Организация социального партнерства ОмГПУ на основе SWOT-анализа Жук Алина, магистратура, 1 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Advertisements

Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Системный подход к построению партнерских взаимоотношений между предприятием, учебным заведением и практикантом Автор: Гуторов Александр Петрович Ключевые.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Программа Карминской Татьяны Дмитриевны, кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Транксрипт:

Организация социального партнерства ОмГПУ на основе SWOT-анализа Жук Алина, магистратура, 1 курс

Актуальность проекта: Образовательная организация, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательной организации, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы основного и дополнительного образования ОмГПУ в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно – подушевое финансирование, переход на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг – все это ставит проблему поиска дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности ОмГПУ. Проблема определения механизма взаимосвязи организации образования с окружающей его средой встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом.

Общая характеристика проекта: Проект направлен на решение проблемы взаимосвязи организации образования с окружающей его средой, которая встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом. Руководитель образовательной организации должен иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи организации с окружающей его средой, о роли и месте всех участников образовательного процесса в создании новых форм социального партнерства.

Проектная гипотеза: Если будет разработана программа организации социального партнерства вуза, включающая подготовительный, организационный и системообразующий этапы, то это обеспечит удовлетворение потребности в повышении эффективности процесса управления развитием образовательной организации.

Цель проекта: Предложить программу организации социального партнерства ОмГПУ, выявив направления совершенствования управленческой деятельности вуза.

Задачи проекта: 1. На основе анализа внешней и внутренней среды ОмгПУ выявить возможности и угрозы, сильные и слабые стороны вуза. 2. На основе SWOT-анализа выявить проблемы вуза, предложить пути минимизации слабых сторон, предотвращения угроз, использования сильных сторон и воплощения возможностей ОмГПУ. 3. Разработать этапы программы организации социального партнерства ОмГПУ.

Этапы разработки проекта: 1. Подготовительный (октябрь, ноябрь 2014 г.) - осуществлялся анализ состояния проблемы в теории и практике, изучено состояние проблемы в теории и практике управления вузом. 2. Основной (ноябрь, декабрь 2014 г.) - осуществлялся SWOT-анализ взаимосвязи вуза с окружающей его средой, разработка модели социального партнерства. 3. Заключительный (январь 2015 г.)- предложена программа организации социального партнерства ОмГПУ.

В целях определения конкурентной позиции ОмГПУ проведен анализ сферы высшего профессионального образования и дана оценка факторам внешней среды, влияющим на конкурентоспособность вуза. С точки зрения оценки конкурентных позиций важное значение имеет оценка влияния факторов глобального, общероссийского и регионального уровней на возможности развития ОмГПУ, а также угрозы для вуза (см. след. слайд).

