Готовность ребенка к обучению в школе Педагог-психолог Катерина Л.В. МДОУ д/с 10 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Слагаемые успешности первоклассника" МБДОУ «Бархатовский детский сад»
Advertisements

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
Педагог-психолог Жарикова Стелла Александровна МКДОУ 2 Барабинского района Новосибирской области.
Портрет выпускника ДУ Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Готовность к школе Лымарева Марина Владимировна Образование - высшее Квалификационная категория -высшая Педагогический стаж- 21 год.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу Старший воспитатель детского сада 565 Фёдорова Елена Алексеевна.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу. -владение основными культурно-гигиеническими навыками -сформированность основных физических качеств и потребности.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу методист структурного подразделения «Социально-психологическая деятельность» Прохорова Галина Александровна.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
Кузнецова О.Н МБОУ ЦО «Каразей». Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного.
НаправленияСодержание и методикиОтветственные Оценка состояния здоровья и физического развития детей Оценка физического развития группа здоровья физиологическая.
Просмотр Особенности возраста и организация жизни детей старшего дошкольного возраста Кузьмина Ю.С. Управление образования Администрации города Костромы.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Подготовка к школе.
Транксрипт:

Готовность ребенка к обучению в школе Педагог-психолог Катерина Л.В. МДОУ д/с г.

Это такой уровень физиологического и психологического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе 1. Уровень физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) 2. Уровень биологического развития (количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций) 3. Состояние здоровья (группа здоровья, состояние основных физиологических систем организма)

Новые механизмы деятельности и поведения старшего дошкольника 1. Формирование произвольного поведения. (Ребенок может поступать не так, как хочется в данный момент, а так как надо) 2. Формируется отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом, таким образом появляется своя внутренняя позиция, появляются новые личностные потребности :

Новые личностные потребности детей: Потребность в уважении и признании (особенно посторонних) взрослых, желание выполнить важные для других «взрослые дела». Потребность в признании сверстников: (интерес к коллективным формам д/ти и в тоже время стремление быть первым, лучшим. Потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами.

Новые механизмы деятельности и поведения старшего дошкольника 3. Формирование устойчивой самооценки Теперь и плохие, и хорошие переживания обобщаются и напрямую влияют на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным и хотя мир вымысла и хотя ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла

Новые механизмы деятельности и поведения старшего дошкольника 4. Это период становления познавательной деятельности (дети начинают предпочитать интеллектуальные занятия практическим, их привлекают кроссворды, головоломки, задачки, в которых нужно думать) В общении со взрослыми возникают новые темы. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений.

Новые механизмы деятельности и поведения старшего дошкольника 5. Измененяется и сама структура и содержания детской деятельности: если маленькому ребенку важен результат, то ст.дошкольнику доступно принятие задачи. Он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться делать это правильно. Он может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнивать полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Кризис развития

Переходный период от одного этапа детского развития к другому; В этот период происходит резкое скачкообразное изменение всей психики ребенка. Возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Имеет три фазы: пред критическую, критическую, пост критическую. Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за полгода до 6 ти лет, у кого-то может прийти и в возрасте 8 лет

7 признаков кризиса Негативизм Упрямство Строптивость. Своеволие. Протест, бунт Обесценивание. Деспотизм и ревность

Тест для родителей 1. Оцените особенности поведения ребенка за последние полгода-год. 2. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно – 2 балла 3. Если указанная особенность появляется время от времени независимо от возраста – 1 балл 4. При их отсутствии - 0

Тест 1. В последнее время очень сильно изменился, стал совершенно другим 2. Часто грубит, старается переговорить взрослого 3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами 4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой 4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой. 5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу

Тест(продолжение) 6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми. 7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение. 8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом 7. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу. 8. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности

Анализ результатов баллов - Скорее всего трудности в воспитании обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы могут стать устойчивыми чертами характера 10-6 баллов - Скорее всего это проявление индивидуальных особенностей и/или результат неправильного воспитания 5-0 баллов- Для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может он отстает от сверстников в развитии

Как справиться с кризисом? 1. Понимать, что кризисы – это временные явления 2. Вовремя изменить систему требований 3. Предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно 4. Не запрещать, а убеждать, рассуждать, анализировать вместе с ребенком последствия его действий. 5. Иногда нужно отдохнуть друг от друга.

Диагностика предварительной готовности к школе

Цель выявление уровня зрелости психологических и психофизиологических функций, в наибольшей мере необходимых для включения в школьный учебный процесс

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций ( методика Кумариной Г.О.). 1. «Узор» - показывает развитие мелких мышц руки, способность к тонкому зрительному анализу, способность удерживать зрительный образ и переносить его на рабочий лист, умение анализировать, сравнивать, осознавать закономерности, удерживать поставленную цель критически оценивать полученный результат.

