Традиционные методы обучения Рекомендации преподавателю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
Advertisements

Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Каким может быть современный урок Урок как целостная дидактическая система Глава 2 из книги С.С.Татарченковой Урок как педагогический феномен.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Методы работы с группой. ЛЕКЦИЯ Это словесное изложение материала по конкретной теме одним человеком. Лекция – наиболее быстрый способ предоставления.
Кейс – технологии в учебном процессе. Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
Использование кейс – технологий на уроках информатики учитель информатики и математики МОУ лицей 32 г. Белгорода Идрисова А.А.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Использование метода проектов при обучении и развитии научно- исследовательской культуры учащихся начальной школы На примере исследовательской работы,
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Транксрипт:

Традиционные методы обучения Рекомендации преподавателю

вален Традиционные методы обучения 1. Лекция: «чистая» лекция, «продвинутая» лекция«чистая» лекция«продвинутая» лекция 2. Диалоговое обучение: метод «вопроса», учебная беседа метод «вопроса», учебная беседа 3. Демонстрация: презентация, тренировочная презентация (опыт) Демонстрация 4. Групповая работа: рапорт, совещание, расширенное обсуждение, симпозиум, «мозговой штурм», «корзина», ролевая игра, метод «кейса», проект (см. отдельную презентацию) Групповая работа рапорт, совещание, расширенное обсуждение, симпозиум «мозговой штурм», «корзина», ролевая игра, метод «кейса»,

вален «Чистая» лекция Метод обучения, состоящий из одной только лекции преподавателя без вопросов, без обсуждения, без демонстрации, без применения демонстрационной техники. Хорошо подготовленная лекция, снабженная красочными примерами и комментариями, может запомнится надолго. «Плюсы» и «минусы» такой лекции: + экономичный способ обучения большой группы слушателей + эффективный способ объединить многие темы и проблемы в одну лекцию + эффективный способ углубить или расширить тему + талантливый лектор может оживить лекцию риторическими вопросами, ироническими или неожиданными комментариями - участие слушателя в лекции мало - на лекции невозможно тренировать умения - лекция не позволяет повторять материал - внимание слушателей невозможно поддерживать продолжительное время - лекция не предназначена для индивидуального обучения

вален «Продвинутая» лекция Метод обучения, когда традиционная «чистая» лекция снабжена техническими средствами обучения, раздаточным иллюстративным материалом или особыми формами работы. Виды «продвинутых» лекций: Лекция и таблицы, слайды, диафильмы, аудиозаписи и пр. Лекция, разбитая на блоки заголовками, таблицами, иллюстрациями, картами Лекция, прерываемая фильмом, слайдами, аудиозаписями, сценами и пр. действиями Лекция, снятая на видео для использования на другой лекции, для повторения материала, для многократного возвращения к проблеме или теме, для обсуждения самой лекции Лекция, имеющая обратную связь: заранее розданные списки вопросов, на которые следует ответить после лекции; мини-опрос, вставленный посередине лекции; устные вопросы по ходу лекции; ответы на вопросы слушателей; отсроченная контрольная работа по теме лекции Лекция, разбавленная активными формами работы: лекция и диалог; лекция и демонстрация; лекция и групповая работа; лекция и закрепление материала Лекция, дополненная интервью с преподавателем или несколькими слушателями Лекция с раздачей печатного материала: «активный» материал раздается до лекции и содержит разбивку темы на главы, схемы, место для записей; «информационный» материал раздается после лекции и содержит комментарии, примечания, иллюстрации, инструкции, рекламу и пр. Лекция с использованием проектора: большой размер шрифта

вален Метод «вопроса» Данный метод не может состоять только из вопросов преподавателя. Ситуации вопроса предшествует демонстрация фильма, устное вступление в тему, пример, иллюстрация, которые вводят в тему и мотивируют слушателей. У метода есть и «плюсы» и «минусы». + можно использовать личный опыт и знания слушателей + эффективный мотивировать слушателей + имеет быструю обратную связь со слушателями + тренирует умения анализировать проблему - не подходит для обучения новой теме - не подходит для работы с очень большими группами слушателей - затянувшийся прием «вопрос – ответ» слишком утомляет - не подходит для тренировки умений и навыков. Используя данный метод, следует иметь в виду, что ответы слушателей могут быть однообразны и одинаковы, что следует избегать повторений ошибочных ответов, что уместно задавать наводящие и уточняющие вопросы для самостоятельного поиска слушателями правильного ответа, что надо мотивировать слушателей самих задавать вопросы преподавателю или другим слушателям. Хороший способ оживить лекцию – это дать небольшое задание после объяснения малым группам для обсуждения и лишь после этого задать вопросы

вален Учебная беседа Учебная беседа есть промежуточный вариант диалогового обучения и групповой работы, главной формой является беседа преподавателя со слушателями. Основной акцент переносится на коллективное обсуждение темы. Преподаватель планирует заранее свои выступления, которые должны вести слушателей по теме через главные части к сути. Лучше всего учебная беседа удается в аудитории, проявившей большой интерес к предложенной теме и готовой ее обсуждать, т.е подготовленной. Метод имеет «плюсы» и «минусы»: + хорош для проверки новых идей + применим для решения проблем + сглаживает разногласия - неудобен для обучения конкретным знаниям (напр. устройство механизмов) - слабо работает в неподготовленной аудитории - создает трудности при работе в большой аудитории. Планируя учебную беседу, следует помнить, что главное в успешной беседе – распространение информации. Преподаватель может насытить беседу любым количеством информации и иллюстрации, задать вопросы, провести опрос, если это работает на главную идею – обучать

