"Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Advertisements

Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Пять основных направлений тем итогового сочинения 1. «Время» направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории,
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Тематические направления итогового сочинения в 2015/16 учебном году 1 Тематическое направление Комментарий 1. «Время» Направление ориентировано на широкое.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Методический центр «ЦФХМСДОУ» города Армянска Для работы учителям русского языка и литературы.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Обобщение знаний и умений учащихся рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Итоговое сочинение учебный год (с сайта ФИПИ)
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Итоговое сочинение (изложение) Темы станут известны за 15 минут до проведения экзамена. Оценка - зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ необходимо получить зачёт.
Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность; личностную зрелость; умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук,
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Транксрипт:

"Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами. Н.Д.Солженицына.

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Художественное время как особый способ познания мира. Время в художественном произведении это длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанных на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи. обратимо (автор воскрешает события прошлого), многомерно (действие развертывается в разных временных плоскостях) нелинейно (рассказ о событиях прошлого нарушается рассуждениями, комментариями, оценками). Время в тексте имеет четко определенные или достаточно размытые границы (события, например, могут охватить десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно (роман Е. Замятина «Мы»).

Образ времени может быть связан с мотивами движения; развития; становления; преходящего, земного; вечного; противопоставления преходящего и вечного.

Образ времени в литературе Образы художественного времени Характеристика Произведения Биографическое Детство, юность, зрелость, старость Л.Н,Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Горький «Мои университеты» Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества Л.Н.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.Булгаков «Белая гвардия» В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» и др. Космическое Представление о вечности и вселенской истории М.Булгаков «Мастер и Маргарита», поэзия Лермонтова, Тютчева, Блока и т.д. Календарное Смена времен года, будней и праздников И.Шмелёв «Лето Господне» Суточное День и ночь, утро и вечер И.С.Тургенев «Бежин луг», А.П.Чехов «Степь», поэзия Пушкина, Фета, Есенина и т.д.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Эпоха Екатерины, тайные общества, конфликт убеждений разных поколений (Чацкий – Фамусов). Одиночество героя. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; либеральная александровская эпоха. Онегин – «лишний» человек своего времени, оставшийся в стороне от Отечественной войны и походов гг.. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», строгие годы правления Николая I. Печорин - жертва обстоятельств и времени. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 1842 год. Чичиков - человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе - хозяин- приобретатель. Соотношение в структуре произведения двух временных пластов: времени частного, биографического и времени исторического: «отражение истории в человеке»

2-ая половина 19 века: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Реализм - основное направление в русской литературе. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Тургенев «Отцы и дети»; Достоевский «Преступление и наказание», пьесы Островского и т.д. Соотношение в структуре произведения двух временных пластов: времени частного, биографического и времени исторического:«отражение истории в человеке» В первой половине ХХ века происходят две мировые войны (1914–1918 гг.) и (1939–1945 гг.), Октябрьская революция, крах царской России. 1) тема войн и социально-политических катастроф; 2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию; 3) проблема веры и безверия; 4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического и т.д. (М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»; И.Бабель «Конармия», М.Булгаков «Собачье сердце», рассказы М.Зощенко, Е.Замятин «Мы», М.Шолохов «Судьба человека», рассказы В.Быкова, повести Б.Васильева и т.д.)

Как можно рассматривать время? биографическое время как одно из проявлений времени исторического («отражение истории в человеке»); как категорию существования человека во времени (тема детства как времени); как время, представленное в образах, событиях (политических, экономических, военных и т.п.):И. Бабель «Конармия», рассказы Зощенко, В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня» и.т.д) как наиболее яркое событие в жизни героя, ее эмоциональная вершина; художественное время при этом замедляется, «растягивается», течение же последующей жизни героя передается обобщенно, суммарно (И.Тургенев «Вешние воды», И.Бунин «Руся») как этап становления личности героя (Л.Толстой «Война и мир») как жизненный путь героя (Гончаров «Обломов») время как испытание (литература Гражданской войны, военная литература) как взаимоотношение поколений (тема отцов и детей) как непрерывную цепь событий и фактов в истории человечества (А.Чехов «Студент») и т.д.

Соотношение прошлого, настоящего, будущего И.Бунин «Холодная осень», М.Лермонтов «Мцыри» Один «миг» жизни, воскрешаемый героями в воспоминаниях, оценивается ими как реальный, исчезает противопоставление прошлого и настоящего. Мерой человеческой жизни признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени. Будущее для героев оказывается связанным не с земным бытием, не с объективным временем с его необратимостью, а с памятью и вечностью. Устанавливается истинное время время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти. Длительность и сила воспоминаний героев сохраняют память об ушедших, о прошлой жизни, о лучших днях жизни. Устанавливается неразрывная временная связь прошлого, настоящего и будущего.

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Многозначность образа Дома в литературе Дом жилище, Россия, родина, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, крепость в хаосе военных, революционных событий, пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления; место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности, красоты и прочности жизни, воплощение связи времён прошлого и настоящего, духовный портрет семьи; отражение сущности человека, приём характеристики героя, центр мира, род, место восстановления сил и т.д.

