизацию 3907 учащихся 8-х классов 2995 учителей 208 директоров школ 208 ответственных за информатизацию

LOGO Под компьютерной и информационной грамотностью (КИГ) понимается способность личности использовать компьютеры в познавательной и творческой деятельности, а также для коммуникации, чтобы эффективно действовать дома, в школе, на рабочем месте и в социуме. Компьютерная и информационная грамотность Национальный фонд подготовки кадров Сбор и обработка информации Знание и понимание принципов использования компьютера Получение и оценка информации Управление информацией Производ- ство и обмен информации Преобразование информации Производство информации Обмен информацией Оценочная рамка ICILS

LOGO Оценка компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Критическая точка зрения и самостоятельность при сборе информации Применять стандартные программные команды для выполнения несложных коммуникативных заданий, добавлять простое содержание в информационный продукт L1 Создавать простые информационные продукты в соответствии со стандартами компоновки и оформления элементов L2 Способность искать и находить информацию в сети, планирование использования информации Работать самостоятельно, используя компьютер для сбора и управления информацией, распознавать безопасность информации из сети L3 Точность, эффективность и контроль при сборе информации и создании информационных продуктов Оценивать достоверность и надежность источника информации, создавать информационный продукт для определенной аудитории L4 Уровни информационной и компьютерной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Уровни компьютерной и информационной грамотности * Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Некоторые ключевые результаты – межстрановые и по России: По Российской Федерации - 36% учащихся продемонстрировали низкий уровень компьютерно-информационной грамотности (уровень 1 или ниже) Национальный фонд подготовки кадров В 9 странах Евросоюза (за исключением Республики Чехия и Дании) - 25% школьников продемонстрировали низкий уровень КИГ (уровень 1 или ниже).

LOGO Некоторые результаты - межстрановые и по России: Во всех странах в среднем 17% (в России 9 %) школьников не достигли 1-го уровня компьютерно-информационной грамотности. В среднем только 2% (в России тоже 2%) школьников достигли 4 уровня компьютерно-информационной грамотности (максимальный показатель у школьников Южной Кореи – 5%). Уровень компьютерной и информационной грамотности у девочек выше, чем у мальчиков по всем странам. Распределение по уровню КИГ в России Национальный фонд подготовки кадров Девочки Мальчики Не достигают первого уровня КИГ8,3%9,7% Первый уровень КИГ24,5%29,5% Второй уровень КИГ43,0%39,0% Третий уровень КИГ20,2%21,8% Четвертый уровень КИГ2,1%1,9%

LOGO Зависимость уровня компьютерной и информационной грамотности от места проживания Национальный фонд подготовки кадров 34% учеников мегаполисов показали третий и четвертый уровень компьютерной и информационной грамотности, что в три раза превышает успехи сельских учеников (9%). Не достигают первого уровня в селе 19% учеников, в мегаполисе – всего 3% (разница в 6 раз!)

LOGO Национальный фонд подготовки кадров Соотношение учащихся на один компьютер – в среднем по странам-участницам и по России:

LOGO ИКТ среда школ и уровень КИГ Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Уровень КИГ зависит не от количества (физического наличия) компьютеров, а от условий доступа к ИКТ технологиям, от способов организации учебного процесса На основе индекса ИКТ среды для школ школы условно разбиты на три группы: 1. Школы с несформированной ИКТ средой. 2. Школы с формированной ИКТ-средой. 3. Школы с ИКТ-насыщенной средой. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Национальный фонд подготовки кадров Влияние распространенности школьного интернета на уровень КИГ в разрезе город/село Взаимосвязь среднего уровня КИГ и местонахождения компьютеров согласуется с общей тенденцией: этот уровень выше в тех школах, где компьютеры доступнее для учащихся

LOGO Национальный фонд подготовки кадров Влияние распространенности школьного интернета на уровень КИГ в разрезе город/село

LOGO Национальный фонд подготовки кадров Каким типом Интернет-соединения ты в основном пользуешься у себя дома?

LOGO Национальный фонд подготовки кадров Насколько хорошо ты можешь выполнять эти задачи на компьютере?/ Редактировать цифровые фотографии или другие графические изображения

