Владимир Гельман, профессор ЕУСПб Современная российская политика (учебные материалы) Лекция 4 «Сильная исполнительная власть»: президент и его правительство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Признаки государства - публичная власть как аппарат управления обществом -целостность, т.е. социально-политический, экономический, духовный союз народа;
Advertisements

МКОУКрутихинская МКОУ «Крутихинская СОШ» Урок по праву, 10 класс Подготовила: Суворова Т.А., учитель истории и обществознания 2014.
Владимир Гельман, профессор ЕУСПб Современная российская политика (учебные материалы) Лекция 5. Слабая легислатура: Государственная Дума и Совет Федерации.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
Тема 4 Основные формы правления. Основы конституционного строя России: общая характеристика (2 час.) 1.
Демократия от греческого «народовластие» или «правление народа»
Политический кризис осени 1993 года Бардина Арина Андреевна 11 класс МОУ «Первомайская СОШ»
Основные формы государств. Формы государств.. Критерии классификации форм государства. Форма правления; Форма государственного устройства; Форма политического.
Тема 11. Политический режим современной России.. План лекции: Институциональное измерение современного российского политического режима. Социологическое.
Лекция 37. Форма государства.. Форма государства Форма государства ­ это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной.
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Развитие парламентаризма в России».
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Развитие парламентаризма в России».
КОНСТИТУЦИЯ ОСНОВНОЙ ЗАКОН Преподаватель : Христич Л. А.
Правовое государство Выполнила: Соколова Анастасия Класс П-10 Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
ТЕМА: «Политика и право» Что такое политика, какую роль она играет в обществе Правовое и гражданское общество, их признаки. Формы государств, отличия Что.
ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТОРИЯМИ ГОСУДАРСТВА: РАССМОТРЕНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПРАВЛЕНИЯ; УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО.
Куликов р.в учитель истории и обществознания МБОУ лицей 4 Г. Славянск-на-Кубани 2012.
Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной ситуации на уроке.
Транксрипт:

Владимир Гельман, профессор ЕУСПб Современная российская политика (учебные материалы) Лекция 4 «Сильная исполнительная власть»: президент и его правительство

Российский (полу) президенциализм: общее и особенное После 1993 года в России сложилась президентской-парламентская система правления с большим объемом полномочий главы государства; Как эта система повлияла на российский политический режима, на функционирование его институтов, и на государственное управление? Каковы пути эволюции российского (полу) президенциализма и его возможные перспективы?

Российский (полу) президенциализм: общее и особенное Рамки анализа: 1) «опасности президентства» (Х.Линц) – политические системы с большим объемом президентских полномочий создают угрозу для демократического развития страны (так ли это для России?); 2) «двуглавая» исполнительная власть: президент versus кабинет министров – проблема эффективности управления и латентного конфликта; 3) генезис и эволюция института (полу) президенциализма (М.Дюверже) – сила президентскойй власти зависит от сочетания трех факторов: - формальный институциональный дизайн (конституция); - традиции и обстоятельства учреждения института (генезис); - поддержка президента в парламенте (а также в элите и в обществе в целом)

Российский (полу) президенциализм: институциональный дизайн Институциональный дизайн (здесь) – совокупность формальных норм, определяющих объем полномочий органов власти и правила их взаимодействия; Двухмерная теоретическая схема (М.Шугарт – Дж.Кэри) - измерения: 1) подотчетность кабинета министров главе государства; 2) возможность «раздельного выживания» правительства и парламента в ситуации взаимного недоверия

Российский (полу) президенциализм: институциональный дизайн Матрица 2 х 2 – четыре «идеальных типа» систем правления: 1) парламентская система - кабинет подотчетен парламенту, объем полномочий президента невелик; 2) президентская система – кабинет подотчетен президенту, имеющему большой объем полномочий (и им возглавляется); 3) премьер-президентская система – кабинет подотчетен парламенту, у президента большой объем полномочий и право роспуска парламента; 4) президентской-парламентская система – у кабинета министров двойная подотчетность, у президента большой объем полномочий и право роспуска парламента