Дом (семья, детство) Проблемы памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего дома в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира; роли детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.

ДОМ Шмелёв И.С. «Лето Господне» Пушкин А.С. «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Шолохов М.А. «Тихий Дон» Солженицын А.И. «Матрёнин двор» Астафьев В. «Царь- рыба» Духовная сила Соблюдение традиций и обрядов Русский характер Хранитель православных ценностей Сохранение нравственных традиций Прямодушие Честность Верность долгу Милосердие Духовность Взаимопомощь Забота друг о друге Трудолюбие Сохранение традиций Совесть Любовь Душевное спокойствие Доброта Праведность Совестливость Родина Россия Природа Совесть и т.д. Идеал домашнего очага, семьи Болконских, Ростовых: теплота внутрисемейных отношений, хлебосольство, гостеприимство, высокая мораль, честь, долг, патриотизм o «Родительский дом – начало начал…» (М. Рябинин) o «Мой дом везде, где есть небесный свод…» (М. Лермонтов)

Распутин В. («Прощание с Матёрой», «Пожар», «Изба») Дом семья род деревня народ порядок, лад сельский мир работа Родиназемля Если традиционно дом мыслился как мир, то теперь мир представляется домом «человека мира».

АНТИДОМ Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.Островский «Гроза» Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой» Грубость Деспотизм Невежество Жажда наживы Бездушие Лицемерие Ханжество Деспотизм Унижение Ложь Смерть Разорение Разрушение жизненного уклада Утрата связи с прошлым Беспамятство

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Гиперо́ними слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие К кому (чему) можно испытывать? Какой бывает? взаимной, страстной, по расчёту, безграничной,, слепой, вечной, глубокой, бескорыстной, благоговейной, жертвенной, материнской, братской, сыновней, безгрешной, родительской, неразделённой, трепетной, искренней, инстинктивной, безоглядной, разумной, романтической, безответной, отвергнутой, чистой, неземной, негасимая, всепоглощающей, несчастной, единственной, грешной и т.д.… любовь Что может? «вспышка», миг отношение способность вспыхнуть, победить, согреть, переполнять, говорить, спасти, закончиться, расцвести, помочь, править, родиться, превратить, сказать, длиться, расти, убить, угаснуть, смениться, охватить, помогать, преобразить, иссякнуть, ослепить, исчезнуть, оставаться, существовать, захватить, умереть, возникнуть, зарождаться, превращаться, расти, обязывать прозвучать, рождаться, усиливаться, улетучиться, отсутствовать, связывать, смениться, оставаться… Семья, свобода, человек, счастье, судьба, ревность, родина, жизнь, смерть, искушение, предательство, вера, ненависть, труд, грех, самопожертвование, страсть, надежда, забота, долг, сострадание, бескорыстие… К Богу родителям, близким, окружающим, себе, родине, России, природе, народу, профессии, работе, деньгам, музыке, истине, жизни, свободе, чтению и т.п. самопожертвование, готовность на всё во имя любви и блага Близкого человека От художественных задач авторов, их нравственных и эстетических идеалов. Многоплановость смысла в литературе проверка состоятельности человека как личности трагедия, величайшая тайна благодать, воскрешающая сила преображающая сила, воздействующая на характер, психику и мировоззрение личности и т.п. чувство основа существо- вания состояние эмоции С какими понятиями связана? От чего зависит переосмысление концепта? «нигилистический» блок признаков,передающих неподконтрольностьили отрицающих ценность данногофеномена: любовь – морок, болезнь души, безумие.

o "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин o «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И.Тургенев o «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви». o «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». А.Куприн o «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней». А. Толстой o «Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам». В. Пекелис o «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое». В. Белинский

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Путь как поиск места в жизни А.С.Грибоедов «Горе от ума», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Исторический путь России Н.В.Гоголь «Мёртвые души», А.С.Пушкин «Медный всадник» Путь (путешествие) как способа познания жизни и возможность описания социальной действительности А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Путь духовной эволюции А.С.Пушкин «Пророк», А.Чехов «Ионыч» Мотив пути в литературе

Путь развития и искания, духовного становления Л.Н.Толстой «Детство и отрочество», «Исповедь», «Война и мир» Путь как символ скоротечности жизни Н.А.Некрасов «Тройка», А.А.Блок «На железной дороге» Путь поиска правды Н.С.Лесков «Очарованный странник» Путь как этап жизни Л.Н.Толстой «Война и мир» (путь русского народа в Отечественной войне 1812 года» Мотив пути в литературе

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Год литературы – хорошая возможность напомнить людям о роли умной книги в жизни общества. Литература «развивает творческий потенциал людей, объединяет нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задаёт стратегические идеи, культурные ориентиры гражданам». Путин В.В.

