Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей- «Дом детского творчества «Гармония» г.Ртищево Саратовской области» Презентация программы развития «Ступени успеха» на 2012 – 2017 гг.
Программа развития на 2012 – 2017 гг. Основная задача: реализация дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению ребенка.
Концептуальная идея развития образовательной системы такова: Дом детского творчества – система развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка, способствующих созданию условий для успешной деятельности обучающихся, самореализацию и социализацию личности и опирающихся на свободный выбор ребенком вида деятельности. Результат образования детей мы представляем в виде общей модели ВЫПУСКНИКА.
..это развивающаяся культурная личность, усвоившая определенные знания, умения, навыки на индивидуальном уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни как в родном городе, так и за его пределами. Выпускник Дома детского творчества - …
Цель Программы Создание организационных, экономических и методических условий для обеспечения функционирования и развития ДДТ, повышения качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах обучающихся, их родителей, социальных партнёров и общества в целом.
Задачи Программы развития: 1. Обеспечение необходимых условий для успешной социализации и успешного личностного развития обучающихся, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. 2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей, разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности. 3. Обеспечение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования.
Задачи Программы развития: 4. Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей. 5. Изменение форм повышения профессиональной компетентности педагогов. 6. Развитие модели построения управления, пробуждающей творческую активность педагога, стимулирующая его к применению новых форм организации обучения, ориентирующих на высокий личностный результат образования обучающихся. 7. Обеспечение межведомственного сотрудничества в развитии системы дополнительного образования; активизация социального партнерства с семьей и общественностью города. 8. Создание имиджевой политики Дома детского творчества. 9. Укрепление материально-технической базы учреждения.
Аналитико-прогностическое обоснование Программы Анализ проблем дополнительного образования Первая - обновление содержания дополнительного образования происходит медленно, недостаточно учитываются изменения потребностей и интересов общества, технологического уклада, вызовы современного информационного развития и трансформация детства. Вторая - отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов регламентации и контроля объема, содержания и качества услуг, аналогично действующим в общем образовании. Третья - отставание в направлениях информатизации и компьютеризации не дает возможности педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных программ, интерактивных форм обучения.
Аналитико-прогностическое обоснование Программы Анализ проблем дополнительного образования Четвертая - учреждение испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной Интернет- связью. Пятая - экономические трудности развития малого города, невозможность оказания существенной помощи учреждениям дополнительного образования со стороны предприятий. организаций города. Финансовые проблемы, возникающие у объединений, когда необходимо приобрести дорогостоящие материалы, организовать выставки, поездки, принять участие в конкурсах и фестивалях разного уровня..
Организационно-педагогические условия реализации учебно-воспитательного процесса в ДДТ «Гармония» Первое условие - педагогическая поддержка ребенка в его индивидуальном саморазвитии. Второе условие - вариативность образования, то - есть возможность образования, поискового, предоставляющего ребенку выбор содержания, предмета, форм образования, педагога, формирующего у ребенка такую картину, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития. Третье условие – создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолого-педагогической системы; многоуровневый подход к деятельности и, следовательно, ставит каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха. Четвертое условие – создание ситуации успеха для индивидуального развития каждого ребенка.
Перечень инновационных подпрограмм для реализации Программы развития Инновационная программа «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования как условие обновления его содержания» Инновационная программа «Социальное проектирование в системе дополнительного образования» Программа «Одаренные дети» Программа «Теплый дом» Воспитательная система «Как сделать ярче мир»
Ожидаемые результаты реализации Программы развития Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка. Личностный рост обучающихся и педагогов, закрепленный в их творческих достижениях. Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования. Сохранение и развитие сети детских объединений. Повышение эффективности системы управления в учреждении. Улучшение качественного состава кадров Дома детского творчества.
Ожидаемые результаты реализации Программы развития Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе ДДТ. Формирование привлекательного имиджа Дома детского творчества. Положительная динамика роста вовлеченных детей и подростков в творческую деятельность, формирование здорового образа жизни. Улучшение условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса ДДТ. Укрепление материально-технической базы учреждения.
Стратегия и тактика перевода ДДТ в желаемое состояние Оптимальная организация образовательного процесса Обеспечение участия в экспериментах разного уровня по совершенствованию структуры, содержания и технологий дополнительного образования. Разработка и совершенствование образовательных программ для детей старшего школьного возраста. Расширение спектра дополнительных платных услуг для дошкольников. Создание ситуации успеха на занятиях в объединениях Внедрение системы мониторинга результативности освоения образовательных программ
Стратегия и тактика перевода ДДТ в желаемое состояние Воспитание обучающихся освоение технологии культурной политики: включение обучающихся в создание новых культурных форм и сред. выявление реальных потребностей обучающихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности; создание новых программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала обучающихся; проведение диагностического обследование с целью изучения интересов и потребностей детей и родителей в создании объединений.
Стратегия и тактика перевода ДДТ в желаемое состояние Формирование физически здоровой личности Укрепление психического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; Обновление социально ориентированных, профилактических программ и проектов, усиливающих воспитательный потенциал дополнительного образования организация мониторинга состояния физического здоровья детей.
Стратегия и тактика перевода ДДТ в желаемое состояние Создание условий для комплексной безопасности обучающихся Подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам личной и коллективной безопасности; Целенаправленная работа с родительской общественностью по возросшей необходимости повышения ответственности и активности их в деле воспитания у детей соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности.
Стратегия и тактика перевода ДДТ в желаемое состояние Кадры Создание условий для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные Совершенствование системы стимулирования творчески, активно работающих педагогов, в соотнесении с достижениями обучающихся. Совершенствование методической работы, формирование нового профессионального мышления; Обеспечение современными программами и подготовка педагогов ДДТ по проблеме внедрения технологии создания ситуации успеха
Стратегия и тактика перевода ДДТ в желаемое состояние Расширение связей с окружающим миром, преодоление дефицита общения обучающихся в рамках образовательного процесса Привлечение специалистов для проведения массовых воспитательных мероприятий; Организация совместной творческой деятельности детей разного возраста; Освоение сетевых технологий: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета
Итог реализации Программы Успешное, конкурентоспособное учреждение, отвечающее требованиям современного образования, запросам и потребностям населения, с высоким качеством дополнительных образовательных услуг, обеспечивающее поступательное движение по ступеням успеха к гармонично-развитой, свободной в своем выборе, социально-адаптированной личности.