«Вернём миру облик красоты!» Н.К.Рерих ВЫСТАВКА КАРТИН СВЯТОСЛАВА РЕРИХА, НЕЗАКОННО УДЕРЖИВАЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РФ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Advertisements

Это космическое пространство и все, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Созвездие стрелец. История Зодиакальное созвездие Стрельца - одно из самых древних. Считается, что его название предложено древнегреческим астрономом.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Сейчас физика дала объяснение всем, или почти всем, явлениям известным нам. Вот и закат физика объясняет так: Закат или заход Солнца исчезновение светила.
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте. Вся в голубой и звёздной красоте Земля добра: она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
2012г. Примите наши поздравленья В прекрасный, яркий, майский день! Пусть будет ваше настроение Всегда цветущим, как сирень, Пусть будет жизнь прекрасна.
Выполнил Гераскин Степан, ученик 1 «Б» класса Руководитель Рак Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 151 Научно-практическая конференция.
ИСКУССТВО XX века МОДЕРН В РОССИИ. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми»
Музыка древнего человека. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин.
САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ НА РУКАХ!
Мир внешний и внутренний. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Устроен он чрезвычайно сложно, и вместе с тем во всём имеет.
Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Привлечение любви!. Я привлекаю идеальные взаимоотношения в свою жизнь. Я готова к встрече с любимым человеком, у меня, есть все, чтобы притянуть к себе.
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
Транксрипт:

«Вернём миру облик красоты!» Н.К.Рерих ВЫСТАВКА КАРТИН СВЯТОСЛАВА РЕРИХА, НЕЗАКОННО УДЕРЖИВАЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РФ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА Компьютерная презентация некоторых из этих картин с текстами самого С.Н.Рериха К столетию со дня рождения ( )

Святослав Николаевич Рерих является одним из четырех Духовных Учителей единого Духовного Организма, имя которому Рерих. Он стал художником, чтобы принять из рук Отца эстафету Красоты в служении миру. Мы забыли, что Красота – сила природная, а искусство – главное средство выражения красоты. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» – Ф.М.Достоевский. Уже в самом начале ХХ века Н.К.Рерих твердил, что забота о Красоте должна стать жизненным новым делом в исканиях будущей жизни, что стремление человека к красоте извечно. «Радостно то, что красота жизни есть, и дали её велики. Древняя истина: «победит красота». Эту победу можно злоумышленной отсрочить, но уничтожить нельзя» – Н.К.Рерих. «Земля обновлённая». Своим искусством Святослав Николаевич возвысил человека до вечной жизни в Космосе. Вспомним его картину «Вечная жизнь». Вспомним также, что он постоянно говорил в своих беседах со зрителями и слушателями на выставках, по радио, в официальных выступлениях и в частных беседах. Он призывал устремляться к Прекрасному, более совершенному каждый день, не гаснуть, а делать это сознательно и непрерывно.

Задача сегодняшнего дня – духовное пробуждение человечества. Энергия творчества разлита во всей Вселенной. Людям заповедано думать, не как разрушать, а как созидать. Искусство должно входить в самую глубину жизни каждого человека, его веры и чувств. И каждый человек призван заниматься каким-нибудь видом искусства, потому что (ещё раз!) искусство является главным средством выражения Красоты. И о религии или вере человека Святослав Николаевич говорил тоже прекрасно: «Это чувства, которые поднимают нас над каждодневностью». Духовное завещание Рерихов всем нам: вернуть миру облик Красоты! Ведь идея народного просвещения владела Н.К.Рерихом с самого начала ХХ века. Он мечтал преобразовать свою художественно- промышленную школу в Свободную народную академию как художественно-просветительную организацию, где каждый мог бы свободно выбирать для учёбы любой вид искусства или сразу несколько. Помешали события 1917 года. Затем Н.К.Рерих стал воплощать эту идею в США и создал Институт объединённых искусств. Помешало гангстерское предательство. И вот в самом конце ХХ века снова Россия. Эту идею претворил, наконец, в жизнь уже младший сын Н.К.Рериха – художник, учёный и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих вместе с Людмилой Васильевной Шапошниковой.