Юбилеи и возможные темы 24 мая лет со дня рождения М. А. Шолохова ( ), советского писателя и общественного деятеля, 21 июня лет со дня рождения А. Т. Твардовского ( ), русского поэта, 15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова ( ), русского писателя, 28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого ( ), писателя-фантаста 7 сентября лет со дня рождения А. И. Куприна ( ), русского писателя, 3 октября лет со дня рождения С. А. Есенина ( ), русского поэта, 22 октября лет со дня рождения И. А. Бунина ( ), русского писателя, поэта, ноябрь (по др. данным декабрь) лет со дня рождения А. А. Фета ( ), русского поэта-лирика, 28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта. 1.Мир, открытый мне (фамилия писателя). 2. Современен ли (фамилия писателя)? 3. Способна ли литература воспитывать человека? 4. Какой опыт даёт человеку литература? 5. Может ли литература помочь человеку понять себя? 6.Книга, научившая меня жить. 7. Мой любимый поэт (писатель). 8. Герои произведений (автор указан), близкие мне. 9. Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему поколению? 10. Литература – отражение жизни? и т.п.

Тема, сформулированная в виде утверждения Тема, переформулированная в виде вопроса «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны? Произведение о войне, которое Вас взволновало Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало? Война: преступление и подвиг Что на войне можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу? Роль родительского наставления в жизни человека Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека? «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Почему жизнь без любви невозможна? Почему жить – это значит любить? Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Выбор и обдумывание темы сочинения Обратите внимание! Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки

Определение главной мысли сочинения Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений: Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.) Почему тема войны не уходит из литературы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Подбор литературного материала Основные условия: Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала. Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли. При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным. Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны. Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др. Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Написание сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения При написании черновика выпускник должен: постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе; следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы; при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей; выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения. Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.

Критерий 1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 2 Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

К1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0

К3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0

К4. Качество речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0

К5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0

К6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок. 2 Допущены 3-4 речевые ошибки. 1 Допущены 5 и более речевых ошибок. 0

К7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 Допущены 4-5 орфографических ошибок. 1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0

К8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 2 Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. 1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0

К9. Грамматические нормы Допущено не более 2 грамматических ошибок. 2 Допущены 3-4 грамматические ошибки. 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок. 0

К10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют. 2 Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 1 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Что значит жить, опережая время? Что значит родиться не в своё время? Историческое время – стрела или вихрь? Какое оно, время? Что неподвластно времени? Надо ли торопиться жить? Можно ли победить время? "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё" (Фалес Милетский) «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) «Единственной мерой времени является память» (Владислав Гжегорчик) «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С.Тургенев) «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) Шагнувшие в бессмертие Память неподвластна времени Время – лучший лекарь душевных ран Победившие время Герой своего времени Взгляд через века О скоротечности времени Потерянное время Писатель – летописец истории страны Истинные нравственные ценности – на века

эмоциональный ввод в тему День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время! Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время спор, приглашение к разговору Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература обоснование причин обращения к этой теме Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все- таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе. оформление вступления в виде вопросов Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу? Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю) Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн) Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин) Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин) «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов) Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль). Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере. 2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры. 3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять. 4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию. 5) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу. 6) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель) 7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают

ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ К ЛЮДЯМ К РОДИНЕ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЮБОВЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Чем опасна слепая материнская любовь? Может ли материнская любовь принести вред? Бывает ли любовь чрезмерной? Благодарны ли дети? «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М.Горький) "Любовью дорожить умейте" (С.Щипачев) «Будущее нации - в руках матерей». (О. Бальзак) Рука, качающая колыбель, правит миром. (Петер де Вриес) Любовь матери - путеводная звезда, которая не дает человеку сбиться с дороги жизни. Душа матери пропитана любовью... Сила материнской любви – в её сердце... Подвиг матери

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ Что важнее: любить или быть любимым? В чём счастье и драма любви? Всегда ли любовь делает человека счастливым? Почему жить – значит любить? «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский). «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский). «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский). Любовь - это радость от возможности позаботиться о любимом. Любовь - творец всего до 6 рого, возвышенного, сильного и светлого. Любовью жив мир. Все начинается с любви...

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ Может ли человек прожить без любви к людям? Делает ли любовь к людям человека счастливым? Может ли доброта быть лишней? Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире? "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский). «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев). «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» (А. Платонов) Жизнь ради людей Любовь к людям – основа жизни.Доброта – источник света и тепла. Пути «обогащения» человека – в добрых поступках Единство с человечеством и миром – в сострадании

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ Какого человека можно назвать патриотом? В чем проявляется любовь к Родине? Может ли человек, эмигрировавший из страны, забыть свою Родину? Можно ли патриота назвать националистом? Может ли человек жить без Родины? «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев). «С чего начинается Родина?» (Вениамин Баснер) «Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати- поле» (Д.С.Лихачев) Малая родина - островок земли большой... Размышляя о Родине...Надо быть патриотом, а не националистом. Родина в сердце каждого. Истоки любви к Родине – в детстве

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… Могу предположить, что …(тезис) Позволю себе высказать свою точку зрения В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. В качестве второго аргумента обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается и в произведении… К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… И в заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… И в заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…