ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РУСЛЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ СОШ 367 Богданова Наталья Васильевна Лексика. Фразеологические обороты.
Advertisements

Министерство образования Чувашской Республики Научно - методический проект по русской литературе : «Отцы и дети»-ещё живой роман» Выполнили :учащиеся 10-вкласса.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Был ли Евгений Базаров нигилистом? (исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Тема: «Фразеологизмы» Тема: «Фразеологизмы» Выполнила Бехер Наталья, ученица 8 класса МАОУ «Новолыбаевская СОШ»
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
ТРУД И ПРОФЕССИЯ. Большая часть жизни человека связана с трудом. И от того, насколько осознанно он выбрал профессию, зависит и его благополучие, и счастье.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
В испанском языке толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается,
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Нигилизм и его последствия.Подготовила Оганян Анна 10 "А" класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
25 ноября – День матери! Подготовил: социальный педагог отделения дневного пребывания О.А.Юлдашева.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
Какое счастье – быть полезным людям, учить Его Величество – Народ! УЧИТЕЛЬ ОБЖ МБОУ СОШ 32.
«40-е годы и красоте поклонялись, и мужику глубоко сострадали. 60-е – прежде всего рабочие годы, и как от таковых смешно и странно требовать от них, чтобы.
Транксрипт:

ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РУСЛЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ХОДЕ ЛЕКСИКО - ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ общие: 1. Ф ОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАННОЙ НА УСВОЕНИИ СПОСОБОВ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НИТ 2. Ф ОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 3. Формирование навыков критического мышления в условиях работы с большим объёмом информации в сфере речевой компетентности частные: 1. Выработка навыков работы в команде 2. Развитие умения сформулировать задачу и оперативно её решить 3. Формирование навыков самоконтроля

Лексико-орфографическая работа как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся 5 класс. Организованная по группам словарная работа учащихся, предполагающая составление самими учащимися словарных диктантов, состоящих из синонимичных, антонимичных, омонимичных слов и слов в переносном значении Поисковая деятельность учащихся в работе над заданным словом, используя составленные тексты диктантов: учащиеся выстраивают в ряд тематически и ассоциативно связанные слова к ранее заданному слову

Пример выполненного задания Слово ГУМАННЫЙ («+»): добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, мир, жить, подарок. Жил-был один добрый Человек. Обо всех он заботился и беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди говорили: « У него золотое сердце». И была у этого человека одна мечта-сделать всех людей счастливыми, чтобы они жили в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его и называли ГУМАННЫМ. Таня В.

Тема : Лексика ( 5 класс ) Учитель русского языка и литературы Комсомольская СОШ 2 Боровкова Надежда Яковлевна

В мире слов, или Что такое «лексика». Если в мире есть, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л.Успенский.

Принцессы, которых водой не разольешь.

Лексическое значение слова. Слова: 1. Однозначные (имеют одно лексическое значение); 2. Многозначные (имеют два и более лексических значений).

ШАХМАТЫ С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. В клетках справа, в клетках слева Короли и королевы. Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться.

ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ПРЯМОЕ СЕДАЯ ГОЛОВА ВЕРШИНА ГОРЫ ВОЛЧИЙ ХВОСТ (ПРЯМО УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕНИЕ) ПЕРЕНОСНОЕ СЕДАЯ ЗИМА ВЕРШИНА СЛАВЫ ВОЛЧИЙ АППЕТИТ (ПЕРЕНОСИТ ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА НА ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ)

Слова - близнецы Омонимы (от греч. «амос» - одинаковый, «онима» - имя) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Слова- омонимы, которые различаются… значением значением и произношением значением и написанием почитать книгу – почитать родителей быстрых белок – яичный белок в деревне рос – букет роз

Силач и геркулес Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, Другим … - глубокие тарелки! А.Марков

Упрямые барашки

Заполнить таблицу по образцу Глагол Синоним Антоним завязать (узел) завязать (переписку) порвать (платье) порвать (отношения) бросить (камень) бросить (учиться) сделать узел … развязать узел …

Незадачливые гости диалектизмы Профессионализмы Общеупотребительные слова Жаргонизмы

Русские иностранцы Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными (иноязычными).

Старожилы и новоселы Художника попросили нарисовать древнерусского воина. По рассеянности он кое в чем перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был нарисовать? Какие устаревшие слова вы употребили в ответе.