вален Демонстрация Демонстрация есть показ конечного результата работы. Во время демонстрации с помощью рассказа и объяснения происходит поэтапный обзор основных моментов, шагов, частей единого целого. Хорошая видимость результатов – лучший залог успеха демонстрации. Основная идея демонстрации – визуализировать деятельность. Сильные стороны метода: + делает объяснения наглядными + апеллирует к разным органам чувств + экономит время + театрализует процесс обучения + поощряет и мотивирует личное участие слушателей. Слабые стороны метода: - порой трудно подобрать форму демонстрации - величина группы ограничивается возможностью видеть презентацию - не подходит для обучения абстрактным вещам - поиск материала требует больше времени, чем подготовка к обычной лекции

вален Групповая работа - 1 Метод обучения, когда аудитория делится на небольшие группы для совместного достижения определенной цели. В группе можно высказывать идеи, решать проблемы, беседовать, обсуждать, экспериментировать, собирать мнения и пр. Признаками групповой работы следует считать следующие: все члены группы работают одновременно; у членов группы могут быть разные роли, которые можно менять; группа работает по определенным правилам; преподаватель контролирует процесс работы и достижение цели; группа должна быть прочной или постоянной, слушателям можно предоставить возможность самим формировать группу; в группе должен быть лидер/руководитель, его обязанности могут переходит другим членам группы; работа или участие каждого члена группы является частью общего рапорта. Возможные варианты применения групповой работы: лабораторные работы, проектирование и планирование, работа в библиотеке, ролевые игры, совещания, консультации, изучение иностранных языков

вален Групповая работа - 2 Организация групповой работы: Размер группы: 2 – 3 человека предпочтительнее группы из 5 – 6 человек Способ комплектования: по указанию преподавателя, по желанию участников Подача задания: выдача задания лидеру или всей группе одновременно, устно или письменно Информация: преподаватель дает информацию или отсылает к источнику Место работы: классная комната, отведенный уголок, библиотека, мастерская и другие тихие места Характер задания: лучше подать в форме проблемы Сложность задания: сначала давать простые задания, увеличивать сложность поэтапно Подготовка групповой работы: 1. Определить задание/задачу 2. Составить инструкцию 3. Сформировать группы 4. Предусмотреть инструменты 5. Составить список источников информации 6. Написать план работы для групп 7. Определить время и форму промежуточного рапорта 8. Составить рекомендации по составлению конечного рапорта 9. Мониторинг работы и результатов (по целям)

вален Рапорт Группа работает отведенное время (минимум 1 урок) и составляет письменный рапорт. Все группы могут выполнять одинаковые или разные задания. Чтобы оформление письменного рапорта не заняло много времени, группе следует выдать инструкцию. Совещание Группа работает 5 – 10 минут, принимает решение и дает устный рапорт. Все группы докладывают и приходят к единому решению. Расширенное обсуждение Группы приглашают консультанта по данному вопросу, выслушивают его информацию, разбираются с проблемой. Применим метод «вопрос – ответ». Симпозиум Групповая работа, основанная на нескольких лекциях по одной теме

вален «Мозговой штурм» Применим для поиска новых решений или идей. Примерная схема целеполагания: 1. Разбор ситуации: Какие проблемы? Какие причины? 2. Постановка целей: решение проблем, устранение причин или их уменьшение 3. Варианты необходимых мер: идеи, оценка идей. Инструкция к организации «мозгового штурма»: 1. Состав группы должен быть неоднородным («пестрым») 2. В группе должен быть лидер 3. Проблема должна быть поставлена четко и конкретно 4. Группу можно познакомить в проблемой заранее 5. Правила игры обсуждаются до работы 6. Преподаватель следит за выдвижением идей и решений, помогает и стимулирует коллективную работу 7. Можно использовать звуковой сигнал (колокол), если правила нарушаются 8. Все идеи записываются 9. Можно предусмотреть паузы отдыха в работе 10. Привлекать к анализу идей можно слушателей, не участвовавших в «штурме» 11. Информировать всю аудиторию о конечном результате «штурма»

вален «Корзина» Применяется для выработки решения по заданной теме или проблеме. Умения, которые отрабатываются данным методом, - умение расположить вещи в порядке значимости и умение принимать решения. Название произошло от английского in- basket (корзина), где роль корзины выполняет информация в различных формах. Получив «корзинку» с информацией, группа анализирует ее и принимает решение. Ролевая игра Моделирует конкретные ситуации путем игры, активизирует группу на действо. Игра сохраняет большой интерес и вызывает оживленную беседу, позволяет на практике испытать поведение, нормы и правила, формирует моральные установки. Метод «кейса» Метод применяется при разработке/разборе определенной проблемы (от английского case – случай).конечной обучающей целью метода является выработка навыков, умений и готовности к анализу ситуации, поиску решений, критической оценке действий. Обучающийся применяет метод самостоятельно в качестве инструмента. Задача педагога – дать задание и оценить результат. Форма работа максимально приближена к практике и формирует и развивает в ученике знания, умения и навыки