Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Подготовил: старший воспитатель Косоногова Лилия Евгеньевна
Актуальность ФГОС в дошкольном образовании Кризис в системе образования в России на всех уровнях. Несоответствие уровня дошкольного образования современным требования общества Изменение целей и приоритетов в образовании в соответствии с новыми требованиями информационного общества. Теоретическая основа работы
Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Цель образования
Стандарт – социальная норма общественного договора между Семьей Личностная успешность; Социальная успешность; Профессиональная успешность. Государством Безопасность и здоровье; Свобода и ответственность; Социальная справедливость; Благосостояние. Обществом Национальное единство; Безопасность; Развитие человеческого потенциала; Конкурентоспособность.
ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации. «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». ФГОС ДО –это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Что такое ФГОС ДО ?
Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года Профессиональный стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. 544 н Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. 544 н Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО
Принципы стандарта Принципы стандарта полноценное проживание ребенком всех этапов детства ; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования (далее индивидуализация образования) сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в разных видах деятельности; сотрудничество учреждения с семьей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие методов, требований, условий возрасту и особенностям развития) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт и его основные цели повышение социального статуса дошкольного образования; повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования; обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Задачи стандарта охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Ребенок как субъект отношений сам с собой, другими детьми, взрослым и миром. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
Задачи стандарта Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Отличия ФГОС ДО от ФГТ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ к структуре, к разделам к условиям - отдельный документ ФГТ (Приказ 2151) Две группы требований: Три группы требований: к структуре условиям результатам освоения ООП ДО Программа состоит: Обязательная часть (80%) Формируемая участниками образовательных отношений (20%) Программа состоит: Обязательная часть ( 60%) Формируемая участниками образовательных отношений ( 40%)
Отличия ФГОС ДО от ФГТ художественное творчество Образовательные области : (10) физическая культура, здоровье безопасность социализация, познание, труд коммуникация чтение художественной литературы музыка. Образовательные области: (5) ;;;;;; социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие
ООП в ФГТ включает шесть разделов РАЗДЕЛЫ ООП ООП в ФГОС включает три основных раздела и дополнительный 1. Пояснительная записка; 2. Организация режима пребывания детей в ОУ ; 2. Содержательный (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей) содержание (задачи) по всем 5 3 Содержание психолого-пед. работы по освоению детьми образовательных областей; 4. Содержание коррекционной работы 1. Целевой раздел Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения программы. 5. Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 3. Организационный раздел Организационный раздел должен содержать описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения…..
ФГТ ФГОС ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ Описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы. ФГОС ДО гласит, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Цель: Обеспечение перехода педагогов ДОУ на реализацию ФГОС, ориентация на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой. Задачи работы: Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО. Проектирование системы работы с педагогами ДОУ по актуальным проблемам в соответствии с ФГОС с учетом потребностей ДОУ: рассматривание целей и задач дошкольного образования; анализ методического обеспечения с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ; организация развивающей предметно-пространственной среды; расширение возможностей личностного саморазвития и самореализации педагогов Определение результативности проведенной работы и перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению ФГОС в ДОУ. Практическая основа работы
Краткая характеристика учреждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 Функционируют -12 групп общеразвивающей направленности, 1 коррекционная. 3 группы- подготовительная к школе 6-7 лет; 3 группы- старшего дошкольного возраста 5-6 лет; 2 группы- среднего дошкольного возраста 4-5 лет; 3 группы- младшего дошкольного возраста 3-4 лет; 2 группы- раннего возраста 2-3 лет.
Образовательный ценз педагогов Педагогов -36 человек Высшая категория – 1 педагог Первая категория- 15 педагогов Вторая категория – 2 педагога СЗД -18 педагогов С высшим образованием – 12 педагогов Незаконченное высшее – 3 педагога Средне-специальное – 21 педагог
Первый этап работы : Цель: первичная подготовка педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение старшим воспитателем курсов ГОУ ДПО НИРО, изучение нормативных документов и методической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий. Изучение Приказа Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Организация работы на данном этапе Изучение интернет -ресурсов; Изучение и оформление нормативных документов; Создание презентации; Оформление информационного стенда «ФГОС в ДОУ».
Издание Приказа по МДОУ 37 о создании рабочей группы
Цель: Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО. II этап Аналитический Организация работы на данном этапе Разработка и анализ диагностических карт для педагогов; Анкетирование педагогов «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО» Анализ анкетирования «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО»
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ о ФГОС ДО Цель: выявить представления педагогов о ФГОС ДО. ФИО педагога ________________________________________________________ 1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил силу ________________________________ 2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?_____________________________________________________________________ 3. На каких документах основан ФГОС ДО? 1)___________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________ 4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО? ____________________________________________________________________ 5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО? 1.___________________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________________ 6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные образовательные организации? _____________________________________________________________________ 9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО? _____________________________________________________________________ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! «__»_______20__г.
Цель: повышение профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС ДО; развитие способности к рефлексии собственной деятельности – обязательного условия саморазвития личности. Организация дифференцированной работы на данном этапе Консультация с презентацией для всех педагогов «ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования Консультация для молодых специалистов -«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС». Методический час «Обновление предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ» Самоанализ организации предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в разных возрастных группах Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Индивидуальные консультации (по запросам педагогов) Методические часы «Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы. Целевые ориентиры» III этап: Формирующий этап:
III.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. п/п Содержание СрокиОтветственн ые 3.1. Консультации для всех воспитателей: - Принципы построения развивающей среды, направленной на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка (образовательная область «Физическая культура», образовательная деятельность «Познание» (конструктивная деятельность)) сентябрь Ст. воспитатель инструктор по физ. культуре. воспитатель 3.2. Консультация для молодых воспитателей: -«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС». - «Эффективные методы и приемы организации индивидуальной работы с детьми по физическому развитию». октябрь сентябрь Ст. воспитатель Воспитател и: Выдержка из годового плана работы на учебный год
Выдержка Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСАцена за правильный ответ ОТВЕТ Что означает аббревиатура ФГОС ДО? 100 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Какие требования определяет ФГОС ДО? Требования к структуре ООП ДО - Требования к условиям реализации ООП ДО - Требования к результатам освоения ООП ДО Какое соотношение объема обязательной части Программы и объема части, формируемая участниками образовательных отношений % и 40%
Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО? Перечислите их )социально-коммуникативное развитие; 2)познавательное развитие; 3)речевое развитие; 4)художественно-эстетическое развитие; 5)физическое развитие. Определите к какой образовательной области относятся следующие задачи: -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -формирование позитивных установок к различны видам труда творчества; -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 400Социально-коммуникативное развитие Какие требования (принципы) к развивающейся предметно пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы. 300 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: -содержательно-насыщенной; -трансформируемой; -полифункциональной; -вариативной; -доступной и безопасной. В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения ООП ДО? 400В виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Размещение информации на интернет-сайте ДОУ Оформление буклета для родителей «Основные направления ФГОС ДОУ» Мини-консультация «Обновление дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО» - групповые родительские собрания Родительские собрания Формы работы с родителями:
IV этап: Заключительный этап: Цель: Повторный анализ готовности педагогов к введению и реализации ФГОС, анализ итогов методической работы в условиях введения ФГОС в ДОУ.