Работать не покладая рук

Найти фразеологические антонимы за тридевять земель с гулькин нос заварить кашу повесить голову взять себя в руки засучив рукава держать язык за зубами хоть отбавляй воспрянуть духом выйти из себя спустя рукава кричать во все горло в двух шагах расхлебывать кашу

Ответь на вопросы 1. Что такое лексика? 2. Слова, противоположные по смыслу, называются … 3. Что такое неологизмы? 4. Устойчивые сочетания слов называются … 5. Что такое архаизмы? 6. Слова, употребляемые представителями определенной социальной группы, называются … 7. Что такое синонимы? 8. В чем разница между однозначными и многозначными словами? 9. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются … 10. Чем отличается прямое значение слова от переносного? 11. В чем различие между омографами и омофонами?

Самостоятельная деятельность учащихся в ходе лексико-орфографической работы 6 класс Продолжение словарной работы учащихся по самостоятельному составлению в группах диктантов с использованием лексики с точки зрения происхождения и употребления (диалектизмов и профессионализмов, исконно русских и заимствованных слов) Лексико-стилистический анализ фразеологизмов, их употребления в речи. Создание словариков фразеологизмов с использованием обыгранных ситуаций и иллюстраций Презентация «Фразеологизмы вокруг нас»

Существуют два вида словосочетаний- свободные(железная дорога) и несвободные, устойчивые(железная воля). Фразеологизмы (от греч.phrases- выражение,logos-учение)-это устойчивые сочетания слов,закрепившиеся как единицы наименования.Их называют также фразеологическими единицами и фразеологическими оборотами. В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетания в целом. Поэтому в предложении он является одним членом предложения.

Примеры Марья Кирилловна сидела как на иголках. Отделкой,чистотой Ларец в глаза кидался. Бежать сломя голову. Покраснеть до корней волос.

Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологическом словаре русского языка, в справочнике «Крылатые слова». Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.Фразеологизмы в толковых словарях обозначаются знаком. Являясь частью словарного состава языка,фразеологические выражения могут иметь омонимы и антонимы;они различаются стилистической окраской,различны по происхождению. Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:

Обороты разговорно-бытовой речи: Из огня да в полымя. В сорочке родился. Задирать нос. Как рыба в воде.

Пословицы,поговорки,крылатые слова. За тридевять земель. Кусок в горло не идет. Красная девица. Молочные реки.

Отдельные выражения профессиональной речи: Через час по чайной ложке. Без сучка, без задоринки. Выражения из книжного языка: Свежо предание, а верится с трудом. (А.Грибоедов «Горе от ума» )

Фразеологизмы,заимствованные из других языков: А)дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок: С высоты птичьего полета; Б)выражения и цитаты из литературных произведений,изречения: Игра не стоит свеч; В)употребляется без перевода:alter ego(лат.)

Фразеологизмы метки,ярки,образны,своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни,характеров людей,поэтому они широко используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы. На другие языки фразеологизмы дословно не переводятся-их необходимо заменять на соответствующий по смыслу и стилистической окраске фразеологизм,бытующий в языке,на который делается перевод(ср.болтать вздор и укр.теревенi правитi).

Самостоятельная работа учащихся по созданию «Путеводителя к слову» с использованием словарей русского языка 7 класс: Групповая работа учащихся по составлению таблицы «Путь к слову» Составление мини-текстов с ключевым словом из таблицы (в качестве домашнего задания)

Таблица-путеводитель « Путь к слову…» 1.Слово, его ЛЗ, происхождение 2. Подбор однокоренных слов 3.Слова-синонимы 4.Слова-антонимы 5.Слова-ассоциации 6. Словосочетания 7. Предложения 8. Рифмоплетения 9. Мини-тексты (умозаключение о слове) 10. Слова-образы (метод образного сравнения) 1. Цветок (др.-рус.). Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, головку или соцветие 2. Цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный, цвести 3. Растение, лепесток 4. («-») 5. Весна, пробуждение, радость 6. Полевые цветы, букет цветов, сажать цветы 7. Моему взору представился только что распустившийся цветок 8. Вхожу на полянку цветную, Смотрю я в ту даль голубую… 9. Цветок-символ добра, красоты, тепла 10. Любовь к близким, солнечная поляна, трепет в душе