ГРУППА ФАКТОРОВ ФАКТОРЫВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ 1. Общемировые 1.1. Глобализация образования. Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса 1. Расширение национального и международного рынка образовательных и инновационных услуг. 2. Рост востребованности новых направлений подготовки кадров. 3. Доступность глобальных информационных и образовательных ресурсов. 1. Повышение конкуренции на рынке образовательных услуг. 2. Отток высококвалифицированных кадров в зарубежные вузы. 3. Активизация деятельности зарубежных вузов на российском и региональных рынках Изменение философии научно-инновационныхй деятельности 1. Превращение науки в объект рыночной экономики: рост инновационныхй составляющей в научно-образовательной деятельности и коммерциализация ее результатов. 2. Активизация международного научного сотрудничества. 3. Расширение международного рынка инновационных услуг. 4. Формирование глобальных направлений развития науки и техники, повышение качества исследований. 1. Повышение конкуренции на глобальном рынке инновационных услуг и выход зарубежных исследовательских центров на российский и региональные рынки. 2. Существующий разрыв в уровне и качестве мировых и российских образовательных и инновационных технологий. 2. Российские 2.1. Спрос на образовательные услуги 1. Формирование новых направлений подготовки кадров. 2. Диверсификация спроса на образовательные услуги (повышение квалификации,MBA, профессиональная переподготовка, магистратура, семинары, тренинги, мастер-классы и пр.). 1. Сокращение объема рынка образовательных услуг вследствие ухудшения демографической ситуации. 2. Снижение спроса в связи с ростом цен на образовательные услуги. 3. Снижение спроса на рынке образовательных услуг в связи с ростом конкуренции Модернизация российской образовательной системы 1. Государственное финансирование крупных инновационных- образовательных проектов. 2. Внедрение принципов стратегического управления в систему управления вузов. 3. Переход на многоуровневую систему подготовки кадров и ориентация на компетентностный подход к обучению. 4. Привлечение работодателей к формированию компетенций и оценке качества образовательных программ. 1. Сокращение государственного финансирования образовательных учреждений. 2. Риски перевода вузов в категорию автономные учреждения. 3. Неразвитость нормативно-правовой базы регулирования отношений вузов с работодателями при переходе на двухуровневую систему подготовки, при развитии соц. партнерства. 3. Региональные 3.1. Реализация крупных инвестиционных проектов в ведущих отраслях промышленности 1. Рост потребности в новых направлениях подготовки кадров. 2. Увеличение рынка научно-технических разработок, консалтинговых и информационных услуг. 2. Рост потребности в управленческих кадрах. 3. Рост спроса на выпускников инженерных направлений подготовки. 4. Реализация механизма государственно-частного партнерства, социального партнерства. 1. Недостаточное развитие механизмов взаимодействия реального сектора экономики и вузов по образовательным и инновационным направлениям. 2. Ориентация предприятий на руководителей и специалистов из других регионов Дисбаланс на рынке труда 1. Изменение структуры потребности в подготовке кадров. 2. Рост спроса на высококвалифицированные кадры. 1. Сокращение потребности в подготовке кадров по традиционным образовательным программам и направлениям. 2. Отток кадров в крупные города и другие регионы России.

Исследование факторов внутренней среды ОмГПУ проводилось по следующим направлениям: образовательная деятельность; научная деятельность; инновационная деятельность; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально- техническое обеспечение; социальная сфера; система управления; финансы. Результаты анализ факторов внутренней среды вуза представлены на следующем слайде.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ Образовательная деятельность – широкий спектр направлений подготовки кадров; – многоуровневая реализация образовательных программ (лицей, СПО, ВО, послевузовское образование); – наличие программ дополнительного образования, в т.ч. программ бизнес-образования; –современные разработки в области методики обучения (активные и интерактивные методы обучения); – достаточно высокий уровень подготовки выпускников. - наличие совместных с зарубежными вузами программ обучения; - использование современных систем организации учебного процесса и оценки знаний студентов (модульно-рейтинговая система). – разрыв между потребностями рынка труда региона и структурой подготовки кадров; – сравнительно небольшое число реализуемых магистерских программ; – недостаточное использование кредитной системы образования; - несовершенство практик ориентированности образования. Научная деятельность – широкий спектр направлений научных исследований; - сотрудничество с Омскими колледжами и зарубежными вузами – недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики; – устаревшая лабораторно-техническая база по ряду научных направлений; – сравнительно низкий уровень коммерциализации разработок ученых университетов; - низкий уровень сотрудничества с региональными вузами и научными центрами. Инновационная деятельность – наличие перспективных разработок в сфере технологий – слабая связь с потребителями инновационных услуг; – недостаточное использование механизмов коммерциализации результатов инновационныхй деятельности. Кадровое обеспечение – наличие высококачественного и компетентного ППС. – доминирующее вовлечение ППС в образовательный процесс по сравнению с научной и инновационныхй деятельностью; – слабая мотивированность сотрудников в результатах своего труда. Информационное обеспечение – обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса; – широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам. – относительно низкий уровень программного обеспечения потребностей образовательного процесса; – несовершенство информационных ресурсов и технологий в соответствии с потребностями реализации новых форм организации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение – обеспеченность учебно-лабораторной базой; – рост инвестиций в строительство новых учебных корпусов и объектов инфраструктуры. – физический и моральный износ материально-технической базы по ряду структурных подразделений. Социальная сфера– относительно стабильный коллектив вуза; – сравнительно низкий уровень заработной платы ППС; – уравнительная система оплаты труда многих категорий работников; – нераспространенность программ обеспечения жильем сотрудников университетов; Система управления – стратегическое планирование развития университета (использование целевых программ). – сложность и непрозрачность структуры управления; – дублирование ряда управленческих функций; - низкий уровень развития социального партнерства вуза Финансы–государственная финансовая поддержка вуза– незначительная доля в структуре доходов поступлений от внебюджетной и инновационныхй деятельности; – отсутствие долгосрочного финансового планирования.