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций 2. «Бусы» - оценка зрительной кратковременной памяти и пространственной ориентации на листе 3. «Дом» – выявляет способности детей к рассмотрению ситуаций с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций. 4. «Схема» – определение уровня сформированности фонематического слуха, способность перевода звукового кода в другую знаковую систему. 5. «Разметка» – диагностика развития особенностей зрительного анализа, умения планировать и контролировать собственную деятельность.

Нормативы по методике Уровни предварительной готовности к школе: Высокий – баллов Несколько выше среднего баллов Средний - 23 – 37 Несколько ниже среднего – 15 – 22 балла Низкий – 14 и ниже баллов.

Индивидуальная характеристика выпускника ДОУ

Общие сведения I. Ф.И.О II. Дата рождения: III. Сведения о семье IV. Сведения о ДОУ V. Интересы и склонности ребенка VI. Кружки, секции, школы, которые посещал ребенок

VII. Сформированность предпосылок универсальных учебных действий ребенка (УУД) 1. Личностные УУД 2. Регулятивные УУД 3. Познавательные УУД 4. Коммуникативные УУД

1. Личностные УУД 1.1. Внутренняя позиция школьника Эмоционально положительное отношение к школе Мотивация учебной деятельности ( социальные, учебно-познавательные, оценочные, позиционные, внешние, игровой) Ведущий тип мотивационной регуляции 1.2. Самооценка 1.3. Толерантность 1.4. Эмоциональная отзывчивость

2. Регулятивные УУД 2.1. Умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу; 2.2. Умеет сохранять заданную цель; 2.3. Умеет видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; 2.4. Умеет контролировать свою деятельность по результату; 2.5. Умеет адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

3. Познавательные УУД 3.1. Общеучебные универсальные действия: умение использовать общепринятые знаки и символы в игре, общении, рисовании, аппликации и других видах деятельности Умение использовать наглядные модели и схемы: в конструировании, в развитии речи, математике, обучении грамоте и других видах деятельности 3.2. Универсальные логические действия: анализ, синтез, классификация и обобщение, установление закономерностей

4. Коммуникативные УУД 4.1. Коммуникация как взаимодействие: Потребность в общении с детьми Потребность в общении с взрослыми Умение слушать и понимать чужую речь; Умение принимать различные точки зрения Коммуникативные действия, направленные на кооперацию Умение договариваться Умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации

4.3. Речь как средство коммуникации Грамматический строй речи: правильно использует в своей речи различные грамматические формы Замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправляет их Самостоятельно употребляет в речи разные типы предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные

Связная речь: Пересказывает литературные произведения, используя в своей речи авторские средства выразительности В описательных рассказах точно и правильно подбирает слова, характеризующие особенности предметов и явлений: Использует в речи разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (сравнения, эпитеты) Придумывает сюжетные рассказы из 5-7 предложений по картине, из опыта, в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка) Различает литературные жанры; отражает характерные особенности жанра в своем повествовании (сказка, рассказ, пословица, загадка, стихотворение) Проявляет интерес к самостоятельному сочинению, создавая разнообразные виды творческих рассказов (по аналогии, на заданную тему, по плану, по модели и др.) Пытается самостоятельно использовать в повседневной жизни формы речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)

VIII. Речевые умения Фонематический слух: Дифференцирует на слух близкие по звучанию звуки в слове Определяет место заданного звука в слове Придумывает и отбирает слова с заданным звуком Осуществляет звуковой анализ слова Звукопроизношение: Чисто и правильно произносит все звуки родного языка в процессе речевого общения

IX. Особенности познавательных процессов ребенка Внимание сосредоточенное, присутствует волевое управление процессом Память (слуховая, зрительная) :скорость и качество запоминания

X. Степень развития элементарных математических представлений владеет количественным, порядковым, обратным счетом, знает цифры, определяет состав числа, сравнивает количество предметов, дифференцирует геометрические фигуры

XII. Особенности развития школьно- необходимых функций Крупная моторика: хорошо ориентируется в пространстве и координирует движения, подвижен, ловок Тонкая моторика: рука развита хорошо, уверенно владеет карандашом, ножницами; хорошо ориентируется на листе бумаги Координация в системе «глаз-рука»: графический образ (узор, фигуру) переносит правильно

XIII. Характеристики индивидуальных особенностей ребенка Тревожность Агрессивность Преобладающий эмоциональный фон: положительный/ нейтральный / отрицательный Форма выражения эмоций: открытая / закрытая Самостоятельность Темп работы Рекомендации учителю

1. физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками; 2. любознательный, активный; 3. эмоционально отзывчивый; 4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; 8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. овладевший необходимыми умениями и навыками. «Модель выпускника» ДОУ (социальный портрет ребенка 7 лет )

Спасибо за внимание!