Задания для подготовки к ОГЭ с образцами решений. Вариант 4 Парушкина Г.Н. МБОУ «Бородинская ООШ» Омского района Омской области
В каком варианте ответа средством вы разительности речи является фразеоло гизм? 1) Пожилая, с морщинистым лицом продавщица в белом ха лате и крахмаленой шапочке шуршала промасленными бума гами. 2) Вечернее солнце светило в спину, и впереди Максима третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, – на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонко ногая тень. 3) От горшка два вершка, а с такими деньгами… 4) Максим ещё раз сказал спасибо и пошёл, оглядываясь и думая о том, как всё-таки странно устроен мир: не сразу поймёшь, хороший человек или плохой, сердитый или доб рый, и почему это происходит. 3
Из предложений 312 выпишите слово с приставкой, правописание приставки в котором определяется её значением «неполное действие». (3)Потому что Максим тоже прихрамывал: опять стало болеть перевязанное колено. (4)И во всём теле, как тяжёлая вода, колыхалась усталость.(5)Проходя мимо витрины булочной, Максим глянул на своё отражение в стекле. (6)Да-а… (7)Вид, конечно, не тот, что утром. (8)Обшлага и локти у рубашки серые, верхняя пуговка на жилете висит на нитке, сам жилет помят, а штаны вообще в гармошку. (9)Ноги побиты и поцарапаны, словно Максим дрался со стаей камышовых котов. (10)Мама, конечно, огорчится… (11)А впрочем, ладно! (12)Он, пересиливший в себе за один короткий день столько страхов, возвращается победителем, а победи телей, говорят, не судят. Прихрамывал
Из предложений 48 выпишите слово, в ко тором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном прича стии прошедшего времени пишется одна буква Н». (4)Утром вставала рано, до свету, – курам за дать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да переме ны. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непо седа. (7)Вечно с двойки на тройку переби вался, а к старшим классам вдруг остепенил ся, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. Уверена
Замените разговорное слово «клян чить» в предложении 32 стилистиче ски нейтральным синонимом. Напиши те этот синоним. (32)Чем стоять и клянчить, лучше по терпеть, потому что Максимка не любил унижаться. Просить
Замените словосочетание «морщини стое лицо» (предложение 19), постро енное на основе согласования, сино нимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание. Лицо с морщинами
Выпишите грамматическую основу из первой части сложного предложения 22. (22)Женщина выпрямилась так быст ро, что Максим не договорил, и резко бросила: Женщина выпрямилась, бросила
Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Вечернее солнце светило в спину, и впереди Макси ма третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонконогая тень. (2)Она прихрамывала. (3)Потому что Максим тоже прихрамывал: опять стало болеть перевязанное колено. (4)И во всём теле, как тяжёлая вода, колыхалась усталость.(5)Проходя мимо витрины булочной, Максим глянул на своё отражение в стекле. (6)Да-а… (7)Вид, конечно, не тот, что утром. (8)Обшлага и локти у рубашки серые, верхняя пуговка на жилете висит на нитке, сам жилет помят, а штаны вообще в гармошку. 1
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите через запятую цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Возьми,(1) дружок,(2) скушай,(3) сказала продавщица и протянула пиро жок,(4) аккуратно завёрнутый в бумаж ную салфетку. Да что вы,(5) не надо,(6) торопли во произнёс Максим и,(7) кажется,(8) покраснел. 7,8
Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запи шите цифрой. (14)Потому что, кроме самого себя, он разглядел за стеклом батоны и поджаристые караваи. 1
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложного предложения, свя занными сочинительной связью. «Спасибо,(1) не хочу»,(2) хотел сказать Максим,(3) но пирожок был такой изумительно аппетитный,(4)что рука,(5) не медля ни секунды,(6) по тянулась к нему сама. 3
Среди предложений 30–39 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчине нием придаточных. Напишите номер этого предложения. (30)Максим пожал плечами и с неприятным чувством пошёл прочь, стараясь не хромать. (31)В конце концов, не умрёт же он! (32)Чем стоять и клянчить, лучше по терпеть, потому что Максимка не любил унижаться. (33)А из-за спины донеслось ворчание: (34) От горшка два вершка, а с такими деньгами… (35)Откуда они берутся, такие вредные люди? (36)И эта, и Марина, несправедливо обвинившая Максимку в воровстве, и та тётка за забором, накричавшая на него ни за что… (37)Все эти мысли крутились в голове маль чонки, когда он вдруг услышал тот же голос, который, правда, звучал уже как-то по-иному: (38) Мальчик! (39)Мальчик, подожди! 32
Среди предложений 8–17 найдите сложное предложе ние с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (8)Обшлага и локти у рубашки серые, верхняя пуговка на жилете висит на нитке, сам жилет помят, а штаны вообще в гармошку. (9)Ноги побиты и поцарапаны, словно Максим дрался со стаей камышовых котов. (10)Мама, конечно, огорчится… (11)А впрочем, ладно! (12)Он, пересиливший в себе за один короткий день столько страхов, возвращается победителем, а победи телей, говорят, не судят. (13)Тут Максим глотнул и торопливо отошёл от витри ны. (14)Потому что, кроме самого себя, он разглядел за стеклом батоны и поджаристые караваи. (15)А у него, в потоке сегодняшних приключений не успевшего поесть, от голода мягко кружилась голова. (16)Ох, скорей бы домой! (17)Жаль, что бежать сил нет. 8