Самостоятельная деятельность учащихся с использованием НИТ 8 класс Создание тематического проекта учащимися на основе материалов предварительно заполненного «путеводителя» Творческие работы учащихся на основе ранее проведённой исследовательской деятельности

«Язык цветов на моём языке» Цель исследовательской работы: Выработка навыков работы со словом в таблице «Путеводитель» Формирование умения подготовки к выполнению итоговой творческой работы «Цветы –любимому писателю( поэту)» Создание презентации к проекту на основе творческих работ учащихся

Как подготовиться к выполнению итоговой творческой работы «Цветы- любимому писателю»? Займись поисковой работой. Подбери сам информацию о любимом цветке Назови своего любимого писателя или поэта. Чем он тебя привлекает? Выдели для себя интересные факты из его жизни Определи основные черты его характера Пофантазируй. Представь, что тебе улыбнулась удача: ты встретил своего любимого писателя и спешишь преподнести ему в знак уважения и благодарности к его литературному творчеству цветы. Какие бы цветы ты выбрал? Правильно ли писатель оценил твой выбор?

Цветы-любимому писателю (поэту) Я очень люблю цветы… В грустные минуты я часто разговариваю с моими цветами. По-моему, и они понимают меня. Цветов очень много. Мой любимый цветок-пион. Своим ароматным, приятным запахом, ярким цветом и пышным соцветием пион мне напоминает волшебную сказку. Я думаю, что цветы и книги очень похожи между собой. Когда мне грустно, я погружаюсь в чтение или разговариваю с любимыми цветами. А.С. Пушкин-мой любимый поэт. Мама с детства читала мне сказки и стихи Пушкина. Они очень добрые и запоминаются на всю жизнь. Если бы я когда-нибудь встретила Александра Сергеевича, то обязательно за его великий талант, любовь к людям подарила свои любимые пионы. Они мне напоминают самого поэта с богатой, доброй, щедрой душой. Я думаю, что поэт бы меня понял. Катя К. 8 класс г.

Цветы-любимому писателю (поэту) Мой любимый цветок-роза… Роза была и остаётся царицей цветов. Нет среди них красивее и благоуханнее роз на свете. …По христианской мифологии роза воплощает в себе милосердие, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Букет свежих и благоухающих роз я бы от всей души преподнесла А.С. Пушкину в знак глубокого уважения и благодарности. Мне кажется, что они очень похожи-прекрасная роза и величайший русский поэт. Роза- царица цветов, Пушкин-гений поэтической музы… Роза-символ кратковременной жизни. Древние персы сложили мудрую поговорку: «Если ты прошёл мимо розы, не ищи её более…» Жизнь Пушкина была такой же короткой и яркой, как жизнь прекрасного цветка… Иванова К. 8 класс г.

Язык цветов на моём языке АСТРА - звезда, вечность красоты БАРХАТЕЦ – бессмертие БУТОН РОЗЫ – влюблённая, любовь, влюблённость ВАСИЛЁК – весёлость, верность, доверие ВЬЮНОК – упрямство ГВОЗДИКА – честь и свобода, верность ГЕОРГИНЫ – новость ГИАЦИНТ – склонность к продолжительной привязанности ГЛАДИОЛУС – дружба, верность ИВАН – ДА - МАРЬЯ –сердечный обман КОЛОКОЛЬЧИК – болтливый ЛАНДЫШ – тайная любовь, излияние сердца, ласка ЛЁН – постоянство ЛИЛИЯ БЕЛАЯ – честность, невинность, чистота ЛИЛИЯ ВОДЯНАЯ – успокоение ЛЮТИК – печаль, разлука МАТЬ - И – МАЧЕХА – доказанная справедливость МАК – душа нараспашку МАРГАРИТКА – цветок рыцарей любви, гаданий НАРЦИСС БЕЛЫЙ – кротость, смирение НАРЦИСС ЖЁЛТЫЙ – самовлюблённость НАСТУРЦИЯ – страстная любовь НЕЗАБУДКИ – память, постоянство, верность НОГОТКИ – ревность и тревога ОДУВАНЧИК – пытливость ПИОН – пламенная любовь ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – недоверие к болтунам РОМАШКА – милая простота ТЮЛЬПАН – большое счастье, гордость

Создание газет, буклетов, путеводителей, публикаций, презентаций с использованием НИТ.