Основные усилия руководства ОмГПУ необходимо сосредоточить на развитии сильных и устранении слабых сторон вуза. Перспективные направления развития вуза представлены в таблице: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЬНЫХ СТОРОНМИНИМИЗАЦИЯ СЛАБЫХ СТОРОН осуществление подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики; участие в комплексных целевых программах непрерывного образования; использование информационных каналов для информирования местной, региональной и федеральной общественности о достижениях и планах вуза в образовательной, культурной, социальной и инновационныхй деятельности; увеличение количества объектов интеллектуальной собственности; развитие социального партнерства с заинтересованными сторонами и стратегическими партнерами; разработка образовательных программ, сертифицированных на международном уровне; повышение компетентности сотрудников вуза; повышение активности в продвижении инновационных, консультационных и образовательных услуг на региональный, российский и международный рынок. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ диверсификация основных образовательных и дополнительных программ (расширение сети представительств, дистанционное обучение); стратегическое партнерство с заинтересованными сторонами; международная сертификация образовательных программ, приложение европейского образца к дипломам; интернационализация образования и активизация международной деятельности вузов; расширение межвузовских связей: реализация совместных проектов, использование возможностей научной кооперации. расширение спектра образовательных услуг в целях повышения на них платежеспособного спроса, за счет повышения уровня коммерциализации научных разработок; повышение внебюджетного финансирования за счет привлечения финансовых средств из разных источников; использование преимуществ нового законодательства в системе высшего образования; - развитие нормативно-правовой базы для регулирования отношений с работодателями и социальными партнерами Вывод: одно из перспективных направлений совершенствования управленческой деятельности - взаимодействие ОмГПУ с социальными партнерами.

Анализ современного состояния использования собственного механизма и форм социального партнерства в управлении Омским Государственным Педагогическим Университетом : - открытие Научно-образовательного центра «Интеграция» (в рамках некоммерческого партнерства), решение о создании которого было принято на Ученом совете ОмГПУ 25 октября 2013 года. Организация Научно-образовательного центра «Интеграция» является одним из проектов плана стратегического развития ОмГПУ на период 2013–2018 гг. Целью деятельности Центра является подготовка высококвалифицированных профессионально- педагогических кадров, востребованных отечественной и зарубежной наукой и образовательной практикой на основе интеграции научных исследований и образовательных программ среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО). Основные направления деятельности Центра: 1. разработка региональной модели высшего, среднего и дополнительного профессионально- педагогического образования и программ прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Профессиональное обучение» 2. развитие фундаментальных и прикладных исследований по проблемам подготовки и переподготовки современного педагога профессионального обучения 3. организация сотрудничества образовательных организаций ВПО и СПО в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности 4. организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций, региональных семинаров и круглых столов по проблемам профессионально-педагогического образования с приглашением ведущих ученых и специалистов 5. оказание консалтинговых услуг образовательным организациям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в области экономики, управления образованием и образовательными инновациями

Среди важных мероприятий Центра в 2013–2014 гг. можно отметить следующие: Одним из перспективных решений стало решение о необходимости расширения партнерских отношений Центра с прямыми работодателями для выпускников систем ВПО и СПО – учреждениями, предприятиями г. Омска и Омской области. диагностика состояния системы профессиональной подготовки и переподготовки профессионально-педагогических кадров Омского региона; организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессионально-педагогических кадров на основе принципов интеграции и преемственности, практикоориентированности; подготовка к 12-й Международной научно-практической конференции «Оценка результатов освоения программ профессионального образования в контексте ФГОС: региональный опыт» (апрель 2014 г.) и к Региональному студенческому научному форуму – 2014, в котором примут участие студенты вузов и учащиеся колледжей по направлению «Профессиональное обучение».