LOGO 1. Крупные школы, с большим количеством детей и большим количеством учителей 2. Учителя работают в основном с полной занятостью, с частичной занятостью учителей меньше, чем в других школах 3. В школах много компьютеров (в том числе доступных для учащихся и подключенных к сети интернет). Количество интерактивных досок относительно не велико 4. Несмотря на большой размер школ, количество детей на одного учителя меньше, чем в других школах. То есть, нет нехватки учителей 5. Интенсивность использования ИКТ учителями выше, чем в остальных школах 6. В школах выше приоритетность мер, способствующих использованию ИКТ учителями 7. В школах высока роль ИКТ для достижения образовательных результатов по мнению директора школы. (вопрос 9 из анкеты директора) 8. В школах опыт использования ИКТ более 7-10 лет 9. По количеству компьютеров на одного ребенка школы не отличаются от других школ, а вот по количеству компьютеров подключенных к интернету (в пересчете на одного ребенка) школы впереди. Характеристика школ с высоким уровнем КИГ Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Некоторые результаты - межстрановые и по России: 99% школ, участвовавших в исследовании, имеют выход в Интернет, но результаты ICILS в разных странах существенно отличаются. По всем странам - 94% учащихся пользуются компьютером более 7 лет, по РФ - 62% учащихся пользуются компьютером более 7 лет По всем странам - 87 % школьников указали, что они пользуются компьютером раз в неделю дома, и только 54% отметили, что используют компьютер с такой же частотой в школе. По РФ - не менее одного раза в неделю и чаще пользуются компьютером дома 94,9% учащихся, а 72,5% отметили, что используют компьютер с такой же частотой в школе. По всем странам - менее половины учителей чувствуют себя профессионально ИК-компетентными при организации активно- деятельностного обучения с использованием ИКТ; только 22 % из них прошли обучение по данной тематике (продвинутый уровень). В 18 странах из 21 существует государственная политика – на национальном и региональном уровне - в области использования ИКТ в образовании. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Некоторые ключевые результаты и выводы - межстрановые и по России: 22 По всем странам - менее половины учителей оценивают себя профессионально ИК- компетентными при организации активно-деятельностного обучения с использованием ИКТ; только 22 % из наиболее компетентных учителей прошли обучение по данной тематике. Позитивный момент: в настоящее время в 18 странах из 21 существует государственная политика – на национальном и региональном уровне - в области использования ИКТ в образовании. 99% школ, участвовавших в исследовании, имеют выход в Интернет, но результаты ICILS в разных странах существенно отличаются. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Уверенное пользование ИКТ учителями Национальный фонд подготовки кадров Страны Все учителя Моложе 40 лет Старше 40 и выше Разброс Австралия 55(0.2)57(0.2)53(0.3)-4(0.3) Чили 52(0.4)55(0.3)48(0.6)-7(0.7) Хорватия 47(0.3)52(0.4)43(0.4)-8(0.6) Чешская Республика 50(0.3)53(0.3)47(0.3)-6(0.4) Республика Корея 53(0.3)55(0.3)52(0.5)-4(0.6) Литва 50(0.3)55(0.5)48(0.3)-6(0.7) Польша 51(0.3)54(0.4)50(0.4)-5(0.5) Российская Федерация 49(0.4)52(0.5)48(0.4)-4(0.5) Словацкая Республика 50(0.2)53(0.3)47(0.3)-6(0.4) Словения 50(0.3)54(0.5)47(0.3)-7(0.5) Таиланд 45(0.6)48(0.6)42(0.8)-7(0.7) Турция 49(0.5)50(0.5)45(1.0)-5(1.0) ICILS 2013 среднее 50(0.1)53(0.1)47(0.1)-6(0.2)

LOGO Проблемы эффективного использования ИКТ в школах: межстрановые и по России: Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Почему в школе недостаточно используются возможности ИКТ? Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Влияние программных инструментов на уровень компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Ученики. Влияние общения с помощью сообщений или в социальных сетях на уровень компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров Среди тех учащихся, которые прибегают к общению с использованием ИКТ часто (от одного раза в неделю до каждого дня), процент детей с первым или ниже уровнем КИГ значительно ниже – от 30% до 38%, а процент детей третьего и четвертого уровня КИГ в два раза выше – 23%-26% (вместо 12%).

LOGO Ученики. Влияние интенсивности пользования компьютеров в различных ситуациях на уровень компьютерной и информационной грамотности Национальный фонд подготовки кадров Как часто ты пользуешься интернетом?/Поиск информации для твоего образования и школьных занятий/ Процент учащихся третьего и четвертого уровня КИГ выше в тех группах, где учащиеся проводят поиск информации каждый день или как минимум раз в неделю (26%- 27%). Ниже всего процент учащихся третьего и четвертого уровня КИГ среди тех, кто никогда не прибегает к поиску информации в процессе обучения (5%).

LOGO Выводы и рекомендации: условия организации образовательной деятельности по развитию ИКТ-компетентности обучающихся в ОУ Нормативно-организационный аспект Возможность ОУ ввести свои требования к результату, установить свои уровни ИКТ-компетентности, высшим из которых будет способность самостоятельно работать с информацией Материально-технический аспект Создание и развитие школьной образовательной ИКТ среды, использование мобильной техники, использование различных переферийных устройств (датчиков, контроллеров данных и т.п.) Кадровый аспект Использование ресурсов информационной среды всеми, использование учителем разнообразных новых средств ИКТ и педагогических практик с использованием ИКТ, повышение квалификации педагогов Психолого-педагогический аспект Мотивация, влияние положительных эмоций на результаты учебной деятельности Информационно-методический аспект Использование потенциала информационно-образовательных центров, создание условий, которые смогут компенсировать имеющиеся недостатки доступа учащихся к информационным ресурсам и т.д. Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Click to edit company slogan.

LOGO Различные аспекты использования ИКТ в школе– межстрановые и по России: Национальный фонд подготовки кадров

LOGO Процентная доля учащихся в школах с доступными для учебного процесса электронными ресурсами Национальный фонд подготовки кадров