Учебно-тематический проект, выполненный учащимися Комсомольской СОШ 2 на тему: «Отцы и дети»-ещё живой роман»

Цели проекта: Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ Формировать навыки самообразования Развивать умение сформулировать задачу и оперативно её решить в условиях работы в команде Формировать навыки самоконтроля

Основополагающий вопрос: В чём живость и глубинные истоки романа в наше время? Проблемные вопросы: Как проявляется атмосфера грозовой эпохи в романе «Отцы и дети»? Как раскрывается тайный психологизм героев тургеневского романа? Откуда берут начало разночтения понятия нигилизм? «Рафаэль гроша медного не стоит…». Так ли это?

Поисково-исследовательская деятельность учащихся 4 группы учащихся по 6-7 человек: Историки Литературоведы Искусствоведы Психологи

Работа творческой группы «литературоведов» на тему: «Откуда берут начало разночтения понятия «нигилизм»?»

Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век: Как ваших жалоб, ваших пений Неправый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью, За новым племенем брести. (Ф.И.Тютчев)

«Философский энциклопедический словарь»: Нигилизм – (от лат. nihil – ничто) в широком смысле слова – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения каких-либо иных ценностей (например, отрицание культуры в руссоизме сопровождалось призывом к возрождению естественной нравственности). В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостнической России и религиозную идеологию, проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии термин «нигилизм» использовался реакцией для характеристики всех революционных сил гг., которым приписывались

вульгарный материализм, аморализм, анархизм. В западной философии понятие «нигилизм» появилось у Якоби, в социально-культурном значении употреблялось Ницше, понимавшем под «нигилизмом» осознание иллюзорности и несостоятельности традиционных идеалов буржуазного общества. Кьеркегор источником «нигилизма» считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. У Шпенглера «нигилизм» обозначал черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал нигилизм магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу. Во французском экзистенциализме «нигилизм» рассматривался как проявление абсурдности существования (Камю).

Толковый словарь Ожегова Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания). Нигилист – 1. В 60-х гг. 19 в в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно скептически. Словарь Иностранных слов Нигилизм (от лат. nihil ничто, ничего) 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. 19 века, отрицательно относившейся к устоям, традициям дворянского общества, к крепостничеству.

Советский энциклопедический словарь Нигилизм – (от лат. nihil – ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм, общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил свое распространение после появление романа «Отцы и дети» ( В русской публицистике 19 в: У «охранителей» - бранная кличка, у рев. демократов – назв.участников демократического и революционного движения 60-х – 70-хгг., отрицавших крепостнические традиции.

Николай Петрович: ««Нигилист» - это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить: стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает». Павел Петрович: «Нигилист – это человек, который ничего не уважает».

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». К У К Ш И Н А «Д о л о й а в т о р и т е т ы». С И Т Н И К О В Они с ухарскою развязанностью прикомандировывают себя к делу, делаемому молодым поколением и, схватив одни наружные признаки этого дела, совершенно искренне исповедуют, что в них- то вся и сила. (Салтыков – Щедрин)

неуверенность в его сломала своей правоте? безответная любовь? не всегда в силах управлять чувствами? Догматическая вера в науку заменяет его мировоззрение

Работа творческой группы «психологов» (презентация) на тему:

Тургенев создал теорию «тайной психологии», согласно которой «психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и тёплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой. «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления-в их расцвете или увядании»,-разъяснял писатель К.Н. Леонтьеву.

