Урок –деловая игра «Юный корректор» Учитель русского языка и литературы Головинова Наталья Александровна МБОУ СОШ 25 г. Пятигорска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 г.Зверево Ростовской обл. Поталай Валентина Александровна.
Advertisements

Урок – игра по теме «Лексика» ( русский язык 5 класс) Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ ВСОШ2 Рылеева Алла Анатольевна.
Ответ: Слово Возят почту к..рабли, Сам..лёты п..езда Мчат во все конц.. з..мли В степи в горы в г..рода. Почту в дальн.. районы Дост..вляют п..чтальоны.
Тема урока « Обобщение и систематизация знаний по теме « Лексика»
Обобщающий урок по теме «Лексика» МКОУ Свободненская сош учитель русского языка и литературы Сагатдинова Т.Б.
Урок- обобщение по теме Урок- обобщение по теме Лексика Лексика.
Слайд 1 В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Лексика Лексика Проект урока по русскому языку 5 класс.
Не мед, а ко всему липнут (Слова) ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА.
Русский язык 5 класс Автор: МОУ «СОШп.Бурасы», учитель русского языка и литературы Борисова Анна Геннадьевна.
«Письмо» Воронина Ю.Ю. мы узнаем: * о самых дальних родственниках письма мы будем учиться: составлять тексты писем Воронина Ю.Ю.
Урок – путешествие по теме «Лексика» в 5 классе. Цель: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры – путешествия. Учитель Исмагилова А.М.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Памятки по выполнению домашнего задания Выполнила воспитатель ГПД: Попова Н.В.
Викторина по русскому языку для 7 класса. Конкурс «Приветствие»
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Русский язык 3 класс. Тема. Правописание приставок. Разбор слова по составу. Цель. Совершенствовать умение находить в словах приставки, употреблять слова.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Транксрипт:

Урок –деловая игра «Юный корректор» Учитель русского языка и литературы Головинова Наталья Александровна МБОУ СОШ 25 г. Пятигорска

Цели урока: - воспитывать у шкоельников орфографическую и пунктуационную зоркость; - совершенствовать навыки правописания; - формировать нормы правильной литературной речи; - развивать наблюдательность и внимание.

«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная вещь из них» Л.Успенский

Сегодня люди все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Человек попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности. А как же речевое, «живое» общение друг с другом? Человек должен уметь правильно излагать свои мысли и устно, и письменно. И сегодня мы с вами будем выполнять обязанности корректора, развивать свои умения и навыки по формированию правильной литературной речи, совершенствованию орфографической и пунктуационной зоркости.

Почему Л.Успенский назвал слово «чудом»?

Каким качествами должен обладать корректор? Вспомните, кого называют корректором? Вспомните, кого называют корректором?

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру, то есть исправляющий ошибки и опечатки в тексте. Корректор должен хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Быть внимательным и аккуратным.

И сегодня мы с вами поговорим о словарном составе языка. Словарный состав нашего языка постоянно изменяется. Многие слова исчезают из языка, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось, или потому что вытесняются другими словами. Задание 1. Укажите среди данных слов устаревшие. Попробуйте определить их значение. Кивер, сессия, кафтан, ложа, святки, сафьяновый, яхонт, золотой.

Проверь себя! Проверь себя! Кивер – головной убор военного. Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.

С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы домашнего обихода, машины, орудия труда. Вместе с ними возникают и новые слова, называющие их. Задание 2. Выделите в предложениях неологизмы (новые слова). Объяснить их можете? В компьютере произошел сбой. Этот фильм оказался триллером. В офисе находилось много людей. Его рейтинг поднялся до наивысшего показателя. В принтер загрузили стопку бумаги..

Проверь себя! Проверь себя! Компьютер – универсальная машина для обработки информации Триллер – фильм ужасов Офис – служебное помещение. кабинет Рейтинг – показатель популярности Принтер – устройство для распечатки материалов

Хороший корректор никогда не допустит, чтобы в тексте встречались речевые ошибки на повтор слов. А вы сможете исправить такие ошибки в тексте? Задание 3. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночьь. Он шел и радостно глядел по сторонам. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.» (слова для справок: дворник, крестьянин)

Однажды корректору пришло письмо. Вскрыл он конверт, решил прочесть, а понять все не смог: часть текста оказалась залита водой. Корректор был мастером своего и дела и догадался, что же было написано в позлании. Задание 4. А вы сможете прочитать письмо? Даю подсказку: вспомните о словах с противоположным значением. Как они называются? «Дорогой мой корректор! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, злабых, глупых, лживых, безвольных. Я очень хочу. Чтобы все люди были … »

