повышение доступности качественного образования создание образовательной среды успешная социализация всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития
Форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения Психолого – медико – педагогическое сопровождения обучающихся и воспитанников Создание особых условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ
усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого- педагогических условиях.
Отслеживание особенностей психологического развития детей Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно- развивающих программ;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума
К ним можно отнести: -Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от ); -Декларация о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 года, -Декларация о правах инвалидов, резолюция Конвенции ООН года; - Конвенция о правах ребенка, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от ; -Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от г.
- Семейный Кодекс РФ; - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года, 273 ФЗ, статья 42, часть 5; - Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 года, «Положение о Министерстве образования и науки РФ». В данном постановлении психолого-медико-педагогической комиссии посвящен подпункт Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации 27/901 – 6 от г.
-Концепция организации инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре (приказ 437 от г) - Постановление Правительства ХМАО – Югры от г. 281 – п «Об оказании методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях - Постановление Правительства ХМАО – Югры от г. 543 – п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты – Мансийском автономном округе - Югре»
-1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; -2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; -3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; -4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; -5) дети с проявлением социальной и психолого- педагогической дезадаптацией.
1. Экспертно-диагностическая 2. Информационно-аналитическая функция 3. Организационная функция 4. Методическая функция 5. Консультативная функция 6. Функция сопровождения 7. Реабилитирующая функция 8. Просветительская функция
В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме председателя консилиума образовательной организации, психолога, логопеда и дефектолога) должны входить: - специалисты, которые непосредственно работают с ребенком (воспитатели или учителя) - специалисты сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра или приглашенный на основе договора врач).
Председателем ПМПк должен быть сотрудник образовательной организации, обладающий достаточным административным ресурсом: координатор по инклюзии в образовательной организации (старший воспитатель, завуч по инклюзии) или руководитель службы психолого- педагогического сопровождения, завуч начальной школы и иной администратор.
ПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ - Уточнение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, форм, методов и программ коррекционной работы специалистов; - выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и реабилитационной работы; - динамическую оценку состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ - решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления ранее проводимой коррекционно- развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; - решение вопроса об изменении образовательного маршрута (в рамках деятельности данного ОУ, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).
- Журнал записи детей на ПМПк - Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк - Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося, воспитанника. - Карта развития ребенка - Статистический учет деятельности ПМПк
-Журнал записи детей на ПМПк п/п Дата, время Ф.И. ребенка Дата рождения пол Инициатор образения Причина образ.-я График консульт специалистов
-Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и -рекомендаций ПМПк. п/п Дата проведения консультации специалиста или заседания ПМПк Ф.И. ребенка Возраст Пробл ема Заключени е специалист а или заключение ПМПк Рекомен дации Специали ст или состав ПМПк
- данные по обеспеченности Консилиума специалистами - количество детей, прошедших ПМП консилиум за отчетный период: - информация о количестве детей с ОВЗ в ОО, форма предоставления психолого – педагогической помощи - основные выявленные проблемы детей - основные рекомендации специалистов - сведения о направлении детей в другие инстанции - анализ трудностей, встречающихся в деятельности.
Консилиум играет в системе психолого - педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих образовательного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, воспитатель, учитель - логопед, дефектолог, социальный педагог, медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения обучающегося, воспитанника, с учётом данных о его прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков. Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической и экспертной работы специалистов образовательного учреждения, делает их работу более конкретной, содержательной и результативной.
Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся, и учителей, и всего педагогического коллектива, «…в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).