В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, РЕСУРСЫ Нестеренко Алла Александровна, доцент кафедры развития образования АПК и ППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеурочная деятельность по новым стандартам. Внеклассная работа по математике, которая является составляющей всей внеурочной деятельности как отдельного.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
ФГОС НОО в школе. Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Роль и место внеурочной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Внеурочная деятельность школьников в 6 - х классах 900igr.ne t.
ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Система работы учителя 1 ступени обучения по реализации ФГОС начального общего образования второго поколения Автор: Смирнова Юлия Павловна., руководитель.
Транксрипт:

В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФГОС: СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, РЕСУРСЫ Нестеренко Алла Александровна, доцент кафедры развития образования АПК и ППРО

П ЛАН КУРСА Внеурочная деятельность, ее отличительные черты, место в образовательной программе Содержание внеурочной деятельности. Проблема интеграции с учебной деятельностью Педагогические технологии во внеурочной деятельности Создание среды. Идея программы - конструктора Поддержка внеурочной деятельности. Интернет-ресурсы. Практикумы

В АШ ОПЫТ И ОЖИДАНИЯ Есть ли у вас опыт организации внеурочной деятельности? Какой? В чем, по вашему мнению, плюсы и минусы внеурочной деятельности? В первоначальных материалах проекта новых стандартов было понятие ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Как вы думаете, почему название изменилось и какой вариант кажется вам более корректным?

В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЯ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Нестеренко А.А.

Д ЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО ? Образование надо менять, в соответствии с потребностями общества Менять «уровчную» деятельность очень сложно Нужен большой спектр образовательных возможностей У школы, как правило, нет ресурсов Нужны условия для развития самостоятельности школьников Эти условия уничтожены заорганизованностью учебного процесса и высокой учебной нагрузкой на детей

О СОБЕННОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других».

М ОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель дополнительного образования Модель школы полного дня Оптимизационная модель Договор между школой и учреждением ДО На основе групп продленного дня В организацию внеурочной деятельности включены все работники школы Инновационно- образовательная модель Организация внеурочной деятельности на базе Федеральной экспериментальной площадки с учетом региональных особенностей

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческая реализация Социальное становление Профессиональное самоопределение Акцент на результаты воспитания

У РОВНИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ

С ОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модель содержания по В.В. Гузееву ИНФОР- МАЦИЯ ФАКТЫСПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТИ ЦЕННОСТИ УСВО- ЕНИЕ Пред- став- ления Умения Нормы ПРИСВО- ЕНИЕ знания навыки Убеждения, смыслы ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

С ОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В каких программах, вероятнее всего, сформируются коммуникативные УУД? регулятивные УУД? Юный турист Заниматель- ная математика Мир добрых дел Друзья леса Учись учиться Мир живой природы Роботландия Веселый карандаш Основы проектной деятельности

С ОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Определите, для формирования каких УУД вам нужна именно внеурочная деятельность 2. Представьте, что у вас есть часы на организацию внеурочной деятельности. Придумайте темы программ и кратко опишите их содержание.

С ООТНОШЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС

В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕЕМНИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Есть Общее образование Дополнительное образование Общее образование = 1 вариант 2 вариант Дополнитель- ное образование =

В НЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕЕМНИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Что есть Учебная деятельность Внеурочная деятельность Учебная деятельность = 1 вариант 2 вариант Внеурочная деятельность =

О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ШКОЛЬНИКА Что хотим Учебная деятельность Внеурочная деятельность ? КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? В учебной деятельности дается основа, внеурочная деятельность позволяет углубить и творчески применить знания и умения

О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ШКОЛЬНИКА Хотим Учебная деятельность Внеурочная деятельность ? КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? Внеурочная деятельность позволяет получить компетентности, которые используются в учебной деятельности

П РИМЕРЫ ИНТЕГРАЦИИ - ОБСУЖДЕНИЕ Приведите примеры интеграции программ учебной и внеурочной деятельности из вашего опыта или известной вам практики Объясните, почему Вы считаете это интеграцией?

И НТЕГРАЦИЯ (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. Интеграция в образовательном процессе Интеграция содержания Интеграция воспитательных воздействий Интеграция в организации обучения

М ОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ модель взаимной поддержки; модель многосторонних представлений; модель интегрированных умений; модель комплексных проблемных задач (И.Н. Мурашковска. htm )

МОДЕЛЬ ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ Стандартный – плохой – вариант: репетиторство, дополнительные занятия. Хороший вариант – программы используют материал друг друга.

П РИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМНУЮ ПОДДЕРЖКУ Дистанционные курсы «Сам себе сочинитель»Сам себе сочинитель Мир вокруг нас: живая природа

М ОДЕЛЬ МНОГОСТОРОННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ( ИНТЕГРАЦИЯ НА ОБЪЕКТЕ ИЛИ ПОНЯТИИ ) Один объект или одно понятие рассматривается с разных сторон, с позиций разных областей знания: «Яйцо в биологии, культуре, математике» Симметрия в природе и искусстве

П РИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛЬ МНОГОСТОРОННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Курс «Моя Карелия». Национальности нашей школы.Моя Карелия Курс «Царица Симметрия»Царица Симметрия Идея проекта на Глобаллаб: «Кто же вы, госпожа единица?» 73da-11e5-85ff-08606e697fd7.html#.Vi- iPtLtmko 73da-11e5-85ff-08606e697fd7.html#.Vi- iPtLtmko

И НТЕГРАЦИЯ ПО ОБОБЩЕННЫМ УМЕНИЯМ (УУД) Общие способы формирования регулятивных, коммуникативных УУД Формирование регулятивных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности, использование этих умений на уроках Отдельный курс, посвященный формированию УУД определенного вида («Мир деятельности» М. Курышевой и т.п.)

П РИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ПО ОБОБЩЕННЫМ УМЕНИЯМ Дистанционный курс «Учись учиться»Учись учиться Курс направлен на формирование регулятивных и познавательных УУД. Есть фрагменты, посвященные познавательному общению (коммуникативные УУД)

И НТЕГРАЦИЯ НА ПРОБЛЕМЕ Проблема возникает, формулируется в инвариантной части учебного курса, решается – в рамках внеурочной деятельности. Или – наоборот. Самый естественный метод - проектный Учебная деятельность Внеурочная деятельность

И НТЕГРАЦИЯ НА ПРОБЛЕМЕ - ПРИМЕРЫ Изучали басни – стало интересно, как они пишутся – проект «Сочиняем басни» Решали задачу о том, как пройти по воде как по слуху (во внеурочной деятельности) – вышли на необходимость использовать лед – условия возникновения льда урок вне урока урок

З АДАЧА О ЗИМНЕЙ ГОРКЕ (Е.Д РАГАН ) Россия готовится к Олимпиаде 2014 года. Все россияне хотят почувствовать себя спортсменами. И дети, и взрослые любят кататься зимой с высоких горок. Но это опасно – так как можно удариться при падении. Давайте придумаем безопасную зимнюю горку. ФИЗИКА (учебная деятельность) ТРИЗ (внеурочная деятельность) Выявляем параметры, от которых зависит опасность Решаем практическую задачу

О ПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОЕКТА «Г ОРОД И ДОМ БУДУЩЕГО » В 11- Ц КЛАССЕ Выделили ключевую проблему - транспортная Предложили идеи решения, выбрали одну Рассматрели город как систему; распределили основные подсистемы между группами ТРИЗ Выполнили расчеты ФИЗИКА Аналогично работали с другими идеями, согласуя результаты между собой

И ЗУЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ В СРЕДЕ MOODLE Садимся за компьютеры группами, пользуемся экскурсией по сайту Познакомьтесь с курсами, задайте вопросы

М ОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ модель взаимной поддержки; модель многосторонних представлений; модель интегрированных умений; модель комплексных проблемных задач (И.Н. Мурашковска)

П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС

О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ( ПО В.В. Г УЗЕЕВУ ) Образовательной технологией будем называть систему, состоящую из: некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения; набора моделей обучения (методы, орг. формы, средства, пед.техника); критериев выбора или построения оптимальной (адекватной) модели обучения для данных конкретных условий.

П РЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ( ДИАГНОСТИЧНЫХ, ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ) Творческая реализация Социальное становление Профессиональное самоопределение Тип результатов Что можно планировать Творческие продукты Умение выполнять социальные роли Факт выбора профиля и оценка вклада ученика в его освоение

М ОДЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА методы формы режимы приемы средства

М ЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Эвристический (заданы условие, вопрос, промежуточные задачи) Направляемый проект Модельный (задан только вопрос) Проблемный (заданы условия и вопрос, дети ищут решение) ИГРА ОТСМ-ТРИЗ технологии, Метод ИК Решение ТОГИС- задач Социокуль- турные практики НАПРАВЛЯЕМАЯ ДИСКУССИЯ

Т ИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ПО ЦЕННОСТНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЛЬЗА ЛЮДЯМ / ПРИРОДЕ …) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (проект, в котором мы чему-то научились, получили новую информацию) КОММУНИКАТИВНЫЙ (СОЗДАЛИ СРЕДУ, УСТАНОВИЛИ КОНТАКТЫ) «АРТИСТИЧЕСКИЙ» - проект, в котором создали творческий продукт. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ – проект, в котором самостоятельно нашли новую информацию РЕШАТЕЛЬНЫЙ – проект, который посвящен поиску и внедрению решения проблемы ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, ПРОГНОЗНЫЙ – проект, который посвящен моделированию мира будущего или фантастического мира

