Семинар « Использование метода школьной медиации в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разработка программы развития МСП »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА: « Служба школьной медиации » Выполнила: социальный педагог МБОУ СОЩ 3 р.п. Солнечный, Хабаровского края Чумаченко Марина Анатольевна.
Advertisements

Родительское собрание ТЕМА: « Служба школьной медиации »
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Председатель РМО Тюрина Вера Викторовна Методическое объединение социальных.
Школьная служба медиации как одно из условий для формирования безопасного пространства.
« Служба школьной медиации ». Школьная медиация Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Структура и задачи служб школьной медиации в образовательных организациях.
Становление служб медиации в образовательных организациях Ярославской области.
Организация службы медиации в образовательной среде.
Медиация: искусство договариваться Ковалева Ирина Михайловна, Руководитель Центра содействия развитию ребенка педагог-психолог ГБОУ СОШ 323 Невского района.
Технологии разрешения и предотвращения споров в образовательной среде Чиркун О.В. старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО.
Ш кольная медиация как действенный инструмент в защите прав детей.
Внедрение в практику Школьной службы примирения МБОУ Гимназия 7 медиативной процедуры «Круги сообществ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
О развитии служб медиации и её роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ.
«Медиация в школе. Практика диалога и примирения» Модель школьной службы примирения МОУ ООШ 3 г. Камешково Модель школьной службы примирения МОУ ООШ 3.
«Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования» Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель.
О работе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по реализации программ поддержки детей в регионах Российской Федерации Любимова.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Центр диагностики и консультирования Коньково.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области- Барышевская средняя общеобразовательная школа 9 Школьная.
Транксрипт:

Семинар « Использование метода школьной медиации в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разработка программы развития МСП »

Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г р В образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Причины социальное расслоение в обществе; рост социального напряжения усиление миграционных процессов; ослабление роли семьи как фундаментального общественного института;

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения. По данным социологических исследований, в 2014 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

Функционирование школьных служб примирения в образовательной организации позволит: сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

Правовая основа организации школьных служб примирения в образовательных организациях Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Письмо Минобрнауки РФ от N ВК-844/07«О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»

Взаимодействие ШСП и МСП МСП Центр «Стимул» МОУ лицей 1 МОУ СОШ 7 МОУ СОШ 6 МОУ КСОШ МОУ СОШ 3 МОУ СОШ 4 МОУ ФСОШ МДОУ 3 КДН и ЗП

Школьная служба примирения эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Метод «Школьная медиация» это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Цель службы примирения формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Задачи: создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей. создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям.

Деятельность школьных служб примирения д.б.направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности школьных служб примирения лежит: разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей; предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных»; обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми; использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения; использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются: снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

Функции ШСП в ОУ Восстановительная Образовательная Воспитательная Профилактическая

Этап 1. Подготовка условий и создание ШСП в образовательном учреждении. 1. Ознакомление с идеями восстановительного подхода, восстановительных практик администрации и специалистов школы. 2. Принятие решения администрацией школы о создании ШСП. 3. Обучение специалистов и школьников технологии ведения восстановительных программ. 4. Назначение руководителя ШСП в школе. 5. Разработка локальных документов (на основе типовых), регламентирующих деятельность ШСП в школе. 6. Подбор и формирование команды ШСП.

Этап 2. Внедрение в школу восстановительных практик (освоение восстановительной функции службы примирения). 1. Провести исследование видов конфликтных ситуаций в школе и отбор случаев приемлемых для работы ШСП. 2. Провести информирование участников образовательного процесса о деятельности ШСП. 3. Освоить различные способы поступления сигналов о конфликтах в ШСП. 4. Провести программы восстановительной медиации. 5. Участвовать в мероприятиях МСП. 6. Представить на супервизию в МСП до 2 описанных программ восстановительной медиации.

Этап 3. Приведение деятельности школьной службы примирения к эффективному режиму функционирования (реализация всех функций ШСП). 1. Проводить систематическое информирование участников образовательного процесса о содержании и результатах деятельности ШСП. 2. Систематически отслеживать и анализировать сигналы о конфликтных ситуациях, проводить восстановительные программы по случаям соответствующим для работы ШСП, вести соответствующую документацию. 3. Описывать завершенные восстановительные программы. 4. Проводить мониторинг деятельности ШСП. 5. Участвовать в супервизиях. 6. Обеспечить систематическую подготовку ведущих восстановительных программ.