Проверь себя! Проверь себя! 1. Трусливый – смелый Жадный – щедрый Жадный – щедрый Ленивый – трудолюбивый Ленивый – трудолюбивый Слабый – сильный Слабый – сильный Глупый – умный Лживый – правдивый Безвольный - злабохарактерный 2.Антонимы

Чтобы мы не заскучали корректор дал нам почитать маленькую юмореску. Прочитайте и вы ее. Юмореска. Это было давно. Путник заблудился в пустыне. Шесть суток у него во рту не было ни крошки хлеба, ни глотка воды. Путнику мерещились миражи: то водопроводный кран, то озеро. Жажда становилась все сильнее. Тогда путник встал на колени, воздел руки к небу и воззвал к Всевышнему: - Господи! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный путник увидел кран. Но, увы, кран был …подъемный!

Объясните, почему произошла такая ошибка? Как называются слова, которые или произносятся одинаково, или пишутся одинаково, но обозначают разные лексические понятия?

Задание 5. Дайте правильный ответ на вопросы- шутки. 1. Какое слово может летать, а может быть городом? 2. Какое слово может быть деталью автомобиля и органом у птицы? 3. Какое слово можно вставить в принтер и сорвать с дерева? 4. Какое слово может быть и оружием, и овощем? 5. Какое слово может быть водой или предметом, без которого не попасть домой? 6. Какое слово может быть домом культуры и вылетать из трубы?

Проверь себя! Проверь себя! 1. Орел 2. Крыло 3. Листок 4. Лук 5. Ключ 6.Клуб

В следующем позлании корректору было много фразеологизмов. Он их все выписал и подобрал к ним синонимичные слова и фразы. Задание 6. Выпиши из текста все фразеологизмы и подбери к ним синонимичные слова или словосочетания. В моей жизни удач кот наплакал, а трудностей – вагон и маленькая тележка. Но я не вешаю нос. Если работать, засучив рукава, мотать на ус, то можно стать мастером на все руки.

Проверь себя! Проверь себя! кот наплакал – очень мало вешать нос – огорчаться. засучив рукава – усердно, старательно мастер на все руки – умелец, человек, который многое умеет вагон и маленькая тележка – очень много намотать на ус – хорошо запоминать, брать на заметку

А сейчас наш корректор удалился обедать, а на столе у него лежит недоделанная работа. Думаю, вам надо помочь и показать свои знания орфографии и лексики Задание 7. Найдите в предложении слова в переносном значении, обозначьте в них орфограммы, объясните их. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над небом скучает. На сонной березке щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Наш корректор вернулся с обеда, принес меню и рассказал один занимательный случай. Думаю, вам стоит о нем тоже узнать. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал: -Шесть порций орфографических ошибок. -Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. -Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал А.И.Куприн и зачитал злополучное меню.

Задание 8. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню, которое принес корректор (можно пользоваться словарем). 1.Буль..н кури..ый. 2.Ра..ельник с к..колбасой. 3.К..атлеты св..ные. 4.П..льмени. 5.К..мрот груш..вый. 6.К..сель слив..вый. 7.Коври..ка зла..кая. 8.Пиро..ки с п..ночькой.

Проверь себя! Проверь себя! 1. Бульон куриный. 2. Рассоельник с коколбасой. 3. Коатлеты свиные. 4. Пельмени. 5. Комрот грушевый. 6. Кисель сливовый. 7. Коврижка зладкая. 8. Пирожки с пеночькой.

Известно, что тому, кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуйте и вы «разгадать» текст, который оставил для вас корректор. Задание 9. Запишите предложения правильно, объясните свое написание. Я пашол вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и розла, как гразовайя туча…

Проверь себя! Проверь себя! Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночьь приближалась и розла, как грозовая туча.

И в заключение предлагаю вам немного поиграть в анаграммы. Напомню, анаграмма – слово или словосочетание, полученное при перестановке букв Задание 9. Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово: шарф сосна дома товар волос Нина колос роман шутка фирма

Проверь себя! Проверь себя! Шарф - фарш сосна - насос Дома - мода товар - отвар Волос - слово Нина - Инна Колос - сокол роман - норма Шутка - штука фирма - рифма

Молодцы!Молодцы!