Проблема старения и старости Подготовила: преподаватель Л.В.Стасенко ГАОУ СПО НСО «Барабинский медицинский колледж»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила : Студентка 2 м / с 9-5 Богатырова А. А.
Advertisements

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Адаптация Автор: Байбухтин Дмитрий. Адаптация Это процесс приспособления, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ Тема: Что такое старение? Выполнили ученицы 11 класса: Выполнили ученицы 11 класса: Деомидова Елена и Иванова.
Гипокинезия как фактор риска для здоровья. Гипокинезия-плата за прогресс Недостаток двигательной активности часто называют нашей платой за прогресс. Вынужденные.
ПОНЯТИЕ СТРЕССА 1. Понятие «адаптация», этапы развития адаптационных реакций. 2. Понятия «стресс», «стрессор». 3. «Триада признаков» стресса по Г.Селье.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Тема урока: «Деление клетки. Митоз».. Актуализация знаний. Задание Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает - от других.
Евразийский экономический союз:этапы экономической интеграции,значение и результаты деятельности Курсовая работа.
Современные представления об эволюции органического мира.
Выполнил студент Группы 12 СЗ: Шибазиев Айдир. Алкоголи́зм заболевание, частный случай проявления токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием.
ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж» Размножение и развитие организмов Автор: Дъячук Л. В.
Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него.
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Николай Николаевич Торопов Учитель ОБЖ Школа 100 Выборгский район.
Биологическое действие ионизирующего излучения В процессах взаимодействия ио­ низирующих излучений с веществом энергия излучений передается атомам и молекулам.
Действие звука и инфразвука на здоровье человека.
показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с радиоактивностью и что человек в процессе эволюционного развития адаптировался к определенным.
Синергетика (от греч. συν «совместно» и греч. εργος «действующий») междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение.
Транксрипт:

Проблема старения и старости Подготовила: преподаватель Л.В.Стасенко ГАОУ СПО НСО «Барабинский медицинский колледж»

Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии В центре внимания геронтологии находятся биологические, психологические и социологические аспекты старения.

4 основополагающих критерия старения, которые в 60-е годы XX в. были предложены известным геронтологом Б. Стрехлером: 1.старение, в отличие от болезни, представляет собой универсальный процесс, ему подвержены все без исключения члены популяции; 2. старение является прогрессирующим непрерывным процессом; 3. старение есть свойство любого живого организма; 4. старение сопровождается дегенеративными изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии и взрослении)

Таким образом, старение человека представляет собой базовый универсальный биологический процесс, который, однако, реализуется в конкретных социокультурных условиях. Поэтому геронтология рассматривает старение как комплексное явление, включающее личностные, социальные и даже экономические аспекты жизни человека. Об этом свидетельствует также тот факт, что такие показатели, как продолжительность жизни и схемы периодизации, отмечающие начало старения и длительность его протекания, подвержены заметным изменениям.

старение – процесс закономерный и нормативный, оно имеет большой спектр индивидуальных различий. На этой стадии онтогенеза различия между календарным и биологическим возрастами могут быть выражены сильнее, чем в детстве. Проблема, однако, состоит в том, что при старении, как и в детстве, действует принцип гетерохронности. Он проявляется в том, что у человека не все органы и системы стареют одновременно и с одинаковой скоростью. Для большинства из них процессы старения начинаются задолго до наступления старости. Многие эффекты старения не обнаруживают себя до поздней взрослости не только потому, что процессы старения развиваются постепенно, но и потому, что наряду с процессами старения в организме параллельно протекают компенсаторные процессы витаукта.

Механизмом, определяющим устойчивость и продолжительность существования живой системы, является витаукт. Разрабатывая проблему старения, известный отечественный ученый В.В. Фролъкис выдвинул ряд положений: изучение механизмов старения возможно только с позиций системного подхода; старение является обязательным звеном возрастного развития, во многом определяющим его течение; именно поэтому понимание сущности старения возможно в рамках теоретической гипотезы, объясняющей механизмы возрастного развития; при старении наряду с угасанием активности функций жизнеобеспечения и обмена веществ мобилизуются важные приспособительные механизмы – механизмы витаукта ; старение – результат нарушения механизмов саморегуляции на разных уровнях жизнедеятельности организма.