Этап 4. Становление высокопрофессиональной ШСП. 1. Отслеживать эффективность проведенных восстановительных программ. 2. Разрешать конфликтные ситуации в школе преимущественно через ШСП, в том числе и сложные ситуации (семейные, между педагогами, родителями обучающихся, групповые конфликты и другие). 3. Установить межсетевое взаимодействие ШСП с МСП, с субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних (КДНиЗП, ОПДН и другие). 4. Активно транслировать собственный опыт медиатора.

Функции специалистов. Руководитель МСП 1. Взаимодействует с руководителями ШСП и с администрацией учреждений. 2. Проводит восстановительные программы в сотрудничестве с ШСП в трудных случаях. 3. Организует деятельность МСП. 4. Организует обучение медиаторов. 5. Обеспечивает взаимодействие между специалистами инновационного проекта «Развитие служб медиации в ЯО и службами примирения на территории ТМР: участие в проводимых конференциях и семинарах; обучение и повышение квалификации; знакомство с новыми изданиями и разработками в области восстановительного правосудия и медиации.

информационное обеспечение работы по реализации проекта по восстановительным технологиям ТМР; отработка модели межведомственного взаимодействия учреждений системы профилактики ТМР; мониторинг эффективности восстановительных программ; методическое сопровождение школьных служб примирения (далее ШСП); обучение навыкам проведения восстановительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров школ ТМР; снижение карательных административных санкций в отношении несовершеннолетних правонарушителей и их семей за счет использования восстановительных технологий.

2 Функции специалистов ШСП. Руководитель. 1. Осуществляет общее руководство Школьной службой примирения. 2. Информирует о Школьной службе примирения педагогов, родителей, учащихся. Обеспечивает получение службой примирения информации о конфликтах. Координирует работу школьников-медиаторов. 3. Планирует развитие и продвижение Школьной службы примирения. 4. Осуществляет мониторинг и анализ деятельности Школьной службы примирения, ведет количественный и качественный учет случаев проведения восстановительных программ. 5. Организует взаимный обмен информацией между МСП и ШСП. 6. Передает МСП запросы на оказание помощи в трудных конфликтных ситуациях. 7. Обеспечивает безопасные условия при проведении восстановительных программ. 8. Участвует в собраниях сообщества медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

Функции специалистов ШСП. Медиатор. 1. Обеспечивает безопасные условия при проведении восстановительных программ. 2. Участвует в собраниях сообщества медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации. 3. Проводит медиацию и круги сообществ.

Информационное сопровождение деятельности по услуге. Участие в административных совещаниях с информацией. Участие в заседаниях профессиональных объединений педагогов, специалистов. Участие в пресс-конференции, круглом столе по межведомственному взаимодействию с субъектами профилактики правонарушений. Участие в семинарах-практикумах, тематических конференциях, форумах и т.д. педагогической общественности. Участие в творческих конкурсах для школьников. Информационная кампания в социальных сетях. Подготовка и проведение вебинаров. Организационные рабочие совещания кураторов ШСП. Мероприятия сообщества медиаторов города.

Цель программы – практико-ориентированная подготовка подростков к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Основные задачи: сформировать представление у подростков о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов; создать условия для освоения обучающимися позиции медиатора; познакомить в активном режиме с программой Круг сообщества; способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у подростков, необходимых для работы медиатора.

Результаты реализации программы: сформированные представления обучающихся о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов; умение обучающихся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; через участие в программе Круг сообщества обучающиеся смогут спланировать первые шаги по организации службы примирения в школе.

Как происходит набор будущих школьников- медиаторов? Куратор обходит старшие классы и задает им два вопроса. 1. «К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать». 2. «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя».

Наши перспективы на учебный год Конкурс идей на лучший буклет, эмблему, проект муниципальной и школьной служб примирения. Проведение супервизий Круглый стол «Создание и развитие ШСП. Проблемы и перспективы» Организация и проведение цикла консультативно- тренинговых занятий «Обучение навыкам проведения восстановительных программ (медиация и круг сообщества) в рамках создания школьной службы примирения» для ДОУ. Проведение консультаций для медиаторов ШСП. Размещение информации о деятельности МСП в СМИ, на сайте. Выпуск буклетов о МСП и ШСП.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!