Она стала уже в наши дни не только носителем, но и выразителем духовного завещания Рерихов всему человечеству – вернуть миру облик Красоты. Для этого Л.В.Шапошникова как учёная и заслуженный деятель искусств, философ и общественный деятель наметила великий подъём в мире Знания: в науке не будет больше разделений между духом и материей, духовное и физическое будут объединены! Космическое мышление и новая теория познания (синтез искусства, религии и науки) начинают входить в нашу жизнь. И долг каждого мыслить о переустройстве мира и цементировать пространство огнём своего сердца - своим устремлением к Прекрасному, путём самоусовершенствования Красотой. С.Н.РерихЛ.В.Шапошникова Центр-музей им. Н.К.Рериха

Триптих «Распятое человечество» «Куда идёт человечество?» или «Человечество, зашедшее в тупик» (справа), «Распятое человечество» (центральное полотно), «Освобождение» (слева). Этот триптих был разработан как большая роспись, но осуществить её не удалось. И картина осталась как большая, вполне законченная композиция, которая живёт своей жизнью.

Статья С.Н.Рериха «Распятое человечество» из журнала «Пенфренд» XI, Январь 1966, 6. Этот триптих был начат мною в 1939 году и завершен в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана теми мировыми событиями, которые достигли своей кульминации в ужасной войне, длившейся шесть долгих лет. Каждый надеялся тогда, что эта война завершит все войны человечества. Но опять, по прошествии двадцати лет неспокойного мира, разрушительные силы конфликта снова выявляют свои уродливые формы. Мрачные облака человеческой самости, ненависти и алчности вновь покрыли мир своими грозными тенями, и тема Триптиха остаётся животрепещущей. Эта картина состоит из трёх внутренне связанных тем. К центральному панно «Распятое человечество» с правой стороны прилегает панно, названное «Куда идёт человечество?», и с левой стороны – панно «Освобождение».

На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого узкого ущелья с угрожающе нависшими скалами. Бесконечный поток людей вьётся по этому ущелью. Отчаявшаяся группа сидит у пропасти. Темные скалы приобрели грозные очертания. Атмосфера безнадёжности пронизывает всю эту сцену. Вверху штормовое небо и тёмное нависающее облако человеческих очертаний плывёт над процессией людей. Куда идёт человечество? Холст, темпера. 153x92 см

На центральном панно изображены семь архангелов из Апокалипсиса, выливающих семь огненных чаш божьего гнева на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и марширующих армий, освещённых зловещим отблеском разорения. Крестом по этой сцене выделяется гигантская фигура распятого человека. Две фигурки коленопреклонились у его ног, в то время как две фигуры справа являются свидетелями. Распятое человечество Холст, темпера. 153x92 см

На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком, вернее – человека со своими многими «я», только победа над которыми может укрепить торжество возрождения истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окружённая крылатыми фигурами и лучами света – «освободившийся человек» – человек, который покорил свои безобразные «я» и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия. Освобождение Холст, темпера. 153x92 см

Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.

Триптих «Ты не должен видеть этого пламени» (центральное полотно), «Мы сами строим свои тюрьмы» (слева) и «Эти тени меня окружают» (справа).

Заветная мечта каждой матери, чтобы её ребёнок избег бы ужаса конфликтов жизни, то есть – страшной войны, катастрофы, которую подготавливает себе человечество на протяжении тысячелетий своего существования. Это то, о чём мы должны постоянно помнить и постараться предотвратить. Ты не должен видеть этого пламени Холст, темпера. 111,2x192,2 см

Это предупреждение о том, что наши города, наша цивилизация не должны нам угрожать. Наши достижения должны помогать нашей жизни, а не быть орудием порабощения и вовлечения во внутренние конфликты. Во всём, что мы делаем, должны проявлять особую мудрость и чуткость. Мы сами строим свои тюрьмы Холст, темпера. 111,2x192,2 см

Молодая женщина справа, озираясь, остановилась и подняла руку, как бы предупреждая кого-то о том, что, прежде чем спуститься по ступеням в открывающийся ей мир новых замечательных изобретений и решений нашей цивилизации, надо понять его правильно. Иначе он поработит и искалечит нас. Там изображены внизу три фигуры, которые как-то уже потеряли свой облик человечности и стали частью бездушного мира. Эти тени меня окружают Холст, темпера. 111,2x192,2 см

«Скорбящая» или «Пиета» Холст, темпера, масло. 111,3x212,5 см

Это общечеловеческая тема, где выдвигается герой – сын, который пожертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И, может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя. Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок. Розовый луч, который пронизывает тьму, – это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме, всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и дает нам надежду. «Скорбящая» или «Пиета»

Воззри, человечество! Холст, темпера. 111,3x242,8 см

Это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на видение огня, который падает на город всечеловеческий. Всечеловеческий потому, что в нём строения, принадлежащие всем расам человечества. Это как бы служит предупреждением, что если человечество не одумается, не пойдёт правильными путями, то придёт момент, когда этот огонь падет и спалит города людей. Об этом упоминается во многих учениях и философиях Востока. Если человечество в прошлом пострадало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня. Воззри, человечество!