Российский (полу) президенциализм: институциональный дизайн Россия как президентской-парламентская система с большим объемом полномочий президента Подотчетность кабинета министров главе государства – 5 из 8 по шкале Шугарта-Кэри; Возможность раздельного выживания парламента и кабинета – 2 из 8 по шкале Шугарта-Кэри. Резюме: президент России обладает контролем над законодательной, исполнительной и судебной властью, незначительность сдержек и противовесов

Российский (полу) президенциализм: истоки и генезис Исторический аргумент – глубокие традиции самодержавия в России (укорененность); Ельцин накануне конституционного референдума 1993 года – апелляция к опыту российской монархии годов; Тезис о «выборной монархии» в современной России (Л.Шевцова, И.Клямкин) НО! – в СССР (и других социалистических странах) не было президентов, избираемых на всеобщих выборах (после Сталина – механизм коллективного лидерства). Почему?

Российский (полу) президенциализм: истоки и генезис Системы с сильными президентами плохо сочетаются с однопартийными режимами (исключения подтверждают правило); Советский опыт: Конституция 1936 – Сталин отверг идею президентства в СССР; Конституционные проекты при Хрущеве – идея президентства как вызов господству КПСС; 1985 – Горбачев отвергает предложения своих советников об учреждении поста президента СССР

Российский (полу) президенциализм: истоки и генезис Учреждение поста президента СССР – март 1990 (реакция на кризис КПСС); Институциональный дизайн - президенциализм (механизм раздельного выживания); Отсутствие всеобщих выборов главы государства; Низкая эффективность президентства СССР и непопулярность Горбачева; Резюме: учреждение поста президента России стало ответом на вызов со стороны президента СССР и орудием в политической борьбе союзных и российских властей

Российский (полу) президенциализм: истоки и генезис 1991 – учрежден пост президента России, избираемого всеобщим голосованием (плебисцитарное введение института); Институциональный дизайн – два проекта (премьер- президентский с ориентацией на опыт Франции versus президентский с ориентацией на опыт США); Выбор – президентской-парламентский проект как «лучшее из двух миров» (идеал: всем распоряжаться и ни за что не отвечать); Конфликт с парламентом в 1993 году – дополнительный аргумент в пользу усиления президентскойй власти

«Опасности президенциализма» Х.Линц об «опасностях президенциализма»: 1) фиксированный срок полномочий – даже крайне непопулярный президент не может быть отправлен в отставку помимо своей воли; 2) мажоритарный характер («победитель получает все») - глава государства может не считаться с мнением меньшинства; 3) двойная легитимность – конфликт между президентом и парламентом; 4) поощрение аутсайдеров (например, Фуджимори в Перу) Резюме: «опасности президентства» могут быть ослаблены в условиях стабильной двухпартийности, но партийную систему невозможно создать «на заказ»

«Опасности полупрезиденциализма?» Разделенная исполнительная власть (проблема «принципал-агент» и латентный конфликт между главой государства и главой кабинета); Сохранение проблем президенциализма - двойной легитимности (угроза «веймарского сценария»), мажоритарности и фиксированного срока полномочий; Насколько эта критика уместна в случае России (и для других стран пост-СССР)?

Российский (полу) президенциализм: эволюция института 1994 – разделение правительства, передача «силовых» и «политических» министерств и ведомств (от МИД до МЧС) в прямое подчинение главы государства (формально – в составе кабинета); Кабинет министров – отвечает за социально- экономический курс, президент контролирует политические ресурсы; Историческая преемственность: царский двор versus кабинет министров, ЦК КПСС versus Совет министров СССР, администрация президента versus кабинет министров

Российский (полу) президенциализм: эволюция института Президенты и премьер-министры: love-hate relationships? Дилемма – «политический» или «технический» кабинет министров? Президент заинтересован в успешном кабинете (эффективность управления), но в не слишком самостоятельном и популярном премьере (вызовы господству главы государства); «политика дублирования» - администрация президента как параллельное правительство Резюме: «двуглавая исполнительная власть» - источник противоречий и низкой эффективности управления

