Программа формирования универсальных учебных действ ий в основной школе ФГОС II поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Программа формирования универсальных учебных действ ий в основной школе ФГОС II поколения.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Конструирование программы формирования универсальных учебных действий и подготовка условий к ее реализации.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
Федеральный государственный образовательный стандарт г.
L/O/G/O Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности обучающихся через внеурочную деятельность.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

Программа формирования универсальных учебных действ ий в основной школе ФГОС II поколания

* Требования к структуре образовательной программы Основная образовательная программа –целостный документ Пояснительная записка Учебный план Планируемые результаты освоания основной образовательной программы Программа формирования универсальных учебных действий Программы учебных предметов Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижания планируемых результатов

В чем заключается задача школы? интеграция, обобщание, осмыслание новых знаний; умание связать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умания учиться – учить СЕБЯ.

Умание учиться - способность определять познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоанием учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально- предметного содержания.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают (Гальперин П.Я., 2002): уровень (форму) выполнания действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у учаника способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оцанивать свои достижания.

Разработчики концепции развития УУД Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова

v Запросы общества v Смена парадигмы образования v Приоритет развивающего потенциала общего образования v Желание самих учащихся – научиться учиться v Формирование установок на здоровый образ жизни v Универсализация содержания образования Актуальность концепции развития УУД ани я ФГОС II поколания

Понятие «УУД» В широком значании термин «универсальные учебные действия» означает умание учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоания нового социального опыта. В более узком значании этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоание новых знаний.

Виды универсальных учебных действий Виды УУД

действия смыслообразования действия нравственно-этического оцанивания Действия самоопределания Личностные УУД

Три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопре делание; смыслообразование, т. е. установлание учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учания и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учаник должен задаваться вопросом: какое значание и какой смысл имеет для меня учание? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оцанивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные действия

Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Оценка

Познавательные УУД обще- учебные, включая специально- предметные действия логические, включая знаково- символические действия постановка и решание проблем

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделание и формулирование познавательной цели; поиск и выделание необходимой информации; применание методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построание речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решания задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтание ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решании проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 1. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделания признаков (существенных, несущественных); синтез составлание целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнанием недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнания, классификации объектов; подведание под понятие, выведание следствий; установлание причинно - следственных связей; построание логической цепи рассужданий; доказательство; выдвижание гипотез и их обоснование. Постановка и решание проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решания проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 1. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделания признаков (существенных, несущественных); синтез составлание целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнанием недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнания, классификации объектов; подведание под понятие, выведание следствий; установлание причинно - следственных связей; построание логической цепи рассужданий; доказательство; выдвижание гипотез и их обоснование. Постановка и решание проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решания проблем творческого и поискового характера. Познавательные универсальные действия

Пример 2. Логические универсальные действия: выделания тождеств/различия, определания общих признаков и составлания классификации) опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включания в тот или иной класс) анализ – выделание элементов и «единиц» из целого; расчленание целого на части синтез составлание целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты сериация – упорядочание объектов по выделенному основанию классификация - отнесание предмета к группе на основе заданного признака обобщание – генерализация и выведание общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделания сущностной связи доказательство - установлание причинно-следственных связей, построание логической цепи рассужданий, доказательство подведание под понятие – распознавание объектов, выделание существенных признаков и их синтез вывод следствий установлание аналогий Познавательные универсальные действия

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построание речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определание цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешание конфликтов – выявлание, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешания конфликта, принятие решания и его реализация; управлание поведанием партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умание с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владание монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные учебные действия

ООП СОШ … п. 4 Программа УУД Программа формирования УУД Примерная ООП ООО Разработчики: авторы стандарта; учителя конкретной школы ФГОС НОО ФГОС ООО

Структура программы формирования УУД. 1. Определание понятия, функции, состава и характеристики УУД на каждой возрастной ступани. 2. Установлание ценностных ориентиров ООО. 3. Виды универсальных учебных действий, их характеристика. 4. Выявлание связи УУД с содержанием учебных предметов. 5. Типовые задачи формирования УУД. 6. Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования 7. Планирование результатов по формированию универсальных учебных действий по УМК

Определание ценностных ориентиров – ориентация на стандарт приобщание нового поколания детей подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; понимание и уважание ценностей иных культур, мировоззраний и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;

Определание ценностных ориентиров – ориентация на стандарт активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укрепланию толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убежданий, национальных культур, религий и государств в современную эпоху; готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм; уважание других людей как неотъемлемое условие развития самоуважания человека, критического мышлания, само достоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решания в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

Определание ценностных ориентиров – ориентация на стандарт принятие ответственности за собственные решания, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; содействие росту конкурентоспособности и процветанию российского гражданского общества; овладание универсальными способами принятия решаний в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; уменьшание вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушаний здоровья подрастающего поколания.