Это транс гималайский сюжет. Трансгималайское ледниковое озеро, где ладья скользит по нефритовой глади озера к сверкающим вершинам, которые открываются в правой части картины перед плывущими. От тёмных скал, утёсов и ущелий они плывут к Свету навстречу прекрасным вершинам. И мы приближаемся Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Картина из моей серии на библейские темы. Добрый самаритянин Холст, масло. 91x155 см

Современные хиппи, осколки пресыщенного общества, тоже ищущие иногда новых решений, новых подходов к жизни, исходные корни земли, противопоставлены в этой картине женщине земли, которая со своим ребёнком и плодами в корзинке является олицетворение жизни. Она не ищет эти корни, потому что она сама является этим основным корнем. Многие из хиппи – ищущие, но большинство из них идёт ложными путями, которые их ни к чему не приведут. Ближе к тебе, Мать-Земля!1968. Холст, темпера. 111,3x242,8 см

Современная Ева, от которой Адам устремляется прочь. Её распущенность и веселье противоречат основам жизни. Триумф Евы Холст, темпера. 111,3x242,8 см

Лейла и Меджнун Холст, темпера. 122x139 см

Старинная персидская легенда, распространённая по всей Азии. Поэма о великой любви. Лейла, дочь царя, полюбила пастуха и просила отца выдать её за него. Царь согласился, но при условии, что этот пастух оросит пустыню. И вот долгие, долгие годы Меджнун работал в пустыне, провёл в ней воду, оросил и умер. В красном небе я хотел отобразить как бы силу этой эмоции. Лейла и Меджнун

Это юг Индии, Керала, где после заката солнца девушка отдыхает и вся природы застыла в каком-то ожидании. «Тишина» или «Молчание» Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Пробуждение природы на юге Индии, в тех местах, где мы живём. Весна Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Мои соседи Холст, темпера. 60,7x91 см

Мои соседи Холст, темпера. 60,7x91 см

(Серия картин, объединённых одним названием). Сценки из жизни Индии. Я назвал их «Мои соседи». Это всё деревенские люди, с которыми у меня близкий контакт и которых люблю. Хотелось показать вам красивые стороны их жизни. В течение столетий выработался там свой, особый стиль и подход к жизни. На выставке есть также портреты тех простых людей, которые меня окружают, с которыми я дружу и которых люблю. Так что в основе моих чувств к Индии лежит не только знание этой страны, но и дружба её людей, как самое дорогое и близкое мне. «Мои соседи» - это люди, живущие вместе со мной на Земле. Это и мы с вами. Мои соседи

Сценка из жизни деревенских жителей, возвращающихся в свою деревню с рынка, а, может быть, с праздника. Это весеннее время, когда весь лес покрывается листочками медного цвета, земля красная, от неё поднимается красная пыль, покрывает всё общим тоном, и в нём люди как бы тонут, и сами они как бы часть этого пейзажа. Возвращение домой Холст, темпера. 91x184 см

«Глина приобретает форму» или «Дом гончара» Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Тоже из жизни Южной Индии. Красильщицы ярких тканей развешивают их для сушки. Идея картины заключается в том, чтобы эти яркие краски Индии никогда не ушли из обихода Индии. Эти краски никогда не должны померкнуть Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Вечная жизнь Холст, темпера. 91x154 см

Это как бы цикл вечно обновляющейся жизни и характерная для Южной Индии сцена жизни там, где я живу. На переднем плане вы видите типичную женщину южного племени – мать с ребёнком. Далее, миловидная девушка несёт плоды, может быть, для этого ребенка. Позади процессия людей, работающих в поле на ярко красной земле юга Индии. Всё это – исконная вечная жизнь, которую можно увидеть там, в этих местах. Вы видите яркий закат после дождя, когда земля прямо горит и становится красной, бледно-изумрудная зелень светится как бирюза. Чёрно-лиловые валуны. Вечная жизнь