Российский (полу) президенциализм: эволюция института Президенты и кабинеты министров: российский опыт Кабинет министров – подотчетен не только премьер- министру, но и лично главе государства (не «команда», а набор служащих); Институт вице-премьеров правительства (неустраним, от 2 до 10 заместителей главы правительства); Противостояние между премьером и министрами, между ведомствами, между ведомствами и президентскойй администрацией (влияние на политический курс)

Российский (полу) президенциализм: эволюция института : правительства Черномырдина (разделенные «технические» кабинеты, низкая эффективность, межведомственные конфликты, выход за пределы «технической» зоны – отставка премьера); 1998: правительство Кириенко (дефолт); : «политическое» правительство Примакова (опора на парламент, высокая эффективность, конфликт с президентом и его окружением – отставка премьера); 1999: правительство Степашина (временное); : правительство Путина (переходное);

Российский (полу) президенциализм: эволюция института : правительство Касьянова (разделенный кабинет, высокая эффективность, недостаточно высокая лояльность – отставка премьера) : правительство Фрадкова («технический» кабинет, межведомственные конфликты, полная лояльность, низкая эффективность); : правительство Зубкова (переходное); 2008-?: каким будет правительство Путина? Резюме: хотя двуглавая исполнительная власть – источник противоречий и низкой эффективности управления, (пока) в России «президент всегда прав»

Российские президенты Борис Ельцин ( ): харизматик и популист, неэффективный и непопулярный президент, в течение второго срока ( ) не мог успешно исполнять обязанности главы государства по состоянию здоровья; Владимир Путин (р.1952) – популярный и успешный президент, резко усиливший свою власть за счет уменьшения значимости всех других политических институтов в стране: 2008-?: Дмитрий Медведев (р.1965) – что впереди? Резюме: при схожих институциональных рамках фактически президентская власть менялась в зависимости от поддержки президента в парламенте, в элитах и в обществе

Российский (полу) президенциализм: эволюция института Парламентская поддержка президента: : фрагментированный парламент, не создающий больших вызовов для президента; : оппозиционный парламент, создающий не слишком сильные вызовы для президента, но способный блокировать курс правительства («собака лает, но не кусается»); : пропрезидентскойе большинство в парламенте, лояльность президенту; С 2004: в парламенте - лояльность, лояльность и ничего, кроме лояльности…

Российский (полу) президенциализм: эволюция института Поддержка президента в элитах и в обществе: : непопулярный президент и фрагментированная элита, наличие латентных и явных вызовов президентскойму господству, почти открытая конкуренция в окружении главы государства, который использует ее для укрепления господства по принципу «разделяй и властвуй»; 1999/ : популярный президент и консолидирующаяся элита («навязанный консенсус»): отсутствие как явных, так и латентных вызовов президентскойму господству, скрытая конкуренция в окружении главы государства, который использует ее для укрепления господства по принципу «разделяй и властвуй»; 2008-?: как изменится политическая поддержка президента и премьер-министра?

Российский (полу) президенциализм: эволюция института Поддержка президента в парламенте, в элитах и в обществе: pro et contra; Низкая популярность в элитах и обществе и низкая парламентская поддержка президента с большим объемом полномочий работает как механизм сдержек и противовесов, но при этом возрастают риски кризисов в управлении (Ельцин), При высокой популярности и высоком уровне поддержки такой президент может делать в стране все, что угодно (Путин); Нужна ли «сильная рука» для модернизации России?

Российский (полу) президенциализм в сравнительной перспективе «Сильная президентская власть» редко приводит к успешной модернизации. Почему? «Всякая власть развращает, неограниченная власть развращает неограниченно» (нет стимулов к реформам, есть стимулы к коррупции); Низкая эффективность инструментов президентскойй власти (бюрократия, силовые структуры, доминирующая партия); Опыт посткоммунистических стран (чем сильнее президентскойй власть, тем хуже с экономическими реформами – Дж.Хеллман, и с демократией - С.Фиш); Есть ли решение для России?

«Сильная исполнительная власть»: президент и его правительство Благодарю за внимание!