Витаукт, подчеркивает Фролькис, – это не просто восстановление повреждений, возникших в процессе старения, не просто антистарение. Скорее, во многом старение является антивитауктом, разрушающим, расшатывающим механизмы исходной жизнеспособности организма. Не только в историческом, но и в индивидуальном развитии, не только в филогенезе, но и в онтогенезе, на самых ранних этапах становления организма, начиная с зиготы, возникает разрушительный процесс – старение. Это неизбежное повреждение ДНК, распад белков, нарушение мембран, гибель части клеток, действие свободных радикалов, токсических веществ, кислородного голодания и др. И если на этом этапе благодаря механизмам саморегуляции надежен процесс витаукта, вся система развивается, совершенствуется, растут ее адаптационные возможности.

Старение организма в целом связывается прежде всего с нарушениями механизмов саморегуляции и процессов переработки информации на разных уровнях жизнедеятельности. Особое значение в механизмах старения на клеточном уровне имеет нарушение передачи информации в системе генетического аппарата клеток, на уровне целостного организма – в системе нейрогуморальной регуляции. Вследствие этого старение представляет собой тотальный процесс, охватывающий весь организм человека, и его проявления можно обнаружить во всех органах, системах и функциях.

Внешние телесные изменения при старении хорошо известны (седина, морщины и др.). Кроме того, изменения в структуре скелета приводят к уменьшению роста, который может снизиться на 3-5 см в связи со сжатием межпозвоночных дисков. Возникает остеопороз (деминерализация костей, выражающаяся в утрате ими кальция), в результате кости становятся хрупкими. Уменьшается мышечная масса, вследствие чего снижаются сила и выносливость. Кровеносные сосуды теряют эластичность, некоторые из них закупориваются, из-за этого ухудшается кровоснабжение организма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эффективность работы сердечно-сосудистой системы в целом снижается, ослабевает способность легких к осуществлению газообмена. В иммунной системе снижается выработка антител, и защитные силы организма ослабевают. В то же время регулярные физические упражнения, способствующие укреплению мышц, в пожилом возрасте улучшают соматический статус организма.

Систематическое изучение возрастной эволюции и инволюции сенсорно-перцептивных функций человека проводилось в 60-е годы в школе Б.Г.Ананьева. В этих исследованиях было установлено, что онтогенетические изменения сенсорной (для зрения, слуха) и проприоцептивной чувствительности имеют общий характер. Чувствительность возрастает к периоду ранней юности, затем стабилизируется и, начиная с лет, снижается. На фоне этой общей тенденции, однако, наблюдаются некоторые возрастные спады и подъемы. Другими словами, и на стадии позитивного развития, и в ходе инволюции изменение чувствительности осуществляется в соответствии с принципом гетерохронности.

Показательна в этом плане возрастная динамика цветочувствительности. За исключением общего оптимума, который наблюдается приблизительно в 30 лет, т. е. значительно позднее по сравнению с общей светочувствительностью и остротой зрения, все частные виды чувствительности к различным длинам волн изменяются по-разному. Начиная с 30 лет происходит значительное и неуклонное снижение чувствительности к крайним длинноволновым и коротковолновым цветам - красному и синему. В то же время чувствительность к желтому цвету не снижается даже после 50 лет. В отношении слуховой чувствительности установлено, что ее возрастающее снижение распространяется на высокочастотную часть звукового диапазона и начинается с 30 лет. Если в качестве эталона использовать пороги слышимости двадцатилетних, то оказывается, что потери чувствительности возрастают в следующем порядке: в 30 лет – на 10 дБ, в 40 лет – на 20 дБ, в 50 лет – на 30 дБ. Сходные тенденции наблюдаются и в других видах сенсорных модальностей.

Возрастные изменения головного мозга человека характеризуются уменьшением его массы и объема. Масса мозга человека в возрасте от 60 до 75 лет снижется на 6%, причем неравномерно в различных отделах. Кора больших полушарий уменьшается на 4%, наибольшие изменения (на 12-15%) происходят в лобной доле. Отмечены половые различия степени атрофии мозга при старении. Масса головного мозга женщин примерно на г меньше, чем у мужчин. Между 40 и 90 годами масса мозга уменьшается у мужчин на 2,85 г в год, а у женщин на 2,92 г (В. В. Фролькис, 1988).

Н.К. Корсакова, обсуждая нейропсихологические аспекты старения мозга, обратилась к концепции Лурии о функциональных блоках мозга. По ее данным, нормальное физиологическое старение характеризуется на всех этапах позднего возраста в первую очередь изменениями в работе блока регуляции тонуса и бодрствования: в нем происходит сдвиг в сторону преобладания тормозных процессов. В связи с этим возникают такие характерные феномены, как общая замедленность при выполнении различных действий, сужение объема психической активности при одновременной реализации различных программ. Наряду с этим сохранность ранее закрепленных форм активности, связанных с функционированием блока переработки информации, создает благоприятные предпосылки для успешной реализации сложившихся стереотипов деятельности.