Это древняя легенда Индии, связанная с Богом Кришной. Кришна или наш Лель. Индийское слово «лиля» и русское «лель» – синонимы. Его флейту вы можете слышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет всё сущее. Священная флейта I Холст, темпера. 92x139 см

На эту тему у меня написана целая серия картин, из которых здесь на выставке вы видите несколько. Священная флейта III Холст, темпера. 91x154 см

Мальчик играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст от этого удивительно оранжевого тона дерева. Называется оно бугенвили. И при ярком солнце получаются бесподобные контрасты. Священная флейта IV Холст, темпера. 91x124 см

На этой картине вы видите трёх попугайчиков. Попугай в Индии – символ вести, так же как у нас ласточка. Очень часто в древней скульптуре Индии вы встречаете изображение женщины с шепчущим ей что-то на ухо попугаем или сидящим у неё на плече. В данном случае женщина услышала свист стремительного полёта, с которым они летят. Я хотел подчеркнуть внезапность вести. Вестники Холст, темпера. 91x155 см

Наперегонки Холст, темпера. 60x90,5 см

Здесь изображена работница с плантации эфироносов. Моя страна прекрасна Холст, темпера, масло. 111,3x136,6 см

Это рыбачки. Они сами выходят в море, ловят рыбу, носят по базарам, сушат. Очень независимые энергичные женщины, сильные. Тела их как бы напоминают и повторяют эту стихию моря. И они издавна зовутся в Индии «Дочери моря». Дочери моря Холст, темпера. 112x180 см

Гирнар Холст, темпера. 92x138 см

На всех этих скалах вырезаны прекрасные лестницы – ровные широкие ступени. По ним очень легко пройти туда. Вырезаны иногда очень глубоко в горе, иногда снаружи. Они идут на бесконечное количество километров, спускаются, опять поднимаются. Население там живёт в долинах. Во впадинах очень густые леса. И это единственное место в Индии, где сохранились дикие львы. Для тех мест типичны также розовые равнины, уходящие далеко в какую-то туманную беспредельность. В данном случае я хотел передать всё то, что вы здесь видите. И время это уже к закату, когда появляются богатые тени. Гирнар В Западной Индии есть полуостров Катьявара. Это очень древнее место называется Гирнар. Там остались памятники со времён Ашоки. Тогда это было буддийское место, но теперь – священное место джайнов. На скалах всюду там храмы – или на вершинах, или с боку.

Это яркая праздничная процессия в нашей долине Кулу. Вид против нашего дома. Это местные люди в своих праздничных нарядах, ярких, красочных. У них там 362 божества. И вот во время больших празднеств они устраивают такие процессии, несут переносный алтарь. «Дуссера. Кулу» или «Боги приходят» Холст, масло. 122x154 см

Наггар Картон, темпера. 29x43 см

Наггар. Кулу Холст, масло. 60,7x91 см

Рисовые поля под снегом Холст, темпера, масло. 60x45 см

Долина Кулу, если представляете себе по карте, лежит далеко на севере Индии (в Пенджабе) и в древности она была частью большого государства или царства Кулут, объединявшего несколько долин в течение довольно длительного времени. Это древнейшее место известно более двух тысяч лет. Следы древней ведической культуры мы там могли найти повсюду, потом это место стало буддийским, и в седьмом веке китайский путешественник Юн-Цанг нашел там двадцать буддийских центров, от которых сейчас ничего не осталось. Долина Кулу очень богатая. Там никогда не было голода. Люди снимают по три урожая в год. Богатейшая растительность – от субтропиков до тропиков и все зоны имеют свои ботанические пояса. Также много прекрасных, красивых птиц, бабочек … Долина Кулу

Гепан Холст, темпера, масло. 61x91 см

Это название горы в Западных Гималаях, где мы живём. Она замыкает долину. Имеет две вершины, как на Алтае Белуха. И Николай Константинович всегда стремился выразить многое в сравнении этих вершин. Один из основных заветов Николая Константиновича, о котором мы должны постоянно помнить, - это нравственное самоусовер- шенствование. И тема гор для этого выбрана им не случайно. Тот, кто был на вершинах, возвращается оттуда уже другим человеком. Только человек, который жил в горах, может понимать игру красок, игру света и тени. И для художника большое счастье увидеть всё это. Гепан

