Образование Содержание Методика Цель: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Применение современных образовательных технологий и методов на уроках английского языка. Гатина Алина Геннадьевна, учитель английского языка, МАОУ Куровская.
Методы развития критического мышления на уроках английского языка Выполнила: Шенкаренко С.В. Учитель английского языка МОУ Подгорнская СОШ.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
{ 3Р система Presentation – Practice – Production 2 подхода: Task-Based-Learning Project-Based-Learning.
МОУ СОШ 12 г. Новоалександровска «Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка» Стыценко Светлана Александровна учитель.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Технологии развития критического мышления для повышения эффективности процесса обучения Труфанова Инна Эдуардовна учитель английского языка МОУ ООШ 3 г.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Выполнила: учитель английского языка МБОУ «СОШ 14» Пожаренко Е.В.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Транксрипт:

Образование Содержание Методика Цель: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире объект субъект традиционный + деятельностный подход

Системно-деятельностный подход Технология развития критического мышления (разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом)

Критическое мышление-система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам Изучение других точек зрения Оценка, обобщение идей Активизация ранее приобретенных знаний Сравнение, сопоставление. противопоставление способность к интерпретации, анализу, делать выводы, заключения Формулировать и разрабатывать гипотезы

Технология развития критического мышления (ТРКМ ) - это система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Система представляет собой совокупность разнообразных приемом, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем, предоставить условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания

ТРКМ Основная идея: создать атмосферу учения, при которой ученик совместно с учителем активно работает, размышляет, отслеживает. подтверждает, опровергает, расширяет знания, выдвигает идеи Приемы: ключевые слова, развличные типы вопросов, активное чтение, графикеские способы организации материала Цель: формирование мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни

Технология критического мышления дает ученику: -повышение эффективности восприятия информации; -повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; -умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; -умение работать в сотрудничестве с другими; -повышение качества образования учеников; -желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технологические этапы использования ТРКМ I стадия (фаза) Вызов (evocation) Формы работы: в парах, группах II стадия Осмысление содержания (realization of meaning) Иформы работы: индивидуально, в парах III стадия Рефлексия (reflection) Индивидуальная, парная, групповая

Технологи- чекие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Iстадия Вызов (evocation): -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации(активизация познавательного интереса) - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (график.): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется ииндивидуально, в парах или группах

II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосред-- умственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Технологиче кие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется ииндивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Технологи- чекие этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы III стадия Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальны м записям- предположениям внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется ииндивидуально, в парах или в группах.

Стадии урока по ТРКМ в сравнении с традиционным уроком Вызов -Осмысление -Рефлексия Введение в проблему, актуализация имеющихся знаний Изучение нового материала Закрепление

Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления. Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей. Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности. й.

Методические приемы для каждого из этапов Этап ВызовРеализация Рефлексия ПРИЕМЫПРИЕМЫ - «Мозговой штурм» - кластеры - концептуальное колесо - Прогнозирование (по портрету, картине) - Прогнозирование по ключевым словам - таблица тонких и толстых вопросов - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте - круги по воде - Таблица «З–Х–У» - верные и неверные утверждения - Чтение текста с маркировкой по методу insert - стратегия «Идеал» - стратегия «фишбоун» - зигзаг - Выделение ключевых слов подчёркиванием - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы -чтение текста с остановками – синквейн - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных круглых столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Cluster-Method (гроздь) служит для стимулирования мыслительной деятельности. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления: Ключевое слово (тема) - в центре Крупные смысловые единицы, приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями. Возможности использования на стадии вызова (evocation), когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

Метод «кластер» (гроздь)- Example Метод «кластер» (гроздь)- Example :

Метод Mind-Map(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, спонтанно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Возможности использования Mind-Map При систематизации, повторении материала; При работе с текстом; При повторении в начале урока; При введении в тему; При сборе необходимого языкового материала; При контроле.

Example: Метод Mind-Map - Example: My relatives Name, date and place of birth, age Address, telephone number Occupation Likes and dislikes (hobbies) Character, appearance

Синквейн это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн это стихотворение, состоящее из пяти строк. Каждому учащемуся даётся несколько минут, чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Правило написания синквейна В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка это слово-резюме, который повторяет суть темы, выражает личное отношение к теме. Синквейн учит анализу, синтезу, умению делать вывод, находить главное в учебном материале.

Примеры синквейнов London Family Ancient, large Loving, caring Visit, stand, be rich in Helps, takes care, talk It is worth visiting We get along with The capital of GB World Lomonosov Television Great, talented Interesting, useful Went, studied, founded Shows, informs, educates We admire his works the best way to spend time Scientist Entertainment

Концептуальное колесо Этот прием эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: like love to be fond of enjoy To be keen on get pleasure with prefer

Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали» Этот приём применим для чтения или прослушиванияn текста. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске. В колонку «Знаем» заносятся известные учащимся сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку « Хотим узнать» заносятся высказывания, спорные идеи, вопросы и всё, что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

We know The symbols of Easter are painted eggs paskha We want to know How to paint and decorate eggs How to make paskha Now learnt Example: KWL Chart - Example:

Инсерт (INSERT) в п ереводе с английского: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления I interactive интерактивная N noting размечающая S system система для E effective эффективного R reading and чтения и T thinking размышления Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения научно-популярных текстов на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Прием инсерт (INSERT) 1 этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить информацию текста следующим образом: « V» уже знал «+» новое «-» думал иначе, то, что противоречит вашим представлениям «?» не понял, есть вопросы, возникло желание узнать больше 2 этап: читая текст, уч-ся помечают соответствующим знаком на полях отдельные абзацы и предложения 3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу: 4 этап: Обсуждение каждой графы Прием способствует употреблению оценочных высказываний и структур: \I think that\ I didnt know that\, I am of opinion that\, it is new for me that\, I dont understand why….. V-+? You should put a tick if you knew this fact before. New informationThought differently Dont understand, have questions

Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы может быть использована на любой из трех стадий урока. в левую колонку записываются тонкие вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются толстые вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые уч-ся сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. На стадии вызова предложите уч-ся поговорить об авторе текста, его судьбе. творчестве На стадии осмысления прочитать текст и задать тонкие вопросы по содержанию текста с тем, чтобы актуализировать свои знания и впечатления о рассказе. После этого придумать толстые вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. Класс поделён на группы, каждая из которых задаёт вопросы в порядке очерёдности, стараясь не повторяться. Право задавать следующий вопрос получает группа, которая правильно ответила на последующий вопрос. 4) на стадии рефлексии учитель предлагает учащимся подумать о том, что же нужно сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы

Прием «тонкие и толстые вопросы» Thin questions Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. Thick questions Why … ? What is the most important idea Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc.

Приём - таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему? «5-W» Method Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией WhoWhatWhenWhereWhy

Прием «Круги по воде» Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. A – all over the world, against cruelty N - nature I - insects M – monkeys, A – activities, animals park L – lions, leopards, London Zoo S – science, save endangered animals, sharks, set up a society

Прием «РАФТ» Стратегия РАФТ (raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название представляет собой сокращение: Роль Аудитория Форма Тема Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить ииндивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Прием «Фишбоун» – рыбья кость В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

Стратегия «Ассоциации» «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения. Ход работы: 1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске. 2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. 3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. 4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять ииндивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах.

Пример ассоциации по теме «Vacation» к слову «summer», 2 группы учащихся: 1-я группа Summer - the sun, rainbow, rain, butterflies, swimming, a boat, a river, a fish, a camp, a long day, a shot night, blue sky, hot weather, wind. 2-я группа Summer - ice-cream, apples, berries, a forest, cinema, games, bicycle, village, a kite, birds, water, travel, mushrooms, flowers, friends, free time. Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и т. д.

Прием «Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Тренируются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения. MAY BE IF WILL BE IF

Прием «загадка» эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. Угадайте, что это за животное. It can jump, but it is not a rabbit, It can run, but it is not a dog, It can swim, but it is not a fish, It is strong, but it is not an elephant. (a tiger)

ПРИЕМ «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ» Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. I Identify a problem D Debate a problem - формулирование проблемы в виде вопроса E Essential solutions - выдвижение вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. A Activity - выбор оптимального решения проблемы L Logical conclusions - анализ выполненных действий, работы

Лист для решения проблем 1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои? 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор? 3. What else do you know about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4. Find 3 main solutions of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы? 5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? После того как учащиеся прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Работать можно и в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. После окончания работы учитель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее детям необходимо выбрать три способа из всего разнообразия возможных решений проблемы. В заключительной части учащиеся сравнивают выбранные ими способы решения с тем, который предложил сам автор текста. Учитель читает текст до конца.

Прием «Чтение (просмотр. прослушивание) с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения. Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему? 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Прием «Чтение (просмотр. прослушивание) с остановками» Цель: формировать навыки говорения по теме, тренировать структуру to be going to Задачи: (пред прослушиванием текста учащимся предъявляется картинка к тексту) Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы: 1) Where is the story set? 2) Who are the main characters? (учащимся предъявляется 1 фрагмент текста Вопрос: What are the main characters going to do? (предъявляется 2 фрагмент ) Вопрос What is he (she) going to do? (предъявляется фрагмент 3) Вопрос: Will he (she) do it ? Why? предъявляется фрагмент 4) Вопросы: What does she think about him? Is he (she)a true friend? Why?

Дискуссия Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Прием «Мозговой штурм» Учебный мозговой штурм" обычно проводится в небольших группах. Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Метод эмпатии (вживания) - означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту- себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.

Спасибо за внимание !

Example: Tornado. Teacher: Imagine yourself that you are Tornado. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather. Student: I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Diamond При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём « Даймонд». В переводе с английского бриллиант, алмаз. Важный момент в задании встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Example Example: The older generation Confident, reserved, knowing support, believe, give advice, hope try to understand, argue, conflict, problems in the contacts, pleasant contact, to have a row show off, express themselves, reject, love rebellious, shocking, eccentric The young generation Момент столкновения Разные точки зрения

Зигзаг Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер. Учитель предлагает обратиться к материалу урока. Кратко обсуждается тема, ставится задача разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам и обучают других в группе

Ажурная пила ( Jigsaw ) Возможности использования: При работе с текстом; При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников; Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал); Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе; Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией; По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов; Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке.

Как это делать при работе с грамматическим материалом Например, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы». Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.

«Учимся вместе» (Learning Together) Возможности использования: При работе с текстом; При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее: Суммирует содержание абзаца; Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить; Растолковывает то, что для других осталось неясным; Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца; Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы». Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме; Первая группа выявляет основные случаи употребления времени описывает действия; Вторая находит указатели, слова-помощники; Третья составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Технология критического мышления Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Money borrow hate save lend earn love pay waste Example: Text Britains Young Consumers Module 2 a, Spotlight 10

Calendar Date Holiday Year Season Week Months Numbers Weekdays Mind map - Example:

Monday Weekdays Seasons Winter Spring Summer Autumn Кластер - Example Кластер - Example : Tuesday Wednesday Thursday Friday Saturday Sunday Calendar

Синквейн - Example: Text Schools around the world Module 3 a, Spotlight - 10 School State, private learn, participate, attend A place where children learn / Go to be educated The process of learning/ The time during your life when you go to school State, private