Рабочая программа учителя начальной школы: общие подходы к структуре и разработке Адрианопольская А.А.- методист ГАОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативное обоснование образовательных программ.
Advertisements

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Бондаренко Л.В., методист МБОУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения» Лысьва, 2013.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Рабочая программа Основной документ педагога Для учителей химии, биологии
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Разработка рабочей (учебной) программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС Учитель географии Офилат Р. Я.
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
Транксрипт:

Рабочая программа учителя начальной школы: общие подходы к структуре и разработке Адрианопольская А.А.- методист ГАОУ НСО СПО «Новосибирский педагогический колледж 1 им. А.С. Макаренко»

Цель: Формирование знания о структуре и содержании рабочих программ Формирование знания о структуре и содержании рабочих программ

Задачи: Выяснить назначение рабочей программы и ее функции;Выяснить назначение рабочей программы и ее функции; Определить место рабочих программ по предмету в структуре основной образовательной программы НОО;Определить место рабочих программ по предмету в структуре основной образовательной программы НОО; Определить нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ;Определить нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ; Выяснить структуру рабочей программы соответствии с ФГОС НОО;Выяснить структуру рабочей программы соответствии с ФГОС НОО; Выработать алгоритм проектирования рабочей программы.Выработать алгоритм проектирования рабочей программы.

Нужна ли рабочая программа??? Есть идеальная рабочая программа, и ее должны мне предоставить…(авторы, методисты…)Есть идеальная рабочая программа, и ее должны мне предоставить…(авторы, методисты…) У моей коллеги рабочая программа имеет другой вид, нежели моя, и это неправильноУ моей коллеги рабочая программа имеет другой вид, нежели моя, и это неправильно Раньше не существовало рабочих программ…Раньше не существовало рабочих программ… Абсолютно нет времени заниматься этой бумажной работой…Абсолютно нет времени заниматься этой бумажной работой… Составить рабочую программу самостоятельно учителю невозможно…Составить рабочую программу самостоятельно учителю невозможно… Рабочая программа-это огромный по объему документ, который лежит на полке…Рабочая программа-это огромный по объему документ, который лежит на полке… Составление рабочей программы очень трудоемкий, энергозатратный по времени и ресурсам процесс…Составление рабочей программы очень трудоемкий, энергозатратный по времени и ресурсам процесс…

НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЗАКРЕПЛЕНА ДОКУМЕНТАМИ: ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ст. 28, 47, 48) ФГОС НОО - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ.

– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации (п. 3) 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1)осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой

Рабочая программа учителя в структуре ООП ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………… СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………… РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ …………… ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………

5. Компетентность в области разработки программы и принятия педагогических решений 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность Экспертный лист оценки уровня квалификации педагогического работника Аттестация педагогически работников

Методическая основа для создания программы. Стандарт Примерная программа Авторская программа Рабочая программа

Понятие Содержание понятия Федеральный государственный образовательный стандарт совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; Образовательная программа комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Понятие Содержание понятия Примерная основная образовательная программа учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Учебный план документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает: обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения; требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету.

Понятие Содержание понятия Авторская программа Документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторские программы разрабатываются авторами УМК, может быть разработана одним автором или группой; отличает оригинальность концепции и построения содержания Рабочая программа Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; является частью содержательного раздела ООП ОУ; разрабатывается учителем на основе примерной или авторской программ согласно положения ОУ о рабочей программе

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; – инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами, определенными ФГОС.

Функции рабочей программы Нормативная Нормативная Информационно-методическая Информационно-методическая Организационно-планирующая Организационно-планирующая

Функции рабочей программы Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины.Определяет структуру и содержание учебного материала учебного курса, предмета, дисциплины. Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий.Распределяет объём часов, предусмотренных на изучение учебного курса, предмета, дисциплины, по темам и видам занятий. Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения.Раскрывает последовательность изучения разделов учебного курса, предмета, дисциплины, определяет организационные формы и методы, средства и условия обучения. Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине.Определяет формы и методы контроля уровня овладения обучающимися образовательного учреждения учебным материалом по учебному курсу, предмету, дисциплине.

Нормативная база для составления программы. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями) Примерные программы начального общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов ( приказа в ОУ) Учебный план МОУ « » на 2015 – 2016 учебный год (протокол педсовета, приказа в ОУ)

Структура рабочей программы: титульный лист;титульный лист; пояснительная записка;пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета;общая характеристика учебного предмета; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (по годам обучения);личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (по годам обучения); содержание учебного предмета;содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

: Титульный лист содержит: полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; наименование курса, предмета, дисциплины в соответствии с учебным планом; указание классов (уровня образования); срок освоения; указание ф.и.о. разработчика программы; гриф утверждения; год составления программы.

1. 1. Пояснительная записка Нормативно-правовые и методические документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа; Цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета; Межпредметные связи, преемственность (обоснование логики структуры программы); Технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования; Предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса использовать примерную программу по предмету

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане согласно учебного плана ОУ использовать примерную программу по предмету

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса использовать: ФГОС НОО примерную ООП НОО ООП ОУ авторскую программу

5. Содержание учебного предмета, курса название темы; необходимое количество часов для ее изучения; основные изучаемые вопросы темы

6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности номер урока по порядку; темы каждого урока; компонент образовательного учреждения; тип урока; элементы содержания или основные понятия урока; виды деятельности; формы контроля; практические работы, демонстрационные лабораторные опыты; формируемые ууд, характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) (Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натурального числа. ) оборудование, наглядность; дата проведения (по плану); дата проведения (фактически)

Описание учебно-методического и материально- техническое обеспечение образовательного процесса Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов.Основная и дополнительная литература для обучающихся и педагогов. –В список основной литературы включаются учебники, учебные пособия, обеспечивающие усвоение учебного материала. –Дополнительная литература - литература, содержащая дополнительный материал к основным разделам программы, необходимый для постановки научных исследований и углублённого изучения дисциплины, в том числе методические рекомендации. Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.Список литературы содержит библиографическое описание используемых изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора издания, названия книги, места и года издания.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно- познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют на достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников, эти выносятся на итоговую оценку Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.

Примерный алгоритм работы над составлением рабочей программы по предмету. Изучение и анализ нормативных документов; Изучение и анализ методической базы; Оценка имеющихся условий региона, муниципалитета (района), ОУ и индивидуальных особенностей контингента детей; Создание электронной версии авторской программы (поиск на сайте издательства авторской электронной версии либо сканирование печатного варианта программы и перевод в текстовый редактор); Корректировка авторской программы (если это необходимо); Приведение электронного варианта рабочей программы в соответствии с едиными содержательными и техническими требованиями Положения о рабочей программе; Самоэкспертиза по критериям; Выведение на печать и единообразное оформление папок;

Экспертиза и утверждение рабочей программы. Порядок проведения процедуры утверждения рабочей программы определяется в Положении о рабочей программе ОУ индивидуален в каждом ОУ может предполагать предварительные этапы (рассмотрение, согласование, принятие),направленные на экспертизу качества рабочей программы. Форма предварительной утверждению экспертизы определяется в зависимости от полномочий органов школьного самоуправления (методического объединения, научно-методического совета, педагогического совета).

Спасибо за внимание!