Это восточный массив в Гималаях, гряда недалеко от Дарджилинга. Вторая в мире по высоте вершина. Вы видите типичный эффект заката солнца после дождей, яркие отражающиеся краски. Я хотел передать сказочность страны. Канченджанга на закате Холст, темпера. 77x154 см

Я писал это место часто. Здесь хотел передать эту замечательную контрастность вечернего света. Высота восемь с половиной – девять тысяч метров. Очень глубокие долины. Клубящиеся облака, туман, а над ним сияющие вершины. Канченджанга на закате Холст, темпера. 91x151,8 см

Тот же мотив, другое время – после захода солнца уже. Когда этот массив погружается в тишину, постепенно поднимаются тени, туманы снизу, облака и медленно гаснет небо и разливается эта тишина. Закат над Канченджангой Холст, темпера. 77,2x154 см

Это Канченджанга с востока, со стороны Бутана. Первый луч, который осветил эту гору. В долине ещё темнота, ночь. Плывут облака. И вдруг зажигается вершина. Это потому тайный час, что в этот момент люди занимаются медитированием. Если это не молитва, то концентрация мысли, посылка её в пространство. Тайный час Холст, темпера. 92x154 см

Каждое проявление внешней жизни их притягивает и изумляет, потому что они изолированы среди скал. Может быть, там, куда они смотрят, проходит караван. Кочевники из Кама Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Лакшми Холст, темпера, масло. 35,4x50,6 см

Лакшамма Холст, темпера, масло. 49x35 см

Это один из этюдов, написанных мною с известной индийской танцовщицы. Он был мною сделан для передачи определённых и красивых линий движения, твёрдых и в то же время мягких. Рошан Ваджифдар Холст, темпера, масло. 52x58 см

Портрет в полный рост. Рошан Ваджифдар Холст, масло. 195x112 см

Это портрет очень интересного и большого йога Тибета. Карма Дордже Холст, темпера, масло. 121,4x91 см

Священнослужитель в наших местах – в долине Кулу. Пандит Мору Рам Холст, масло. 124x91 см

Пандит Джавахарлал Неру Холст, масло. 75,9x60,7 см

Пандит Джавахарлал Неру Премьер-Министр Индии, первый – после установления независимости Индии в 1947 году. Он у нас жил тогда (1942), и у меня было много времени с ним общаться. Я написал тогда с него целую серию этюдов и портретов. Здесь вы видите характерную позу Дж. Неру. Лицо его кажется простым, но его трудно передать. Он был не только большим вождём своего народа, но и замечательным человеком. Он ко всем относился дружелюбно и всегда старался сделать самое лучшее для всех. Конечно, ему было очень трудно. Это были трудные времена. Он не смог осуществить всё, о чём мечтал, к чему стремился и подходил по- новому. Может быть, влияние Ганди в этом тоже сказалось, но он искал новые пути и, конечно, олицетворял новую Индию.

Тогда он был Вице-Президентом Индии, а с 1962 по 1967 год Президентом Республики Индии. Это один из самых больших философов современности, человек гигантской эрудиции и в то же время исключительной человечности. Они дружили с Джавахарлалом Неру, часто беседовали на волновавшие их темы и проблемы установления связей между Индией и Советским Союзом и поддерживали идеи Николая Константиновича. Счастье страны, когда её два лидера действительно являются исключительно большими людьми. Д-р Сарвапалли Радхакришнан Холст, темпера, масло. 124x91 см

Первый портрет моей жены. Писал его осенью в долине Кулу на фоне дерева лагестрёмия, которое цветёт в это время. Госпожа Девика Рани Рерих Холст, масло. 136,6x91 см

Другой портрет моей жены – на фоне кораллового дерева, когда оно цветёт весной. Цветы кораллового тона. Госпожа Девика Рани Рерих Холст, масло. 121,4x91 см

Дети из нашей долины Кулу. Маленькая девочка со своей сестричкой. Так они ходят, так одеваются. Изображены на фоне цветов, которые там растут. Очень типичная девочка тех мест. Маленькие сёстры Холст, темпера, масло. 155,8x92 см

Профессор Николай Рерих Холст, масло. 91x152 см Этот портрет написан за несколько лет до его смерти у нас дома в Кулу. Это один из моих многих портретов Николая Константиновича.

