Классификация методов обучения и обоснование их выбора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Advertisements

Лекция Практическая работа Индивидуальная работа Подведение итогов.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
«Деятельностно- компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе начальной школы» Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания Автор Чебан Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ5 Г.Воскресенска.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
Классификация методов обучения. Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый автор приводит обоснования.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы обучения.. Метод обучения (от греческого metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная.
Методы преподавания информатики в младших классах.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Похилько Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКУ СОШ 12.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Транксрипт:

Классификация методов обучения и обоснование их выбора

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Прием – это элемент метода, или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по или простой по структуре.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения

Классификация методов обучения по источникам знаний

Практический НаглядныйСловесный Работа с книгой Видеометод Опыты, упражнения, учебно- производительный труд Иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся, показ Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия Конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально- логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей Просмотр, обучение, упражнения под контролем ЭВМ

Классификация методов обучения по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

Выделяются следующие методы: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

Классификация методов обучения по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)

Выделяется две группы методов обучения: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова

Методы преподавания Методы учения информационно- сообщающий исполнительный объяснительный репродуктивный инструктивно-практический продуктивно- практический объяснительно- побуждающий частично-поисковый побуждающий поисковый

Полинарная классификация методов обучения, в которой сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук)

К первой группе относятся: информационно- развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским

1. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности

Словесные, наглядные, практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно- поисковые Самостоятельной работы и работы под руководством учителя Источники ЛогикаМышление Управление

2. Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторного контроля и самоконтроля

Выбор методов обучения

Любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во- первых, не способствуют активизации обучающихся, т. е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала.

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения, - их разнообразие.

При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями обучающихся.

Выбор методов обучения необходимо соотносить со своими возможностями по их использованию.

Выбор методов обучения (по П.И.Педкасистому) зависит…

От целей образования, обучения, воспитания, развития обучающихся, а также ведущих установок современной дидактики.

От темы урока и особенностей содержания и методов изучаемого предмета.

От особенностей методики преподавания конкретного учебного предмета.

От цели, задач и содержания материала конкретного урока.

От времени, отведённого на изучение того или иного материала.

От возрастных особенностей обучающихся, уровня их реальных познавательных возможностей.

От уровня подготовленности обучающихся.

От материальной оснащённости учебного процесса, наличия дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения.

От возможностей и особенности учителя, уровня его подготовленности, методического мастерства, личных качеств.

Критерии выбора методов обучения по Ю. К. Бабанскому

1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.

3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.

6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно- воспитательных задач.

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке обще классные, групповые или индивидуальные.

10. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

Уровни принятия решения о выборе методов обучения

Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

ВАЖНО ОВЛАДЕТЬ УМЕНИЕМ ПРИНИМАТЬ ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Словесные методы Наглядные методы Практические методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. При формировании теоретических и фактических знаний. Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Для развития практических умений и навыков. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда материал носит преимущественно теоретико- информационный характер. Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде. Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом. Когда правильно оформлен интерфейс. Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов. Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому. Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

Репродуктивные методы Поисковые методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для формирования знаний, умений и навыков. Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. Когда материал имеет средний уровень сложности. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы. Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.

Репродуктивные методы Поисковые методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для формирования знаний, умений и навыков. Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто. Когда материал имеет средний уровень сложности. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы. Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно. Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.

Индуктивные методы Дедуктивные методы При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно. Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему. Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления. При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод. Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так. Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так. При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод. Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях. Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям. Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода. Когда преподаватель владеет индуктивными методами Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.

Литература Выбор методов обучения в средней школе/Под ред. Ю.К. Бабанского. М., Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаттна. 2-е изд. М., Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. М., Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. М., Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.