Отрицает любовь как нигилист Влюбляется в Одинцову Борьба взглядов и чувств

Май 1859 г. Я познакомился с Николаем Петровичем и его братом Павлом Петровичем. Николай Петрович очень похож на своего сына Аркадия. Я отношусь к нему с некоторым снисхождением и ценю его душевные качества – его доброту, простоту, отсутствие претензий. Николай Петрович не становиться, как это делает его брат, оппозицию молодому поколению, он идёт навстречу новым идеям, старается понять их. Я не придаю этому большого значения, все-таки ценю эту терпимость и благожелательность и, со своей стороны, столь же терпимо отношусь к антипатичным мне дворянским, барским чертам душевном складе Николая Петровича и к его «устарелым» понятиям. Он славный малый. Стихи он напрасно читает, и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он - добряк. Он немножко робок. К Николаю Петровичу я отношусь снисходительно, пожалуй, с некоторой симпатией, то Павла Петровича я едва выношу, как, наверное, и он меня. Чудаковат он. Щегольство, какое в деревне, подумаешь! Его накрахмаленные воротнички, и его гладко выбритый подбородок, и вся его щегольская, барская фигура, и его манеры, все его позы и претензии. Ногти – то, ногти, хоть на выставку посылай. Он даже не подал мне руку, какое высокомерие! Он смешен! Барин, испорченного воспитания, избалованный жизнью, ничего не делающий, убивший лучшие годы на любовь к женщине.

Июнь 1859 г. Аркадий говорит, что он влюблен в Одинцову. А существует ли вообще любовь? Я всегда верен себе и имею собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и о любви. Это чувство обычно мало контролируется разумом, всё же я твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает таинственных отношений между мужчиной и женщиной, не существует загадочных взглядов исходя из анатомии человеческого глаза. Я не верю в любовь, отрицаю ее, считаю романтизмом, чепухой, гнилью и художеством. Я полагаю, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку - не отступай, если нет, то оставь все как есть. Я не верю в любовь! Я не верю! И ещё раз не верю !

Июль 1859 г. Кто такая Одинцова? Кто она? Что она значит для меня? Зачем она встретилась в моей судьбе? Почему именно я должен был пасть ее жертвой? Столько вопросов, на которые я не знаю ответа. После встречи с Одинцовой во мне начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Во мне начинают проявляться чувства ранее не свойственные мне. Например, робость. Я уже не могу сохранить свою обычную выдержку и самообладание. Во мне поселяется тревога. Я веду себя, как мальчишка! Для меня Одинцова умна и проницательна на редкость. Я влюблен в нее! Влюбленный в Одинцову всеми силами души, всеми силами ума и чем сильнее любовь, тем сильнее озлобленность. Как я мог влюбиться в нее?! Нет не понимаю… Но ведь я правда люблю ее… А говорил всем, что чувства - это вздор, романтика. В конце концов, сам оказался романтиком. Видел бы все Аркадий… Он уже и Так что-то подозревает. Вот бы посмеялся надо мною. Не вижу другого выхода, как уехать немедленно отсюда… Да и родители, наверное, давно заждались. Завтра же скажу о своем решении Анне Сергеевне. Уеду непременно.

Август 1859 г. Завтра дуэль. Что она в себе несет. Я знаю, что дуэль – нелепость, но в данную минуту я вижу, что мне отказаться от нее решительно неудобно. По- моему, лучше сделать нелепость, чем, оставаясь благоразумным до последней степени, получить удар от руки или трости Павла Петровича. А что будет завтра? Что произойдет? Быть может, я умру? И что тогда? Мне страшно и в то же время я презираю этот страх в себе! А будит ли кто-нибудь плакать обо мне? Будут ли меня помнить, или забудут на следующий день? Что будут говорить люди после моей смерти? Что? Что? Что? А что будет, если я раню, или, еще страшнее, убью Кирсанова. Как потом на меня будут смотреть люди? Как они будут ко мне относиться? Будет ли меня ненавидеть Аркадий? Я боюсь причинить боль и страдания людям! Что же будет завтра? Я весь в вопросах и сомнениях. Чувствую, мне не удастся уснуть всю ночь. Все решиться завтра!

Здравствуйте, дорогая Анна Сергеевна! Я не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с вами, Анна Сергеевна, проявляется моя уязвимость. С приезда в поместье к вам начинается моя смятенность. Сначала я не без усмешки думал: «Какой я стал смирненький». Потом стал легко раздражаться. Я страстно влюбился и тем самым приобщился к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Впервые я потерял веру в своё будущее. Одиночество приводит меня в трагическое состояние… Я потерял прежний интерес к жизни, поняв, что люблю вас, люблю безмятежно и сильно… Прощайте, дорогая моя Анна Сергеевна.

Тайный психологизм романа заключается в несоответствии подлинного душевного состоя- ния и словесных заявлений, вы- ражающих борьбу взглядов и чувств.