Профессор Николай Рерих Холст, масло. 140x122 см Николай Константинович был моим главным учителем не только в искусстве, но во всей жизни, подавал замеча- тельный пример устремления к самому прекрасному, к самому возвышенному. Он был тем совершенным чело- веком, о котором говорили и Платон, и Конфуций, и все великие философы мира.

Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого другого искусства. То есть он был не только великим художником. Он был, прежде всего, великим художником жизни. Вся его собственная жизнь свидетельствует о том, каким огромным было то полотно, на котором он писал замечательную картину своей жизни! Её яркие краски он черпал в самом себе, в изучении и знании всевозможнейших систем философии и в достижениях Востока. Я бы сказал, что Николай Константинович был олицетворением достижений многих людей, собранных воедино. И трудно иногда представить себе, чтобы один человек сделал столько, сколько он сделал! Часто меня спрашивают: как же это он смог? И единственно правильный ответ заключается в том, что Николай Константинович никогда не терял времени. Он всё время работал. Каждое мгновение его жизни было созидательно. Он всегда говорил, что не нужно отдыхать, а нужно только переходить от одной работы к другой. И тем самым организм освежается, работает с полной отдачей. Но, кроме того у него не было никогда так называемой светской жизни. То есть он, по возможности, никогда не ходил в гости, никогда не терял времени на ненужные разговоры или пустые занятия…

Я иду одиноко ,5x46 см

«Жизнь нашей семьи – это была жизнь в труде. Все мы так или иначе трудились, но все работали всегда вместе. Все мы вчетвером составляли одно единое целое, и все мы помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое и тоже, может быть, собрать и дать другим». Из выступления в обществе «Знание» (Москва) Ю.Н.РерихН.К.РерихЕ.И.РерихС.Н.Рерих

26-й школы, членами клуба имени Рабиндраната Тагора 8 июня 1978 г.: «Я очень счастлив, что вы, мои молодые друзья, интересуетесь Индией и направляете свое внимание к этой прекрасной стране. Вы будете проводить в жизнь дело, которое волновало нас, - именно дело сближения двух великих стран. Народы Индии очень интересны, духовно богаты, неповторимы. Вся Индия является богатейшим конгломератом всевозможных рас и культур. Куда бы вы ни поехали, везде найдёте нечто своё, особое, отличное от других, но всюду высокий уровень культуры. Вот это духовное богатство, которое мы находим в Индии, нас всех, и меня тоже, особенно притягивало к этой стране. В Индии что интересно: куда бы вы ни поехали, особенно в деревне, в местах отдаленных от городов, вы найдёте особую утончённость. Эта утончённость – какое-то необычное качество, которое, очевидно, передаётся столетиями из поколения в поколение, которое живёт в них всегда. Эпос Индии – богатейший тому пример. Он живёт в народе и сказался на нём. Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)

Я всегда замечал в жителях самых отдалённых деревень именно особую утончённость восприятия. И это есть то, что, может быть, будет служить залогом развития новых рас. Мы все, современники, стоим на рубеже новых образований, новых решений будущего. И когда смотришь на этот богатейший народный портрет Индии, то начинаешь чувствовать, что именно они могут очень много дать другим. Они могут, может быть, как-то возвысить других людей, дать какое-то новое переживание, новое чувство, новое восприятие. И это то, ч то я чувствую, где бы я ни был в Индии. Индия тем и замечательная страна, что в ней ещё живы корни древней культуры. Может быть, это единственная страна, где вы чувствуете, как из всех уголков смотрят на вас древние пейзажи, древние мысли, красивые храмы страны. Всё это говорит о высокой, очень высокой культуре, очень высокой мысли». Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)

«Мы все должны стремиться сделать себя лучше. Это наша задача, и это самая сложная, самая насущная и в то же время самая интересная задача!» Из выступления в Госмузее искусства народов Востока (Москва) 8 ноября 1982 г.: «Так что будем работать над собой. Главным образом нам нужно работать над собой – не над другими!». Из выступления в Институте международных отношений 29 октября 1984 г.: «Лучший дар, который мы можем принести человечеству, - это стать лучшими людьми. Поэтому наше стремление стать лучше – более прекрасным человеком – самое практичное». Будем всегда стремиться к Прекрасному! С.Н.Рерих Из беседы с друзьями 10 июня 1978 г. в гостинице «Россия» (Москва):

Составители: К.Молчанова, А.Чубрик © Эстонское общество Рериха, 2003 г.