К АК ПРЕВРАТИТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ? Использование специальных инструментов Оценочный паспорт Интеллект- карта Изучение объектов, требующих помощи Решение проблем Видео Левицкой

К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : КОПИЛКИ, КАРТОЧКИ ПРИЗНАКОВ И ПАСПОРТА, МОДЕЛИ СОБЫТИЙ И ЭФФЕКТОВ Объект 1 Признак 1 Объект 2 Признак 2 Объект 3 Признак 3 еслито если

К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР надсистема Система подсистема система подсистема прошло е настоящеебудущее

К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : ПРОТИВОРЕЧИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ ЕСЛИ (я сделаю это...) ТО (+) НО (-) САМО!!! БЕЗ ЗАТРАТ! + -

К РАТКИЙ ОБЗОР ИНСТРУМЕНТОВ : ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ Закон полноты частей системы Закон согласования Закон стремления к идеальности Закон перехода в надсистему Закон перехода на микроуровень... ПОЗВОЛЯЮТ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОМОГАЮТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ Фантастические, прогнозные проекты Решательные проблем

Ф ОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ интенсивная модульная образовательная программа, компетентностная олимпиада, предметно-практические лаборатории и «полигоны», элективные предметные и метапредметные курсы, учебные командные проекты, развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажёры и др.), проблемные клубы и волонтёрские организации Из концепции развития ДО

Ф ОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТ - СОЗДАНИЕ» «ПРОЕКТ- АКЦИЯ» «СОБЫТИЕ» КТО ПРОВОДИТ? УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛИ СТАРШЕКЛАССНИКИ ДЕТИ «СОРЕВНОВАНИЕ» «ПРОЕКТ - ИССЛЕДОВАНИЕ» ВОЛОНТЕРЫ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ

Т ЕХНОЛОГИИ. Т ИПЫ ПРОЕКТОВ НА БАЗЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОТСМ-ТРИЗ Исследование копилки – вывод закономеррностей и правил Исследование копилки – синтез объектов Морфологический анализ и синтез «Подбор и оценка ресурсов» «Применение» «Прогноз» «Наша сенсорная комната» «И это все о нем» (разностороннее исследование, посвященное одному объекту) Правило Бергмана Доп. материал по изучению языка «Листья» Синтез произведений малых жанров «Эмоции» «Поздравление шефам» Город будущего «Вторая жизнь вещей» «Решение проблем» «Дорожные опасности»

О Т ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К СРЕДЕ Опыт программы «Тризобретатель» Тренажерный зал Парк развлечений Музей с выставочными залами Лаборатория Заседания клуба Спасателей на центральной площади

О Т ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К СРЕДЕ Опыт программы «Тризобретатель» Копилки Карточки признаков Преобразователь Карточки работы Изобретометр

О Т ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – К СРЕДЕ Опыт программы «Тризобретатель» ИГРЫ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ (Клуб Спасателей) ИССЛЕДОВАНИЯ

С ЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Внеурочная деятельность в контексте ФГОС

С ЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ Поддержка внеурочной деятельности на базе учреждения (школы или центра ДО) Дистанцион- ные среды Сервисы GOOGLE и YANDEX Глобальная школьная лаборатория GLOBALLAB Сетевые проекты (у частием детей из разных мест)

Г ЛОБАЛЬНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Г ЛОБАЛЛАБ – HTTP :// GLOBALLAB. RU HTTP :// GLOBALLAB. RU

П РОЕКТЫ НА Г ЛОБАЛЛАБ detstvo.ru.html#.Vi-ydtLtmko Военное детство Советы по обеспечению проекта: Печатная анкета; Скринкасты, объясняющие, как работать в проекте При необходимости – тексты памяток, алгоритмов и т.п. Освещение в прессе, в соцсетях

П РОЕКТЫ НА Г ЛОБАЛЛАБ Дорожные опасности nye_opasnosti_komandnyi_proekt.ru.html#. Vi-2b9Ltmko nye_opasnosti_komandnyi_proekt.ru.html#. Vi-2b9Ltmko Проект социальный или учебный?

З НАКОМИМСЯ С РЕСУРСАМИ И ПРОЕКТИРУЕМ 1-я группа – экскурсия по Глобаллаб 2-я группа – решенние проблемы приучения к чтению с помощью проекта (акции и т.п.) в рамках внеурочной деятельности Затем меняемся. Обмениваемся идеями

З НАКОМИМСЯ С РЕСУРСАМИ И ПРОЕКТИРУЕМ Создание сетевого проекта в среде Глобаллаб 1. Идея исследования 2. Анкета 3. Как будем представлять и обрабатывать результаты

РЕФЛЕКСИЯ КУРС Плюсы (+) Минусы (-) Вопросы (?) Предложения (!) Моя внеурочная деятельность Буду использовать... Поделюсь с коллегами... Предложу в своем учреждении...