Использование игровых технологий для повышения интереса к математике Майкова И.П.
Нравятся ли вам математические игры? Нравится потому что:Кол Не нравится, потому что:Кол На них интересно 39Не люблю математику 4 Узнаем много нового 16Нет способностей к математике 2 На них мы развиваем ум 11Скучно 1 Весело, увлекательно 11Мне достаточно простых уроков 1 Проверяют знания, можно проявить себя 5 Нравится выигрывать 4 Люблю математику 6
Приемы, использование которых, позволит «оживить» урок: Использование исторических сведений Использование нестандартных задач Задание со сменой установки Занимательные задачи Лабораторные и практические работы Использование игровых элементов Дидактические игры
Использование исторических сведений На первом уроке геометрии в 7 классе можно рассказать о зарождении геометрических знаний в Египте, о дальнейшем их развитии в Греции, о греческом ученом Евклиде, который все открытое до него в геометрии привел в единую стройную систему. Более полное исследование трудов Евклида проводят учащиеся. В результате проведенного исследования делаются выводы о значимости работ Евклида, о необходимости их изучения на данном этапе обучения.
Использование нестандартных задач Урок на тему «Жить или курить» Определить сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий 1 пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 56 руб., ежемесячная зарплата – руб., в месяце 30 дней. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония – в одной сигарете, если никотина 2%, табачного дегтя в 7,5 раз больше чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя. Полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Задание со сменой установки Сколько всего чисел? На каком месте стоит число, которое не является натуральным? На каком месте стоит трехзначное число? Назовите первое число. Какому историческому событию соответствует последнее число?
Занимательные задачи Графики функций - пословицы.
Занимательные задачи Логический парадокс Если лжец говорит про себя, что он лжец, то кто он? Пример задачи Из 1 ц молока получается 9 кг сыра. Сколько сыра можно изготовить из молока, полученного от 150 коров за 5 месяцев, если средний надой от каждой коровы 16 кг в день? Исторический факт Известный древнегреческий ученый Пифагор установил за мечательное соотношение между гипотенузой и катетом в прямоугольном треугольнике. А он еще и олимпийский чемпион в кулачном бою (по боксу).
Лабораторные и практические работы
Использование игровых элементов «Конкурс геометров». Заблаговременно подготовьте слайды с заданиями - рисунки к аксиомам. Задание состоит в том, чтобы ус тановить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому. Аналогичные задания можно предложить учащимся при повторении таких понятий, как отрезок, полупрямая, угол, равенство фигур и т. д
Использование игровых элементов Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. (Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.) Сделайте подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь. Семь деревень, а лошадка одна.
Дидактическая игра Цель игры. Количество играющих. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры? Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вер нуться к ней еще раз? Как обеспечить участие всех школьников в игре? Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу? Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей? Какие выводы следует сообщать учащимся в заключение после игры?
Дидактическая игра Правила игры должны быть простыми, Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности Дидактический материал должен быть удобен в использовании, При проведении игры в форме командных соревнований, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и других, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным и справедливым. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
Дидактическая игра Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередо ваться. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение ее может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру. В процессе игры учащиеся должны математически гра мотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой. Игру нужно закончить на уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Дидактическая игра Тема урока «Строитель»«Площади многоугольников» «Конструктор»«Преобразование фигур на плоскости» «Проектировщик» Решение задач с помощью движений (симметрия, параллельный перенос) «Магазин»«Проценты», «Пропорция» «Банкир»«Проценты» «Почта»«Проценты» «Путешествие»«Метод координат» Некоторые примеры деловых (имитационных) игр
Ролевая игра Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы: имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации; условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.
Заключение математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование игровых элементов на уроке математики влечет за собой формирование и развития интереса у учащихся к предмету.