План разработки проекта по организации социального партнерства ОмГПУ включает 3 этапа 1. Подготовительный, целью которого является осознание вузом необходимости установления нового типа взаимодействия с региональным рынком труда, оценки собственного потенциала (2013 г.) 2. Организационный, целью которого является налаживание устойчивых связей с социальными партнерами. ( г.г.) 3. Системообразующий, целью которого является формирование системы социального партнерства через объединение отдельных ее элементов ( г.г.)

В настоящее время ОмГПУ находится на 2 этапе создания социального партнерства (пока партнерами является 21 учебное заведения г. Омска и области). Для эффективного прохождения 2 этапа рекомендуется оформить договорные формы сотрудничества ОмГПУ с партнерами по следующей программе: 1. организация производственного обучения и практики обучающихся (ежемесячно продлять договоры с работодателями) 2. стажировка и повышение квалификации педагогических работников. 3. переподготовка и обучение работников предприятий. 4. совместная коммерческая деятельность и реализация проектов. 5. совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках 6. оказание предприятиям информационных и консалтинговых услуг; 7. оказание маркетинговых услуг; 8. выполнение работ по договорам подряда; 9. совместное участие в международных проектах; 10. проведение научно-исследовательских и технологических работ; 11. профориентация обучающихся в части взаимодействия с органами по труду и занятости; 12. содействие в трудоустройстве выпускников образовательных организаций; 13. мониторинг информации о рынке труда и занятости населения; 14. оформление социального взаимодействия с общественными организациями г.Омска и области.

3 этап организации социального партнерства ОмГПУ предполагает создание организационных структур, действующих на основе уставных и других регулирующих документов, утверждаемых в установленном порядке. В 2014 г. уже был создан Координационный совет. На перспективу развития партнерства предлагается создание внутри Координационного совета рабочих групп, которые выполняли бы функции консультативного профессионального характера (представители органов управления по труду и занятости, молодежной политике, работодателей, их объединений, профсоюзов работников, а также учебно-методических служб и ведущих вузов города, отраслевых структур).

Модель механизма социального партнерства ОмГПУ ОмГПУ Парнер 1 Партнер 2 Партнер 3 Переговорный процесс Согласование позиций (рабочие группы) Экспертная работа (перспективные направления) Создание нормативной базы (подписание договора сотрудничества)

Критерии оценки эффективности проекта социального партнерства ОмГПУ: Критерии оценки эффективности Предметы оценки эффективности 1. Социальная деятельность вуза Используемые формы и методы управления социальным процессом. Результаты деятельности за определенный период. Результаты выполнения целевых программ. Экспертные оценки. 2. Качество или уровень организации труда персонала, обеспечивающих социальное партнерство вуза Условия труда - социальные, организационные, социально- психологические. Ресурсное обеспечение. Экспертные оценки.

Программа организации работ по проекту Таким образом, основные направления развития социального партнерства ОмГПУ на период г.г. в сфере профессионального образования могут быть обобщены следующим образом: 1. Создание органов социального партнерства на региональном, отраслевом и местном уровне и на уровне учебных заведений (2015 г.) (с участием представителей предприятий, ассоциаций работодателей и предпринимателей, торгово-промышленных палат, организаций работников (профсоюзов) и представителей сферы образования) для: - разработки: квалификационных требований к специалистам (разработка спецификации сферы труда), учебных программ (спецификация сферы образования), содержания и организации производственной практики на предприятии (обучение на рабочем месте); прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях; мониторинга развития регионального рынка труда; - выявления необходимости введения новых специальностей обучения. 2. Расширение участия учебных заведений в повышении квалификаций работников предприятий - социальных партнеров ( г.г.). 3. Организация стажировок преподавателей учебных заведений на предприятиях социальных партнеров ( г.г.). 4. Участие социальных партнеров в системах оценки качества образования ( г.г.). 5. Выработка предложений по гармонизации спроса и предложения образовательных услуг на региональном рынке, отвечающей интересам регионального развития (профили и объемы подготовки) ( г.г.). 6. Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития (тестирование новых технологий, оборудования, материалов и т.д., обучение студентов работе на новом оборудовании с использованием новых технологий и материалов и распространение наработок в регионе) ( г.г.). 7. Привлечение внебюджетных средств, развитие бизнес-партнерства с вузом (кон г.г.).

Организация социального партнерства ОмГПУ на основе SWOT-анализа Жук Алина, магистратура, 1 курс