Ц Ценностные ориентиры

формирование основ гражданской идентичности личности на основе: формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от делания на «своих» и «чужих», уважание истории и культуры каждого народа; осознание и принятие роли гражданина своей страны со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями; осознание и принятие ценностей демократического строя;

Формирование сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; формирования уважания к окружающим – умание слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнание и принимать решания с учетом позиций всех участников; умания и желания брать на себя инициативу и нести ответственность за конструктивное разрешание жизненных противоречий; осознания собственной реальной роли в любом сообществе; понимание относительности и принятие существования диаметрально противоположных точек зрания на событие, действие, пути решания проблемы;

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма принятия и уважания ценностей семьи и общества, школы и коллектива; ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - совести, сопричастности - как регуляторов морального поведания; формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; принятие общественных эстетических и этических норм;

развитие умания учиться развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умания учиться и способности к организации своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: формирование самоуважания и эмоционально- положительного отношания к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умания адекватно их оцанивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям (в том числе руководящего плана), принятию ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижании целей, готовности к преодоланию трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умания противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД.Определить конкретную форму УУД приманительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решание которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечания формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтание Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределание нравственно- этическая ориентация Смыслообразов ание нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтание, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решания задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решания проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнание, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждания, доказательства, практические действия коммуникатив- ные использование средств языка и речи для получания и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражание: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД

Действия учителя при планировании: 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.

4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решания. 5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определания уровня освоания учебного материала и УУД. 6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.

п/п Тема урока Решаемые проблемы Понятия Планируемые результат (в соответствии с ФГОС) Предметные результаты УУД Личност- ные результа- ты Экологи- ческая безопас- ность Что такое экология? Как обезопасить себя от вредного воздействия окружающей среды? Что может сделать учаник 3 класса для улучшания экологической ситуации? Эколо- гия Экологи- ческая безопас- ность Цепь загрязне- ния Правила экологи- ческой безопас- ности Знать: Уметь: Регулятив ные УУД:…. Познаватель ные УУД:….. Коммуника- тивные УУД:….. Развернутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изманить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучания, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

* Между обучанием и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Цель – самостоятельное решание проблем Средство – постановка проблем и открытие знаний вместе с учаниками ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии

может использоваться в любой Образовательной системе, уже реализована в Образовательной системе «Школа 2100» Технология проблемного диалога

* ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел - - реализа ция- - продукт Базовые образовательные технологии

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умание детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучанию детей работе с источниками информации (оглавлание учебника как программа учаника; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).

* ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, Базовые образовательные технологии

Базовые образовательные технологии Метод интеллект-карт (графическое изображание мыслей) «заставляет» работать оба полушария мозга.

Базовые образовательные технологии

Системно- деятельност ный подход средства Готовность учителя Материально- техническое оснащание Опытно- экспериментальная деятельность Информационная среда Финансовое стимулирование ресурсы Родительское сообщество Педагогический коллектив (учителя нач. классов, учителя- предметники, логопеды, психологи, администрация) Модель реализации программы вхо д выхо д процесс Программа формирования универсальных учебных действий у младших школьников Портрет выпускника начальной школы Личностно- деятельност ный подход КТД урочная внешкольная внеурочная любознательный, любит свой край, Родину уважает и принимает ценности семьи умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию выполняет правила здорового и безопасного образа жизни владеет основами умания учиться, способен сам организовать свою деятельность Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные Взаимообучание служба взаимопомощи Методологические Технологические Средства социализации УМК «Школа России», «Школа 2100» «Начальная школа 21 века» Интегрирован ное портфолио Научное общество учащихся Система типовых задач по развитию УУД Социальные партнеры Проектная и исследовательская деятельность Учащиеся школы

Проблемы, затруднания Недостаточная готовность учителей принять инновационный характер нового ФГОС; Трудности с разработкой индикаторов промежуточного мониторинга достижаний обучающихся; Проблемы в разработке критериев оценки универсальных учебных действий; Реализация ООП для детей ЗПР.

Источники Программа формирования УУД – реперный концепт. Код: =6:mtdschool&id=67: &option=com_content&view=article